№2-430/2020г.Решение
именем Российской Федерации
Саракташский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего: судьи Тошеревой И.В.,
с участием помощника прокурора Саракташского района Оренбургской области Кнурова В.В.,
при секретаре: Барчуковой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саракташского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, в интересах администрации муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области, к Рябенко Евгению Дмитриевичу о признании незаконными и недействительными распоряжения и взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Саракташского района Оренбургской области, в интересах неопределенного круга лиц, в интересах администрации муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области, обратился в суд с названным иском к Рябенко Е.Д., указав, что прокуратурой Саракташского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в администрации МО Александровский сельсовет, в результате которой выявлены нарушения при выплате премий главе Александровского сельсовета Рябенко Е.Д. в ДД.ММ.ГГГГ годах. Установлено, что Рябенко Е.Д., используя свое служебное положение, являясь с ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО Александровский сельсовет, являясь высшим должностным лицом МО и наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, к числу которых относится полномочия принимать меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам, допустил использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы, назначая самому себе премии за счет бюджетных средств МО Александровский сельсовет. Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в МО Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области определены Уставом МО Александровский сельсовет, принятым решением Совета депутатов МО Александровский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ№. Глава МО является высшим должностным лицом МО и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с названным Уставом (часть 1 статьи 28 Устава). Решением Совета депутатов Александровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Александровский сельсовет (Положение). Положением предусмотрена премия за выполнение особо важных и сложных заданий. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий могут выплачиваться единовременно, ежеквартально и по итогам года, а также к профессиональному празднику. Решение о выплате оформляется распоряжением главы сельсовета с указанием в ней конкретных размеров премий. Применение мер поощрения к главе сельсовета возможно только с одобрения Советом депутатов, то есть по своей инициативе, самостоятельно, без одобрения Совета депутатов глава сельсовета не имеет права применять меры поощрения к самому себе. Принятие решения о поощрении главы МО – о премировании главы МО Александровский сельсовет за выполнение особо важных и сложных заданий, относится к компетенции Совета депутатов МО Александровский сельсовет. ДД.ММ.ГГГГ Рябенко Е.Д. путем издания распоряжения № – рлс установил себе наряду со специалистом 1 категории администрации сельсовета Ю.Е.А, премию ко дню профессионального праздника – Дню местного самоуправления в размере 3000 рублей с уральским коэффициентом, в результате чего Рябенко Е.Д. начислены денежные средства в размере 3450 рублей и перечислены на счет, открытый на его имя для зачисления заработной платы. В апреле ДД.ММ.ГГГГ года ответчик установил себе наряду со специалистом 1 категории администрации сельсовета Ю.Е.А, премию ко дню профессионального праздника – Дню местного самоуправления в размере 5000 рублей с уральским коэффициентом, путем издания распоряжения № – рлс от ДД.ММ.ГГГГ, были начислены денежные средства в размере 5750 рублей и перечислены на счет ответчика. Путем издания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ – рлс, Рябенко Е.Д. назначил себе премию по итогам работы за своевременное и качественное выполнение своих должностных обязанностей, общие результаты работы по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 50% от должностного оклада с учетом уральского коэффициента, в результате чего ему были начислены денежные средства в размере 5359,50 рублей и указанные денежные средства были перечислены на счет ответчика; на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ – рлс о премировании за своевременное и качественное выполнение своих должностных обязанностей, общие результаты работы по итогам работы по итогам за год Рябенко Е.Д. начислена и выплачена премия в размере месячного фонда оплаты труда 32049,81 рублей; на основании изданного Рябенко Е.Д. распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ – рсл ответчику была назначена и выплачена премия за своевременное и качественное выполнение своих должностных обязанностей, общие результаты работы по итогам за 2019 год в сумме 34713,90 рублей. Общий размер денежных средств, незаконно выбывших из бюджета МО Александровский сельсовет с назначением вышеуказанных премий главе администрации МО Александровский сельсовет Рябенко Е.Д. составил 81323,21 рублей. ДД.ММ.ГГГГ прокурором принесен протест на Положение о порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы МО Александровский сельсовет, утвержденное Решением Совета депутатов Александровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№. По итогам рассмотрения данного протеста Положение о порядке оплаты труда изменено, протест удовлетворен. Тот факт, что Рябенко Е.Д. назначал себе премии в соответствии с положением о порядке оплаты труда, которое на момент издания им соответствующих распоряжений не было отменено, не может свидетельствовать о законности действий Рябенко Е.Д., поскольку Положение о порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы МО Александровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, не соответствовало федеральному законодательству и не подлежало применению с момента его принятия. Учитывая, что какие – либо объективные сведения о выполнении особо важных и сложных заданий главой администрации МО Александровский сельсовет Рябенко Е.Д. отсутствуют, распоряжения главы администрации в части премирования главы администрации необходимо признать недействительными. Действиями Рябенко Е.Д. причинен материальный ущерб бюджету МО Александровский сельсовет, а также неопределенному кругу лиц, поскольку денежные средства выбыли из местного бюджета без законных оснований, с нарушением законодательства о противодействии коррупции. Полученными в качестве премий денежными средствами ответчик распорядился по своему усмотрению. Просил суд: признать незаконными и недействительными распоряжения главы администрации МО Александровского сельсовета Саракташского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ – рлс, от ДД.ММ.ГГГГ№ – рлс, от ДД.ММ.ГГГГ№ – рлс, от ДД.ММ.ГГГГ№ – рлс, от ДД.ММ.ГГГГ№ – рлс в части премирования главы Александровского сельсовета Саракташского района Оренбургской области Рябенко Е.Д.; взыскать с Рябенко Е.Д. в пользу Александровского сельсовета Саракташского района Оренбургской области сумму незаконно полученных премиальных выплат в размере 81323,21 рублей.
