НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 19.01.2017 № 21-7

Судья: Негласон А.А. № 21-7

РЕШЕНИЕ

19 января 2017 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Февралевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кравцевой Т.М. на решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 22 ноября 2016 года и постановление и.о. руководителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 06 октября 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 КоАП РФ, в отношении министра сельского хозяйства Саратовской области Кравцевой Т.М.,

установил:

постановлением и.о. руководителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 06 октября 2016 года № 5/2016 министр сельского хозяйства Саратовской области Кравцева Т.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 22 ноября 2016 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

В жалобе и дополнениях к жалобе, поданных в Саратовский областной суд, Кравцева Т.М. просит состоявшиеся по делу решения отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Автор жалобы указывает, что действия, вмененные Кравцевой Т.М. постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 08 сентября 2016 года, постановлением должностного лица от 06 декабря 2016 года, решением суда от 22 ноября 2016 года, существенно различаются, в связи с чем полагает, что нарушено ее право на защиту.

Ссылается на отсутствие в ее действиях вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ. Указывает, что денежные средства выделялись Кравцевой Т.М. министерством финансов Саратовской области строго по определенному подразделу и статье бюджетной классификации, которые она вправе направить только по указанным статьям бюджетной классификации. Полагает, что право определять, какая сумма, по какой статье бюджетных расходов и когда выделялась тому или иному распорядителю бюджетных средств, в том числе и министерству сельского хозяйства Саратовской области, принадлежит исключительно министерству финансов Саратовской области, являющемуся финансовым органом субъекта РФ - Саратовской области. При этом Кравцева Т.М., как должностное лицо, только направляет денежные средства по целевому назначению. Указывает, что в 2015 году денежные средства из областного бюджета по статьям расходов - финансирование газоснабжения в сельской местности на 7000 тыс. руб. и водоснабжения в сельской местности на 31000 тыс. руб. были предусмотрены, но не выделялись, что и явилось недофинансированием мероприятий областной целевой программы. Ссылается на то, что бюджет области был исполнен на 70%, имел место дефицит бюджета и недофинансирование по многим запланированным статьям расходов.

Автор жалобы полагает, что, являясь главным распорядителем бюджетных средств, предприняла в 2015 году все предусмотренные бюджетным законодательством РФ и Саратовской области меры в рамках своих должностных полномочий, чтобы обеспечить выделение ассигнований на реализацию федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области на 2014-2020 годы» (водоснабжение, газоснабжение в сельской местности) из областного бюджета. При этом Кравцева Т.М. ежемесячно выставляла заявки на выделение финансовых средств по данным статьям, которые отклонялись министерством финансов Саратовской области. При этом не известно заранее будет ли поступать финансирование по указанным статьям из бюджета области.

Кравцева Т.М. не соглашается с позицией УФК по Саратовской области о том, что главный распорядитель, которому предоставлены межбюджетные трансферты, не вправе тратить федеральные денежные средства, поступившие в соответствии с Соглашением № 709/10-с от 14 мая 2015 года, до выделения областных ассигнований, а также о том, что должна была отказаться от федеральных ассигнований до истечения 2015 финансового года, видя, что областные средства не поступают, так как обязана перечислить поступившие денежные средства из федерального бюджета на счет исполнителей работ в соответствии с заключенными контрактами. Кроме того, в тексте указанного Соглашения отсутствует запрет на трату федеральных ассигнований до выделения областных средств. В силу положений пункта 2.2.3 Соглашения она не могла отказаться от федерального финансирования, так как отказ/уменьшение субсидий возможен был до 01 июня 2015 года. Однако в указанный период у нее отсутствовала информация о том, что областное финансирование мероприятий федеральной целевой программы до конца 2015 финансового года не поступит.

Полагает, что в ее действиях отсутствует противоправное действие или бездействие, поскольку все возможные меры по исполнению Соглашения приняты, денежные средства субсидий перечислены в бюджет муниципальных районов и поселений области. В 2016 году министерством финансов Саратовской области выделены дополнительные бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования для погашения задолженности, которые направлены для погашения задолженности перед подрядчиками по заключенным контрактам, в связи с чем до конца текущего финансового года задолженность будет погашена в полном объеме.

В судебном заседании защитники Кравцевой Т.М. - Гусева Н.В., поддержала жалобу и дополнения к жалобе по изложенным доводам, просила отменить обжалуемые акты и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Кравцевой Т.М. состава административного правонарушения.

