№ 2а-411/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2021 года пос. Саракташ
Саракташский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего: судьи Лебедевой М.Ю.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителей ответчика МБУ ДО «Саракташская детская школа искусств» - ФИО2, ФИО3, представителя соответчика МБУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений культуры» МО Саракташский район – ФИО4, представителя соответчика отдела культуры администрации МО Саракташский район – ФИО5,
при секретаре Плехановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Саракташского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО «Саракташская детская школа искусств», МБУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений культуры» МО Саракташский район, отделу культуры администрации МО Саракташский район о признании незаконным бездействия и об устранении допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Саракташского района Оренбургской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, измененным в порядке ст.46 КАС, обратился в суд с административным исковым заявлением к МБУ ДО «Саракташская детская школа искусств», МБУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений культуры» МО Саракташский район, отделу культуры администрации МО Саракташский район о признании незаконным бездействия и об устранении допущенных нарушений, указав, что прокуратурой Саракташского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Саракташская детская школа искусств». Поводом для проверки послужило коллективное обращение преподавателей образовательного учреждения о нарушениях работодателем трудового законодательства при начислении им заработной платы. Проведенной проверкой установлено, что на основании договора об оказании услуг бухгалтерского обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МБУ ДО «Саракташская детская школа искусств» и МКУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений культуры» муниципального образования Саракташский район последнее осуществляет ведение бухгалтерского учета в том числе начисление и выплату заработной платы работникам МБУ ДО «Саракташская ДШИ», составляет и предоставляет в различные инстанции бухгалтерские и статистические отчеты в установленные сроки. Среднесписочная численность педагогических работников детской школы искусств по итогам ДД.ММ.ГГГГ года составляет 20,84 ед. (23 педагогических работника). Заработная плата педагогических работников основного персонала (поименных в Указе Президента РФ) за ДД.ММ.ГГГГ год составила 7542793,4 рублей, компенсация за коммунальные услуги – 535 101,6 рублей. При расчете средней заработной платы МКУ «ЦОД» Саракташского района включена сумма начисленной заработной платы и сумма компенсации за коммунальные услуги. При расчете средней заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ год включены эти виды доходов и составили общую сумму в 8077895 рублей. Таким образом, средняя заработная плата указанных работников составила 32301 рублей. В тоже время включение мер социальной поддержки в состав заработной платы сельских специалистов при расчете средней заработной платы является неправомерным. В связи с чем средняя заработная плата педагогических работников основного персонала (поименных в Указе Президента РФ) без учета компенсации за коммунальные услуги составляет 30161,521 рублей что ниже значений среднеобластных показателей (32300 рублей). Таким образом, средняя заработная плата педагогических работников МБУ ДО «Саракташская ДШИ» сформирована с нарушением требований законодательства и нарушает трудовые права педагогов школы. Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ по выявленным нарушениям в МБУ ДО года «Саракташская ДШИ» внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, однако нарушения, указанные в представлении не устранены. Кроме того, ответчиками не соблюдаются требования к размещению информации о деятельности муниципальных учреждений, включая информацию об использовании организациями, подведомственными органу местного самоуправления, выделяемых бюджетных средств. Установление порядка и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлена обязанность органов местного самоуправления по размещению информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет». В перечень подлежащей размещению информации входят сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств (подп. «б» п.7 ч.1 ст.13 Закона № 8 - ФЗ).