Истец помощник прокурора Саракташского района Кнуров В.В. в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в нем основаниям.
Ответчик Рябенко Е.Д. в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, обратился с заявлением, в котором исковые требования признал в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ разъяснены и понятны.
Признание иска оформлено отдельным заявлением, которое приобщено к материалам дела.
С учетом мнения помощника прокурора, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела посредством оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
согласно статье 12 Конституции Российской Федерации признает и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу абз. Четвертого п. 1 ст. 9, п.п. 1 и 2 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Пунктом 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных пунктом 2 статьи 136 Кодекса что соотносится с принципом самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренным ст. 31 Кодекса.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 ст. 72 Конституции РФ).
Статьей 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункта 5 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», пункта 4 статьи 16 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ гола «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Общие правовые, территориальные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ№ – ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Местное самоуправление в Российской Федерации – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты ( ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ – ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования), контрольно – счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения ( часть 1 статьи 34 Федерального закона № – ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении; определение порядка материально- технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчёты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности мёстной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении
вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 111 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определён статьёй 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 определены полномочия главы муниципального образования. Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона № – ФЗ глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 51 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ).
Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Законе Оренбургской области от 21 февраля. 1996 г. «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» (части 2, 4 статьи 14, части 1, 7 статьи 15, части 4, 5, 51 статьи 16 этого закона).
Согласно части 4 статьи 14 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с частью 51 статьи 16 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» глава муниципального образования представляет совету депутатов муниципального образования ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах
деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных советом депутатов муниципального образования.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области определены Уставом муниципального образования Александровский сельсовет Оренбургской области, принятым решением Совета депутатов муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее также – Устав).
Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Александровский сельсовет составляют: представительный орган муниципального образования - Совет депутатов сельсовета; глава муниципального образования - глава сельсовета; исполнительно- распорядительный орган муниципального образования (местная администрация) - администрация сельсовета (часть 1 статьи 21 Устава).
Согласно ч. 1 ст. 25 Устава к исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области в том числе отнесено: утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Совет депутатов муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области заслушивает ежегодные отчёты главы сельсовета о результатах его деятельности, деятельности администрации сельсовета и иных подведомственных главе сельсовета органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области (часть 2 статьи 24 Устава).
Глава муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с названным Уставом (часть 1 статьи 28 Устава). Глава муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области в своей деятельности подконтролен и подотчётен населению и Совету депутатов муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области ( часть 7 статьи 28).
Согласно ст. 29 Устава глава сельсовета в том числе представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; издаёт в пределах своих полномочий правовые акты; представляет на утверждение Совету депутатов сельсовета планы и программы развития муниципального образования, отчёты об их исполнении; принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам; заключает договоры и соглашения от имени муниципального образования; организует работу по подготовке проекта местного бюджета; представляет на утверждение Совету депутатов сельсовета проект бюджета муниципального образования и отчёт о его исполнении.
Решением Совета депутатов муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области (далее – Положение о порядке оплате труда), которым определены условия оплаты труда главы муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области.
Согласно ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса РФ следует, что премия – это форма поощрения работников, добросовестно исполняющих свои обязанности.
П. 8.3 раздела 8 положения о порядке оплаты труда предусмотрена премия за выполнение особо важных и сложных заданий.
П. 8.3.1 Положения установлено, что решение о выплате лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий принимаются главой муниципального образования, выплачиваются в пределах фонда оплаты труда и максимальными размерами не ограничивается. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий могут выплачиваться единовременно, ежеквартально и по итогам года, а также к профессиональному празднику.
