НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 14.09.2023 № 3А-235/2023

Дело № 3а-235/2023

(УИД-78OS0000-01-2023-000960-62)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

14 сентября 2023 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Чистяковой Т.С.,

при секретаре Ивановой С.С.,

с участием прокурора Соловьевой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агеевой Елены Васильевны об оспаривании Распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 01 июля 2016 года №187-р «О Порядке определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет или проработавшим в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет, из которых трудовой стаж в календарном исчислении в Санкт-Петербурге (Ленинграде) составляет не менее 10 лет, и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах» в части,

УСТАНОВИЛ:

Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 01 июля 2016 года №187-р «О Порядке определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет или проработавшим в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет, из которых трудовой стаж в календарном исчислении в Санкт-Петербурге (Ленинграде) составляет не менее 10 лет, и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах» утвержден указанный в наименование Порядок (далее – Распоряжение №187-р, оспариваемый нормативный правовой акт, Порядок).

Распоряжение опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 05 июля 2016 года.

Пунктом 4 Порядка установлены периоды работы и иной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, а именно:

-периоды работы по трудовому договору (подпункт 4.1);

-периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг (подпункт 4.2);

-периоды работы по авторским и лицензионным договорам (подпункт 4.3);

-периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и др.) (подпункт 4.4);

-периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда (подпункт 4.5);

-периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан - владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (подпункт 4.6);

-периоды участия в оплачиваемых общественных работах (подпункт 4.7);

-периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (подпункт 4.8);

-периоды осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (подпункт 4.9);

-периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (подпункт 4.10);

-периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования (подпункт 4.11);

-периоды творческой деятельности (подпункт 4.12);

-периоды деятельности в качестве частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (подпункт 4.13);

-периоды содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и периоды отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке (подпункт 4.14);

-периоды содержания под стражей лиц, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и периоды отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке (подпункт 4.15);

-периоды пребывания лиц из числа репрессированных народов в спецпоселениях (местах ссылки) (подпункт 4.16);

-периоды ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет (подпункт 4.17);

-периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (подпункт 4.18);

-периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности. Периоды проживания, указанные в справке, предусмотренной в пункте 8.17 настоящего Порядка, совпадающие с периодами работы, содержащимися в трудовой книжке, не учитываются в общий трудовой стаж (подпункт 4.19);

-периоды проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности (подпункт 4.20);

-периоды получения пособия по безработице (подпункт 4.21);

-периоды переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства (подпункт 4.22);

-период сотрудничества по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий (подпункт 4.23).

В указанный нормативный правовой акт внесены изменения распоряжениями Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 09.12.2016 №407-р, от 20.07.2017 №448-р, от 19.01.2023 №47-р, опубликованным 13декабря 2016, 20 июля 2017 года, 24 января 2013 года соответственно, на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, которые не затронули положения пункта 4 Порядка.

Административный истец Агеева Е.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, где просила признать недействующим с момента принятия Распоряжение №187-р в части пункта 4 Порядка устанавливающего закрытый перечень периодов работы и иной деятельности, включаемой в трудовой стаж, в который не входит время профессионального обучения в училищах, в обоснование ссылаясь, на отсутствие полномочий у Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга на принятие оспариваемого в части нормативного правового акта, которым фактически определен круг лиц, получателей мер дополнительной социальной поддержки, статьям 60 и 63 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положениям статьи 19, 30 Конституции Российской Федерации. В части применения к ней оспариваемого нормативного правового акта указала, что 17 февраля 2023 года обращалась в районную администрацию с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты пенсионерам, однако районной администрацией было принято решение от 06 марта 2023 года об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в связи с отсутствием 40-летнего общего трудового стажа, необходимого для предоставления дополнительных мер социальной поддержки и в который не подлежит включению период обучения.

В судебное заседание представитель административного истца по доверенности ФИО явился, административные исковые поддержал.

Представитель административного ответчика Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга по доверенности ФИО явился. Возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, где указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, с соблюдением порядка принятия, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Также указал, что Санкт-Петербург, как субъект Российской Федерации, вправе был определить круг лиц, на которых распространяются дополнительные меры социальной защиты, а также установить порядок ее предоставления, включающий порядок исчисления трудового стажа для целей предоставления соответствующей дополнительной меры социальной поддержки, положения пенсионного законодательства не распространяются на отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, приходит к следующему.

В соответствии со статьями 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом не действующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в случае, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и пункту 7 части 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

В соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе, исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02 апреля 2009 года N 529-0-0, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.

