Д.№2-548/2020г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 августа 2020 года п. Саракташ
Саракташский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Асфандиярова М.Р. при секретаре Музафаровой К.С., с участием ст. помощника Саракташского районного прокурора Богдановой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заедании гражданское дело по иску прокурора Саракташского района, действующего в интересах муниципального образования Бурунчинский сельсовет Саракташского района к Морсков А.В. о признании незаконными и недействительными распоряжений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Саракташского района обратился в Саракташский районный суд Оренбургской области с иском в интересах муниципального образования Бурунчинский сельсовет Саракташского района к Морскову А.В. о признании незаконными и недействительными распоряжений, указывая на то, что прокуратурой Саракташского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в исполнительных органах местного самоуправления района, в результате которой выявлены нарушения при выплате премий главе Бурунчинского сельсовета Морскову А.В. Установлено, что Морсков А.В., используя свое служебное положение, являясь с ДД.ММ.ГГГГг. главой МО Бурунчинский сельсовет Саракташского района Оренбургской области, назначал самому себе премии за счет средств бюджета МО Бурунчинский сельсовет. Принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы муниципального образования Бурунчинский сельсовет, относится к компетенции Совета депутатов муниципального образования Бурунчинский сельсовет. ДД.ММ.ГГГГ прокурором принесен протест на Положение о порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Бурунчинский сельсовет, утвержденное Решением Совета депутатов Бурунчинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№. Общий размер денежных средств, незаконно выбывших из бюджета МО Бурунчинский сельсовет в связи с назначением вышеуказанных премий Морскову А.В. составил 76 640,85 руб. Тот факт, что Морсков А.В. назначал себе премии в соответствии с Положением о порядке оплаты труда, которое на момент издания им соответствующих распоряжений не было отменено, не может свидетельствовать о законности действий Морскова А.В., поскольку Положение о порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Бурунчинский сельсовет, утвержденное решением Совета депутатов Бурунчинского сельсовета, не соответствовало федеральному законодательству и не подлежало применению с момента его принятия. Учитывая, что какие-либо объективные сведения о выполнении в рассматриваемый период особо важных и сложных заданий главой администрации МО Бурунчинский сельсовет Морсковым А.В. отсутствуют, просит признать незаконными и недействительными распоряжения главы Бурунчинского сельсовета Саракташского района Оренбургской области: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № с ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Морскова А.В. в пользу Бурунчинского сельсовета Саракташского района Оренбургской области сумму незаконно полученных премиальных выплат в размере 76 640, 85 рублей.
В судебном заседании ст. помощник Саракташского районного прокурора Богданова Г.В. исковые требования поддержала в части признания незаконными и недействительными распоряжений главы Бурунчинского сельсовета Саракташского района Оренбургской области: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № с ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ, так как сумма в размере 76 640, 85 рублей оплачена ответчиком.
Ответчик Морсков А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление в котом исковые требования прокурора о признании незаконными и недействительными распоряжений главы Бурунчинского сельсовета Саракташского района Оренбургской области: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ, признает, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрации МО Бурунчинский сельский совет Саракташского района Оренбургской области, Совета Депутатов МО Брунчинский сельский совет Саракташского района Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От представителя Совета Депутатов МО Брунчинский сельский совет Саракташского района Оренбургской области Дзюба О.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Выслушав ст. помощника Саракташского районного прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 15 БК РФ бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Статьей 34 БК РФ предусмотрен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах, своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально- технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона № 131- ФЗ).
Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Законе Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» (части 2, 4 статьи 14, части 1, 7 статьи 15, части 4, 5, 5.1 статьи 16 этого закона).
Согласно части 4 статьи 14 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 16 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" глава муниципального образования представляет совету депутатов муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных советом депутатов муниципального образования.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Бурунчинский сельсовет определены Уставом МО Бурунчинский сельсовет, принятым решением Совета депутатов муниципального образования Бурунчинский сельсовет от 30.10.2018 № 127 (далее также - Устав).
Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Бурунчинский сельсовет составляют: представительный орган муниципального образования - Совет, депутатов сельсовета; глава муниципального образования - глава сельсовета; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация) - администрация сельсовета (часть 1 статьи 21 Устава).
