Судья: Невесенко В.Н. № 12-36
РЕШЕНИЕ
26 марта 2015 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев жалобу негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования Современной гуманитарной академии на постановление судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 14 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица - негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования Современной гуманитарной академии
установил:
постановлением судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 14 января 2015 года негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия (далее - Академия) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, Академия просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы ее автор ссылается, что судом не дана правовая оценка представленным доводам возражений Академии и представленным ею доказательствам. Указывает, что приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 апреля 2010 года № 282, которым утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), нарушение требований которого вменено Академии, утратил силу с 01 сентября 2014 года. Кроме того, решением Ученого совета Академии Балашовский филиал Академии прекратил осуществление образовательной деятельности по данной образовательной программе, о чем в Рособрнадзор подано заявление о переоформлении приложения к лицензии Академии, однако во внесении изменений отказано в связи с наличием у Академии неисполненного предписания Рособрнадзора, а заявление возвращено Академии. Считает, что представленные Академией документы, свидетельствуют о том, что при реализации образовательных программ бакалавриата Академией выполняются требования соответствующих стандартов к обеспечению научно-педагогическими кадрами, не учтено применение Академией дистанционных образовательных технологий. Кроме того, автор жалобы полагает, что Академии необоснованно вменено нарушение подп. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ссылается, что законом не предусмотрена обязанность организации по хранению документов о повышении квалификации работника в его личном деле, данная норма определяет обязанность работника по систематическому повышению квалификации. Также указывает, что на момент проверки преподаватель ФИО4 проходил обучение по курсу внутрифирменного повышения квалификации.
В судебном заседании защитник Академии Уханов О.А. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Считал, что материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о последствиях, предусмотренных ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности, наличие которых необходимо для квалификации действий лица по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Полагал, что лицензия на образовательную деятельность предоставляет право ее ведения, но не является обязанностью и не свидетельствует о ведении такой деятельности. Указал, что при получении лицензии в части, касающейся Балашовского филиала Академии, экспертной комиссией Рособрнадзора дано заключение о том, что к ведению образовательного процесса в филиале привлечено 203 человека, доля преподавателей, работающих в филиале на полную ставку, составила 53,9%, с учетом преподавателей базового вуза, прикрепленных к филиалу приказом ректора Академии. Считал, что при проведении проверки должностным лицом Рособрнадзора необоснованно учтены только преподаватели, состоящие в штате филиала. Полагал, что федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, утвержденные соответствующими приказами Министерствами образования и науки и являющиеся приложениями к данным приказам, не выполнение требований которых вменено Академии, не подлежали применению, поскольку приложения официально опубликованы не были. Ссылался, что в ходе рассмотрения дела не установлено отсутствие соответствующей квалификации у преподавателя ФИО4
Выслушав объяснения защитника Уханова О.А., проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ), прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе: а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения; б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «е» пункта 6, подпунктами «а», «в», «г» пункта 7 настоящего Положения.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 апреля 2010 года № 282 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Пунктом 7.18 данного образовательного стандарта было предусмотрено, что образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. В данном пункте также закреплен перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений: Кабинеты: социально-экономических дисциплин; иностранного языка; математики; экономики организации; статистики; менеджмента; документационного обеспечения управления; правового обеспечения профессиональной деятельности; бухгалтерского учета, налогообложения и аудита; финансов, денежного обращения и кредитов; экономической теории; теории бухгалтерского учета; анализа финансово-хозяйственной деятельности; безопасности жизнедеятельности и охраны труда. Лаборатории: информационных технологий в профессиональной деятельности; учебная бухгалтерия. Спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 832 вышеуказанный приказ от 06 апреля 2010 года № 282 признан утратившим силу, утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Пункт 7.18 нового стандарта предусматривает аналогичные требования к материально-технической базе образовательного учреждения, реализующего основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, в части, перечня кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений.
Пунктом 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 года № 544, предусмотрено, что реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60%, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 8% преподавателей.
Пунктом 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 747, предусмотрено, что доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 60%, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 8% преподавателей.
Согласно п. 7.17 Федерального государственного образовательного стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 года № 464, доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60%, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10% преподавателей.
Пунктом 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 759, действовавшим до 09 февраля 2015 года, было предусмотрено, что доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50%, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 6% преподавателей.
Действующим Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования уровня высшего образования бакалавриата, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 года № 946, предусмотрено, что доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70% (п. 7.2.2). Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 50% (7.2.3).
