НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сарапульского городского суда (Удмуртская Республика) от 05.02.2020 № 2А-405/20

Дело № 2а-405/2020

18RS0023-01-2019-002048-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2020 года г. Сарапул УР

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Мосалевой О.В.,

при секретаре Борисовой И.В.,

при участии представителей истца КУЗ УР «Сарапульский противотуберкулезный диспансер Министерства здравоохранения УР» Касаткиной Татьяны Николаевны, действующей на основании распоряжения Министерства здравоохранения УР от 28.08.2018 года, Штин Светланы Викторовны, действующей на основании доверенности от 02.10.2019 года,

представителя ответчика Государственной инспекции труда в УР Тагиевой Ситары Хафиз кызы, действующей на основании доверенности от 09.01.2020 года,

заинтересованных лиц: Аитовой Нины Михайловны, Рябовой Ольги Борисовны, Мориловой Вероники Васильевны, Васильевой Людмилы Вадимовны, Тронина Алексея Васильевича, Цыганковой Людмилы Николаевны, Сахарновой Христины Николаевны, Чижовой Елены Юрьевны, Каштиевой Лиды Давлетхановны

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску КУЗ УР «Сарапульский противотуберкулезный диспансер Министерства здравоохранения УР» к Государственной инспекции труда в УР о признании предписания незаконным,

установил:

БУЗ УР «Сарапульский межрайонный противотуберкулезный диспансер Министерства здравоохранения УР» обратилось в Сарапульский городской суд с иском к Государственной инспекции труда в УР о признании незаконным предписания.

В обоснование иска приведены доводы о том, что «19» июля 2019 года в отношении БУЗ УР «Сарапульский МПТД М3 УР» было вынесено предписание № 18/12-5452-19-И об устранении нарушения трудового законодательства, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подписанное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике.

В предписании БУЗ УР «Сарапульский МПТД М3 УР» предписывается: устранить нарушение ст.147 ТК РФ. Начислить и выплатить за январь- июнь 2019г надбавку за вредные условия труда на рабочем месте в срок 30.08.2019г: Врачу-фтизиатру Айтовой Н.М. (8%); медицинской сестре участковой Рябовой О.Б. (4%); Врачу-фтизиатру Мориловой В.В. (8%); Врачу-фтизиатру Васильевой Л.В. (8%); медицинской сестре участковой Цыганковой Л.Н. (4%); Врачу-фтизиатру Тронину А.В. (8%); медицинской сестре процедурной Сахарновой Х.Н. (8%); медицинской сестре участковой Чижовой Е.Ю. (4%); Врачу-фтизиатру Каштиевой Л.Д. (8%). О выполнении предписания сообщить в срок до «03» сентября 2019 года.

Предписание от «19» июля 2019г. истец считает незаконным и подлежащим отмене в части пунктов предписания 1-9, поскольку при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 — 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Спор по выплате дополнительной надбавки за вредные условия труда на рабочем месте в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 501 от 02.11.2015г утверждено Положение об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения Удмуртской Республики, в силу п.п.2 и п.п.3 п.2 которого реализация настоящего постановления осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на указанные цели, и с даты вступления в силу настоящего постановления иные условия оплаты труда работников бюджетных, казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, не применяются.

Положение предусматривает единые принципы оплаты труда работников учреждения.

В силу п. 10. Положения, работникам учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера, в том числе выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (доплаты, надбавки).

Пунктом 12 Положения предусмотрено, что надбавка медицинским работникам учреждений, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, участвующим в оказании психиатрической помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, а также непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, устанавливается в размерах согласно приложению 1 к Положению.

В соответствии с вышеуказанным Приложением 1, для медицинских работников противотуберкулезных лечебно-профилактических учреждений, в трудовые обязанности которых входит непосредственное участие в оказании противотуберкулезной помощи, размер надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в процентах от должностного оклада составляет 40 процентов.

Таким образом, ежемесячная надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда у сотрудников БУЗ УР «Сарапульский МПТД М3 УР» составляет 40 % от должностного оклада, что не противоречит ст. 147 ТК РФ, а следовательно учреждение не допускало нарушений трудового законодательства по данному основанию.