Прокурор отдела прокуратуры Саратовской области Коновалов А.В., представитель Управления Федерального казначейства по Саратовской области Савенко С.В. полагали, что вынесенные по делу решения являются законными и обоснованными. Савенко С.В. поддержал пояснения, изложенные в отзыве, и пояснил, что одним из условий предоставления субсидии является обеспечение доли расходов бюджета субъекта РФ в финансировании расходного обязательства субъекта РФ, софинансируемого за счет субсидии, не менее 30 процентов. Министерству сельского хозяйства Саратовской области в полном объеме были доведены федеральные средства, которые были израсходованы указанным министерством на реализацию мероприятий по развитию водоснабжения и газофикации в сельской местности. При этом до конца 2015 года за счет средств бюджета Саратовской области расходование на проведение мероприятий по развитию водоснабжения и газификации сельской местности министерством сельского хозяйства не осуществлялось. Фактическое расходование федеральных средств в сумме 26507,6 тыс. руб. произведено до того, как уведомлением от 08 октября 2015 года до министерства сельского хозяйства Саратовской области были доведены лимиты бюджетных обязательств и показатели кассового плана по расходам областного бюджета на 2015 год на сумму 38000,0 тыс. руб. Указал, что министерству сельского хозяйства Саратовской области, как главному распорядителю средств областного бюджета в 2015 году была предоставлена возможность самостоятельно определять очередность и направления расходов в пределах доведенных объемов финансирования, вносить различного рода предложения относительно лимитов, изменения сводной бюджетной ведомости.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении дела в суд второй инстанции не представили, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 БК РФ).

На основании статьи 78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу положений статьи 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Частями 1, 2 статьи 130 БК РФ предусмотрено, что межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно статье 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 132 БК РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Программа).

Из материалов дела следует и никем не оспаривается, что Государственной программой Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы» предусмотрено финансирование мероприятий по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области на 2014-2020 годы».

Распоряжением Правительства Саратовской области от 11 апреля 2014 года № 56-Пр министерство сельского хозяйства Саратовской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области по осуществлению взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в целях реализации Программы.

Из Соглашения от 14 мая 2015 года № 709/10-с, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства Саратовской области, следует, что субсидии из федерального бюджета бюджету Саратовской области предоставляются на софинансирование расходных обязательств Саратовской области по реализации следующих мероприятий указанной программы: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, по объектам социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе: развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности, развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности, развитие газификации в сельской местности, развитие водоснабжения в сельской местности (далее по тексту - Соглашение).

Согласно подпункту «б» пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598 (далее - Правила), одним из условий предоставления субсидии, является обеспечение доли расходов бюджета субъекта Российской Федерации в финансировании расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, не менее 30 процентов.

Пунктом 20 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с Соглашением.

Согласно пункту 2.2.4 Соглашения министерство сельского хозяйства Саратовской области обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, не менее предусмотренных в Приложении № 2 к Соглашению.

В соответствии с Приложением № 2 к Соглашению за счет средств бюджета Саратовской области в числе прочих мероприятий должно быть обеспечено финансирование газификации в сельской местности на сумму 7000,0 тыс. руб., на развитие водоснабжения в сельской местности - 31000,0 тыс. руб.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 года № 1584-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в рамках Программы, в том числе Саратовской области в сумме 20460,0 тыс. руб. - на развитие водоснабжения и 7560,0 тыс. руб. - на развитие газификации.

Постановлением Губернатора Саратовской области от 07 мая 2015 года № 176 Кравцева Т.М. назначена министром сельского хозяйства Саратовской области.

В соответствии с пунктом 11 Положения о министерстве сельского хозяйства Саратовской области (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 года № 354-П, данное министерство в соответствии с возложенными на него функциями обеспечивает реализацию государственных программ и эффективное использование бюджетных средств, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.

При этом в силу пунктов 13, 14 Положения министерство возглавляет министр сельского хозяйства, осуществляющий руководство его деятельностью и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство сельского хозяйство Саратовской области полномочий.

По делу установлено и не оспаривается, что платежными поручениями № 67 от 21 сентября 2015 года на сумму 7560,0 тыс. руб., № 69 от 21 сентября 2015 года на сумму 19982,4 тыс. руб. и № 587620 от 13 октября 2015 года на сумму 477,6 тыс. руб. министерству сельского хозяйства Саратовской области в полном объеме доведены федеральные средства, предусмотренные Программой и Соглашением.

