НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 13.03.2020 № 3А-296/20

Дело № 3а – 296/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 марта 2020 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Бугаевой Е.М.,

с участием прокурора Саратовской областной прокуратуры Новичкова Е.А.,

при секретаре Куняевой Н.С.,

с участием административного истца Елисеевой А.П., ее представителя Иванычевой С.В., представителя административного ответчика Собрания депутатов муниципального образования пос. Михайловский Саратовской области (далее – Собрание депутатов пос. Михайловский) адвоката Петрова А.В., представителя администрации муниципального образования пос. Михайловский Саратовской области (далее – администрация пос. Михайловский), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Елисеевой Антонины Павловны к Собранию депутатов муниципального образования пос. «Михайловский» Саратовской области признании недействующими с момента принятия решения Собрания депутатов закрытого административного территориального образования «Михайловский» Саратовской области (далее - Собрание депутатов ЗАТО Михайловский) от 03 апреля 2015 года № 217 «О внесении изменений в решение от 20 марта 2009 года № 17 «Об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ЗАТО «Михайловский», и решения Собрания депутатов ЗАТО пос. «Михайловский» Саратовской области от 31 марта 2016 года № 276 «Об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ЗАТО «Михайловский» в части абзаца 2 пункта 2 и абзаца 1 пункта 3 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в ЗАТО «Михайловский» Саратовской области,

установил:

решением собрания депутатов ЗАТО Михайловский от 20 марта 2009 года № 17 утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в ЗАТО – поселок Михайловский.

Пунктом 4 указанного Положения предусмотрена ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы 15 лет доплата устанавливается в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на три процента ежемесячного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.

03 апреля 2015 года решением собрания депутатов ЗАТО Михайловский № 217 в Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в ЗАТО Михайловский (далее – Положение № 217) внесены изменения, а именно в соответствии с пунктом 1 в пункте 3 Положения слова «не более 75 процентов» заменены на слова «не более 50 процентов».

31 марта 2016 года решением собрания депутатов ЗАТО Михайловский № 276 утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в ЗАТО Михайловский (далее – Положение № 276), а решение собрания депутатов ЗАТО Михайловский от 20 марта 2009 года № 17 признано утратившим силу. Пунктом 3 данного Положения в первоначальной редакции была предусмотрена доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы 15 лет, в размере 45 процентов, а также увеличение доплаты за каждый полный год муниципальной службы свыше 15 лет на 3 процента, но не более 50 процентов от среднемесячного содержания муниципального служащего.

Согласно пункту 16 Положения № 276 ежемесячная доплата к пенсии выплачивается за счет средств местного бюджета ЗАТО Михайловский.

Решение собрания депутатов ЗАТО Михайловский № 276 от 31 марта 2016 года опубликовано в газете «Михайловские новости» 01 апреля 2016 года.

31 мая 2018 года решением собрания депутатов ЗАТО Михайловский № 138 признано утратившим силу решение собрания депутатов ЗАТО Михайловский № 276 от 31 марта 2016 года.

Административный истец Елисеева А.П., являвшаяся муниципальным служащим ЗАТО Михайловский до 31 марта 2009 года и получавшая доплату к пенсии в соответствии с вышеназванными Положениями, обратилась в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента издания решение Собрания депутатов ЗАТО «Михайловский» Саратовской области от 03 апреля 2015 года № 217 «О внесении изменений в решение от 20 марта 2009 года № 17 «Об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ЗАТО «Михайловский», и решение Собрания депутатов ЗАТО «Михайловский» Саратовской области от 31 марта 2016 года № 276 «Об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ЗАТО «Михайловский» в части абзаца 2 пункта 2 и абзаца 1 пункта 3 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в ЗАТО «Михайловский» Саратовской области, поскольку полагает, что принятие данных нормативных правовых акта повлекло за нарушение ее прав на пенсионное обеспечение, привело к ухудшение ее материального обеспечения. По мнению заявителя представительный орган местного самоуправления не вправе произвольно отказаться от выполнения принятых публично-правовых обязательств в сфере пенсионного обеспечения.

К участию в деле привлечены в качестве административного ответчика собрание депутатов ЗАТО Михайловский, в качестве заинтересованного лица администрация ЗАТО Михайловский.

