НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 24.02.2022 № 3А-20/2022

Дело № 3а – 20/2022

УИД: 64OS0000-01-2021-000793-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Бугаевой Е.М.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Анашкина А.В.,

при ведении протокола помощником судьи Тузовым Г.В.,

с участием представителя административного истца П.О.А.Д.О.А., представителя административного ответчика комитета по управлению имуществом Саратовской области – Ю.Ю.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П.О.А. к комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании недействующим пункта 786 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2018 года № 1052-р, пункта 767 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года № 1040-р, возложении обязанности опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

установил:

комитет по управлению имуществом Саратовской области распоряжением от 28 ноября 2018 № 1052-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее – Распоряжение № 1052-р) утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень на
2019 год).

Также комитет по управлению имуществом Саратовской области распоряжением от 28 ноября 2019 года № 1040-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее – Распоряжение № 1040-р) утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на
2020 год).

В пункт 786 Перечня на 2019 год и пункт 767 Перечня на 2020 год включено встроенно-пристроенное нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что данное нежилое здание не обладает предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости имущества, поскольку указанное нежилое здание не является административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), оно не предназначено для использования и фактически не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, не предназначено для использования и фактически не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Решением Саратовской городской думы «О налоге на имущество физических лиц» № 41-465 от 27 ноября 2014 года сумма налога на здание рассчитывалась исходя из инвентаризационной стоимости. Таким образом, в
2018 году размер налога за год за здание составлял 50 500 рублей. Кадастровая стоимость здания с 05 июля 2012 года по 01 января 2021 года составляла
31 984 000 рублей. Административный истец полагает, что в соответствии
со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области № 1052-р от 28 ноября 2018 года в пункте 786 вышеуказанное нежилое здание было включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год. На 2020 год распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области № 1040-р от 28 ноября 2019 года в пункте 767 вышеуказанное нежилое здание было включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Согласно решению Саратовской городской думы «О налоге на имущество физических лиц» № 26-193 от 23 ноября 2017 года налоговая ставка указанного нежилого здания определяется в размере 2% от кадастровой стоимости. Таким образом, налог в 2019 году существенно увеличился и составлял уже
639 680 рублей, в 2020 году сумма не изменилась. С 2021 года кадастровая стоимость утверждена уже в размере 15 476 260 рублей, что более чем в два раза ниже предыдущей. Соответственно, до 2021 года кадастровая стоимость объекта была очень завышенной, так и сам размер налога был существенно завышенным. Таким образом, административный истец полагает, что на основании имевшихся в распоряжении административного ответчика сведений нежилое здание не могло быть включено в указанный перечень, поскольку ни техническая документация на данное здание, ни представленные сведения из ЕГРН не позволяют сделать вывод, что здание обладает признаками административно-делового или торгового центра, а помещения в нем предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или фактически используются в указанных целях.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по указанным основаниям.

Представитель административного ответчика комитета по управлению имуществом Саратовской области возражала против удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемые распоряжения приняты в пределах компетенции с соблюдением процедуры, установленной законом, не противоречат положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Административный истец П.О.А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
(статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Исходя из положений статей 15 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица являются плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.

Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здание, строение, сооружение и помещение, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых Перечней) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого Кодекса перечень, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, в том числе в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Законом № 73-ЗСО на территории Саратовской области установлен и введён в действие налог на имущество организаций.

Статьёй 1.1 Закона № 73-ЗСО предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении нежилых помещений общей площадью свыше 200 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Налоговая база, определенная как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, применяется в отношении вышеуказанного имущества, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, формируемый уполномоченным органом исполнительной власти области.

Определение на налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление перечня в электронной форме в налоговый орган по Саратовской области, размещение перечня на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на основании пункта 6 постановления правительства Саратовской области от 23 мая 2018 года № 280-П «Вопросы комитета по управлению имуществом Саратовской области» (далее – Постановление № 280-П) относится к полномочиям комитета по управлению имуществом Саратовской области.

