НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 16.10.2012 № 3-208/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 3-208/12 16 октября 2012 года

Санкт-Петербургский городской суд в составе

председательствующего судьи Витушкиной Е.А.

с участием прокурора Тимуш А.В.

адвоката Федоркова А.А.

при секретаре Аскиркиной Л.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Товарищества собственников гаражей <...>, Кузнецова В.Ю., Усова И.Р. о признании недействующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Московский пр., Мариинской ул. и ул.Решетникова в Московском районе"

установил:

ТСГ <...>, Кузнецова В.Ю., Усова И.Р. обратились в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 191 от 15 февраля 2011 года «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Московский пр., Мариинской ул. и ул.Решетникова в Московском районе" в части подпунктов 2.3, 3.5 Приложения № 3, ссылаясь на нарушение прав объединенных в ТСГ <...> собственников гаражей – пользователей земельных участков на этой территории, гарантированных статьей 35 Конституции Российской Федерации, п.п. 3 и 4 ст.9 Закона Санкт-Петербурга «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», ст.9 Закона Санкт-Петербурга «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга».

Заявители Кузнецова В.Ю., Усова И.Р., представитель ТСГ <...> Константиновский Т.А., представитель заявителей адвокат Федорков А.А. в суд явились, поддержали заявленные требования, пояснив, что уполномоченным лицом Санкт-Петербурга были заключены договоры аренды земельных участков на указанной территории с собственниками гаражей для использования под существующие индивидуальные гаражи, договоры аренды до настоящего времени не расторгнуты; фактически согласно выводам акта строительно-технической экспертизы комплекс гаражных сооружений прочно связан с землей, является объектом недвижимости, однако в адрес собственников гаражей не были направлены уведомления о предстоящих публичных слушаниях по проекту планировки территории, имущественные права владельцев гаражей не обеспечены.

Представители Правительства Санкт-Петербурга Водовозов С.В. и Курганов С.В. в судебное заседание явились, против удовлетворения заявленных требований возражали, полагая, что предусмотренных законом оснований для адресной рассылки заявителям уведомлений о публичных слушаниях по документации по планировке территории не имелось, публичные слушания организованы и проведены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, права заявителей не нарушены.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Тимуш А.В., полагавшей, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 191 от 15 февраля 2011 года «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Московский пр., Мариинской ул. и ул.Решетникова в Московском районе" утвержден проект планировки указанной территории, в том числе Положение о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории (Приложение №3), а также проект межевания этой территории (л.д.96-103). В разделе «характеристика планируемого развития территории» Приложения № 3 в п.2.3 отражен земельный участок № 11, планируемый к формированию для предоставления под строительство многоэтажного гаража; в п.3.5 этот земельный участок также указан для планируемого размещения этого же объекта капитального строительства.

Указанное Постановление опубликовано в «Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга» № 8 от 07.03.2011 года в порядке, предусмотренном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года № 173 «О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга», и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2011 года № 865 «О Порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (л.д.81-84).

Как следует из преамбулы оспариваемого Постановления оно принято в соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в целях обеспечения градостроительного развития территории.

В соответствии с п. «в» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Согласно подп.42 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Аналогичные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности установлены в статье 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (части 1 и 2 статьи 42 ГрК РФ).

Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (ч.9 ст.42 ГрК РФ); подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (ст.43 ГрК РФ).

В силу статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

На основании пунктов 12, 13 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 октября 2009 года № 508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной документации на территории Санкт-Петербурга относится принятие решений о подготовке документации по планировке территории Санкт-Петербурга и утверждение документации по планировке территории Санкт-Петербурга.

Порядок подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге утвержден статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 04 февраля 2009 № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», согласно пункту 6 которой проекты планировки территорий в Санкт-Петербурге и проекты межевания территорий в Санкт-Петербурге, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, законами Санкт-Петербурга и нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга; Правительство Санкт-Петербурга принимает решение об утверждении документации по планировке территории в Санкт-Петербурге с учетом результатов публичных слушаний.Порядок информирования заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний по документации по планировке территории и проведения публичных слушаний регулируется Законом Санкт-Петербурга от 05 июля 2006 № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».

Из представленных суду документов следует, что информационное сообщение администрации Московского района Санкт-Петербурга о проведении публичных слушаний по документации по планировке вышеуказанной территории было опубликовано в газете «Невское время» от 16.11.2010 № 205 (4710) (л.д.147), по своему содержанию оно соответствует требованиям п.2 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 05.07.2006 года № 400-61; на основании положений статьи 6 указанного Закона Санкт-Петербурга до публичных слушаний была организована экспозиция документации (л.д.113).

Администрацией Московского района Санкт-Петербурга 21 декабря 2010 года на основании стенограммы обсуждения в соответствии с установленным статьей 7 Закона Санкт-Петербурга от 05.07.2006 г. № 400-61 порядком оформлен протокол обсуждения документации по планировке названной территории (л.д.114-116); на основании протокола при отсутствии дополнительных предложений и замечаний 29 декабря 2010 года подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по установленной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 № 491 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при организации и проведении публичных слушаний и информировании населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» форме, опубликованное в газете «Невское время» от 30.12.2010 № 237 (4742) (л.д.146).

