НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 17.03.2020 № 12-28/20

Судья: Рыбаков Р.В. Дело № 21-148/2019 (№ 12-28/2020)

64RS0047-01-2019-006025-97

РЕШЕНИЕ

17 марта 2020 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда города Саратова от 05 февраля 2020 года и постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 26 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области ФИО1,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 26 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда города Саратова от 05 февраля 2020 года, главный бухгалтер Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 10000 рублей.

В поданной в Саратовский областной суд жалобе ФИО1 просит отменить решение судьи и постановление должностного лица, ссылаясь на отсутствие вины в совершении вменяемого административного правонарушения. Указывает, что в течение 2018 года своевременно не осуществлялось возмещение средств бюджету Территориального фонда, затраченных на оказание медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, а потому расходование средств по коду направления расходов «50939» в связи с отсутствием его источника финансового обеспечения, которым является межбюджетный трансферт, не представлялось возможным. Отсутствие доходов от поступления межбюджетных трансфертов от других территориальных фондов обязательного медицинского страхования в силу закона не может являться основанием для отказа в своевременной оплате медицинским организациям Саратовской области, оказавшим медицинскую помощь жителям иных субъектов Российской Федерации. Полагает, что при производстве по делу допущено нарушение права на защиту в связи с неизвещением о вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении, неразъяснением ее прав, что не позволило обеспечить участие защитника с момент возбуждения дела об административном правонарушении.

ФИО1 13 марта 2020 года, защитник Лузикас А.Н. 13, 17 марта 2020 года в судебных заседаниях поддержали доводы жалобы, просила отменить обжалуемые акты, прекратить производство по делу в связи с отсутствием вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, указывая, что отчетность составлялась и сдавалась в Министерство финансов Саратовской области согласно данным бухгалтерского учета; расходование средств по коду направления расходов «50939» ФИО1 не могла отразить в отчетах, поскольку отсутствовал источник финансового обеспечения, которым является межбюджетный трансферт. Полагает, что отражение, таким образом, информации не повлекло негативных последствий и не причинило вреда.

Допрошенные в качестве специалистов Управления Федерального казначейства по Саратовской области - ФИО2 в судебных заседаниях 13, 17 марта 2020 года и ФИО3 - 13 марта 2020 года пояснили, что поскольку ФИО1 должна была предоставить в Министерство финансов Саратовской области достоверную финансовую отчетность, указание кода направления расходов «50931» (оплата за оказанную медицинскую помощь гражданам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации) не соответствует назначению платежа, поскольку оплата должна была отражаться по коду «50939», соответственно, указанная строка носит недостоверный характер, ее показатели занижены, а по коду «50931» - завышены. Предоставление недосторверной информации о бюджетных средствах влечет неправильное формирование бюджета.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание 17 марта 2020 года не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица, решения вышестоящего должностного лица и решение судьи в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ) непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

По делу установлено, что ТФОМС Саратовской области в министерство финансов Саратовской области предоставлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность об исполнении бюджета за 2018 год.

Так, в 2018 году согласно Реестрам счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис ОМС, в медицинских организациях Саратовской области, ТФОМС Саратовской области была произведена оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, в размере 99 337 489,11 рубля за счет средств, предусмотренных на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации) (КБК 39509097310050931 000), приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан, в целях их социального обеспечения (КБК 39509097310050931 323).

Приказом министерства финансов Саратовской области от 29 ноября 2017 года № 653 «Об установлении перечня и кодов целевых статей расходов, применяемых при формировании и исполнении областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» была установлена детализация отдельных кодов направлений расходов, используемая при отражении расходов областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты целевой направленности, предоставляемые из федерального бюджета и внебюджетных фондов (Приложение № 2 к указанному приказу), согласно которой:

Код направления расходов «50930» - «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации», установленный приказом министерства финансов Российской Федерации от 01 июля 2013 г. № 65н, детализируется следующими направлениями расходов: «50931» - «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации)»; «50932» - «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение управленческих функций Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области)»; «50939» - «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата за медицинскую помощь, оказанную в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации»).

Согласно пункту 2 части 6 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий, в том числе средства для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования.

Частью 6.5 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что Территориальные фонды ведут раздельный учет по направлениям расходования средств нормированного страхового запаса.

Согласно пункту 133 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 года № 158н, Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис, в объеме, установленном базовой программой, не позднее 25 дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее 25 дней с даты получения счета (реестра счетов), предъявленного территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

В платежных поручениях и в заявках на кассовый расход указывалось неправильное направление расходов «50931» - «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации)», а должно было указываться направление расходов: «50939» - «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации)».

В нарушение приложения № 2 к приказу Минфина Саратовской области от 29 ноября 2017 года № 653, при осуществлении платежей по оплате медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, на общую сумму 99337489,11 рубля с целью исполнения ТФОМС Саратовской области требований пункта 133 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 года № 158н, в платежных поручениях указывалось неправильное направление расходов «50931» - «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации)», вместо указания направления расходов: «50939» - «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации))».

При восстановлении средств в нормированный страховой запас ТФОМС Саратовской области ТФОМС других регионов Российской Федерации назначения платежей уточнялись согласно оформленным уведомлениям на общую сумму 32163969,61 рубля.

