Дело № 3а-67/2021
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 января 2021 года Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Сухаревой С.И.
при секретаре Астрейко М.Н.
с участием прокурора Спассковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ПАРКОМ» об оспаривании пункта 1454 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года №166-п «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»,
УСТАНОВИЛ:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 23 декабря 2019 года издан приказ N 166-п, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (Приложение).
В пункте 1454 указанного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, включено нежилое здание по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №..., принадлежащее на праве собственности ООО «ПАРКОМ».
Административный истец обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия пункт 1454 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года №166-п «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», поскольку указанное в данном пункте и принадлежащее административному истцу нежилое здание не относится к объектам недвижимого имущества, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Административный иск мотивирован тем, что объект недвижимости, принадлежащий ООО «ПАРКОМ» ( нежилое здание площадью 1017,9 кв.м., с кадастровым номером №... расположен на земельном участке с видом разрешенного использования для размещения объектов транспорта (под предприятия автосервиса). Указанный земельный участок предоставлен административному истцу в аренду под грузовое автопредприятие. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». В данном классификаторе под кодом 3.3 значится вид разрешенного использования земельного участка «бытовое обслуживание», который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро). Вместе с тем, под кодом 4.2 значится вид разрешенного использования земельного участка «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», который предполагает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра. Под кодом 4.9 значится вид разрешенного использования земельного участка «обслуживание автотранспорта», который предполагает размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1. Под кодом 6.1 значится вид разрешенного использования земельного участка «производственная деятельность», который предполагает размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Под кодом 6.9 значится вид разрешенного использования земельного участка «склады», который предполагает размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады,-за исключением железнодорожных перевалочных складов. До вступления в силу указанного приказа Министерства экономического развития Российской Федерации, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». Названными методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как: земельные участки, предназначенные для: размещения гаражей и автостоянок (пункт 1.2.3), размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9). Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает однозначно размещение на нем офисных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, что не позволяет отнести нежилое здание к административно-деловому и (или) торговому центрам только по виду разрешенного использования земельного участка. Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), также не следует, что нежилое здание предназначено для использования в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, либо размещение вышеназванных объектов предусматривает назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади нежилого здания. В связи с чем, для решения вопроса об отнесении нежилого здания к объекту налогообложения, в отношении которого в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление вида его фактического использования в юридически значимый период. Помещения в указанном нежилом здании в 2019 году были переданы ООО «ПАРКОМ» в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В переданных в аренду производственных помещениях арендаторами осуществлялась производственная деятельность: работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильного оборудования и систем кондиционирования коммерческого грузового автомобильного транспорта (рефрижераторов), предназначенного для использования в предпринимательской и иной профессиональной деятельности; мойка коммерческого грузового (грузо-пассажирского, автобусов) автомобильного транспорта и прицепов (полуприцепов, прицепов - роспусков) к нему, предназначенного для использования в предпринимательской и иной профессиональной деятельности. Указанная деятельность не является оказанием бытовых услуг и следовательно, нежилое здание не относится к объектам налогообложения, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» (л.д.2-7).
В судебном заседании представитель административного истца Серебряков А.Ю., действующий на основании доверенности от <дата>, поддержал требования административного иска.
Представитель административного ответчика, Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга Бесова Т.Ю., действующая на основании доверенности от <дата>, просила отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что нежилое здание имеет признаки объекта недвижимого имущества, в отношении которого определение налоговой базы, исчисление и уплата налога на имущество установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представила отзыв на административное исковое заявление.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Спассковой Т.А., полагавшей необходимым административный иск удовлетворить, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом субъекту Российской Федерации в силу пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлено право установления особенностей определения налоговой базы для отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в Санкт-Петербурге установлен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций".
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости, носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменения порядка налогообложения, установленного законом.
Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении перечня объектов недвижимости вступает в силу по правилам, установленным для вступления в силу нормативных актов субъекта Российской Федерации.