Таким образом, информация по материалам проекта планировки и проекта межевания территории доведена до сведения жителей соответствующей территории, информирование населения о предстоящих публичных слушаниях по проекту планировки и проекту межевания территории и их проведение были осуществлены в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства.

Ссылки заявителей на принятие оспариваемого Постановления Правительства Санкт-Петербурга в нарушение требований пунктов 3 и 4 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 05.07.2006 года № 400-61 не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку названные нормы, предусматривающие адресную рассылку информационного сообщения, в том числе, и арендаторам земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия находящихся в их аренде земельных участков в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства, регулируют вопросы информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, участия граждан и юридических лиц в решении вопросов, связанных с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд для строительства, а не информирования населения по проекту планировки и проекту межевания территории, организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории.

Доводы представителя заявителей о нарушении при проведении слушаний требований ч.7 ст.46 ГрК РФ, согласно которой публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов, не могут быть приняты судом, поскольку указанной нормой и иными действующими нормативными правовыми актами в области градостроительной деятельности не предусмотрена адресная рассылка гражданам или юридическим лицам, являющимся пользователями земельных участков, сообщения о проведении публичных слушаний по проектам планировки и межевания территории. При проведении публичных слушаний по этим вопросам заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения, что было выполнено органами власти в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».

Доводы заявителей о том, что в протоколе обсуждения документации перечислены 12 человек, а в итоге указано на присутствие 15 человек, не могут являться основанием для удовлетворения заявления, поскольку регулирующие правоотношения в указанной сфере нормативные правовые акты не устанавливают требований по количеству лиц, которые должны присутствовать при обсуждении документации по планировке. Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 05.07.2006 года № 400-61, а также п.3.4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 № 491, в проведении обсуждения документации обязательно принимают участие представители администрации района Санкт-Петербурга, Комитета по градостроительству и архитектуре, организатора подготовки документации. Как следует из протокола обсуждения документации по планировке, указанные лица при обсуждении присутствовали, также как и представители заинтересованной общественности (л.д.114-116).

Суд не может согласиться и с доводами заявителей о противоречии оспариваемого Постановления Правительства Санкт-Петербурга статье 9 Закона Санкт-Петербурга от 28 сентября 2011 года № 585-115 «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга», поскольку указанный закон регулирует отношения по обеспечению имущественных прав граждан – владельцев гаражей на территории Санкт-Петербурга, в случаях прекращения в установленном порядке прав организаций автовладельцев на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или собственность на которые не разграничена, занятых коллективными автостоянками (комплексами временных некапитальных гаражей, расположенных на предоставленных в установленном порядке организациям автовладельцев земельных участках), в том числе в связи с проектированием и строительством объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга за счет средств федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга, средств, направленных на реализацию инвестиционных проектов, а также в связи с изменением функционального назначения указанных земельных участков в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга.

Названный закон предусматривает, что земельный участок, занятый гаражами, может быть предоставлен в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» или Законом Санкт-Петербурга «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством», только после обеспечения имущественных прав всех граждан, владельцев гаражей, расположенных в пределах предоставляемого земельного участка, одним из способов, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона Санкт-Петербурга, или посредством предоставления компенсации в порядке, определенном статьей 6 настоящего Закона Санкт-Петерубрга.

Вместе с тем оспариваемый нормативный правовой акт не является решением о предоставлении земельного участка; решения по планировке территории осуществляются в целях определения возможных вариантов ее использования в будущем с учетом необходимости градостроительного развития конкретной территории, являются основанием для последующего формирования самостоятельных земельных участков, но только после разрешения соответствующих имущественно-правовых вопросов.

Согласно представленным заинтересованным лицом сведениям, которые не оспариваются заявителями, право собственности граждан на гаражи как объекты недвижимости, либо на единый объект недвижимости, не зарегистрировано, договор аренды земельного участка между ТСГ <...> и уполномоченным лицом Санкт-Петербурга не заключен, в настоящее время действуют 18 договоров аренды земельных участков, заключенных с гражданами для использования индивидуальных гаражей, которые не находятся на земельном участке, планируемом для размещения многоэтажного гаража (л.д.111,177,178), требований об освобождении занимаемых под гаражи земельных участков заявителям не предъявлялось, строительных работ на этой территории не ведется.

Таким образом, с учетом того, что оспариваемым актом вопрос о предоставлении земельного участка для размещения многоэтажного гаража не разрешен, размещение многоэтажных и подземных гаражей относится к основному виду использования указанной территории в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» и Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными Законом Санкт-Петербурга от 04.02.2009 № 29-10, доводы заявителей о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены их права, не могут быть признаны обоснованными. Кроме того, заявители не лишены права обратиться с заявлением о внесении изменений в документацию по проектированию и межеванию территории, в том числе и в случае установления судом факта владения ими гаражами, как объектами недвижимости.

Учитывая, что оспариваемое Постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией Правительства Санкт-Петербурга, требования градостроительного законодательства по соблюдению порядка подготовки документации по планировке территории при издании оспариваемого постановления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соблюдены, оспариваемый акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то оснований для признания его недействующим не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198, ч.1 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ТСГ <...>, Кузнецова В.Ю., Усова И.Р. о признании недействующим нормативного правового акта в части – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца.

Судья Санкт-Петербургского

городского суда Е.А.Витушкина