НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 17.03.2015 № 21-273/2015

 Судья: Галицкая Е.Ю. Дело № 21-273/2015

 РЕШЕНИЕ

 17 марта 2015 года город Саратов

 Судья Саратовского областного суда Коршунов Р.В.,

 при секретаре Галкиной А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества
с ограниченной ответственностью «Энергосбытовая компания» (далее –
ООО «Энергосбыт») ФИО2 на решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 16 февраля 2015 года,

 установил:

 постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее – МРУ Росфинмониторинга по ПФО) ФИО1
от 08 декабря 2014 года директор ООО «Энергосбыт» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что директор ООО «Энергосбыт» (являющегося оператором по приему платежей) ФИО2 допустила нарушение положений Федерального закона
от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) в части организации и осуществления внутреннего контроля,
а именно: в нарушение п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в ООО «Энергосбыт» не назначено специальное должностное лицо, соответствующее квалификационным требованиям, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в организации, отсутствуют сами правила внутреннего контроля, не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также при вступлении в силу нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в организации не проводился дополнительный инструктаж с сотрудниками. Кроме того, в нарушение
п. 2 ст. 6 и п. 10 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в ООО «Энергосбыт» отсутствует организованная система внутреннего контроля в части обязательной идентификации клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

 Решением судьи Заводского районного суда города Саратова
от 16 февраля 2015 года вышеназванное постановление должностного лица
оставлено без изменения.

 В жалобе ФИО3 просит постановление должностного лица и решение суда отменить и прекратить производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам первоначальной жалобы о существенных процессуальных нарушениях, допущенных должностным лицом в рамках рассмотрения материалов дела об административном правонарушении. Полагает, что дело об административном правонарушении подлежало рассмотрению по месту его совершения, то есть в городе Саратове. Указывает, что акт выездной проверки и протокол об административном правонарушении составлены с грубейшим нарушением норм действующего законодательства, а именно с нарушением сроков их составления, кроме того, протокол составлен неуполномоченным на то должностным лицом. Также автор жалобы считает, что указанные в оспариваемом постановлении операции с денежными средствами не относятся к операциям обязательного контроля, предусмотренным ст. 6 Закона № 115-ФЗ.

 Защитник ФИО2 Клемин А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

 ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежаще, заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении слушания дела от нее не поступило. Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО2

 Выслушав защитника ФИО2, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

 В силу ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных
чч. 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 Закон № 115-ФЗ регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

 В соответствии со ст. 4 Закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

 Статьей 3 Закона № 115-ФЗ определено, что внутренний контроль – это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

 организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

 осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

 В целях Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, операторы по приему платежей (ст. 5).

 Согласно п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

 Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

 Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

 Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

 Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлены Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2014 года № 492.

 Приказом Росфинмониторинга от 03 августа 2010 год № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, согласно которому руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 2). Обучение проводится, в том числе в форме дополнительного инструктажа (п. 6). Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 8).

 Приказом Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 года № 59 утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.В силу п. 2 ст. 6 Закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

 Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с п. 10 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

 юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подп. 6 п. 1 настоящей статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

 физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подп. 3 п. 2.4 ст. 6 настоящего Федерального закона.

 Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 года № 27 утверждено Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

 Как следует из материалов дела, в ходе проведения МРУ Росфинмониторинга по ПФО в отношении ООО «Энергосбыт» проверки были выявлены нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, допущенные директором
ООО «Энергосбыт» ФИО2:

 - в нарушении п. 2 ст. 6, пп. 2 и 10 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в
ООО «Энергосбыт» отсутствует организованная система внутреннего контроля в части обязательной идентификации клиентов организации в соответствии с
Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

 - в нарушение п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в ООО «Энергосбыт» не назначено специальное должностное лицо, соответствующее квалификационным требованиям, ответственное за соблюдением правил внутреннего контроля в организации;

 - в нарушение п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в ООО «Энергосбыт» отсутствуют правила внутреннего контроля;

 - в нарушение п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в ООО «Энергосбыт» не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также с сотрудниками организации не проведено обучение в форме дополнительного инструктажа при вступлении в силу нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 Факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом № об административном правонарушении от <дата> (т. 2 л.д. 127-134); приказом заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО № от <дата> о проведении выездной проверки в отношении ООО «Энергосбыт» (т. 1 л.д. 38); приказом № от <дата> о продлении срока проведения выездной проверки (т. 1 л.д. 49); актом проверки № от <дата> (т. 1 л.д. 50-59); копиями свидетельств о государственной регистрации юридического лица, о постановке на учет ООО «Энергосбыт» в налоговый орган по месту нахождения на территории Российской Федерации (т. 1 л.д. 81-21); копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата> (т. 1 л.д. 83-87); Уставом ООО «Энергосбыт», согласно п. 11.1 которого единоличным исполнительным органом является директор, избираемый общим собранием участников общества (т. 1 л.д. 63-80); решением единственного участника
ООО «Энергосбыт» от <дата> о назначении ФИО2 директором ООО «Энергосбыт» (т. 1 л.д. 91); приказом №
от <дата> о вступлении ФИО2 в должность директора
ООО «Энергосбыт» (т. 1 л.д. 92); Агентским договором № от <дата>, согласно условиям которого ООО «<...>» поручает, а ООО «Энергосбыт» принимает на себя обязательство по приему платежей физических и юридических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед ООО «<...>» по оплате тепловой энергии, а ООО «<...>» обязуется оплатить ООО «Энергосбыт» вознаграждение за исполнение поручения (т. 1 л.д. 71-73); письмом директора
ООО «Энергосбыт» ФИО2 № от <дата>, в соответствии с которым документы, указанные в пп. 6-15 требования МРУ Росфинмониторинга по ПФО от <дата> о предоставлении сведений и документов (в том числе приказы о назначении специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; правила внутреннего контроля; документы, подтверждающие обучение сотрудников организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иные документы), предоставить невозможно ввиду их отсутствия (т. 1 л.д. 39-42, т. 2 л.д. 34).

 Противоречий представленные в материалы дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

 Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности соблюдать требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

 При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к
правомерным выводам о наличии в действиях директора ООО «Энергосбыт» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и об отсутствии оснований для отмены постановления заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 08 декабря 2014 года о привлечении ФИО2 к административной ответственности.

 Выводы суда основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

 Наказание ФИО2 назначено по минимуму санкции
ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, ее личности и обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

 Доводы жалобы о том, что дело об административном правонарушении в нарушение положений КоАП РФ рассмотрено должностным лицом
МРУ Росфинмониторинга по ПФО не по месту совершения правонарушения,
акт проверки и протокол об административном правонарушении составлены с нарушением установленных законом сроков, а протокол также составлен неуполномоченным на то должностным лицом основаны на неверном толковании заявителем норм процессуального права, аналогичны доводам первоначальной жалобы, являлись предметом проверки суда первой инстанции и им в решении дана надлежащая правовая оценка.

 Каких-либо существенных процессуальных нарушений должностным лицом и судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

 С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

 решил:

 решение судьи Заводского районного суда города Саратова
от 16 февраля 2015 года оставить без изменения, жалобу директора
общества с ограниченной ответственностью «Энергосбытовая компания» ФИО2 – без удовлетворения.

 Судья Р.В. Коршунов