Истец просил предписание главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике № 18/12-5452- 19-И от «19» июля 2019г. в отношении БУЗ УР «Сарапульский МПТД М3 УР» признать незаконным и отменить.

Распоряжением правительства УР от 20.11.2019 года создано КУЗ УР «Сарапульский межрайонный противотуберкулезный диспансер Министерства здравоохранения УР» (далее КУЗ УР СМПТД МЗ УР или СМПТД) путем изменения типа существующего БУЗ «Сарапульский межрайонный противотуберкулезный диспансер Министерства здравоохранения УР» (далее БУЗ УР СМПТД МЗ УР).

Согласно уставу КУЗ УР СМПТД МЗ УР является правопреемником БУЗ УР СМПТД МЗ УР, в связи с чем определением суда от 04.04.20120 года уточнено наименование истца, истцом признан КУЗ УР «Сарапульский межрайонный противотуберкулезный диспансер Министерства здравоохранения УР».

В судебном заседании представитель истца КУЗ УР СМТД МЗ УР Касаткина Т.Н. исковые требования поддержала, указав, что КУЗ УР СМПТД МЗ УР является учреждением оказывающим противотуберкулезную помощь, в составе учреждения 43 сотрудника, из которых 25 принимают непосредственное участие в оказании противотуберкулезной помощи, их деятельность связана с вредными и опасными условиями труда.

Государственная инспекция труда в УР (далее ГИТ УР) в июле 2019 года провела проверку по жалобам 9 работников на невыплату 8-4 % оклада к заработной плате за вредные условия труда, выдав КУЗ УР СМПТД МЗ УР оспариваемое предписание о выплате надбавки обратившимся работникам от 4 до 8 % за работу во вредных условиях труда за период с января по июнь 2019 года.

С предписанием Государственной инспекции труда в УР истец не согласен, полагая, что указанным предписанием на СМПТД возложена незаконная обязанность. В указанный период действовало Положение об оплате труда работников бюджетных и казенных учреждений здравоохранения, которое предусматривало дополнительные компенсационные выплаты трем категориям работников: работников занятых на работах в вредными и опасными условиями труда по результатам специальной оценки условий труда (п.10), медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи (п.12) и иным работникам учреждения, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи (п. 13 Положения). Положение предусматривало, что надбавки не могут суммироваться.

Работникам учреждения, перечисленным в предписании, как медикам, участвующим в организации противотуберкулезной помощи, в соответствии с приложением № 4 выплачивалась надбавка в размере 40 % оклада, в связи с чем основания для выплаты надбавки в размере 4-8 % в соответствии с п. 10 положения отсутствуют. Предписание незаконно возложило на учреждение обязанность произвести выплату указанной надбавки за работу во вредных и опасных условиях труда.

27.12.2017 года в учреждении был заключен коллективный договор, который предусматривал выплату доплаты за вредные и опасные условия труда в зависимости от должности от 4 до 8 %, а также выплату надбавки за специфику труда в размере 40 %. Изменения в коллективный договор не вносились. Считает, что условия коллективного договора противоречат Положению об оплате труда, утвержденному постановлением Правительства УР № 501 от 02.11.2015 года, в связи с чем применяться не могут.

Требование предписание учреждение исполнило в установленный срок, начислив надбавки работникам в размере и за период указанные в постановлении. Несмотря на исполнение предписания, истец заинтересован в принятии судом решения и оценке законности предписания, поскольку у учреждения имеется скрытый спор по вопросу начисления надбавок в отношении периода, начиная с июля 2019 года, а также спор с иными работниками, помимо перечисленных в иске.

Удовлетворение исковых требований судом подтвердит обоснованность позиции работодателя и отсутствие обязанности по начислению надбавки иным сотрудникам учреждения.

Предписание Государственной инспекции труда УР является незаконным, поскольку: инспекцией разрешен индивидуальный трудовой спор учреждения с работниками; в предписании указана обязанность по начислению работникам «надбавки за вредные и опасные условия труда», тогда как коллективный договор и Положение использует формулировку «доплата», а надбавка в размере 40 % фактически работникам выплачивалась своевременно; кроме того, объем фонда оплаты труда определяет учредитель, средства на выплату указанной в предписании надбавки отсутствуют.