В возражениях на административное исковое заявление представители собрания депутатов ЗАТО Михайловский, администрации ЗАТО Михайловский выражают свое несогласие с административными исковыми требованиями, указывают на то, что установление дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих относится к вопросам местного значения, осуществляется за счет средств местных бюджетов и является правом, а не обязанностью муниципального образования. С учетом финансовых возможностей своего бюджета муниципальное образование вправе самостоятельно вводить и изменять порядок и условия выплат таких доплат к пенсии как в отношении ранее, так и вновь назначенных.

В судебном заседании административный истец, его представитель поддержали заявленные требования, представители административного ответчика собрания депутатов ЗАТО Михайловский, заинтересованных лиц администрации ЗАТО Михайловский, возражали против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в возражениях на административный иск.

Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административного ответчика и заинтересованного лица, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

Собранием депутатов ЗАТО Михайловский от 20 марта 2009 года № 17 принято решение, которым утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в ЗАТО – поселок Михайловский.

Пунктом 4 указанного Положения было предусмотрено, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы 15 лет, устанавливается в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на три процента ежемесячного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.

03 апреля 2015 года решением собрания депутатов ЗАТО Михайловский № 217 в Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в ЗАТО Михайловский (далее – Положение № 217) внесены изменения, а именно в соответствии с пунктом 1 в пункте 3 Положения слова «не более 75 процентов» заменены на слова «не более 50 процентов».

Решение собрания депутатов ЗАТО «Михайловский» опубликовано в газете «Михайловские новости» 17 апреля 2015 года № 14(518).

31 марта 2016 года решением собрания депутатов ЗАТО «Михайловский» № 276 утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, должности муниципальной службы в ЗАТО Михайловский Саратовской области, одновременно решение от 20 сентября 2009 года признано утратившим силу.

Согласно Положению № 276 нормативным правовым актом установлены порядок установления и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации ЗАТО Михайловский в соответствии с законодательством Саратовской области, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в Саратовской области. Право на ежемесячную доплату к пенсии имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет. Такая доплата устанавливается в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на три процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год муниципальной службы.

Согласно пункту 16 Положения № 276 ежемесячная доплата к пенсии выплачивается за счет средств местного бюджета ЗАТО Михайловский.

Решение собрания депутатов ЗАТО «Михайловский» от 31 марта 2016 года опубликовано в газете «Михайловские новости» 01 апреля 2016 года.

Решением Саратовского областного суда от 17 мая 2019 года, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2019 года, признано недействующим с момента принятия решение собрания депутатов закрытого административно-территориального образования посёлок Михайловский Саратовской области от 31 мая 2018 года № 138 «О признании утратившим силу решения Собрания депутатов закрытого административно-территориального образования посёлок Михайловский Саратовской области от 31 марта 2016 года № 276 «Об установлении ежемесячной надбавки к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления закрытого административно-территориального образования посёлок Михайловский Саратовской области».

Как видно из материалов дел, Елисеева А.П. занимала должность начальника отдела. Данная должность включена в Реестр должностей муниципальной службы Саратовской области (регистрационный номер (код) 5411), являющийся приложением № 1 к Закону Саратовской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области» от 02 августа 2007 года № 157-ЗСО, и в соответствии с приложением № 2 к указанному закону соотносится с должность государственной гражданской службы Саратовской области «главный специалист».

С учетом положений статьи 1 Закона Саратовской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области» от 02 августа 2007 года № 157-ЗСО в реестре должностей муниципальной службы в Саратовской области должность начальника отдела соответствовала должности муниципальной службы, которая соотносится с должностью главного специалиста – должностью государственной гражданской службы Саратовской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Саратовской области «О государственной гражданской службе в Саратовской области» от 02 февраля 2005 года № 15-ЗСО и решением собрания депутатов ЗАТО Михайловский № 17 от 20 марта 2009 года распоряжением главы ЗАТО «Михайловский» Саратовской области от 14 октября 2009 года № 26-к Елисеевой А.П. с 01 октября 2009 года установлена доплата к трудовой пенсии за счет средств местного бюджета. В соответствии с решением комиссии по установлению доплат к трудовым пенсиям администрации ЗАТО «Михайловский» Саратовской области № 1 от 14 октября 2009 года размер ежемесячной доплаты к трудовой пении составил 60% от денежного содержания.