По данным бухгалтерского учета ТФОМС Саратовской области при исполнении бюджета ТФОМС Саратовской области на 2018 год из средств нормированного страхового запаса направлено и оплачено денежных обязательств в 2018 году за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями Саратовской области гражданам, застрахованным в других субъектах Российской Федерации, на сумму 614 428 138,74 рубля, из них:- на сумму 547 254 619,24 рубля - за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись прочие межбюджетные трансферты от ТФОМС других субъектов Российской Федерации (включая средства, направленные на восстановление оплат, произведенных ранее в течение года за счет иных источников в общей сумме 38 779 519,47 рубля (в том числе: 6 625 549,86 рубля - в январе 2018 года за счет собственных средств; 32 163 969, 61 рубля в феврале - июне 2018 года за счет средств Субвенции из Фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС));

- на сумму 67 173 519,50 рубля - за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства Субвенции из ФОМС, предназначенные согласно Закону Саратовской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее ОМС) на территории Саратовской области (часть из общей суммы кассовых расходов, произведенных за 2018 год 99 337 489,11 рубля, с учетом произведенных восстановлений ранее произведенных расходов в сумме 32 163 969,61 рубля).

В связи с этим в отчете об исполнении бюджета ТФОМС Саратовской области на 01 января 2019 года (форма по ОКУД 0503117):

- по коду строки «200» - «Финансовой обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации)» (КБК 3950909710050931 000), отражены утвержденные бюджетные назначения в сумме 547 254 619 рублей 24 копейки, исполнено в сумме 547 254 619 рублей 24 копейки, при этом данные по исполненным расходам недостоверны (занижены) на сумму 67 173 519 рублей 50 копеек (за счет оплат средств, предусмотренных по КБК 39509097310050931 323);

Аналогичные нарушения допущены в отчете о бюджетных обязательствах ТФОМС Саратовской области на 1 января 2019 года (форма по ОКУД 0503128).

- строка «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации)» (КБК 39509097310050931 000), отражены: принятые бюджетные обязательства всего 547 254 619 рублей 24 копейки, исполнено денежных обязательств в размере 547 254 619 рублей 24 копейки, при этом данные по принятым и исполненным расходам недостоверны (занижены) на сумму 67 173 519 рублей 50 копеек;

- строка «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения (КБК 39509097310050939 323) отражены: принятые бюджетные обязательства всего 547 254 619 рублей 24 копейки, исполнено денежных обязательств в размере 547 254 619 рублей 24 копейки, при этом данные по принятым и исполненным расходам недостоверны (занижены) на сумму 67 173 519 рублей 50 копеек.

Оба отчета подписаны начальником управления бухгалтерской отчетности ТФОМС Саратовской области ФИО1

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления 16 декабря 2019 года в отношении ФИО1, как ответственного должностного лица, протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются достаточными и допустимыми для выводов о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения. Представленные в материалах дела документы противоречий не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами, и подтверждают обстоятельства предоставления ФИО1 недостоверной отчетности в Министерство финансов Саратовской области.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ФИО1 необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязательств по недопущению административного правонарушения, а также невозможности его предотвращения, материалы дела об административном правонарушении не содержат и заявителем не представлено. Ссылка автора жалобы на обстоятельства того, что такая ситуация впервые возникла в работе ТФОМС Саратовской области, не является основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности, поскольку в силу своих должностных полномочий главный бухгалтер была обязана владеть всей необходимой информацией относительно правильности включения в отчет указанных сведений.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, и об отсутствии оснований для отмены постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 26 декабря 2019 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности.

Выводы суда основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

ФИО1 назначено минимальное наказание в пределах санкции статьи 15.15.6 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения. Обстоятельств смягчающих, отягчающих административную ответственность должностным лицом не установлено.

При этом судьей районного суда правильно учтено, что, исходя из положений статьи 1.7, части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113-ФЗ), ФИО4 подлежит привлечению к административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения - статьи 15.16 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ).

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не имеется.

ФИО1 привлечена к административной ответственности в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Ссылка ФИО1 на нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28.7 КоАП РФ, отклоняется, исходя из следующего.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

В пункте 10 постановления от 02 июня 2004 года № 10 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые вызваны данными нарушениями, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В рассматриваемом случае не установлено наличие последствий нарушения требований части 3 статьи 28.7 КоАП РФ, которые не могли быть устранены при рассмотрении дела.

В силу части 3 статьи 28.7 КоАП РФ при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в определении.

Согласно части 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Несоблюдение административным органом процессуальных гарантий, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (положений статьи 28.2 КоАП РФ), может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа и должен решаться судами в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела.

Определение о возбуждении настоящего дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18 ноября 2019 года действительно вынесено без участия ФИО1, разъяснение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу, направлено ФИО1 вместе с копией указанного определения почторвой корреспонденцией.

В данном случае ФИО1 присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении совместно с защитником, ей были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе право получить копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

При таком положении процессуальные нарушения на стадии возбуждения дела об административном правонарушении не являются безусловным основанием для отмены обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи.

Существенных нарушений административным органом требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, реализовать право лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также на защиту не допущено.

Доводы жалобы основаны на неверном толковании заявителем норм действующего законодательства, аналогичны доводам первоначальной жалобы, являлись предметом проверки суда первой инстанции и им в решении судьи дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, каких-либо существенных процессуальных нарушений должностным лицом и судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, нормы материального права применены правильно, в связи с чем для изменения или отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Октябрьского районного суда города Саратова от 05 февраля 2020 года и постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 26 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья М.В. Литвинова