Согласно пункту 8.3.2 Положения о порядке оплаты труда премии за выполнение особо важных и сложных заданий могут выплачиваться единовременно, ежеквартально и по итогам, а также к профессиональному празднику.
При этом, в соответствии с п. 8.3.3 Положения о порядке оплаты труда основными показателями премирования являются оперативность, профессионализм в решении вопрос, входящих в компетенцию, добросовестное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями: выполнение работ, договоров, разработка программ, проектов нормативно – правовых актов, методик и других документов, имеющих особую сложность, в результате которых получен экономический эффект, а также положительные результаты в социально – экономическом развитии муниципального образования; своевременное либо досрочное выполнение на высоком профессиональном уровне сложных заданий и поручений главы муниципального образования, выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы.
В соответствии с п. 8.3.6 Положения о порядке оплаты труда решение о выплате оформляется распоряжением главы сельсовета с указанием в ней конкретных размеров премий.
П.п. 8.4.1, 8.4.2 Положения о порядке оплаты труда установлено, что премирование лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, производится в пределах фонда оплаты труда за общие результаты работы по итогам за год в размере до одного месячного фонда оплаты труда в целях обеспечения материальной заинтересованности в своевременности и качественном выполнении своих должностных обязанностей, повышения ответственности за полученный участок работы. Премия по результатам работы за год выплачивается на основании постановления главы муниципального образования.
Положение о порядке оплаты труда, вопреки ч. 7 ст. 28, п. 10 ч. 1 ст. 29 Устава МО Александровский сельсовет наделяло главу дополнительными полномочиями, которые фактически у него отсутствовали. Для установления наличия либо отсутствия правовых оснований для выплаты премии необходимая объективная оценка деятельности главы муниципального образования и результатов его работы. Вместе с тем, возможность самостоятельного, без согласования с представительным органом, принятия решения о выплате самому себе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, то есть получения доходов в виде денег, является безусловной личной заинтересованностью, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление главой сельсовета должностных полномочий, так как позволяет действовать без учета мнения Совета депутатов и нивелирует полномочия Совета депутатов по контролю за деятельностью главы сельсовета.
В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «О противодействии коррупции».
Аналогичные положения установлены частью 4 статьи 16 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» и пунктом 10 статьи 29 Устава муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района следует, что применение мер поощрения к главе сельсовета возможно только с одобрения Советом депутатов, то есть по своей инициативе, самостоятельно, без одобрения Совета депутатов глава сельсовета не имеет права применять меры поощрения к самому себе.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального №- закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению. предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких- либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О противодействии коррупции»).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определённом представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О противодействии коррупции»).
Из анализа вышеизложенных положений следует, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих
должностных полномочий.
Судом установлено, что Прокуратурой Саракташского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в администрации МО Александровский сельский совет Саракташского района Оренбургской области, в результате которой выявлены нарушения при выплате премий главе Александровского сельсовета Рябенко Е.Д. в период с ДД.ММ.ГГГГ годах.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Саракташского района Оренбургской области принесен протест на Положение о порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, которым требуется Положение о порядке оплаты труда лиц замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Александровский сельсовет, утвержденное решением Совета депутатов Александровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, привести в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Согласно сообщения администрации МО Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Положение о порядке оплаты труда лиц замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Александровский сельсовет, утвержденное решением Совета депутатов Александровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ приведено в соответствие с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, в период ДД.ММ.ГГГГ года ответчик Рябенко Е.Д. являлся главой Александровского сельского совета Саракташского района Оренбургской области.
Избран на должность решением Совета депутатов муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Совета депутатов муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района, которое определяет условия оплаты труда главы муниципального образования.
Согласно Положения, глава муниципального образования премируется за общие результаты по итогам работы органов местного самоуправления за квартал и за год в целях обеспечения материальной заинтересованности в своевременном и качественном выполнении своих должностных обязанностей и повышения ответственности.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается за фактически отработанное время. Размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливается главе муниципального образования – за квартал – в размере должностного оклада, по результатам работы за год – в размере месячного фонда оплаты труда главы муниципального образования.
Таким образом, учитывая, что глава муниципального образования избирается Советом депутатов, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования (Совету депутатов), именно данный орган – Совет депутатов полномочен принимать решения о премировании главы муниципального образования по результатам его работы за фактически обработанное время.
В судебном заседании нашло свое подтверждение, что за период ДД.ММ.ГГГГ года Р.А.Д получены премиальные выплаты в общем размере 81323,21 рублей, что подтверждается расходными кассовыми ордерами и расчетными листами.