Согласно ч.1 ст.25 Устава к исключительной компетенции Совета
депутатов муниципального образования Бурунчинский сельсовет в том числе отнесено: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Совет депутатов муниципального образования Бурунчинский сельсовет заслушивает ежегодные отчеты главы сельсовета о результатах его деятельности, деятельности администрации сельсовета и иных подведомственных главе сельсовета органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов сельсовета (часть 2 статьи 24 Устава).
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с названным Уставом (часть 1 статьи 28 Устава). Глава муниципального образования в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов муниципального образования.
Согласно ст.29 Устава глава сельсовета в том числе представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; представляет на утверждение Совету депутатов сельсовета планы и программы развития муниципального образования, отчеты об их исполнении; принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам; заключает договоры и соглашения от имени муниципального образования; организует работу по подготовке проекта местного бюджета; представляет на утверждение Совету депутатов сельсовета проект бюджета муниципального образования и отчет о его исполнении.
Решением Совета депутатов Бурунчинского сельсовета от 19.09.2018 №125 утверждено Положение о порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Бурунчинский сельсовет (далее - Положение о порядке оплате труда).
Из смысла ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса РФ следует, что премия - это форма поощрения работников, добросовестно исполняющих свои обязанности.
Пунктом 8.3 раздела 8 Положения о порядке оплаты труда предусмотрена премия за выполнение особо важных и сложных заданий.
Пунктом 8.3.1 Положения о порядке оплаты труда установлено, что решение о выплате лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий принимается главой муниципального образования, Председателем Совета депутатов, выплачивается в пределах фонда оплаты труда и максимальными размерами не ограничивается.
Согласно пункту 8.3.2 Положения о порядке оплаты труда премии за выполнение особо важных и сложных заданий могут выплачиваться единовременно, ежеквартально и по итогам года, а также к профессиональному празднику.
При этом, в соответствии с пунктом 8.3.3 Положения о порядке оплаты труда основными показателями премирования являются оперативность, профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию, добросовестное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями; выполнение работ, договоров, разработка программ, проектов нормативно правовых актов, методик и других документов, имеющих особую сложность, в результате которых получен экономический эффект, а также положительные результаты в социально-экономическом развитии муниципального образования; своевременное либо досрочное выполнение на высоком профессиональном уровне сложных заданий и поручений главы муниципального образования, выполнение в оперативном: режиме большого объема внеплановой работы.
В соответствии с пунктом 8.3.6 Положения о порядке оплаты труда решение о выплате оформляется распоряжением главы сельсовета с указанием в ней конкретных размеров премий.
Пунктами 8.4.1, 8.4.2 Положения о порядке оплаты труда установлено, что премирование лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, производится в пределах фонда оплаты труда за общие результаты работы по итогам за год в размере до одного месячного фонда оплаты труда в целях обеспечения материальной заинтересованности в своевременном и " качественном выполнении своих должностных обязанностей, повышения ответственности за порученный участок работы. Премия по результатам работы за год выплачивается на основании распоряжения главы муниципального образования.
Из смысла положений и. 5 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 4 ст. 16 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», ч.7 ст.28, и. 10 ч. 1 с.29 Устава МО Бурунчинский сельсовет следует, что применение мер поощрения к главе сельсовета возможно только с одобрения Советом депутатов, то есть по своей инициативе, самостоятельно, без одобрения Совета депутатов глава сельсовета не имеет права применять меры поощрения к самому себе.
Положение о порядке оплаты труда, вопреки ч.7 ст.28, и. 10 ч.1 с.29 Устава МО Бурунчинский сельсовет наделяло главу дополнительными полномочиями, которые фактически у него отсутствовали. Для установления наличия либо отсутствия правовых оснований для выплаты премии необходимая объективна, оценка деятельности главы муниципального образования и результатов его работы.