Установлено, что в нарушение указанных требований законодательства на официальном сайте МБУ ДО «Саракташская детская школа искусств» в сети Интернет <данные изъяты>, а также на официальном сайте администрации Саракташского района <данные изъяты> отсутствует информация о численности работников данного муниципального учреждения с указанием фактических расходов на оплату их труда. Следовательно, отделом культуры администрации Саракташского района, являющимся структурным подразделением администрации района и выполняющим функции учредителя МБУ ДО «Саракташская детская школа искусств» и главным распорядителем бюджетных средств, подлежащих освоению на мероприятия в сфере культуры района, не обеспечено надлежащее информационное сопровождение деятельности подведомственного муниципального учреждения в части опубликования сведений о расходовании бюджетных средств на оплату труда педагогов школы искусств. Истец просит суд признать незаконным бездействие МБУ ДО «Саракташская ДШИ» по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокуратуры Саракташского района от ДД.ММ.ГГГГ№. Обязать МБУ ДО «Саракташская ДШИ», МКУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений культуры» МО Саракташский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить изложенные в представлении прокуратуры Саракташского района от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушения путем произведения расчета средней заработной платы педагогов МБУ ДО «Саракташская ДШИ» в целях определения его соответствия уровню, предусмотренному Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», исходя из перечня выплат, подлежащих учету в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Признать незаконным бездействие отдела культуры администрации Саракташского района, МБУ ДО «Саракташская ДШИ», выразившееся в неразмещении на официальном сайте в сети Интернет информации о численности работников МБУ ДО «Саракташская ДШИ» с указанием фактических расходов на оплату их труда. Обязать отдел культуры администрации Саракташского района, МБУ ДО «Саракташская ДШИ» в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу обеспечить размещение на официальном сайте в сети Интернет информации о численности работников МБУ ДО «Саракташская ДШИ» с указанием фактических расходов на оплату их труда.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании уточненные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила заявленные требования удовлетворить.
Представители ответчика МБУ ДО «Саракташская детская школа искусств» - ФИО2, ФИО3, в судебном заседании заявленные требования истца признали в части неразмещения на официальном сайте в сети Интернет информации о численности работников МБУ ДО «Саракташская ДШИ» с указанием фактических расходов на оплату их труда, обязались данную информацию разместить на официальном сайте в сети Интернет. В остальной части требования истца не признали, указали, что Указ Президента РФот 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" не содержит указаний в отношении средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры. Доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе предусмотрено Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на ДД.ММ.ГГГГ годы".
На основании п.8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Считают, что данные выплаты являются компенсационными, носят систематический характер, а также связаны с выполнением педагогической работы в сельской местности и следовательно входят в фонд оплаты труда при мониторинге средней заработной платы педагогических работников учреждения для определения средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7мая 2012г: №597 и от 01 июня 2012г. №761.
Представитель соответчика МБУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений культуры» МО Саракташский район – ФИО4, в судебном заседании поддержала позицию представителей ответчика МБУ ДО «Саракташская детская школа искусств», дополнительного пояснила, что при начислении отпуска педагогическим работникам в расчет среднего заработка не входит возмещение расходов на коммунальные услуги педагогам, что подтверждается расчетными листками приложенные к справке расчета среднего заработка на конкретном примере двух преподавателей. Для мониторинга заработной платы по указам президента предусмотрены формы статистического наблюдения. В рекомендациях по заполнению этих форм предусмотрено включение возмещение расходов на коммунальные услуги педагогам в среднюю заработную плату. В удовлетворении заявленных требований прокурора просила отказать.
Представитель соответчика отдела культуры администрации МО Саракташский район – ФИО5, в судебном заседании требования истца признала в части неразмещения на официальном сайте в сети Интернет информации о численности работников МБУ ДО «Саракташская ДШИ» с указанием фактических расходов на оплату их труда, в удовлетворении остальных требований просила истцу отказать.
Заслушав стороны, допросив свидетеля ФИО6, исследовав посредством оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, дела, суд приходит к следующему:
в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предусмотрено доведение в ДД.ММ.ГГГГ году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Установление порядка и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Материалами дела установлено, что муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Саракташская детская школа искусств» является некоммерческим образовательным учреждением дополнительного образования художественно-эстетической направленности, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и дополнительным общеразвивающим образовательным программам области искусств.
Судом установлено, что на основании коллективного заявления работников МБУ ДО «Саракташская ДШИ» от ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой Саракташского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Саракташская детская школа искусств». По итогам проведенной проверки и.о. прокурора Саракташского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБУ ДО «Саракташская ДШИ» вынесено представление по несоблюдению трудового законодательства в деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Саракташская детская школа искусств». Обязав принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих в течении месяца со дня внесения представления. Рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, допустивших указанные в представлении нарушения федерального законодательства к установленной законом ответственности. О результатах принятых мер сообщить прокурору района в письменной форме.
