НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 27.04.2017 № 12-381/17

Дело № 12-381/17

(в районном суде № 5-1524/16) судья Ратушняк О.А.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., рассмотрев 27 апреля 2017 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Зинич Н.В., административное дело по жалобе на постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2016 года в отношении

ООО «Санторин», ИНН <***>, юридический адрес: Санкт-Петербург, ул.Маршала Казакова, д.1, корпус 1 литера Б пом.3Н,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2016 года производство по делу в отношении ООО «Санторин» по ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Из протокола об административном правонарушении следует, что ООО «Санторин» по адресу: Санкт-Петербург, <адрес><адрес>, 30 июля 2016 года и 30.08.2016 года не представило промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2 квартал 2016 года, июнь и июль 2016 года в МИФНС России № 19 по Санкт-Петербургу в нарушение подпункта «б» п.4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских контрах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 года № 1130, ч.15 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», п. 22-24 Правил представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательство о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.08.2007 г. № 540.

Старший государственный налоговый инспектор МИФНС № 19 по Санкт-Петербургу <...> А.А. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления по следующим основаниям. Должностным лицом выявлено непредставление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2 квартал 2016 года, июнь и июль 2016 года в Межрайонную ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу. В соответствии с подп. «н» п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 №1130, соблюдение лицензиатом требований к организаторам азартных игр, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Часть 15 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр, а также к отчетности организаторов азартных игр, ее составу и порядку представления. В соответствии с п. 22 Правил представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 №540 (далее - Правила), вступившим в силу 15.07.2016 г., организатор азартных игр представляет в Министерство финансов Российской Федерации и территориальный налоговый орган по месту нахождения организатора азартных игр годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность) на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет". Пунктами 23, 24 Правил установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется не позднее 3 месяцев по окончании отчетного года, а Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена. Общество не представило в Межрайонную ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу промежуточную (финансовую) бухгалтерскую отчетность за 2 квартал 2016 года, июнь и июль 2016 года, срок представления которой истек соответственно 30.07.2016г. и 30.08.2016г.

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, к определению отчетного периода и отчетной даты установлены ст. ст. 13, 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) При этом п. 4 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что промежуточная отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда установлена обязанность ее представления в том числе законодательством РФ; нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфина России и Банка России). Таким образом, обязанность по составлению промежуточной (финансовой) бухгалтерской отчетности в данном случае ставится в зависимость от обязанности по ее представлению. В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ, до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Центральный банк Российской Федерации вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Согласно п. 48 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н) организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Требование составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность содержится также в п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N34h. Также анализ положений п. 2 Раздела 1 ПБУ 4/99 свидетельствует об отсутствии препятствий к применению данного акта к правоотношениям, связанным с предоставлением отчетности организаторами азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Пункт 2 Раздела 1 ПБУ 4/99 исключает возможность применения данного положения при составлении отчетной информации для специальных целей при условии, если разработаны правила подготовки такой отчетности и в них не предусматривается использование настоящего Положения. Пункты 22-24 Правил не содержат порядка подготовки отчетности, а лишь устанавливают необходимость ее представления. Поскольку иного регулирования для организаций осуществляющих организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах не установлено, Общество должно было руководствоваться Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ПБУ 4/99). Таким образом, Общество в силу прямого указания п. 24 Правил обязано представлять промежуточную (финансовую) бухгалтерскую отчетность. В силу действующих положений Закона № 402-ФЗ необходимость составления промежуточной бухгалтерской отчетности обусловлена установленной в законе обязанностью по ее предоставлению в контролирующий орган. Как следует из протокола № 12685 от 03.10.2016 Общество данные требования закона не исполнило. Судьей Кировского районного суда Санкт-Петербурга нарушены нормы материального права, сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.

Старший государственный налоговый инспектор МИФНС № 19 по Санкт-Петербургу <...> А.А. поддержала доводы жалобы.

Законный представитель ООО «Санторин» в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно пояснениям защитника Логвиновой Е.А. о дате, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом. Учитывая, что ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя ООО «Санторин».