Решением комиссии по установлению доплат к трудовым пенсиям администрации ЗАТО «Михайловский» Саратовской области № 1 от 26 февраля 2014 года Елисеевой А.П. установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии размере 75% месячного денежного содержания.

С 01 апреля 2015 года решением комиссии по установлению доплат к трудовым пенсиям администрации ЗАТО «Михайловский» Саратовской области № 2 от 03 апреля 2015 года Елисеевой А.П. установлена ежемесячная доплата к трудовой пении размере 50 % месячного денежного содержания.

В соответствии со статьей 77 Устава ЗАТО Михайловский представительным органом местного самоуправления ЗАТО является Собрание депутатов, состоящее из 10 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Заседание Собрания депутатов считается правомочным, если на нём присутствует более 50 процентов от числа избранных депутатов.

Решения Собрания депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории ЗАТО Михайловский, подлежат подписанию и обнародованию. В силу пункта 11 статьи 88 Устава официальным опубликованием правового акта считается также первое размещение его полного текста на официальном сайте городского округа в сети Интернет.

Согласно протоколу собрания депутатов ЗАТО Михайловский от 03 апреля 2015 года на заседании присутствовало 9 депутатов, оспариваемое решение принято депутатами единогласно, опубликовано в газете «Михайловские новости» № 14 (518) от 17 апреля 2015 года.

Из представленного в материалы дела протокола собрания депутатов ЗАТО Михайловский от 31 марта 2016 года усматривается, что при принятии решения на заседании присутствовало 8 депутатов, решение по данному вопросу принято единогласно. Решение опубликовано в газете «Михайловские новости» № 12 (567) от 01 апреля 2016 года.

Таким образом, решения собрания депутатов ЗАТО Михайловский 03 апреля 2015 года № 217 и № 276 от 31 марта 2016 года приняты собранием депутатов ЗАТО Михайловский в пределах предоставленных законом полномочий по вопросам, относящемся к компетенции представительного органа местного самоуправления, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.

Проверив оспариваемые нормативные правовые акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы. С учетом этих особенностей законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств. При этом не может не учитываться, что Конституция Российской Федерации не только прямо закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, но, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, из ее статей 19, 32 (части 2 и 4) и 37 (часть 1) вытекает и право граждан на равный доступ к муниципальной службе (постановление от 15 декабря 2003 года № 19-П).

В связи с этим федеральный законодатель, в компетенцию которого входит установление видов пенсий и доплат к ним, определение оснований приобретения права на получение пенсий отдельными категориями граждан и правил исчисления размера соответствующих выплат, должен гарантировать соблюдение минимального правового стандарта пенсионного обеспечения всех муниципальных служащих и одновременно - не допускать произвольное, чрезмерное повышение уровня пенсионного обеспечения органами местного самоуправления в порядке реализации их собственной компетенции вопреки финансовым возможностям местного самоуправления и его конституционному предназначению, связанному с удовлетворением основных жизненных потребностей населения муниципального образования.

Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения. Это предполагает и общность основных условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий их государственного пенсионного обеспечения (статья 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Конкретизируя эти подходы, федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего. Это законоположение, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1; статья 131, часть 1 Конституции Российской Федерации) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти. В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 Закона о муниципальной службе муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.

При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Закона о муниципальной службе).

Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (статья 5 Закона о муниципальной службе, статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Закон Саратовской области от 02 февраля 2005 года № 15-ЗСО «О государственной гражданской службе Саратовской области» предусматривает, что лица, замещавшие должности государственной гражданской службы области, при наличии стажа государственной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет государственных гражданских служащих области при увольнении с государственной гражданской службы области по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 5, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацем вторым настоящей части), а также при увольнении с государственных должностей области в связи с истечением срока полномочий.

Лица, уволенные с государственной гражданской службы области по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 5 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если не менее десяти лет их стажа государственной службы, дающего право на пенсию за выслугу лет, приходится на работу непосредственно в органах государственной власти и управления области и (или) органах местного самоуправления области. При этом пунктом 4 статьи 8 указанного Закона определено, что пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливается в таком размере, чтобы сумма страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы области (государственной службы области), в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» на дату назначения пенсии за выслугу лет, и пенсии за выслугу лет составляла 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего области (государственного служащего области). Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на три процента среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего области (государственного служащего области) за каждый полный год стажа государственной службы сверх стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет. При этом сумма страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего области (государственного служащего области).