Согласно статье 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская областная газета «Регион 64», в «Собрании законодательства Саратовской области», первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.G-64.RU), сайте сетевого издания «Регион 64» (www.RE64.RU), «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

В судебном заседании установлено, что распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2018 года № 1052-р утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, в который включено нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты> (строка 786).

Распоряжение № 1052-р опубликовано на официальном сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru) 29 ноября 2018 года.

Также распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года № 1040-р утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, в который включено нежилое здание с кадастровым номером 64:48:030219:619, расположенное по адресу: город Саратов, улица Танкистов,
дом 90 А (строка 767).

Распоряжение № 1040-р опубликовано на официальном сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru) 29 ноября 2019 года.

Принимая во внимание положения приведённых выше нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что Распоряжение № 1052-р и Распоряжение № 1040-р приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры их принятия приняты комитетом по управлению имуществом Саратовской области в соответствии с его полномочиями, закрепленными в пункте 6 Положения о комитете по управлению имуществом Саратовской области (постановление Правительства Саратовской области от 23 мая 2018 года № 280-П), опубликованы в установленном законом порядке (статья 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области», пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), а также соответствуют форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России № ММВ-7-11/604@ от 28 ноября 2014 года.

Как следует из материалов дела, П.О.А. является собственником нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: город <данные изъяты>. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из единого государственного реестра недвижимости.

Судом установлен факт применения в отношении административного истца Распоряжения № 1052-р и Распоряжения № 1040-р в части включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (пункт 786) на 2020 год (пункт 767).

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Как следует из приведенных норм, закон устанавливает несколько видов критериев, при наличии одного из которых объект признается административно-деловым центром и подлежит включению в Перечень.

При этом в силу прямого указания закона для включения в Перечень достаточно наличия хотя бы одного критерия.

Формирование Перечней на 2019 и 2020 годы осуществлялось комитетом по управлению имуществом Саратовской области в соответствии с указанными выше положениями законодательства на основании полученной в порядке межведомственного взаимодействия информации налоговых органов, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имуществом и сделок с ним.

В соответствии со сведениями, предоставленными филиалом
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области, а также в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости здание, принадлежащее на праве собственности административному истцу, на момент принятия Перечней на 2019 и 2020 годы и в настоящее время располагается на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» (л.д. 83).

Согласно выписке из ЕГРН нежилое здание, 2010 года постройки, расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования «административное здание» (л.д. 75).

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», существующий на дату издания Распоряжений № 1052-р и № 1040-р, однозначно предусматривал размещение на земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, в связи с чем включение в Перечни 2019-2020 годов спорного объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке, полностью согласуется положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», на котором расположено спорное здание, предусматривает размещение на нем зданий различных назначений, в том числе административных, офисных, следовательно, у комитета по управлению имуществом Саратовской области отсутствовали основания для установления фактического вида разрешенного использования.

Не состоятельны доводы представителя административного истца о том, что отсутствие вида как «административное», которое содержится в соответствующей статье Налогового кодекса Российской Федерации, не позволяет однозначно установить вид разрешенного использования земельного участка, а также то, что собственник объекта недвижимости использует его под складское помещение и торговое помещение.

Так, статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней как основание для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий, следовательно, неиспользование спорного здания не имеет правового значения.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 1259-О, нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений. Налоговые нормы, содержащиеся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учётом такого показателя, как кадастровая стоимость. В качестве основного критерия для названных целей законодатель определил вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости. Такое регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога, и не может расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.

Несмотря на указанные доводы, административный истец не обратился в комитет по управлению имуществом Саратовской области с целью установления фактического вида разрешенного использования, в связи с чем у административного ответчика, учитывая, что вид разрешенного использования не подразумевает иного, двоякого толкования, отсутствовала обязанность составлять акт и устанавливать фактический вид разрешенного использования объекта недвижимости.

Отсутствие в техническом паспорте указания на наличие офисных площадей, правового значения не имеет, поскольку здание включено в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено в соответствии с правоустанавливающими документами и сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, а не по критерию «предназначенного для использования» или критерию «по фактическому использованию».