Срок обращения в суд с иском об оспаривании предписания истцом нарушен по уважительной причине, подлежит восстановлению. В предписании разъяснены сроки обращения в суд, однако не указан суд, в который надлежало обратиться, учреждение пропустило срок, поскольку ошибочно сначала обратилось в суд с иском к мировому судье, после получения определения мирового судьи о возврате сразу же обратилось в надлежащий суд.

Представитель истца Штин С.В. привела аналогичные доводы.

Представитель ответчика Государственной инспекции труда в УР Тагиева С.Х.к. исковые требования не признала, указав, что ГИТ УР провела внеплановую документарную проверку по коллективной жалобе 9 работников СМПТД о нарушении трудовых прав при начислении заработной платы. При проведении проверки были проанализированы устав учреждения, коллективный договор, трудовые договоры обратившихся работников с изменениями и дополнениями, карты СОУТ, расчетные листки по начислению работникам заработной платы. В ходе проверки был выявлен факт нарушения учреждением трудовых прав работников, а именно факт невыплаты надбавки за работу во вредных и опасных условиях труда в соответствии с СОУТ, в связи с чем было выдано предписание об устранили допущенного нарушения.

Поскольку проверка проводилась по жалобе 9 работников и только по одному вопросу, предписание было выдано только в отношении обратившихся в ГИТ УР работников.

Проверку правильности иных видов начислений, в частности, надбавки за специфику труда, не проводили.

В силу ст. 147 ТК РФ учреждение обязано выплачивать работникам, выполняющим работу во вредных и опасных условиях труда повышенную заработную плату. Форму повышения заработной платы законодатель не раскрывает, и не дает понятия «надбавка» и «доплата».

В период с января –июнь 2019 года вопросы оплаты труда в учреждении были урегулированы Положением об оплате труда…, утвержденным постановлением Правительства УР № 501 от 02.11.2015 (далее Положение), которое предусматривало два вида компенсационных выплат, работникам, занятыми на работах с вредными или опасными условиями труда: доплату за работу во вредных и опасных условиях труда, устанавливаемую в соответствии с результатами Специальной оценки условий труда (далее СОУТ), конкретные размеры которой определены коллективным договором (п. 11 Положения), и надбавка медицинским и иным работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, непосредственно участвующим в оказании отдельных видов деятельности, в частности, участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, т.е. надбавка за специфику труда.

Надбавка за специфику труда медицинским работникам, участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, в соответствии с приложением № 4 к Положению составляет 40%. Указанная надбавка работникам учреждения выплачивалась, предписание не касается данной выплаты.

Коллективный договор, заключенный и действовавший в учреждении в 2019 году, соответствует Положению об оплате труда, утвержденному постановлением № 501, предусматривает выплату работникам учреждения и доплаты за вредные и опасные условия труда, и надбавки за специфику труда.

Позиция работодателя о том, что работники имеют право только на надбавку или только на доплату, основана на неверном толковании Положения об оплате труда.

Поскольку в ходе проверки было установлен факт неисполнения работодателем обязанности, предусмотренной ст. 1457 ТК РФ о выплате повышенной заработной плате работникам в связи с работой во вредных или опасных условиях труда, нарушение носило системный характер, в связи с чем было вынесено предписание. Спор не является индивидуальным. Предписание является законным и обоснованным.

Поскольку ст. 147 ТК РФ не раскрывает в какой форме должно быть обеспечено повышение оплаты труда при работе во вредных и опасных условиях труда, поскольку законодательно не установлено содержание терминов надбавка и доплата, то использовании в предписании инспектором выражения «надбавка за вредные условия труда на рабочем» со ссылкой на ст. 147 ТК РФ и конкретный размер надбавки, позволяло однозначно уяснить предмет предписания и существо действий, которые должен предпринять работодатель для его исполнения. Предписание СМПТД исполнено, замечаний по его исполнению у инспекции отсутствуют.