При осуществлении самостоятельного правового регулирования указанных отношений, Санкт-Петербург, реализуя свои полномочия в области установления дополнительной меры социальной поддержки, самостоятельно определяет круг лиц, которым предоставляется такая мера, устанавливает основания и критерии.

Законодатель субъекта Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, в 14 главе принятого им Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" закрепил положения о социальной поддержке отдельных категорий граждан, определив категории лиц, в отношении которых устанавливаются меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки (статья 60), а также перечень самих мер и порядок их предоставления (статьи 61 - 71).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 60 Социального кодекса Санкт-Петербурга, в соответствии с настоящей главой меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются следующим категориям граждан, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства: гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшие возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет или проработавшие в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет, из которых трудовой стаж в календарном исчислении в Санкт-Петербурге (Ленинграде) составляет не менее 10 лет, и имеющие трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.

В соответствии со статьей 63 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", гражданам, являющимся, в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет или проработавшим в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет, из которых трудовой стаж в календарном исчислении в Санкт-Петербурге (Ленинграде) составляет не менее 10 лет, и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, предоставляются перечисленные в указанной статье дополнительные меры социальной поддержки.

В соответствии со ст. 71 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", в целях реализации мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных в указанной главе, Правительством Санкт-Петербурга определяется, в том числе, порядок определения трудового стажа для предоставления дополнительной меры социальной поддержки гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 60 указанного Кодекса.

Во исполнение требований статьи 71 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", Правительством Санкт-Петербурга было принято Постановление N 385 от 20.05.2016, согласно которому Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга было поручено в двухмесячный срок утвердить Порядок определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.

Как следует из положений подпункта 9 пункта 3 статьи 44 Устава Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга вправе передавать иным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий, предусмотренных законами Санкт-Петербурга.

В соответствии с положением "О Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга", утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2008 года N 1182, Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, основными задачами которого являются, в том числе проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения (п. 2.1).

Пунктом 3.2 положения "О Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга", утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2008 года N 1182 предусмотрено одно из полномочий Комитета - издавать правовые акты Комитета в пределах своей компетенции.

Оспариваемое распоряжение внесено в реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга за №20405 и официально опубликовано на сайте Администрации Санкт-Петербурга 05 июля 2016 года.

Таким образом, вопреки доводам представителя административного истца оспариваемый акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, опубликован в порядке, установленном пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга", пунктом 2.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 № 865 «О порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга».

Ссылки представителя административного истца о недопустимости делегирования Правительством Санкт-Петербурга полномочий административному ответчику по изданию оспариваемого распоряжения несостоятельны, поскольку противоречат положениям статьи 44 Устава Санкт-Петербурга, согласно которым Правительство Санкт-Петербурга вправе передавать иным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий.

Оценивая доводы административного истца относительно противоречия Распоряжения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующее.

Ссылаясь на противоречие оспариваемого Распоряжения статьям 60, 63 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", административный истец полагает, что оспариваемым пунктом Распоряжения фактически изменены меры социальной поддержки и категории лиц, имеющие право на дополнительные меры социальной поддержки, что является прерогативой только законодательного органа.

Вместе с тем, вопреки указанным доводам административного истца, оспариваемый пункт Порядка, не устанавливает категории лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки, и перечень таких мер, а определяет порядок определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки для конкретной категории лиц.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемого положения статье 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающей порядок исчисления страхового стажа для назначения страховой пенсии, судом отклоняются по следующим основаниям.

Статья 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Пенсионное законодательство определяет порядок исчисления продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права граждан на страховую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанный федеральный закон устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Таким образом, приведенные административным истцом положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определяют порядок исчисления продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права граждан на страховую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую, а не регулируют правоотношения по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки. В связи с чем, оспариваемый пункт 4 Порядка не противоречит положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и по указанным основаниям не может рассматриваться как нарушающий конституционный принцип равенства всех перед законом.

Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Агеевой Елены Васильевны об оспаривании Распоряжения Комитета по социальной политики Санкт-Петербурга от 01 июля 2016 года №187-р «О Порядке определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет или проработавшим в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет, из которых трудовой стаж в календарном исчислении в Санкт-Петербурге (Ленинграде) составляет не менее 10 лет, и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах» в части - отказать.

Возложить на Комитет по социальной политики Санкт-Петербурга обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.gov.spb.ru).

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья Т.С. Чистякова

<...>