При этом доводы административного истца о недостаточности для включения в Перечень факта наличия соответствия вида разрешенного использования земельного участка положениям подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
от 12 ноября 2020 года № 46-П подлежат отклонению, поскольку материалами дела подтверждается и административным истцом не оспаривается, что спорный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», который находится в собственности административного истца.

В соответствии с частями 1, 2 и 2.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

По общему правилу, основные и вспомогательные виды выбираются правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства из видов, предусмотренных зонированием территорий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В статусе собственника земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объект недвижимости, налогоплательщик не лишен законной возможности инициировать изменение вида разрешенного использования земельного участка с тем, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости.

То обстоятельство, на которое указывает представитель административного истца, о невозможности изменения вида разрешенного использования в связи с тем, что в настоящее время внесены изменения в правила землепользования и застройки, не позволяющие изменить необходимый вид разрешенного использования, не заслуживает внимания.

В соответствии с картой градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Саратов», входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской думы от 25 июля 2019 года № 54-397 (далее – ПЗЗ), рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположен в территориальной зоне Р-1.1 – зоне развития озелененных территорий общего пользования (парки, сады, скверы). Разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны Р-1.1 установлены пунктом 37.2 указанных Правил.

Судом отмечено, что на момент принятия Распоряжения № 1040-р в 2019 году действовали ПЗЗ в редакциях решения Саратовской городской Думы от 27 декабря 2016 года № 10-77 и 09 августа 2018 года № 38-292, согласно которым в качестве основного вида разрешенного использования под кодом по классификатору видов разрешенного использования 4.0. «Предпринимательство» относилась территориальная зона «ОД 2. Зона многофункциональной общественно-деловой застройки локальных центров обслуживания», предполагающая один из видов разрешенного использования как «отдельно стоящие офисные здания делового и коммерческого назначения».

Подпунктом 8 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.

Таким образом, в связи с изменением градостроительного регламента у собственника сохраняется право использовать земельный участок и объект капительного строительства с первоначальным видом разрешенного использования без ограничения срока и без приведения в соответствие с градостроительным регламентом.

Непринятие административным ответчиком во внимание данной редакции ПЗЗ, действующей на момент принятия Перечня 2020 года и не предполагающей возможность внесения соответствующих изменений в виды разрешенного использования земельного участка, исходя из действующего правового режима земельного участка, не влияет на законность принятого нормативного правового акта, поскольку собственник земельного участка имеет право использовать его с видом использования, который существовал до внесения изменений в правила землепользования и застройки.

У собственника недвижимого имущества П.О.А. имелась объективная возможность изменения определения налоговой базы с учетом среднегодовой стоимости имущества, поскольку изменение градостроительного регламента связано с правомерными целями градостроительной политики, позволяющей привести фактическое использование земельного участка в соответствие с градостроительным регламентом.

Не состоятельны доводы административного истца об отсутствии экономического обоснования при установлении налога на недвижимое имущество в нарушение статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, поскольку сумма налога после включения в перечни возросла более чем в десять раз.

В данном случае, как установил суд, административный ответчик обосновано в соответствии с законом включил спорное имущество в Перечень, вопрос же размера налога и применения налоговой базы за указанный выше период не входит в предмет доказывания по данному делу.

С учетом выше приведенных норм и применительно к настоящему спору земельный участок, на котором расположен объект налогообложения, принадлежит административному истцу на праве собственности и имеет только один вид разрешенного использования, предусматривающий размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, что позволяет отнести здание к объектам налогообложения по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, и не требует определения фактического использования здания.

Таким образом, распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2018 № 1052-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в части пункта 786, и распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года № 1040-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части пункта 767 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие, и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания пункта 786 Перечня на 2019 год объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2018 года № 1052-р, пункта 767 Перечня на 2020 года объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года № 1040-р недействующими, и считает административные исковые требования П.О.А. не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления П.О.А. к комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании недействующим пункта 786 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2018 года № 1052-р, пункта 767 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года № 1040-р, возложении обязанности опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.М. Бугаева