Название выплаты «надбавка» или «доплата» значения не имеет.

Срок обращения в суд с иском истцом пропущен, причины пропуска являются неуважительными.

Заинтересованное лицо Морилова В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указав, что является медицинским работником врачом- фтизиатром участковым СМПТД, в соответствии с условиями коллективного договора работодатель обязан в составе заработной платы выплачивать надбавку за специфику труда (в связи с участием в оказании противотуберкулезной помощи и противотуберкулезной помощи ВИЧ-инфицированным) а также надбавку за вредные условия труда. Указанные надбавки указанные надбавки до 2019 года работодателем выплачивались, в расчетном листе именовались как: «вредность», «вредность доп», «вредность ВИЧ». С 01.01.2019 года работодатель перестал начислять ей и другим работникам надбавку за работу во вредных условиях труда (4-8 % в зависимости от должности). Полагая действия работодателя незаконными, она и другие коллеги написали коллективное обращение по этому поводу в ГИТ УР, предписанием которой работодателю предложено устранить допущенное нарушение.

Предписание государственной инспекции труда считает законным и обоснованным. Предписание исполнено работодателем, за указанный в предписании период ей доначислили надбавку за вредные условия труда, однако, в дальнейшем выплата надбавки работодателем не производилась. Полагает, что надбавка за вредные условия труда и надбавка за специфику труда имеют разное целевое назначение, выплачивается в связи с наличием самостоятельных оснований, она как работник имеет право на получение обеих надбавок.

Заинтересованные лица Аитова Н.М., Тронин А.В., Каштиева Л.Д., Цыганкова Л.Н., Сахарнова Х.Н., Чижова Е.Ю., Васильева Л.В. и Рябова О.Б. в судебном заседании привели аналогичные доводы.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что исковые требования КУЗ УР СМПТД МЗ УР удовлетворению не подлежат, при этом суд учитывает следующее.

Судом установлено, что 19.06.2019 в ГИТ УР поступило коллективное обращение работников БУЗ УР СМПТД МЗ УР Тронина А.В., Рябовой О.Б., Чижовой Е.Ю., Васильевой Л.В., Мориловой В.., Сахарновой Х.Н., Каштиевой Л.Д., Аитовой Н.М., Цыганковой Л.Н. с доводами о нарушении трудовых прав невыплатой доплаты в размере 4-8 % за вредные условия труда.

Распоряжением руководителя ГИТ в Удмуртской Республике от 01.07.2019 поручено Главному государственному инспектору труда Зуевой К.В. провести внеплановую документарную проверку с целью проверки доводов изложенных в коллективном обращении. Срок проверки установлен 5 дней.

По результатам проверки 19.07.2019 главным государственным инспектором труда Зуевой К.В. составлен акт проверки N 18/12-5451-19-И о выявленных нарушениях, согласно которому:

1.В соответствии со ст.147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Согласно п.10 Положения об оплате труда работников БУЗ УР «СМПТД М3 УР» доплата работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются по результатам специальной оценки условий труда. Конкретные размеры доплаты устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения.

Так коллективным договором БУЗ УР «СМПТД М3 УР», утвержденным 27.12.2017г. (приложение №4) установлены следующие размеры доплаты за работу во вредных условиях труда врач-фтизиатр участковый 8 %.

В нарушении указанных требований, врачу-фтизиатру Айтовой Н.М. за январь-июнь 2019г. надбавка за вредные условия труда на рабочем месте (8%) начислена и выплачена не была.

В нарушении указанных требований, врачу-фтизиатру Мориловой В.В. за январь-июнь 2019г. надбавка за вредные условия труда на рабочем месте (8%) начислена и выплачена не была.

В нарушении указанных требований, врачу-фтизиатру Васильевой Л.В. за январь-июнь 2019г. надбавка за вредные условия труда на рабочем месте (8%) начислена и выплачена не была.

В нарушении указанных требований, врачу-фтизиатру Тронину А.В. за январь-июнь 2019г. надбавка за вредные условия труда на рабочем месте (8%) начислена и выплачена не была.

