НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 17.08.2020 № 12-2-49/20

Судья Евдокименкова Е.Ю. Дело № 21-279/2020 (№ 12-2-49/2020)

64RS0004-01-2020-000307-49

РЕШЕНИЕ

17 августа 2020 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Чермашенцевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Саратовский центр Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГБУЗ СМЦ ФМБА России) Старостенко Ф.М. на решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 19 мая 2020 года по жалобе на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области от 23 января 2020 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении директора федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Саратовский центр Федерального медико-биологического агентства» Старостенко Ф.М.,

установил:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области Дядяевой Н.А. -ОБ/12-15095-И/54-106/12 от 23 января 2020 года директор ФГБУЗ СМЦ ФМБА России Старостенко Ф.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.

В поданной в Саратовский областной суд жалобе Старостенко Ф.М. просит отменить состоявшиеся по делу решение судьи и постановление должностного лица, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что судом дана неправильная оценка тому, что оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни работникам производилась без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Старостенко Ф.М. и его защитник Шурыгин В.Ю. в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе, в представленных письменных пояснениях, просили прекратить производство по делу, поскольку вина Старостенко Ф.М. в совершении административного правонарушения не доказана, нарушений трудового законодательства при оплате работы в праздничные и выходные дни сотрудникам ФГБУЗ СМЦ ФМБА России Старостенко Ф.М. не допущено. Полагают, что оплата за работу в выходной и нерабочий праздничный день производится с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат, если работник отработал сверх месячной нормы, сотрудники скорой медицинской помощи работали по графику, в связи с чем время работы в указанные дни входило в общую сумму рабочих часов и не превышало месячной нормы рабочего времени.

Должностное лицо Государственной инспекции труда в Саратовской области, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилось, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие должностного лица.

Проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав Старостенко Ф.М., его защитника Шурыгина В.Ю., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы Государственной инспекции труда в Саратовской области прихожу к следующему выводу.

Согласно части 6 статьи 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

В силу положений статьи 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно статье 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (статья 354 ТК РФ).

Основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 355 ТК РФ).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; и иные перечисленные в положениях статьи (статья 356 ТК РФ).

Порядок проведения проверок приведен в Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2012 года № 875 (в редакции на момент возникновения спорных отношений); по результатам проверки работодателя составляется акт проверки по установленной форме (пункт 14).

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав (статья 360 ТК РФ).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что приказом ФМБА России от 15 октября 2018 года № 451л Старостенко Ф.М. с 30 октября 2018 года назначен на должность директора ФГБУЗ СМЦ ФМБА России сроком на три года, с ним заключен трудовой договор № 31 от 30 декабря 2018 года.

На основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области от 14 ноября 2019 года № 64/7-4897-ОБ/12-15095-И/54-106 в отношении ФГБУЗ СМЦ ФМБА России была проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с Приказом руководителя Федеральной службы по труду и занятости от 09 июля 2019 года № 185, изданного в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 28 июня 2019 года № ТГ-П12-25555, с целью защиты прав и интересов работников (в связи с рассмотрением обращения № 64/7-4897-19-Об от 01 ноября 2019 года о нарушении трудовых прав работников).

По результатам внеплановой выездной проверки должностным лицом Государственной инспекции труда в Саратовской области сделаны выводы о допущенных в деятельности ФГБУЗ СМЦ ФМБА России нарушениях требований трудового законодательства, а, именно, положений статьи 153 ТК РФ, выразившихся в оплате работы в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам Ахмеровой О.В., Грудинину И.Ю., Кащеевой Н.Т., произведенной от оклада без учета компенсационных выплат, таких как доплата за работу в ночное время в выходные и нерабочие праздничные дни (08 марта 2019 года и 12 июня 2019 года).

Данные нарушения, отраженные в акте проверки от 12 декабря 2019 года № 64/7-4897-ОБ/12-15095-И/54-106, явились основанием для возбуждения в отношении ФГБУЗ СМЦ ФМБА России дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области от 23 января 2020 года № 64/7-4897-ОБ/12-15095-И/54-106 должностное лицо - Старостенко Ф.М. привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 11 000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (часть 2 статьи 22 ТК РФ).

В силу части первой статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 ТК РФ).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).

В соответствии с Положением об оплате труда сотрудников ФГБУЗ СМЦ ФМБА России, утвержденным приказами по МСЦ от 29 декабря 2018 года № 400, 15 марта 2019 года № 149, 15 апреля 2019 года № 174, 11 июля 2019 года № 263, 30 июля 2019 года № 300, условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада) работника, повышающие коэффициенты к окладам, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, являются обязательными для включения в трудовой договор.

Положениями статьи 153 ТК РФ и разделом 3 Положения об оплате сотрудников ФГБУЗ СМЦ ФМБА России предусмотрены выплаты компенсационного характера, включающие в том числе, оплату труда в выходные и нерабочие праздничные дни, выплаты сотрудникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, доплату за работу в ночное время, оплату сверхурочной работы.

Так пунктом 3.6 Положения об оплате сотрудников ФГБУЗ СМЦ ФМБА России установлена доплата за работу в ночное время за каждый час работы в ночное время в соответствии со статьей 154 ТК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации № 554 от 22 июля 2008 года «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время». Минимальный размер доплаты за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 50 % часовой тарифной ставки (должностного оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время работникам СМЦ устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения трудового коллектива. Оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы производится в соответствии с ТК РФ (пункт 3.7).