Платежными поручениями № 447524 от 21 сентября 2015 года на сумму 986,6 тыс. руб., № 447525 от 21 сентября 2015 года на сумму 780,0 тыс. руб., № 447526 от 21 сентября 2015 года на сумму 585,0 тыс. руб., № 447527 от 21 сентября 2015 года на сумму 2985,0 тыс. руб., № 447528 от 21 сентября 2015 года на сумму 676,0 тыс. руб., № 447529 от 21 сентября 2015 года на сумму 1788,0 тыс. руб., № 447530 от 21 сентября 2015 года на сумму 4836,0 тыс. руб., № 447531 от 21 сентября 2015 года на сумму 1248,0 тыс. рублей, № 447532 от 21 сентября 2015 года на сумму 2535,0 тыс. руб., № 447533 от 21 сентября 2015 года на сумму 1638,0 тыс. руб., № 447534 от 21 сентября 2015 года на сумму 5187,0 тыс. руб., № 447536 от 21 сентября 2015 года на сумму 585,0 тыс. руб., № 447537 от 21 сентября 2015 года на сумму 2678,0 тыс. руб., № 588158 от 13 октября 2015 года на сумму 477,6 тыс. руб., № 770203 от 13 ноября 2015 года на сумму 1034,8 тыс. руб. министерство сельского хозяйства Саратовской области перечислило средства субсидии на реализацию мероприятий по развитию водоснабжения и газификации в сельской местности.

Кроме того, измененные лимиты бюджетных обязательств и показателей кассового плана по расходам областного бюджета на 2015 год по КБК 05026157540522251 доведены до министерства сельского хозяйства Саратовской области уведомлением № 3270 от 08 октября 2015 года в сумме 38000,0 тыс. руб.

При этом до конца 2015 года за счет средств бюджета Саратовской области финансирование мероприятий по развитию водоснабжения и газификации сельской местности министерством сельского хозяйства Саратовской области не осуществлялось.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения постановлением заместителя прокурора Саратовской области от 08 сентября 2016 года в отношении министра сельского хозяйства Саратовской области дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы как постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, так и принятые по делу решения содержат полное описание объективной и субъективной сторон вмененного Кравцевой Т.М. административного правонарушения. Поводом к возбуждению настоящего дела явились те обстоятельства, что министерство сельского хозяйства Саратовской области, являясь главным распорядителем, которому предоставлены межбюджетные трансферты, не обеспечило доли расходов областного бюджета в финансировании расходного обязательства, софинансируемого за счет субсидии, не менее 30 процентов, тем самым не выполнило условия предоставления межбюджетных трансфертов.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, уполномоченное лицо, не выполнившее предусмотренную бюджетным законодательством обязанность, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При таких обстоятельствах должностное лицо и судья пришли к правильному выводу о наличии в действиях министр сельского хозяйства Саратовской области Кравцевой Т.М. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ.

Доводы жалобы сводятся к утверждению об отсутствии вины Кравцевой Т.М. в совершении вменяемого административного правонарушения и являются необоснованными.

В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исходя из требований пунктов 11, 13, 14 Положения о министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 года № 354-П, министр сельского хозяйства руководит деятельностью указанного министерства и несет ответственность, в том числе за обеспечение министерством реализации государственных программ и эффективное использование бюджетных средств, осуществление функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что фактическое расходование федеральных средств в сумме 26507,6 (28020 - (477,6+1034,4)) тыс. руб. на мероприятия Программы, было осуществлено министерством сельского хозяйства Саратовской области до изменения согласно уведомлению № 3270 от 08 октября 2015 года лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана по расходам областного бюджета на 2015 год по КБК 05026157540522251.

При таком положении, учитывая, что согласно Соглашению № 709/10-с за счет средств бюджета Саратовской области должно было быть обеспечено финансирование в большем размере чем имеющиеся до поступления из федерального бюджета средств субсидии лимиты бюджетных обязательств, у министра сельского хозяйства области не имелось оснований полагать, что расходование таких субсидий осуществляется в соответствии с условиями названного Соглашения, не повлечет нарушение требований Правил, то есть условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Изложенное указывает на то, что само по себе отсутствие надлежащего финансирования за счет средств областного бюджета не свидетельствует об отсутствии вины Кравцевой Т.М. в нарушении условий предоставления министерству сельского хозяйства области субсидий.

Таким образом, доказательств, подтверждающих принятие Кравцевой Т.М. всех зависящих от нее мер для соблюдения вышеуказанных требований закона, а также отсутствие реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем при производстве по делу об административном правонарушении не представлено. Являясь должностным лицом, Кравцева Т.М. не обеспечила соблюдение предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Саратовской области на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности.

Доводы жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемых постановления и решения суда, сводятся к ошибочному толкованию закона. Представленные защитником Кравцевой Т.М. в данное судебное заседание документы не влияют на правильность принятого должностным лицом постановления и судом решения и не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Кравцевой Т.М. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Кравцевой Т.М., как должностному лицу, в пределах санкции статьи 15.15.3 КоАП РФ в минимальном размере.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

При таком положении оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления и решения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 22 ноября 2016 года и постановление и.о. руководителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 06 октября 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 КоАП РФ, в отношении министра сельского хозяйства Саратовской области Кравцевой Т.М., оставить без изменения, жалобу Кравцевой Т.М. - без удовлетворения.

Судья М.В. Литвинова