В нарушении указанных требований, врачу-фтизиатру Каштиевой Л.Д. за январь-июнь 2019г. надбавка за вредные условия труда на рабочем месте (8%) начислена и выплачена не была.

Коллективным договором БУЗ УР «СМПТД М3 УР», утвержденным 27.12.2017г. (приложение №4) установлены следующие размеры доплаты за работу во вредных условиях труда: медицинская сестра участковая 4%.

В нарушении указанных требований, медицинской сестре участковой Рябовой О.Б. за январь- июнь 2019г. надбавка за вредные условия труда на рабочем месте (4%) начислена и выплачена не была.

В нарушении указанных требований медицинской сестре участковой Цыганковой Л.Н. за январь-июнь 2019г. надбавка за вредные условия труда на рабочем месте (4%) начислена и выплачена не была.

В нарушении указанных требований, медицинской сестре участковой Чижовой Е.Ю. за январь-июнь 2019г. надбавка за вредные условия труда на рабочем месте (4%) начислена и выплачена не была.

Коллективным договором БУЗ УР «СМПТД М3 УР», утвержденным 27.12.2017г. (приложение №4) установлены следующие размеры доплаты за работу во вредных условиях труда: медицинская сестра процедурная 8%.

В нарушении указанных требований, медицинской сестре процедурной Сахарновой Х.Н. за январь-июнь 2019г. надбавка за вредные условия труда на рабочем месте (8%) начислена и выплачена не была (л.д.16-20).

По результатам проверки ГИТ в Удмуртской Республике выдано предписание №18/12-5452-19-И от 19.07.2019 года, которым БУЗ УР СМПТД обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативно правовых актов содержащих нормы трудового права, а именно: устранить нарушения ст. 147 ТК РФ. Начислить и выплатить врачу-фтизиатру Аитовой Н.И. за январь июнь 2019 года надбавку за вредные условия труда на рабочем месте (8 %), медицинской сестре-участковой Рябовой О.Б. (4 %), врачу-фтизиатру Мориловой (8%), врачу-фтизиатру Васильевой Л.В. (8%), медицинской сестре участковой Цыганковой Л.Н. (4%), врачу-фтизиатру Тронину А.В. (8%), медицинской сестре процедурной Сахарновой Х.Н. (8%), медицинской сестре участковой Чижовой Е.Ю.( 4%), врачу-фтизиатру КАштиевой Л.Д. (8%) в срок до 30.08.2019 года и в срок до 03.09.2019 года сообщить о выполнении предписания.

Истец оспаривает предписание по мотивам вынесения предписания с нарушением компетенции Государственной инспекции труда, поскольку предписанием разрешен индивидуальный трудовой спор с работниками, а также по мотивам несоответствия предписания положениям п.п. 10, 12 Положения об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений здравоохранения…, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики № 501 от 02.11.2015 г. (далее Положение).

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Разрешая вопрос о соблюдении истцом срока обращения в суд, суд учитывает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу части 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Частью 7 статьи 219 КАС РФ определено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Оспариваемое Предписание получено БУЗ УР МЗ УР 08.08.2019 года, что следует из представленного журнала регистрации входящей корреспонденции.

16.08.2019 года БУЗ УР СМПТД МЗ УР обратилось с иском об оспаривании предписания, адресовав его мировому судье судебного участка № 5 Октябрьского района г. Ижевска УР.

Определением мирового судьи от 21.08.2019 года исковое заявление БУЗ УР СМПТД МЗ УР возвращено заявителю с разъяснением права обращения в соответствующий территориальный районный суд.

02.09.2019 года истец обратился в суд с иском по настоящему делу с соблюдением правил подсудности.

Оспариваемое предписание Государственной Инспекции труда УР содержит указание на срок судебного обжалования, однако в нем отсутствует указание территориального суда, к подсудности которого относится указанный спор.

Поскольку исковое заявление первоначально истцом направлено с соблюдением срока, предусмотренного ч. 2 ст. 357 ТК РФ, в последующем обращение в районный суд имело место в срок, не превышающий 10 дней с момента вступления определения мирового судьи в законную силу, в связи с чем суд оценивает как уважительные причины пропуска истцом срока обращения в суд с иском по настоящему делу, в связи с чем указанный срок восстанавливается судом.

