НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Саракташского районного суда (Оренбургская область) от 28.09.2016 № 2А-986/2016

дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Саракташский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Асфандиярова М.Р. при секретаре Гува А.А., с участием: представителя истца – ст.помощника Саракташского районного прокурора Оренбургской области Богдановой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заедании административное дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Саракташское лесничество» о признании незаконным бездействия по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров,

У С Т А Н О В И Л :

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав следующее. ГКУ «Саракташское лесничество» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Основным видом деятельности ГКУ «Саракташское лесничество» является предоставление услуг в области лесоводства. Основными целями деятельности учреждения являются обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов для реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений; осуществление доступного и качественного предоставления гражданам и организациям государственных услуг в лесной сфере; осуществление федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального пожарного надзора на подведомственной ему территории. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров установлен Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» (утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ). В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах в деятельности ГКУ «Саракташское лесничество» установлено, что в нарушение требований федерального законодательства мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ГКУ «Саракташское лесничество» в текущем году не в полной мере организован надлежащим образом – осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах ведется с отличающейся от установленной периодичностью, а патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится не по всем маршрутам, зачастую начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам. Кроме того, ГКУ «Саракташское лесничество» вместо карточки учета лесного пожара заполняется акт о лесном пожаре, в котором отсутствуют сведения о географических координатах пожара (в точностью не менее одной угловой секунды), азимут, общей и покрытой лесом площади лесного пожара на момент его обнаружения, целевом назначении лесов и категории земель, основных лесоустроительных характеристиках в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений). Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных актов федерального законодательства создает угрозу нарушения прав Российской Федерации как собственника лесов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании вышеизложенного, просит суд: признать незаконным бездействие

ГКУ «Саракташское лесничество» по надлежащему осуществлению в мае-июле 2016 года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Обязать ГКУ «Саракташское лесничество» в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование и осмотр лесов на пожарных наблюдательных пунктах в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель административного истца ст. помощник Саракташского прокурора Оренбургской область Богданова Г.В., исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора к ГКУ «Саракташское лесничество» о признании незаконным бездействия по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Ф.Н.А., в суд не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования признал в полном объеме.

В соответствии с ч. 6 статьи226 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФсуд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 53.2 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов.

Приказом Минприроды России от 23.06.2014 года № 276 утвержден Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (далее - Порядок), согласно которому мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов.

В соответствии с пунктами 7-9 «Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» наземное патрулирование лесов, в частности, осуществляется:

- при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды не менее 2 раз в период с 10 до 19 часов на лесных участках, отнесенных к I, II и III классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах проведения огнеопасных работ и в местах массового отдыха граждан, пребывающих в лесах;

- при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды не менее 3 раз в период с 8 до 20 часов по каждому маршруту патрулирования на всей территории использования наземных средств наблюдения;

- при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в течение светлого времени суток на всей территории использования наземных средств наблюдения, при этом на лесных участках, отнесенных к 1, II и III классам природной пожарной опасности лесов - круглосуточно.

Наземное патрулирование осуществляется по маршрутам, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка.

Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды:

- при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды с 10 до 20 часов не реже 1 раза в 2 часа;

- при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды с 9 до 21 часа не реже 1 раза в час;

- при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды с 6 до 24 часов не реже 1 раза в час.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ГКУ «Саракташское лесничество» является предоставление услуг в области лесоводства.

В соответствии с Уставом, утвержденным приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 09.12.2013 года № 279.) Учреждение является некоммерческой организацией. Основными целями деятельности Учреждения являются обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов для реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений; осуществление доступного и качественного предоставления гражданам и организациям государственных услуг в лесной сфере; осуществление федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального пожарного надзора на подведомственной ему территории.

Для достижения этих целей Учреждение, в установленном законодательством РФ и данным уставом порядке в границах земель лесного фонда, закрепленных за ним, выполняет, в частности, следующие виды деятельности: контроль за соблюдением всеми физическими и юридическими лицами выполнения требований, норм, правил, установленных законодательством РФ в сфере лесных отношений; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; контроль за соблюдением гражданами правил противопожарной и санитарной безопасности в лесах, ограничением пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах; контроль за соблюдением требований и условий проектов освоения лесов, договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений; осуществление производства по делам об административных правонарушениях; выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений лесного законодательства.

В ходе проведенной Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено, что мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ГКУ «Саракташское лесничество» не в полной мере организован надлежащим образом, в частности, осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах ведется с отличающейся от установленной периодичностью, а патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится не по всем маршрутам, зачастую начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам.

Так, согласно данным, представленным ГУ МЧС России по Оренбургской области в лесах на территории района:

1) ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и 1-ДД.ММ.ГГГГ установился 3 класс пожарной опасности,

2) ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года - 4 класс пожарной опасности.

Согласно сведениям Министерствалесногои охотничьего хозяйства Оренбургской области, по данным навигационных приборов ГЛОНАСС, установленных на автомобилях лесничества: «<данные изъяты> с государственным регистрационным знаком осуществлялось патрулирование:

3) 1ДД.ММ.ГГГГ с 06.02-00.11 часов до 17.57-05.54 часов (патрулирование 2 и ДД.ММ.ГГГГ не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 0,6 км до 208,7 км;

4) ДД.ММ.ГГГГ с 06.00-15.34 до 14.28-05.49 часов (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ патрулирование не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 8,8 км до 212,2 км;

5) ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ патрулирование не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от <данные изъяты> км.

Кроме того, в нарушение пункта 16 вышеуказанного «Порядка осуществления мониторинга пожаров пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» ГКУ «Саракташское лесничество» вместо карточки учета лесного пожара заполняется акт о лесном пожаре, в котором отсутствуют сведения о географических координатах пожара (в точностью не менее одной угловой секунды), азимут, общей и покрытой лесом площади лесного пожара на момент

Таким образом, в ходе разбирательства дела в судебном заседании установлено, что в нарушение законодательства Российской Федерации административный ответчик ГКУ «Саракташское лесничество» не надлежащим образом осуществляет свои обязанности по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, что установлено проверкой, проведенной Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой, и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что ответчиком не надлежащим образом осуществляется деятельность по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Вместе с тем, указанные требования являются обязательными для исполнения ответчиком, поскольку несоблюдение

вышеуказанных требований влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных актов федерального законодательства создает угрозу нарушения прав Российской Федерации как собственника лесов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах, требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Саракташское лесничество» о признании незаконным бездействия по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров – законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст.ст. 157, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Саракташское лесничество» о признании незаконным бездействия по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения «Саракташское лесничество» по надлежащему осуществлению в <данные изъяты> года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

Обязать Государственное казенное учреждение «Саракташское лесничество» в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование и осмотр лесов на пожарных наблюдательных пунктах в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от 23.06.2014 года № 276.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Саракташский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Р. Асфндияров

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.Р. Асфндияров