Правительством Санкт-Петербурга 23.03.2016 принято постановление N207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", пунктами 1 и 2 которого решено создать Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга (далее - Госинспекция по недвижимости) и утвердить Положение о ней (далее - Положение).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.04.2017 N304 Госинспекция по недвижимости с 03.07.2017 переименована в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга.
Подпунктом 3.7 названного Положения установлено, что Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга является уполномоченным органом по определению Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Оспариваемый приказ с Перечнем размещены на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 25.12.2019, то есть до начала соответствующего налогового периода, в формате Excel, что не оспорено участвующими в деле лицами.
Согласно свидетельству о регистрации права, выписке из ЕГРН, указанный выше объект с кадастровым номером 78:36:0005578:40 представляет собой нежилое здание, этажность: 1; назначение: нежилое здание, общей площадью 1017,9 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 78:36:0005578:15, общей площадью 22786 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 и подпункту 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Пункты 3,4 и 4.1. статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации содержат понятие административно-делового центра, торгового центра (комплекса) и основные признаки названных объектов налогообложения.
В целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 23.06.2015 N 1259-О, сводится к тому, что указанные налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
В качестве основного критерия для названных целей законодатель определил вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости.
Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Как следует из материалов дела земельный участок, на котором расположено нежилое здание, имеет вид разрешенного использования: для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства категория земель: земли населенных пунктов.
В материалы дела не представлено сведений об изменении приведенного вида разрешенного использования данного земельного участка, в том числе на дату проведения обследования и дату утверждения Перечня.
Как указал представитель Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в судебном заседании, здание включено в Перечень исходя из вида его фактического использования.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3,4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов, является Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (пункт 3 Порядка).
Указанные полномочия Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга содержатся и в пункте 3.7. Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207.
Согласно пункту 6 Порядка вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им Порядком.
Данный Порядок утвержден распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 7-р.
В соответствии с пунктами 3.3 и 3.4 Порядка проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного указанным распоряжением, в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования; результаты обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения).
На основании приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 03.04.2019 N 48-п "О проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга в 2019 году" проведено обследование указанного здания, по результатам которого составлен акт от <дата> N №...
Данным актом установлено, что объект представляет собой отдельно стоящее здание, общей площадью 1017,9 кв.м., назначение объекта: нежилое здание, земельный участок с кадастровым номером №... в соответствии с ЕГРН (РГИС) имеет вид разрешенного использования: для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства; используется под размещение объектов бытового обслуживания, складского назначения, площадь которых составляет более 20% от общей площади объекта.
К акту приложены фотоматериалы и расчет используемой площади застройки, при этом какого-либо документального расчета процентного соотношения площадей здания, используемых для размещения объектов бытового обслуживания, не приведено.
Из договора аренды земельного участка №... от <дата>, заключенного между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и ООО «Авто-Парнас», следует, что участок №... кадастровый номер №..., находящийся по адресу: <адрес>, площадью 22786 кв.м., предоставляется для использования под грузовое автопредприятие сроком по <дата> (л.д.41-46). Дополнительным соглашением №... от <дата> в связи с реорганизацией ООО «Авто-Парнас» путем выделения из него ООО «ПАРКОМ» в указанный договор аренды земельного участка внесены изменения, в соответствии с которыми в качестве арендатора земельного участка назван ООО «ПАРКОМ» (л.д.50).
Из договора аренды нежилого помещения №...-П от <дата>, заключенного между ООО «ПАРКОМ» и индивидуальным предпринимателем <...>, следует, что нежилое помещение мойки площадью 277 кв.м. и санитарно-бытовые помещения площадью 23,3 кв.м., находящееся в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес> предоставляются для мойки коммерческого грузового автомобильного транспорта и прицепов к нему, предназначенного для использования в предпринимательской и иной профессиональной деятельности, срок действия договора по <дата> (л.д.96-100).
Из договора аренды нежилого помещения №...-П от <дата>, заключенного между ООО «ПАРКОМ» и ООО «ТермоЛинк» следует, что нежилые производственные помещения общей площадью 51,6 кв.м. и санитарно-бытовые помещения площадью 23,3 кв.м., находящиеся в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес>, предоставляется для использования под склад, срок действия договора по <дата> (л.д.101-105).