Разрешая по существу требования истца, суд учитывает следующее

Главой 57 Трудового кодекса Российской Федерации федеральные инспекции труда отнесены к категории органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации.

К основным задачам федеральной инспекции труда положения части 2 статьи 355 Трудового кодекса Российской Федерации относит обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда, а также обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статьями 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан, проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве (статья 356 Трудового кодекса Российской Федерации) установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу части 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

В соответствии со статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, а также обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Исходя из положений статьи 361 Трудового кодекса Российской Федерации, решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11.07.1947, ратифицированной Российской Федерацией 24.07.1998 г., инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что для проведения внеплановой документарной проверки БУЗ УР СМПТД МЗ УР предоставил Государственной инспекции труда в УР трудовые договоры с изменениями и дополнениями, согласно которым в юридически значимый период времени с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года Аитова Н.М. работала в БУЗ УР СМПТД МЗ УР в должности врача-фтизиатра участкового, Рябова О.Б. работала в БУЗ УР СМПТД МЗ УР в должности медицинской сестры участковой, Морилова В.В. работала в БУЗ УР СМПТД МЗ УР в должности врача-фтизиатра участкового, Васильева Л.В. работала в БУЗ УР СМПТД МЗ УР в должности врача-фтизиатра участкового, Цыганкова Л.Н. работала в БУЗ УР СМПТД МЗ УР в должности медицинской сестры участковой, Тронин А.В. работал в БУЗ УР СМПТД МЗ УР в должности врача-фтизиатра участкового, Сахарнова Х.Н. работала в БУЗ УР СМПТД МЗ УР в должности медицинской сестры процедурной, Чижова Е.Ю. работала в БУЗ УР СМПТД МЗ УР в должности медицинской сестры участковой, Каштиева Л.Д. работала в БУЗ УР СМПТД МЗ УР в должности врача-фтизиатра.

Наименование должностей работников ГИТ УР в предписании указаны в целом верно в соответствии с представленными при проведении проверки документами (опущено наименование «участковый»)

БУЗ УР СМПТД МЗ УР согласно уставу бюджетное учреждение, учредителем которого является Удмуртская Республика. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: имущество, закрепленное за учреждение, средства бюджета УР, доходы, полученные от приносящей доход деятельности, средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан, иные источники не запрещенные законодательством (п.3.5).

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая).

Согласно ст. 135 этого же Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 144 п. 2 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В силу ч. 1 ст. 146 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.

Согласно частям 1,2,3 ст. 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере, при этом минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии со ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

По смыслу данного нормативного положения основанием для предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда является результат специальной оценки условий труда, в качестве вредных (2, 3 или 4 степени) либо опасных.

Согласно карте № 02.05 специальной оценки условий труда по должности врач-фтизиатр участковый (детский кабинет), составленной 28.07.2015 года, итоговый класс (подкласс) оценки условий труда по вредным факторам указан биологический - 3.2.

Согласно карте № 02.14 специальной оценки условий труда работников по должности медицинская сестра процедурной, составленной 28.07.2015 года, итоговый класс (подкласс) оценки условий труда по вредным факторам указан химический – 2, биологический - 3.2.

Согласно карте № 02.08А специальной оценки условий труда работников по должности медицинская сестра участковая, составленной 28.07.2015 года, итоговый класс (подкласс) оценки условий труда по вредным факторам указан биологический - 3.2.

Согласно карте № 02.11 специальной оценки условий труда работников по должности медицинская сестра участковая (сельского участка), составленной 28.07.2015 года, итоговый класс (подкласс) оценки условий труда по вредным факторам указан биологический - 3.2.

Согласно карте № 02.03 специальной оценки условий труда работников по должности врач-фтизиатр участковый (села), составленной 28.07.2015 года, итоговый класс (подкласс) оценки условий труда по вредным факторам указан биологический - 3.2.

