НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 08.06.2023 № 3А-145/2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

08 июня 2023 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,

при секретаре Астрейко М.Н.,

с участием прокурора Шкарлет О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лоханина Евгения Викторовича о признании недействующим пункта 239 Перечня, утвержденного Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга № 158-П от 23.12.2022 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год»,

У С Т А Н О В И Л:

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 23 декабря 2022 года издан приказ № 158-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее – Перечень Приказа № 158-п), размещенный на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети «Интернет» (www.gov.spb.ru) 27 декабря 2022 года.

В пункт 239 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено помещение с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: <адрес> (далее – Помещение, Объект).

Лоханин Е.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 239 Перечня Приказа № 158-п, ссылаясь на то, что принадлежащее ему на праве собственности Помещение не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Объект передан в аренду и фактически используется под размещение медицинского центра сети медицинских центров СМ-Клиника в соответствии с видом разрешенного использования – «медицинский центр», указанным в Едином государственном реестре недвижимости. Включение Объекта в Перечень лишает административного истца, являющегося индивидуальным предпринимателем, права воспользоваться льготой по налогообложению.

В судебном заседании представитель административного истца настаивал на заявленных исковых требованиях, пояснив, что заявления в Росреестр на изменение наименования и вида разрешенного использования Помещения были поданы в 2022 году, полагал возможным признать оспариваемый в части нормативный правовой акт недействующим с 17.02.2023г.

Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на представленные в дело сведения Росреестра, согласно которым на момент формирования Перечня Помещение имело наименование «офисные помещения», что явилось основанием для включения его в Список Объектов, предполагаемых к включению в Перечень на 2023 года, и в проект Перечня на 2023 год, которые были размещены на сайте Комитета; в установленный срок собственник Помещения не представил возражения на включение Объекта в проект Перечня, в последующем утвержденного и опубликованного. Последующие, внесенные в феврале 2023 года в Единый государственный реестр недвижимости записи об изменении наименования Объекта правового значения для определения его как объекта, подлежащего включению в Перечень на 2023 год, сформированного до начала налогового периода, не имеют.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отсутствии оснований удовлетворения административного иска.

Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 399 НК РФ). В силу пункта 2 этой же нормы, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Статьей 2, пунктом 6 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" (в редакции на день определения Перечня на 2021 год) предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в 2023 году - в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункт 6 статьи 3). При этом согласно пункту 8 статьи 3 этого же Закона Санкт-Петербурга ставки налога на имущество физических лиц в отношении прочих объектов налогообложения установлены в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

В силу пункта 3 приведенной статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее – Перечень), утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года № 158-п, размещен на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru 23 декабря 2022 года, в виде электронной копии бумажного документа опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 27 января 2023 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода. Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке

Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке

На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении, в том числе, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (пункт 2 статьи 1-1)

Как следует из материалов дела, принадлежащий административному истцу на праве собственности Объект имеет площадь <...> кв.м., на момент формирования списка объектов, предполагаемых к включению в Перечень, и на момент его утверждения Приказом № 158-п от 23.12.2022г., был учтен в Едином государственном реестре недвижимости с назначением «нежилое помещение», наименованием «офисные помещения», указанные сведения были представлены Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу в Комитет с целью формирования Перечня (л.д.31).

Согласно актуальных на момент рассмотрения дела сведений Единого государственного реестра недвижимости и сведений филиала ППК «Роскадастр» по Санкт-Петербургу Объект имеет назначение «нежилое», наименование вида разрешенного использования – «медицинский центр».

Ответом на запрос суда Управление Россресстра по Санкт-Петербуруг исх.03.28-02475@ от 07.06.2023 (л.д.124-125) сообщило, что, в соответствии с частями18 и 19 статьи 70 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости» (в ред.закона № 120-ФЗ от 30.04.2021), на основании заявления представителя собственника помещения 48-Н с кадастровым номером №... по адресу: <адрес> от 12.02.2023г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в сведения об указанном объекте недвижимости: исключены сведения о наименовании «офисное» помещение» и внесены сведения о виде разрешенного использования «медицинский центр».

Таким образом, наименование вида использования Помещения согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ на 1-е число очередного налогового периода, предусматривало размещение офисов, что явилось основанием для включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, в связи с приведенными нормативными положениями.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости. Согласно сообщению филиала ППК «Роскадастр» по Санкт-Петербургу в адрес Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга исх.№04512 от 25.04.2023г. указанные изменения внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17.02.2023 года (л.д.77-78)

Доводы административного истца о том, что соответствующие изменения относительно вида разрешенного использования Помещения в Единый государственный реестр недвижимости внесены в течение налогового периода не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований о признании нормативного правого акта недействительным в части с 17.02.2023 года, поскольку на момент принятия нормативного правового акта положенные в его основу сведения соответствовали действительности и волеизъявлению собственника нежилого помещения, не лишенного законной возможности своевременно инициировать изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости с тем, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости.

Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный период действия (2023 год), а действующим законодательством не предусмотрено исключение Объектов из соответствующих перечней в связи с изменением характеристик, на основании которых они были включены в такой нормативный правовой акт.

Из представленных административным ответчиком документов следует, что порядок информирования заинтересованных лиц о предполагаемом включении Объекта в Перечень, установленный пунктами 2.2, 4.2 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Комитета от 02.04.2018 года № 7-р, Комитетом соблюден, равно как и порядок формирования списка объектов для включения в Перечень по виду разрешенного использования земельных участков, назначению или наименованию объектов в Санкт-Петербурге.

При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами административного истца о неправомерности включения Объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, оснований для признания недействующими оспариваемых положений не имеется, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.

руководствуясь статьями 175,177,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Лоханину Евгению Викторовичу в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 239 Перечня, утвержденного Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга № 158-П от 23.12.2022 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год» - отказать.

Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья подпись Е.А.Витушкина