Пунктом 3.7.1 Положения об оплате сотрудников ФГБУЗ СМЦ ФМБА России предусмотрено, что оплата труда работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, включает наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части должностного оклада) за день или час работы, все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные действующей системой оплаты труда.

Правовое регулирование оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни призвано не только обеспечить работнику оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день в повышенном размере и компенсировать тем самым отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (статьи 1 и 2, часть 1 статьи 210 ТК РФ).

При этом из части 1 статьи 153 ТК РФ, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзаца 2 части 2 его статьи 22, а также статей 132 и 149 однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться каждому работнику в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная им в обычный рабочий день.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в нарушение статьи 153 ТК РФ оплата работы в выходной и нерабочий праздничный день работникам ФГБУЗ СМЦ ФМБА России (АОВ, ГИЮ, КНТ и другие сотрудники) произведена от оклада без учета положенных работнику компенсационных выплат, таких как доплата за вредность, ночные и иные выплаты.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: распоряжением (приказом) заместителя руководителя Государственной инспекцией труда Саратовской области (по правовым вопросам) ГЕС о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 14 ноября 2019 года № 64/7-4897-19-ОБ/12-15095-И/54-106; актом проверки Государственной инспекции труда в Саратовской области № 64/7-4897-19-ОБ/12-15095-И/54-106/2 от 12 декабря 2019 года; копиями трудовых договоров на сотрудников учреждения; расчетными листками работников АОВ, ГИЮ, КНТ; протоколом об административном правонарушении в отношении должностного лица Старостенко Ф.М. от 22 января 2020 года; положением об оплате труда сотрудников; положением о материальном стимулировании сотрудников; табелями учета рабочего времени; трудовыми договорами и дополнительными соглашениями; сведениями ЕГРЮЛ и иными материалами дела об административных правонарушениях, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2018 года № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан АДВ, БКК и других» (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П) изложил позицию относительно спорного вопроса, согласно которой предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, следовательно, должны, по смыслу частей первой и второй статьи 135 ТК РФ, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы. Порядок учета выплат, входящих в состав заработной платы, при исчислении размера оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, если принятая в соответствующей организации система оплаты труда включает в себя наряду с тарифной частью заработной платы (окладом (должностным окладом) либо тарифной ставкой) компенсационные и стимулирующие выплаты, частью первой статьи 153 ТК РФ непосредственно не определен.

Таким образом, часть 1 статьи 153 ТК РФ, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.

Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым - к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату.

Из вышеизложенного следует, что оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни помимо одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) должна включать в себя компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда в организации.

Доводы жалобы о том, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П к данным отношениям неприменимо, являются несостоятельными, поскольку из содержания указанного Постановления прямо следует, что оплата труда работников, привлеченных к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни, включает в себя наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Федеральный законодатель, принимая во внимание отсутствие его явно выраженной воли относительно порядка учета выплат, входящих в состав заработной платы, при исчислении оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, вправе - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом выраженных в настоящем Постановлении правовых позиций - уточнить положения статьи 153 ТК РФ, в том числе путем установления иного конкретного способа определения размера повышенной оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, с тем чтобы обеспечить такую оплату в большем размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день, учитывая при этом, что она представляет собой не только оплату затраченного работником труда, но и компенсацию утраченного им дня отдыха.

Довод автора жалобы о том, что время работы в выходные и праздничные дни у сотрудников отделения скорой медицинской помощи входило в общую сумму рабочих часов и не превышало месячной нормы рабочего времени, не влияет на правильность оспариваемых актов, поскольку данное обстоятельство не отменяет выплаты работникам компенсационных выплат за работу в выходные и праздничные дни. При этом совокупность установленных должностным лицом Государственной инспекции труда в Саратовской области и судом фактических обстоятельств по делу позволяет прийти к такому выводу.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно трудовому договору от 30 декабря 2018 года руководитель ФГБУЗ СМЦ ФМБА России является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство деятельностью учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, данным трудовым договором (пункты 6, 7); руководитель учреждения обязан соблюдать действующее законодательство, нормативные правовые акты, коллективные соглашения, договоры и т.д., обеспечивать в полном размере выплату заработной платы, пособий и иных выплат работникам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, коллективным договором, трудовыми договорами и т.д. (пункт 9); руководитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 23).

Факт совершения Старостенко Ф.М. вмененного правонарушения подтверждается материалами данного дела, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления.

Доказательств, подтверждающих отсутствие реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, принятие всех зависящих от Старостенко Ф.М. мер для соблюдения требований трудового законодательства, в материалах дела не имеется и автором жалобы не представлено.

Принимая во внимание обстоятельства, характер совершенного административного правонарушения, социальную значимость охраняемых общественных отношений, наличие возможности для предотвращения нарушений закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным, применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения должностного лица от административной ответственности не имеется, как и не имеется правовых оснований для снижения размера назначенного административного штрафа.

Постановление о привлечении к административной ответственности Старостенко Ф.М. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ соблюдены. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 6 статьи 5.27 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 4.1-4.3 КоАП РФ.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые повлекли или могли повлечь принятие незаконного и необоснованного решения, не допущено.

При таких обстоятельствах, полагаю, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, а жалоба - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ

определил:

решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 19 мая 2020 года и постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области от 23 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Саратовский центр Федерального медико-биологического агентства» Старостенко Ф.М., оставить без изменения, жалобу Старостенко Ф.М. - без удовлетворения.

Судья М.В. Литвинова