Из ответа на представление директора МБУ ДО «Саракташская ДШИ» следует, что средняя заработная плата педагогических работников МБУ ДО «Саракташская ДШИ» сформирована без нарушений требований законодательства и не нарушает их трудовое права. Основными документами для мониторинга заработной платы педагогических работников согласно Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года №597 является статистические формы П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (приказ Росстата от 27 ноября 2019 года №711 и ЗП - образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования, по категориям персонала», утвержденной приказом Росстата по 27 декабря 2018 года №781. согласно данным указаниям.
В силу статей 129, 135, 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, и включает в себя компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, зафиксированными в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно статье 5 во взаимосвязи со статьей 8, частью 4 статьи 13 Трудового кодекса Российской Федерации локальным нормативным актом является принимаемый работодателем внутренний документ, признаваемый законодателем одним из источников норм трудового права, действие которого локализовано в конкретной организации для всех работников независимо от места выполнения ими работы.
Из ответа территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что согласно Указаниям по заполнению форм федерального статистического наблюдения №№ П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м), утвержденным приказом Росстата от 27 ноября 2019 года №711 следует:
п. 84 - «Фонд заработной платы работников списочного состава состоит из оплаты за отработанное время, Оплаты за неотработанное время, единовременных поощрительных и других выплат, оплаты питания и проживания, имеющей систематический характер.»
В фонде заработной платы работников списочного состава учитываются:
пп. 84.4 «Оплата питания и проживания имеющая систематический характер».
З) оплата стоимости, бесплатного предоставленных работникам (полностью или частично) в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений и коммунальных услуг или суммы исходя из фиксированной величины, утвержденной нормативным документом субъекта Российской Федерации, или расчетно на основании документов, предоставленных работниками об оплате жилья и коммунальных услуг, для их денежного возмещения (компенсации).
4) суммы, оплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников (не предусмотренные законодательством Российской Федерации), по оплате жилого помещения (квартирной платы, места в общежитии, найма) и коммунальных услуг;
5) оплата стоимости (полного или частичного), предусмотренного работникам, топлива или суммы соответствующего денежного возмещения (компенсации).
Согласно ответа Министерства труда и занятости населения в Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ, расчет средней заработной платы работников для оплаты отпуска, выплаты пособия при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск и других выплат осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922«Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Согласно п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации, для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, про езда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-p установлено; что расчет фактического уровня средней заработной платы, отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на ДД.ММ.ГГГГ годы», осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате указанных категорий работников, полученной по результатам организованного Федеральной службой государственной статистики федерального статистического наблюдения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки, итоги которого формируются ежеквартально.
Статистическое наблюдение в сфере образования осуществляется по формам №П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» и №-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала».
В соответствии с приказами Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ в фонд заработной платы работников списочного состава состоит из платы за отработанное время, оплаты за неотработанное время, единовременных поощрительных и других выплат, оплаты питания и проживания, имеющей систематический характер.
В состав фонда оплаты труда включаются суммы, уплаченные в порядке возмещения расходов работников по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, если указанные начисления производила данная организация.
В силу ч. 2 ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.
Перечень выплат, которые учитываются при расчете среднего заработка, установлен п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, к ним, в частности, относятся премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.
Разрешая заявленные требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие МБУ ДО «Саракташская ДШИ» об установлению нарушений закона, изложенных в представлении прокуратуры Саракташского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, исходя из того, что приведенные выше обстоятельства дела свидетельствуют о том, что ответчиками непосредственно производится оплата труда педагогических работников МБУ ДО «Саракташская ДШИ» в соответствии с Трудовым законодательством.
Ссылка истца на то, что ответчиками неправомерно включаются меры социальной поддержки в состав заработной платы сельских специалистов при расчете средней заработной платы, суд считает несостоятельной, поскольку указанное Постановление Правительства Российской Федерации № 922 от 24 декабря 2007 г. не регулирует условия и основания установления каких-либо мер социальной поддержки, а устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, на основании п.8 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Судом установлено, что данные выплаты являются компенсационными, и носящими систематический характер, а также связаны с выполнением педагогической работы в сельской местности и следовательно входят в фонд оплаты труда при мониторинге средней заработной платы педагогических работников учреждения для определения средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г: № 597 и от 1 июня 2012 г. № 761.