Защитник Логвинова Е.А., явившаяся в судебное заседание, возражала против удовлетворения жалобы, пояснила, что протокол об АП имеет существенные недостатки в виде отсутствия данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а именно: время совершения правонарушения не соответствует действующим нормам материального права. Время совершения указано в протоколе как 30.07.2016 г. и 30.08.2016 г. (время 00 час. 01 мин.), при том, что обязанность по предоставлению промежуточной отчетности в соответствии с п.24 Постановления № 540 определена в срок не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Конец отчетного периода, будь то месяц или квартал, определяется последним днем месяца. Последним днем срока предоставления является 30 число месяца следующего за отчетным. Правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь со следующего дня после наступления указанного срока. Таким образом, временем совершения правонарушения надлежит считать день, следующий за истечением срока для исполнения обязанности. Указанные в протоколе даты совершения правонарушения 30.07.2016 г. и 30.08.2016 г. (время 00 час.01 мин.) являются последними днями для исполнения обязанности по представлению отчетности и не могут являться днем совершения правонарушения. Судом первой инстанции правильно истолкованы и применены нормы права, подлежащие применению к рассматриваемым обстоятельствам. Инспекция в жалобе ссылается на п.1 ст.30 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее ФЗ № 402-ФЗ), согласно которому до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Из чего следует, что при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется положениями федерального закона № 402-ФЗ, а также принятыми в соответствии с ним Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» и Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)». При этом положения федерального закона имеют высшую юридическую силу. Установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета регулируется нормами Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее ФЗ № 402-ФЗ). В силу ст.4 ФЗ № 402-ФЗ законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. В соответствии со ст. 8 ФЗ № 402-ФЗ: совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации разрабатывается в соответствии с «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ст. 2), которое разработано на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» (ст. 1). В силу ст. 5 вышеуказанного Положения организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. Пунктом 48 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)» предусмотрено, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации (п.52 вышеуказанного Приказа). Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации (п.52 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н). В соответствии с ч.4 ст. 13 ФЗ № 402-ФЗ промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления. Из вышеуказанных норм следует, что, если иное не установлено законодательством, общество самостоятельно формирует свою учетную политику, которой устанавливает периодичность составления промежуточной бухгалтерской отчетности. Обязанность предоставления промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливается либо самим обществом либо действующим законодательством. Пунктом 89 учетной политики ООО «САНТОРИН» на 2016 год установлено формирование промежуточной бухгалтерской отчетности, включающей бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, за 1 квартал, за 1 полугодие и за 9 месяцев. Таким образом, обязанность по формированию ежемесячной промежуточной бухгалтерской отчетности у общества отсутствует в соответствии с действующим законодательством. Довод Инспекции о том, что обязанность по составлению промежуточной отчетности ставится в зависимость исключительно от обязанности по ее представлению не соответствует вышеуказанным нормам законодательства. Изменения в Постановлении Правительства РФ от 23.08.2007 № 540 «О составе и порядке представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», в части дополнительных требований к представлению отчетности организаторами азартных игр, были внесены Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 622 «О внесении изменений в Правила представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». Изменения вступили в силу с 15.07.2016 года. Более того п.п. 22-24 Постановления № 540 не устанавливают конкретные периоды, за которые необходимо предоставлять промежуточную отчетность, данные обстоятельства подтверждаются тем, что периоды, за которые должна предоставляться промежуточная отчетность, и сроки предоставления установлены лишь с 11.02.2017 г. (изменения внесены Постановлением Правительства № 106 от 31.01.2017 г.) Из системного анализа вышеуказанных норм действующего законодательства в их совокупности следует, что организаторы азартных игр обязаны предоставлять промежуточную отчетность в установленные сроки за те периоды, за которые промежуточная отчетность подлежит формированию в соответствии с учетной политикой организации. Нормативно-правовой акт (Постановление № 622) не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие. В связи с тем, что формирование промежуточной бухгалтерской отчетности по своей природе носит периодичный характер (аналогично периодичности сдачи налоговой отчетности), следовательно, изменения в законодательстве применяются и распространяются на отношения, возникшие в период, следующий за периодом, в котором нормативно-правовой акт вступил в силу. В данном случае подлежит применению аналогия закона о начале применения нормативного правового акта в соответствии с ч.1 ст.5 НК РФ. (Акты законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу).

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, считаю жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В соответствии п. 4 "Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2011 г. N 1130, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются, в том числе и соблюдение лицензиатом требований к организаторам азартных игр, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 6 Федерального закона (пп. "н" пункта 4 Положения о лицензировании).

В соответствии с п. 7 "Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2011 г. N 1130, осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 4 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", либо одного из требований, предусмотренных подпунктом "а" (в части, касающейся требований, установленных частью 3 статьи 8 и частью 3 статьи 14 Федерального закона) и подпунктами "б", "г", "е", "и" - "л" и "н" пункта 4 настоящего Положения.

Частью 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что организатор азартных игр обязан предоставлять сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Состав и порядок предоставления таких сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 15 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр, а также к отчетности организаторов азартных игр, ее составу и порядку представления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 N 540 были утверждены Правила предоставления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

Раздел VII "Дополнительные требования к представлению отчетности организаторами азартных игр" Правил предоставления организатором игр сведений введен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 622, вступившим в законную силу 15 июля 2016 г.

Согласно п. 22 Правил предоставления организатором игр сведений, организатор азартных игр представляет в Министерство финансов Российской Федерации и территориальный налоговый орган по месту нахождения организатора азартных игр годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность) на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

Пунктом 24 Правил установлено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.

Согласно п. 48 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н) организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность ежемесячно и ежеквартально представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность является необходимым условием для лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, которая ООО «Санторин» не была представлена за июль 2016 года.

Кировским районным судом в ходе рассмотрения дела были неправильно определены обстоятельства по делу, и сделаны необоснованные выводы о необходимости прекращения производства по делу.

Поскольку судом в ходе рассмотрения дела были допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, постановление суда о прекращении производства по делу подлежит отмене, а материалы дела – возвращению в суд на новое рассмотрение.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2016 года, о прекращении производства по делу в отношении ООО «Санторин» по ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ – отменить, дело возвратить в Кировский районный суд на новое рассмотрение.

Судья И.Е.Калинина