Согласно карте № 02.01А специальной оценки условий труда работников по должности врач-фтизиатр участковый, составленной 28.07.2015 года, итоговый класс (подкласс) оценки условий труда по вредным факторам указан химический – 2, биологический - 3.2. (л.д.113-120)

Пунктом 5.1.4. Коллективного договора БУЗ УР СМПТД МЗ УР на 2017-2019 г.г., утвержденного 27.12.2017 года, установлен Перечень и условия установления выплат компенсационного характера к должностному окладу работника за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Конкретные перечни должностей работников, имеющих право на указанные выплаты, и конкретные размеры надбавок к окладам, утвержденные работодателем по согласованию с профкомом прилагаются к настоящему коллективному договору Приложение № 4. ( л.д.138).

Приложением № 4 к Коллективному договору утвержден перечень профессий и должностей БУЗ УР СМПТД МЗ УР, которым предоставляется повышенная оплата труда за вредные и (или) опасные условия труда, согласно которому по должности фрач- фтизиатр участковый (каковыми согласно представленным ГИТ документам являются Аитова Н.М., Васильева Л.В., Морилова В.В., Каштиева Л.Д., Тронин А.В.) установлена доплата за тяжелые и вредные условия труда - 8 %, в качестве основания указана ст. 147 ТК РФ, п. 11 Постановления Правительства УР об утверждении положения об оплате труда № 501 от 02.11.2015 г. Кроме того, установлена надбавка за специфику труда в размере 40 %, где в качестве основания указано Постановление Правительства УР № 501 от 02.11.2015 г. об утверждении положения об оплате труда, Приложение № 1.

Аналогичные вид и размер доплат установлен по должности врач-фтизиатр участковый (села), медицинская сестра участковая (села), медицинская сестра процедурной ( Сахарнова Х.Н.).

По должности медицинская сестра участковая (Чижова Е.Ю., Рябова О.Н., Цыганкова Л.Н.) размер доплаты за вредные условия труда установлен 4 %, надбавка за специфику труда – 40 %.

Указанные положения коллективного договора в полной мере соответствовали действовавшему в юридически значимый период времени Положению об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, утвержденному постановлением Правительства УР От 02.11.2015 года № 501.

Согласно п. 10 Положения, указанного выше, установлены 2 вида компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: доплаты, надбавки.

Согласно п. 11 Положения доплата работникам учреждения, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается по результатам специальной оценки условий труда. Минимальный размер доплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда составляет 4 процента должностного оклада. При обеспечении безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда, доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда не устанавливается.

Указанная доплата работникам учреждения, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится за время фактической занятости работников (основных и привлекаемых из других учреждений) на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда. Конкретные размеры доплаты работникам учреждения, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения.

Согласно п. 12 Положения Надбавка медицинским работникам учреждений, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, участвующим в оказании психиатрической помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, а также непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, устанавливается в размерах согласно приложению 1 к настоящему Положению. В случаях если учреждения (подразделения, должности) перечислены в нескольких пунктах приложения 1 к настоящему Положению, размер надбавки, установленной по каждому из оснований, не суммируется, применяется более высокий размер указанной надбавки.

Приложением № 1 предусмотрено установление медицинским работникам, в трудовые обязанности которых входит непосредственное участие в оказании противотуберкулезной помощи надбавки, как работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, непосредственно участвующими в оказании противотуберкулезной помощи.

Кроме того указанное положение устанавливает размер доплаты за специфику труда работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, помощи ВИЧ- инфицированным. Таким образом, указанная компенсационная выплата связана с определенной спецификой вредных и (или) опасных условий труда. Пунктом 12 положения установлен запрет суммирования надбавок, предусмотренных Приложением № 1, т.е. надбавок за специфику труда медицинских работников, оказывающих психиатрическую помощь, помощь ВИЧ- инфицированным, и непосредственно участвующим в противотуберкулезной помощи.