Согласно п.9 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (ред. от 10.12.2016) "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" при определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях:
для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска;
для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.
Средняя заработная плата педагогических работников по учреждению устанавливается Министерством финансов Оренбургской области на основании итогов федерального статистического наблюдения о численности и оплате труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки и не регулируется нормами трудового права.
На основании распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на ДД.ММ.ГГГГ годы» достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 761, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом по учреждению. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента РФ от 07 мая 2012г. №597 и от 01 июня 2012 №761. Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Правительству Российской Федерации постановлено обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе (пп. "а" п. 1).
Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 Правительством РФ была принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р. В приложении № 4 к указанной Программе утверждена динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ от 07.05.2012 №597, и средней заработной платы в субъектах РФ в ДД.ММ.ГГГГ годах. Указанные значения носят индикативный характер и могут быть уточнены в "дорожных картах" по мере реализации Программы.
Для мониторинга выполнения целевых значений индикаторов повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных указами Президента РФ от 07.05.2012 N 597 и от 01 июня 2012 №761, начиная с 2013 года вводится статистическое наблюдение. Информация о заработной плате, начисленной указанным работникам, представляется учреждениями в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики и в соответствующий орган управления по принадлежности.
Согласно методики расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и от 01 июня 2012 №761, по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте РФ расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате указанных категорий работников, полученной по результатам организованного Федеральной службой государственной статистики федерального статистического наблюдения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки.
В судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что основными документами для мониторинга заработной платы педагогических работников МБУ ДО «Саракташская детская школа искусств» использует статистические формы П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», ЗП - образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала», утвержденные приказами Росстата от 27.11.2019 №711, от 24.07.2020 №412, что не противоречит Трудовому законодательству.
В соответствии с п. 84 Указаний № 711 фонд заработной платы работников списочного состава (графа 8 формы) состоит из платы за отработанное время, платы за неотработанное время, единовременных поощрительных и других выплат, оплаты питания и проживания, имеющей систематический характер. В состав фонда оплаты труда включаются суммы, уплаченные в порядке возмещения расходов работников на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п.14 Приложения 9 Указа №412 фонд начисленной заработной платы (графы 3-5 Формы) включает все суммы выплат независимо от источников их финансирования, статей смет и предоставленных налоговых льгот, включая оплату труда работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; единовременное поощрения (гранты) работников за счет средств бюджетов; оплату стоимости бесплатно (полностью, частично) предоставленных работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений и коммунальных услуг или суммы соответствующего денежного возмещения компенсации; суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников (не предусмотренные законодательством РФ) по оплате жилого помещения (квартирной платы, места в общежитии, найма) и коммунальных услуг.
В ходе рассмотрения судом установлено, что заработная плата педагогических работников Саракташской ДШИ состоит из должностного оклада, компенсационных (сельские, доплата за расширенный объем работы, уральский коэффициент) и стимулирующих выплат (надбавка за стаж, категория, премии, стимулирующие), что также нашло свое подтверждение в представленных в суд расчетных листах работников ДШИ, в справка о заработной плате и других доходах за ДД.ММ.ГГГГ..
При определении среднего дневного заработка в случаях оплаты отпусков, выплат компенсации за неиспользованные отпуска, а также для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ расходы работников на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не включаются.