Из договора аренды нежилого помещения №...-П от <дата>, заключенного между ООО «ПАРКОМ» и ООО «Термо Кинг СПб», следует, что нежилые производственные помещения общей площадью 446,6 кв.м. находящиеся в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес>, предоставляются для работ по техническому обслуживанию и ремонту холодильного оборудования и систем кондиционирования коммерческого грузового автомобильного транспорта (рефрижераторов), предназначенного для использования в предпринимательской и иной профессиональной деятельности, срок действия договора по <дата> (л.д.106-110).
Из договора аренды нежилого помещения №... от <дата>, заключенного между ООО «ПАРКОМ» и ООО «Ас-Венд», следует, что нежилое производственное помещение площадью 32,2 кв.м., находящееся в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, предоставляется для использования под склад, срок действия договора по <дата> (л.д.111-114).
Из договора аренды нежилого помещения №... от <дата>, заключенного между ООО «ПАРКОМ» и ООО «Тяжелая Техника», следует, что нежилое производственное помещение площадью 65,7 кв.м., находящееся в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес>, предоставляется для использования под склад, срок действия договора по <дата> (л.д.111-121). Соглашением о расторжении договора от <дата> указанный договор расторгнут (л.д.120).
Из договора аренды нежилого помещения №...-П от <дата>, заключенного между ООО «ПАРКОМ» и ООО «ОТТИМО-ТУЛЗ», следует, что нежилое производственное помещение площадью 65,7 кв.м., находящееся в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес>, предоставляется для использования под склад, срок действия договора по <дата> (л.д.122-126).
Из договора аренды нежилого помещения №...-П от <дата>, заключенного между ООО «ПАРКОМ» и индивидуальным предпринимателем <...>, следует, что нежилое помещение мойки площадью 277 кв.м. и санитарно-бытовые помещения площадью 23,3 кв.м., находящееся в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес> предоставляются для мойки коммерческого грузового автомобильного транспорта и прицепов к нему, предназначенного для использования в предпринимательской и иной профессиональной деятельности, срок действия договора по <дата> (л.д.127-132).
Из договора аренды нежилого помещения №...-П от <дата>, заключенного между ООО «ПАРКОМ» и ООО «ТермоЛинк» следует, что помещения общей площадью 395,6 кв.м. находящиеся в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес>, предоставляются для работ по техническому обслуживанию и ремонту холодильного оборудования и систем кондиционирования коммерческого грузового автомобильного транспорта (рефрижераторов), предназначенного для использования в предпринимательской и иной профессиональной деятельности, срок действия договора по <дата> (л.д.133-138).
Из договора аренды нежилого помещения №...-П от <дата>, заключенного между ООО «ПАРКОМ» и ООО «Термо Кинг СПб», следует, что производственные помещения общей площадью 102,6 кв.м., находящиеся в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес>, предоставляются для использования под склад, срок действия договора по <дата> (л.д.139-144).
Из договора аренды нежилого помещения №...-П от <дата>, заключенного между ООО «ПАРКОМ» и ООО «Ас-Венд», следует, что нежилое производственное помещение площадью 32,2 кв.м., находящееся в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес>, предоставляется для использования под склад, срок действия договора по <дата> (л.д.145-149).
Расположение спорного здания на земельном участке с видом разрешенного использования: для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства не позволяет сделать однозначный вывод, что названный вид предусматривает размещение на этом земельном участке офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Также суд не усматривает оснований для признания спорного здания объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, и на основании сведений, содержащихся в технической документации на спорное здание. Из представленных административным истцом документов не следует, что в здании имеются помещения, однозначно предназначенные для осуществления деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг.
Представленный административным ответчиком акт обследования от <дата> N №... и содержащий вывод о том, что более 20% площади здания используется для оказания бытовых услуг, не подтверждает фактическое использование здания не менее 20% его площади для размещения объектов бытового обслуживания населения.