Согласно п. 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2009 года № 553, доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 50%, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 6% преподавателей.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Как следует из материалов дела, Академия имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности от 25 февраля 2011 года (регистрационный № 0744). Согласно приложению № 16.3 к лицензии Балашовский филиал Академии имеет право ведения образовательной деятельности, в том числе по следующим образовательным программам, программам профессиональной подготовки:
080114 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) - уровень (ступень) образования: среднее профессиональное - наименование профессии, квалификации, присваиваемой по завершении образования: бухгалтер;
030300 - Психология - уровень (ступень) образования: высшее профессиональное - наименование профессии, квалификации, присваиваемой по завершении образования: бакалавр;
030300 - Психология - уровень (ступень) образования: высшее профессиональное - наименование профессии, квалификации, присваиваемой по завершении образования: бакалавр психологии;
030500 - Юриспруденция - уровень (ступень) образования: высшее профессиональное - наименование профессии, квалификации, присваиваемой по завершении образования: бакалавр юриспруденции;
030900 - Юриспруденция - уровень (ступень) образования: высшее профессиональное - наименование профессии, квалификации, присваиваемой по завершении образования: бакалавр;
080100 - Экономика - уровень (ступень) образования: высшее профессиональное - наименование профессии, квалификации, присваиваемой по завершении образования: бакалавр экономики;
080200 - Менеджмент - уровень (ступень) образования: высшее профессиональное - наименование профессии, квалификации, присваиваемой по завершении образования: бакалавр;
080500 - Менеджмент - уровень (ступень) образования: высшее профессиональное - наименование профессии, квалификации, присваиваемой по завершении образования: бакалавр менеджмента;
230100 - Информатика и вычислительная техника - уровень (ступень) образования: высшее профессиональное - наименование профессии, квалификации, присваиваемой по завершении образования: бакалавр;
230100 - Информатика и вычислительная техника - уровень (ступень) образования: высшее профессиональное - наименование профессии, квалификации, присваиваемой по завершении образования: бакалавр техники и технологии.
При проведении внеплановой выездной проверки по месту нахождения Балашовского филиала Академии на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21 ноября 2014 года № 1881 в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2014 года государственным инспектором отдела надзора за исполнением законодательства и лицензионного контроля Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, установлено невыполнение Академией требований подп. «б», «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, а именно:
у филиала лицензиата отсутствуют кабинеты, лаборатории, спортивный комплекс и залы, необходимые для реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), предусмотренные стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 апреля 2010 года № 282;
- в нарушение п. 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 года № 544, реализация основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Менеджмент не обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими образование ученую степень и/или ученое звание (не менее 60% от общего числа), ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и/или ученое звание профессора (не менее 8% преподавателей);
- в нарушение п. 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 747, реализация основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Экономика не обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими образование ученую степень и/или ученое звание (не менее 60% от общего числа), ученую степень доктора наук, в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и/или ученое звание профессора (не менее 8% преподавателей);
- в нарушение п. 7.17 Федерального государственного образовательного стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 года № 464, реализация основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция не обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими образование ученую степень и/или ученое звание (не менее 60% от общего числа), ученую степень доктора наук, в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и/или ученое звание профессора (не менее 10% преподавателей);
- в нарушение п. 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 759, реализация основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Психология не обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими образование ученую степень и/или ученое звание (не менее 50% от общего числа), ученую степень доктора наук, в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и/или ученое звание профессора (не менее 6% преподавателей);
- в нарушение п. 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2009 года № 553, реализация основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника не обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими образование ученую степень и/или ученое звание (не менее 50% от общего числа), ученую степень доктора наук, в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и/или ученое звание профессора (не менее 6% преподавателей).
Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении от 28 ноября 2014 года в нарушение п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в личном деле ФИО4 отсутствует информация о систематическом повышении его профессионального уровня.
Результаты проверки отражены в акте от 28 ноября 2014 года.
По факту выявленных нарушений в отношении Академии составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Факт невыполнения Академией подп. «б», «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 28 октября 2013 года № 966, подтверждается собранными по делу доказательствами, в частности: протоколом об административном правонарушении от 28 ноября 2014 года; актом проверки № 512/ВП/Л/З/К от 28 ноября 2014 года; лицензией на право ведения образовательной деятельности от 25 февраля 2011 года (регистрационный № 0744), выданной Академии, и приложением к ней № 16.3; штатным расписанием Балашовского филиала Академии № 1 от 29 августа 2014 года; справкой о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов Балашовского филиала Академии.
При таких обстоятельствах судьей сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Академии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Вопреки доводам защитника действия Академии правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку в соответствии с подп. «а» п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подп. «б», «д» п. 6 Положения, относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.