Кроме того, положения Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р, предусматривают утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы. По своей сути средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированными каждому конкретному работнику минимальным размером оплаты труда, поскольку заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Соответственно, "дорожная карта" представляет собой план мероприятий, направленных на улучшение эффективности профессиональной деятельности, который предусматривает утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников. Осуществляемые во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 выплаты, не являются частью ежемесячной заработной платы, не предусмотрены положением об оплате труда ответчиков и не могут выплачиваться ежемесячно в одинаковом размере и в обязательном порядке. Таким образом, по мнению суда, оплата труда педагогических работников МБУ ДО «Саракташская ДШИ» производится в соответствии с Трудовым законодательством и нормативными актами. Учитывая конкретные обстоятельства дела, приведенные выше нормы закона, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца основаны на ошибочном отождествлении гарантий и поощрений за труд, имеющих ясное и устойчивое содержание в трудовом законодательстве, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора об обязании МБУ ДО «Саракташская ДШИ», МКУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений культуры» МО Саракташский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить изложенные в представлении прокуратуры Саракташского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушения путем произведения расчета средней заработной платы педагогов МБУ ДО «Саракташская ДШИ» в целях определения его соответствия уровню, предусмотренному Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», исходя из перечня выплат, подлежащих учету в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» не имеется, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в данной части.
Рассматривая требования административного истца в части признания незаконным бездействие отдела культуры администрации Саракташского района, МБУ ДО «Саракташская ДШИ», выразившиеся в неразмещении на официальном сайте в сети Интернет информации о численности работников МБУ ДО «Саракташская ДШИ» с указанием фактических расходов на оплату их труда, а также обязании отдела культуры администрации Саракташского района, МБУ ДО «Саракташская ДШИ» разместить на официальном сайте в сети Интернет информации о численности работников МБУ ДО «Саракташская ДШИ» с указанием фактических расходов на оплату их труда, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в данной части, по следующим основаниям:
согласно части 6 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных требований законодательства на официальном сайте МБУ ДО «Саракташская детская школа искусств» в сети Интернет <данные изъяты>, а также на официальном сайте администрации Саракташского района <данные изъяты> отсутствует информация о численности работников данного муниципального учреждения с указанием фактических расходов на оплату их труда. Следовательно, отделом культуры администрации Саракташского района, являющимся структурным подразделением администрации района и выполняющим функции учредителя МБУ ДО «Саракташская детская школа искусств» и главным распорядителем бюджетных средств, подлежащих освоению на мероприятия в сфере культуры района, не обеспечено надлежащее информационное сопровождение деятельности подведомственного муниципального учреждения в части опубликования сведений о расходовании бюджетных средств на оплату труда педагогов школы искусств.
Согласно статье 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3).
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).
Как было выше установлено представители административного ответчика в судебном заседании исковые требования в данной части признали в полном объеме.
Заявления о признании иска отобраны на отдельных листах, которые приобщены к материалам дела.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, принимает признание представителей административного ответчика исковых требований прокурора района, так как признание иска не противоречит законодательству, права и интересы других лиц не нарушает, в данной части исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.175-180Кодекса административного судопроизводства, РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования по административному исковому заявлению прокурора Саракташского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО «Саракташская детская школа искусств», МБУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений культуры» МО Саракташский район, отделу культуры администрации МО Саракташский район о признании незаконным бездействия и об устранении допущенных нарушений – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие отдела культуры администрации Саракташского района, МБУ ДО «Саракташская ДШИ», выразившиеся в неразмещении на официальном сайте в сети Интернет информации о численности работников МБУ ДО «Саракташская ДШИ» с указанием фактических расходов на оплату их труда.
Обязать отдел культуры администрации Саракташского района, МБУ ДО «Саракташская ДШИ» в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу обеспечить размещение на официальном сайте в сети Интернет информации о численности работников МБУ ДО «Саракташская ДШИ» с указанием фактических расходов на оплату их труда.
В удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным бездействия МБУ ДО «Саракташская ДШИ» по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокуратуры Саракташского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ – отказать.
В удовлетворении административных исковых требований об обязании МБУ ДО «Саракташская ДШИ», МКУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений культуры» МО Саракташский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить изложенные в представлении прокуратуры Саракташского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушения, путем произведения расчета средней заработной платы педагогов МБУ ДО «Саракташская ДШИ» в целях определения его соответствия уровню, предусмотренному Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», исходя из перечня выплат, подлежащих учету в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Саракташский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.Ю. Лебедева
Решение в окончательной форме изготовлено 16 июля 2021 года.
Судья М.Ю. Лебедева