Таким образом, надбавка за вредные условия труда и доплата за специфику труда являются компенсационными выплатами, имеющими разные, самостоятельные основания для установления, указанные выплаты не являются взаимоисключающими. Выполнение работодателем обязанности по выплате надбавки за работу во вредных условиях труда медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи в размере 40 %, не свидетельствует об отсутствии обязанности по начислению наряду с указанной выплатой и иной компенсационной выплаты (доплаты за вредные условия труда ( от 4 до 8 %) в соответствии с условиями коллективного договора и п. 11 Положения об оплате труда.

Объяснениями сторон и содержанием представленных суду и Государственной инспекции труда УР расчетных листков по начислению заработной плате работникам Аитовой Н.М., Рябовой О.Б., Мориловой В.В., Васильевой Л.В., Цыганковой Л.Н., Тронину А.В., Сахарновой Х.Н., Чижовой Е.Ю., Каштиевой Л.Д. установлено, что истцом обязанность по начислению компенсационной выплаты в размере 4-8 % оклада работникам, не исполнялась, указанное нарушение с учетом объяснений участников процесса носило системный характер, вызвано ошибочным толкованием работодателем действующего законодательства и коллективного договора, в связи с чем предписание Государственной инспекции труда УР, содержащее требование устранить выявленное нарушение являлось законным и обоснованным. Допущенное нарушение носило явный, системный характер, не связано со спецификой правоотношений истца с каждым отдельным работником, в связи с чем доводы истца о том, что в нарушение компетенции Государственная инспекция труда УР рассмотрела индивидуальный трудовой спор, отвергаются судом. Равно как и отвергаются доводы истца о наличии обязанности по производству только одного вида компенсационной выплаты (надбавки за специфику труда – 40%).

Суд учитывает, что текст коллективного договора выплату в размере 4-8 % за работу во вредных условиях труда называет доплатой, также как и п.11 Положения. При вынесении предписания Государственной инспекцией труда использован термин «надбавка». Вместе с тем, указанное некорректное наименование компенсационной выплаты не повлекло за собой нарушение прав ни истца, ни работников. Содержание ст. 147 ТК РФ не раскрывает конкретных способов повышения оплаты труда работникам, занятым на работах во вредных и (или) опасных условиях труда. Отсутствует законодательное определение терминов надбавка и доплата. Предписание содержит ссылку на ст. 147 ТК РФ, указание на размер, подлежащей начислению компенсационной выплаты по каждому работнику и основание ее начисления (за вредные условия труда), предписание, исходя из объяснений представителя истца в ходе рассмотрения дела, было правильно понято работодателем, работодателем исполнено, в связи с чем некорректное использование термина «надбавка» в тексте представления не повлекло за собой нарушения прав истца, не создало препятствия для его исполнения, следовательно, не может быть оценено как свидетельство о его незаконности.

Доводы истца о том, что работник Васильева Л.В. имеет право на надбавку не 8% указанных в предписании, а 4 %, как врач –фтизиатр участковый (детский кабинет), а работник Рябова О.Б. – 8 %, а не 4%, как медицинская сестра участковая (села), отвергаются судом. Исходя из представленных суду и ГИТ УР трудовых договоров, заключенных с работниками, наименование должностей указанных работников и размер доплаты определен правильно в соответствии с представленными при проведении проверки документами: Васильева Л.В. – врач фтизиатр- участковый 8%, Рябова О.Б. - медицинская сестра участковая - 4%. Документов, подтверждающих работу Рябовой О.Н. в должности медицинской сестры участковой (села) СМПТД ГИТ УР не представлено, при наличии спора о наличии у работодателя обязанности по выплате надбавки в повышенном размере (8%) указанный спор подлежит разрешению в индивидуальном порядке.

Таким образом, судом установлено, что предписание Государственной инспекции труда в УР вынесено с соблюдением установленного порядка, уполномоченным должностным лицом, в пределах полномочий Государственной инспекции труда, установленных законом, при наличии оснований, установленных законом, содержание предписания является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении исковых требований истцу надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд

решил:

Требования административного искового заявления КУЗ УР «Сарапульский противотуберкулезный диспансер Министерства здравоохранения УР» к Государственной инспекции труда в УР о признании предписания незаконным и отмене оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Сарапульский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 12 февраля 2020 года.

Судья - О.В. Мосалева