Вместе с тем полагаю, что постановление судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 14 января 2015 года подлежит изменению, из постановления следует исключить указание на нарушение Академией п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, выражается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Таким образом, невыполнение работником возложенной обязанности систематически повышать свой профессиональный уровень не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
При этом учитываю, что Академии должностным лицом не вменялось невыполнение лицензионных требований или условий по обеспечению реализации образовательных программ педагогическими кадрами, получившими дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации.
Довод жалобы о том, что федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, утвержденные соответствующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, не подлежали применению, поскольку данные приказы, не выполнение требований которых вменено Академии, не относятся к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, которые в силу положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», не подлежат официальному опубликованию, поскольку не относятся к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовой статус организаций или имеющим межведомственный характер.
Не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого Академии административного правонарушения указание должностным лицом в протоколе об административном правонарушении на нарушение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации, признанного на момент проверки утратившим силу, поскольку, как указано выше, действующим приказом предусмотрены аналогичные требования к материально-технической базе образовательного учреждения, реализующего основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования. Доказательств, свидетельствующих о выполнении Академией данных требований, ни должностному лицу, ни суду не представлено.
Довод жалобы о прекращении Балашовским филиалом Академии осуществления образовательной деятельности по образовательной программе среднего профессионального образования, а потому отсутствие у лицензиата обязанности выполнять соответствующие лицензионные требования или условия, основаны на неправильном толковании закона.
Статьей 9 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии (ч. 2). Лицензия действует бессрочно (ч. 4).
Согласно ст. 20 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в том числе в случае представления лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности (ч. 13).
В обоснование данного довода жалобы Академия ссылалась, что лицензиатом прекращена образовательная деятельность в части, касающейся среднего профессионального образования, о чем издан соответствующий приказ Академии, в лицензирующий орган направлено соответствующее заявление, которое возвращено Академии в связи с наличием у лицензиата неисполненного предписания Рособрнадзора.
В силу ч. 14 ст. 20 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности.
Частью 18 данной статьи предусмотрено, что действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Таким образом, до прекращения права Академии на ведение образовательной деятельности по данной образовательной программе в установленном законом порядке у лицензиата сохраняется обязанность выполнять соответствующие лицензионные требования.
Вместе с тем доказательств прекращения лицензии Академии на ведение образовательной деятельности по образовательной программе Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ни должностному лицу, ни суду представлено не было.
Доводы жалобы о необоснованности привлечения Академии к административной ответственности в связи с невыполнением требований федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования при реализации образовательных программ бакалавриата, касающихся обеспечения научно-педагогическими кадрами, как и представленные заявителем документы в подтверждение доводов жалобы, не могут повлечь отмену обжалуемого постановления по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки филиалом лицензиата были представлены список штатных преподавателей из числа экстерриториального профессорско-преподавательского состава, закрепленного за Балашовским филиалом, численностью 149 человек, справка о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов (численность преподавателей - 175 человек), штатное расписание Балашовского филиала Академии, согласно которому преподавательский состав представлен в количестве 6 человек, оформленных на 0,25 ставки каждый.
Из п. 6 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 января 2014 года № 2, следует, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Представленные Академией справки о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов Балашовского филиала Академии, а также приказы о закреплении штатных преподавателей и штатных педагогических совместителей за филиалом не опровергают выводы должностного лица и суда о несоблюдении Академией требований стандартов при реализации образовательных программ бакалавриата к обеспечению научно-педагогическими кадрами, поскольку не свидетельствуют об осуществлении Балашовским филиалом Академии образовательной деятельности по данным направлениям с привлечением указанных в приказах преподавателей к реализации образовательных программ, в том числе посредством использования дистанционных образовательных технологий.
При этом учитываю, что документы, подтверждающие данное обстоятельства не были представлены ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения дела судами первой и второй инстанций.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании закона, сводятся к переоценке представленных доказательств, что само по себе не может служить основанием для освобождения указанного юридического лица от административной ответственности.
Постановление о привлечении Академии к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание назначено Академии в пределах санкции ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в минимальном размере.
При таком положении постановление судьи Балашовского районного суда Саратовской области подлежит изменению, из описательно-мотивировочной части постановления судьи подлежат исключению выводы о нарушении Академией п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 14 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования Современной гуманитарной академии - изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 14 января 2015 года выводы о нарушении негосударственным аккредитованным частным образовательным учреждением высшего профессионального образования Современной гуманитарной академией п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Судья М.В. Литвинова