Приложенные к акту фотографии не имеют привязки к конкретным помещениям в здании, не отражают их фактическое использование в качестве объектов бытового обслуживания населения, что не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектов. Приложенный к акту расчет используемой площади застройки также не позволяет соотнести указанный размер площадей с конкретным помещением в здании и видом его использования.
Административный ответчик полагал обоснованным включение спорного объекта в Перечень в связи с установлением факта осуществления на более чем 20% его территории деятельности по использованию под автосервис и автомойку, ссылаясь на отсутствие в главе 30 Налогового кодекса Российской Федерации определения понятия "объект бытового обслуживания", указал на то, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, кодом № 45.20 определен такой вид экономической деятельности, как "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств", при том, что отсутствует разграничение на оказание данных услуг юридическим либо физическим лицам.
Оценивая указанные доводы, суд полагает их ошибочными по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р определены коды видов деятельности в соответствии с вышеназванным классификатором, в котором также содержатся коды 33.12, 45.20, определяющие такие же виды экономической деятельности, относящиеся к бытовым услугам в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако, в соответствии с информационными письмами Федеральной налоговой службы России от 28.11.2016 N СД-4-3/22547@ "Об определении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам" и от 30.11.2016 N СД-4-3/22788@ "Об информационном сообщении в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р", установленные виды экономической деятельности, относящиеся к бытовым услугам, применяются при введении упрощенной системы налогообложения при определенных видах предпринимательской деятельности, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при патентной системе налогообложения, то есть в целях применения глав 26.2, 26.3 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога организациями и индивидуальными предпринимателями. В статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации для целей настоящей главы также приведены понятия бытовых услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, как платных услуг, оказываемых физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Ссылок на то, что данный классификатор подлежит применению и при установлении налога на имущество организаций, предусмотренного главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, в Налоговом кодексе не содержится.
Глава 30 Налогового Кодекса Российской Федерации не содержит термина бытовые услуги, использует понятие "объект бытового обслуживания", не раскрывая его содержания.
Вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьи преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В связи с чем, понятие объекта бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо применять с учетом указанных выше отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания, в частности выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
При таких обстоятельствах деятельность по ремонту и обслуживанию крупногабаритных транспортных средств, ремонту рефрижераторов не может быть расценена как бытовое обслуживание населения (аналогичная правовая позиция изложена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2019 N 78-АПА19-71, апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2020 N 5-АПА19-185, апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.10.2019 N 5-АПА19-145, апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.09.2019 N 78-АПА19-20).
Акт обследования здания Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга не содержит сведения о размере площади помещений, используемых для оказания бытовых услуг физическим лицам, а также иную информацию, подтверждающую размещение в этом здании объектов в установленных названной статьей целях, из фотоматериалов, приложенных к акту обследования, в помещениях не усматривается наличие зоны для потребителей, кассовых аппаратов.
Приложенные к акту обследования фотоматериалы, отражая лишь виды здания частично с внешних и внутренних сторон и находящийся в помещении грузовой автотранспорт, не несут какой-либо информации о фактическом использовании здания, фотографии не отражают нахождение в здании организаций, которые фактически оказывают услуги бытового назначения.
Иных относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для признания здания объектом, налоговая база на которое исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, в материалы дело не представлено.
По общему правилу, обязанность доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств, что на дату утверждения Перечня нежилые помещения здания использовались для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта в части пункта 1454 Перечня, являющегося Приложением к Порядку определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 03.04.2019 N 48-п.
При таких обстоятельствах имеются достаточные правовые основания для удовлетворения требований административного искового заявления.
В связи с удовлетворением административного иска, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым распределить судебные расходы.
Поскольку при подаче административного иска административным истцом ООО «Парком» уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей (л.д.9), то с административного ответчика в пользу административного истца надлежит взыскать указанную сумму.
руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ООО «ПАРКОМ» об оспаривании в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1454 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года №166-п «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу ООО «ПАРКОМ» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 (Четыре тысячи пятисот) рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на сайте Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья С.И.Сухарева