Основанием к выплате премиальных выплат послужили распоряжения главы Александровского сельского совета Саракташского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ –рлс; от ДД.ММ.ГГГГ№-рлс; от ДД.ММ.ГГГГ№ – рлс; от ДД.ММ.ГГГГ№-рлс; от ДД.ММ.ГГГГ№ – рлс о премировании главы муниципального образования Александровский сельсовет.
Уполномоченным органом – Советом депутатов, решения о премировании главы муниципального образования за указанный период не издавались.
Указанное Положение о денежном содержании не содержит положений о наделении главы муниципального образования издавать распоряжения о премировании самого себя (главы МО).
Согласно пункта 10 статьи 29 Устава, глава сельсовета наделен полномочиями разрешать вопрос о премировании исключительно назначенных им должностных лиц.
При указанных обстоятельствах, оспариваемые прокурором распоряжения главы Александровского сельского совета Саракташского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ –рлс; от ДД.ММ.ГГГГ№-рлс; от ДД.ММ.ГГГГ№ – рлс; от ДД.ММ.ГГГГ№-рлс; от ДД.ММ.ГГГГ№ – рлс о премировании главы муниципального образования Александровский сельсовет изданы неуполномоченным лицом (главой муниципального образования), что свидетельствует об их недействительности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно обогащение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Таким образом, премиальные выплаты Рябенко Е.Д. в период ДД.ММ.ГГГГ годов в размере 81323,21 рублей получены в отсутствии соответствующих распоряжений уполномоченного органа - Совета депутатов, что в силу положений части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ свидетельствует о неосновательном обогащении ответчика Рябенко Е.Д. и соответственно возникновении обязанности возвратить указанную сумму в бюджет Александровского сельского совета.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимы потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
По смыслу указанной нормы закона, спорные денежные средства, полученные Рябенко Е.Д., не подлежат возврату при отсутствии недобросовестности с его стороны.
Между тем, суд полагает, что в данном случае имеет место недобросовестность со стороны Рябенко Е.Д., выразившаяся в том, что он, будучи, главой Александровского сельсовета Саракташского района Оренбургской области, вопросы о своем премировании на разрешение Совета депутатов не выносил, единолично издавая соответствующие распоряжения за рамками полномочий, регламентированных законом, Уставом.
Действиями Рябенко Е.Д. причинен материальный ущерб бюджету МО Александровский сельсовет, поскольку денежные средства выбыли из местного бюджета без законных оснований, с нарушением законодательства о противодействии коррупции. Полученными в качестве премий денежными средствами Рябенко Е.Д. распорядился по своему усмотрению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
Ответчик Рябенко Е.Д. исковые требования признал в полном объеме. Признание иска оформлено отдельным заявлением и приобщено к материалам дела.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 173 ГПК РФ, суд определил принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение суда об удовлетворении заявленных истцом требований.
Таким образом, проанализировав указанные нормы закона, исследованные доказательства, признание иска ответчика, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о признании распоряжений недействительными, взыскании с Рябенко Е.Д. в бюджет Александровского сельсовета Саракташского района Оренбургской области, суммы полученных премиальных выплат являются законными и обоснованными.
Учитывая то обстоятельство, что прокурор при подаче искового заявления по закону освобожден от уплаты госпошлины в доход государства, суд считает необходимым в соответствии со ст. 103 ГПК РФ возложить на ответчика расходы по уплате государственной пошлины в доход муниципального образования Саракташский район в размере 2639,70 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Саракташского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Александровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области, к Рябенко Евгению Дмитриевичу о признании незаконными распоряжений, и взыскании денежных средств удовлетворить.
Признать незаконными и недействительными распоряжения главы Александровского сельсовета Саракташского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ –рлс; от ДД.ММ.ГГГГ№-рлс; от ДД.ММ.ГГГГ№ – рлс; от ДД.ММ.ГГГГ№-рлс; от ДД.ММ.ГГГГ№ – рлс в части премирования главы Александровского сельсовета Саракташского района Оренбургской области Рябенко Евгения Дмитриевича.
Взыскать с Рябенко Евгения Дмитриевича в пользу бюджета Александровского сельского совета Саракташского района Оренбургской области сумму незаконно полученных премиальных выплат в размере 81323 (восемьдесят одна тысяча триста двадцать три) рубля 21 копейку.
Взыскать с Рябенко Евгения Дмитриевича государственную пошлину в доход муниципального образования Саракташский район в размере 2639 (две тысячи шестьсот тридцать девять) рублей 70 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Саракташский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Тошерева
Решение в окончательной форме изготовлено 03 июля 2020 года.
Судья И.В. Тошерева