Законодательством Саратовской области условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим, источник финансирования пенсий за выслугу лет муниципальным служащим не определены.

Как видно из материалов дела, размер пенсии за выслугу лет административного истца установлен в соответствии с критериями, примененными в отношении государственных гражданских служащих Саратовской области федеральным и региональным законодательством, с учетом длительности стажа муниципальной службы.

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года № 189-О, от 11 мая 2006 года № 88-О и от 3 апреля 2007 года № 332-О-П).

С учетом изложенного, законодатель субъекта Российской Федерации при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, и само по себе это не противоречит Конституции Российской Федерации.

В связи с чем изложенное можно отнести и к вопросу компетенции органов местного самоуправления по определению порядка установления и изменения пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в отношении муниципальных служащих, и, соответственно, Собрание депутатов ЗАТО Михайловский был вправе регулировать размеры пенсии за выслугу лет указанной категории граждан, в том числе и в сторону их уменьшения, что само по себе не может рассматриваться как изменение уровня правовых гарантий, предусмотренных федеральным законодательством.

Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 1591-О следует, что законоположение, содержащееся в части 1 статьи 24 Закона о муниципальной службе и находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 этого же Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ), размер государственной пенсии муниципального служащего (часть 2 статьи 24 Федерального Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (часть 3 статьи 23 Закона о муниципальной службе) обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Критерии установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, установленные собранием депутатов ЗАТО Михайловский, согласуются с правовой природой дополнительного материального обеспечения, реализуемого в рамках пенсионных отношений и предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности.

Таким образом, указанные ежемесячные доплаты входят в структуру государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципального служащего, поскольку при исчислении учитывается стаж муниципальной службы и другие соответствующие критерии, такие выплаты обеспечиваются за счет средств местного бюджета.

Исходя из правового анализа действующего законодательства следует, что представительные органы местного самоуправления наделены правом регулировать вопросы определения условий предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядка ее назначения и выплаты лицам, замещавшим должности муниципальной службы.

Установление предельного размера доплаты 50 процентов от среднемесячного содержания муниципального служащего обусловлено бюджетным возможностями, в связи с чем административный ответчик был вынужден прибегнуть к уменьшению своих расходных обязательств, поскольку на протяжении ряда лет увеличился как дефицит бюджета, так и кредиторская задолженность, в целом, бюджет муниципального образования является дотационным (собственные доходы составляют 30 процентов; 70 процентов поступает из бюджета Саратовской области), что подтверждается соглашением, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации, правительством Саратовской области и Главой ЗАТО Михайловский от 19 апреля 2013 года «О предоставлении и обеспечении эффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджету Саратовской области для предоставления бюджету ЗАТО Михайловский Саратовской области дотации на компенсацию дополнительных расходов (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования, приказами министерства финансов Саратовской области об утверждении перечня муниципальных образований, распределенных от доли дотаций из бюджета РФ.

Поскольку правовое регулирование вопросов дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем порядок и условия выплаты пенсии за выслугу лет должны определяться с учетом возможностей местного бюджета, оснований для признания недействующими нормативные правовые акты не имеется, в удовлетворении требований Елисеевой А.П. следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Елисеевой Антонины Павловны к собранию депутатов муниципального образования посёлок Михайловский Саратовской области о признании недействующими:

- решения собрания депутатов закрытого административно-территориального образования посёлок Михайловский Саратовской области от 03 апреля 2015 года № 217 «О внесении изменений в решение от 20 марта 2009 года № 17 ««Об установлении ежемесячной надбавки к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления закрытого административно-территориального образования посёлок Михайловский Саратовской области»,

- решения собрания депутатов закрытого административно-территориального образования посёлок Михайловский Саратовской области от 31 марта 2016 года № 276 ««Об установлении ежемесячной надбавки к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления закрытого административно-территориального образования посёлок Михайловский Саратовской области» в части абзаца 2 пункта 2 и абзаца 1 пункта 3 Положения о порядке, установления, выплаты и перерасчета ежемесячной надбавки к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в ЗАТО Михайловский Саратовской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Бугаева Е.М.