Вместе с тем, возможность самостоятельного, без согласования представительным органом, принятия решения о выплате самому себе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, то есть, получения доходов в вид денег, является безусловной личной заинтересованностью, которая прямо влияет надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление главой сельсовет должностных полномочий, так как позволяет действовать без учета мнения Совета депутатов и нивелирует полномочия Совета депутатов по контролю: деятельностью главы сельсовета.
При издании главой сельсовета решений о назначении премии самому себе возникает конфликт интересов, который определяется в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором принесен протест на Положение о порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципалы службы муниципального образования Бурунчинский сельсовет, утвержден Решением Совета депутатов Бурунчинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№.
До принесения указанного протеста, на основании Положения о порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Бурунчинский сельсовет глава МО Бурунчинский сельсовет путем издания распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ установил себе наряду со специалистами 1 категории администрации сельсовета премию по итогам работы за 1 квартал 2017 года в размере одного должностного оклада, в результате чего Морскову А.В. были начислены денежные средства в размере 10 719,0 руб. и в указанной сумме перечислены на счет, открытый на имя для зачисления заработной платы.
Путем издания распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, Морсков А.В. установил наряду со специалистами 1 категории администрации сельсовета, премии по итогам работы за 2 квартал 2017 года в размере одного должностного оклада, в результате чего Морскову А.В. были начислены денежные средства в размер 10 719,0 руб. и в указанной сумме перечислены на счет для зачисления заработной платы.
На основании распоряжения главы администрации сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ Морскову А.В. установлена премия по итогам работы за 3 квартал года в размере одного должностного оклада в размере 10 719,0 руб. и в указанной сумме перечислена на счет, открытый на его имя для зачисления заработной платы.
Путем издания распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, Морсков А.В. установил себе наряду со специалистами 1 категории администрации сельсовета, премию по итогам работы за 4 квартал 2017 года в размере одного должностного оклада, в результате чего Морскову А.В. были начислены денежные средства в размере 10 719,0 руб. и в указанной сумме перечислены на счет, открытый на его имя для зачисления заработной платы.
Путем издания распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Морсков А.В. установил себе наряду со специалистами 1 категории администрации сельсовета, премию по итогам работы за 1 квартал 2018 года в размере одного должностного оклада, в результате чего Морскову А.В. были начислены денежные средства в размере 10 719,0 руб. и в указанной сумме перечислены на зарплатный счет.
На основании распоряжения главы администрации сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ Морскову А.В. установлена премия по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ в размере одного должностного оклада в размере 10 719,0 руб. и в указанной сумме перечислена на счет, открытый на его имя для зачисления заработной платы.
Путем издания распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Морсков А.В. установил себе наряду со специалистом 1 категории администрации сельсовета премию по итогам работы за 4 квартал 2018 года в размере одного должностного оклада, в результате чего Морскову А.В. были начислены денежные средства в размере 12 326,85 руб. и в указанной сумме перечислены на счет для зачисления заработной платы.
Общий размер денежных средств, незаконно выбывших из бюджета МО Бурунчинский сельсовет в связи с назначением вышеуказанных премий Морскову А.В. составил 76 640,85 руб.
Тот факт, что Морсков А.В. назначал себе премии в соответствии с Положением о порядке оплаты труда, которое на момент издания им соответствующих распоряжений не было отменено, не может свидетельствовать о законности действий Морскова А.В., поскольку Положение о порядке оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Бурунчинский сельсовет, утвержденное решением Совета депутатов Бурунчинского сельсовета, не соответствовало федеральному законодательству и не подлежало применению с момента его принятия.
Так, исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается в том числе возможность получения доходов в виде денег.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (части 2 статьи 11) Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Таким образом, суд учитывает, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Неурегулированный конфликт интересов и непринятие мер по урегулированию конфликта интересов является основанием к удовлетворению иска, признанию распоряжений о премировании недействительными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Саракташского района, действующего в интересах муниципального образования Бурунчинский сельсовет Саракташского района к Морсков А.В. о признании незаконным распоряжений, удовлетворить.
Признать незаконными и недействительными распоряжения главы Бурунчинского сельсовета Саракташского района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № с ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Саракташский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.Р. Асфандияров
Решение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2020 года.
Судья М.Р. Асфандияров