НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 04.02.2020 № 5-605/19

Дело № 12-132/2020

(в районном суде № 5-605/2019) судья Тен Д.В.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., при секретаре Попцовой М.С, рассмотрев 4 февраля 2020 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Санкт-Петербургский государственный университет» (далее – СПбГУ, Санкт-Петербургский государственный университет), ИНН 7801002274, ОГРН 1037800006089, адрес места нахождения: 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9;

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 26.09.2019 Санкт-Петербургский государственный университет привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа, с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в размере 100 000 рублей.

Защитник СПбГУ Лазаренко Е.М. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит постановление районного суда изменить, заменив административный штраф на предупреждение. В обоснование жалобы указывает, что судом не установлены конкретные пациенты угроза жизни или здоровью которых возникла или могла возникнуть вследствие оказания СПбГУ медицинской помощи, в связи с чем вывод суда о том что осуществление медицинской деятельности производилось с грубым нарушением лицензионных требований носит абстрактный характер и свидетельствует о неправильном применении норм материального права, в частности п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности. Таким образом, факт осуществления СПбГУ медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований нельзя признать доказанным. Нарушение выявлено впервые и не создало угрозу чрезвычайной ситуации, не повлекло возникновение имущественного ущерба.

Законный представитель Санкт-Петербургского государственного университета в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно материалам дела, и пояснениям защитников извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, направил в суд защитников Баранникова А.В., Лазаренко Е.М. для представления интересов Университета.

Защитники Баранников А.В., Лазаренко Е.М. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме. Указали, что у СПбГУ имеется все необходимое медицинское оборудование для тех, кто проходит лечение.

Исследовав материалы дела, заслушав защитников СПбГУ, считаю постановление судьи районного суда законным и обоснованным по следующим основаниям

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу п. 40 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно п/п «б», п. 4 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении медицинской деятельности является наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.

В соответствии с п/п «а» п. 5 вышеуказанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказаниям медицинской помощи.

Согласно пункту 6 данного Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и п/п «а», «б» и «в(1)» п. 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда при его рассмотрении, на основании плана проверок центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, приказов Росздравнадзора от 25.06.2019 № 4789 «О проведении плановой выездной проверки федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Санкт-Петербургский государственный университет» и от <дата>№... «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 25.06.2019 № 4789 «О проведении плановой выездной проверки федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Санкт- Петербургский государственный университет» в период с 28.06.2019 по 25.07.2019 проведена плановая выездная проверка Санкт-Петербургского государственного университета зарегистрированного по адресу: 199034, Санкт- Петербург, Университетская наб., д. 7/9, фактически осуществляющего деятельность по адресам: 190103, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 154, лит. А; 190103, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 154, лит. Б; 190103, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 154, лит. Г; 190103, Санкт-Петербург, ул. Циолковского, д. 3 лит. А; 198504, Петергоф, Университетский проспект, д. 35, лит. Б, п. 1Н (пом. 3-42); 199004, Санкт- Петербург, В.О., Кадетская линия, д. 13-15, лит. А; 199034, Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, дом 16-18, лит. А, пом. 1Н, 2Н, ЗН; 199178, Санкт-Петербург, ул. Камская, д. 16а, лит. А; 199226, Санкт- Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 20, к. 1, лит. А. По результатам проведенной проверки органом государственного контроля (надзора) составлен акт № 4789 от 25.07.2019.

В ходе проведения плановой выездной проверки установлены следующие нарушения Санкт-Петербургским государственным университетом обязательных требований, установленных Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99- ФЗ (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ), а также лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, нормативно-правовых актов Минздрава, устанавливающих порядки оказания медицинской помощи.

Выявлены нарушения ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323- ФЗ, п/п «б» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Порядков оказания медицинской помощи, утверждённых Минздравом России, в части оснащения медицинскими изделиями, по следующим адресам осуществления Санкт-Петербургским университетом медицинской деятельности:

190103, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 154, лит. А, по состоянию на 14 час. 00 мин. 15.07.2019 выявлено отсутствие следующих медицинских изделий, необходимых для осуществления работ (услуг) в соответствии со стандартами оснащения:

В отделении анестезиологии-реанимации отсутствует аппарат для пневмокомпрессионной профилактики тромбоэмболических осложнений и лимфостаза (требуемое количество - 1), что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 919н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю Анестезиология-реаниматология».

В травматологическом отделении отсутствует подушка кислородная с эбонитовой воронкой (требуемое количество - не менее 1 шт.), что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого приказом Минздрава России от 12.11.2012 № 901н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «травматология и ортопедия».

190103, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 154, лит. Г, по состоянию на 11 час. 00 мин. 15.07.2019 выявлено отсутствие следующих медицинских изделий, необходимых для осуществления работ (услуг) в соответствии со стандартами оснащения:

В кардиохирургическом отделении (33 койки) с кабинетом рентгенэндоваскулярных диагностики и лечения отсутствует централизованная подводка кислорода, воздуха и вакуума к каждой кровати (из 9 палат имеется только в палате № 5 и № 7), противопролежневые системы, предназначенные для профилактики и лечения пролежней (требуемое количество - по числу коек, в наличии - 1 шт.), ультразвуковые ингаляторы (требуемое количество - по числу коек), что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 918н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями».

190103, Санкт-Петербург, ул. Циолковского, д. 3, лит. А, по состоянию на 10 час. 30 мин. 16.07.2019 выявлено отсутствие следующих медицинских изделий, необходимых для осуществления работ (услуг) в соответствии со стандартами оснащения:

В кабинете врача-хирурга отсутствует: ростомер (требуемое количество - 1), головодержатель (воротник Шанца) (требуемое количество - 1), шина для лечения переломов ключицы (требуемое количество - 1), шина для фиксации кисти и пальцев (требуемое количество - 2), шина проволочная для верхних и нижних конечностей (требуемое количество - 2), шина транспортная для нижних конечностей (требуемое количество - 1), что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 922н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия».

В отделении амбулаторной хирургии (с дневным стационаром на 4 койки хирургического профиля) отсутствует: система палатной сигнализации (требуемое количество - 1 на хирургический дневной стационар), что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 922н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия».

В операционной отделения амбулаторной хирургии (с дневным стационаром на 4 койки хирургического профиля) отсутствует: термоматрас для операционного стола (требуемое количество - не менее 1), операционные лупы с налобным осветителем и увеличением х 2 крат (требуемое количество - не менее 2), что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 922н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия».

В офтальмологическом кабинете отсутствует набор магнитов (требуемое количество - 1 комплект), что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого приказом Минздрава России от 12.11.2012 № 902н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты».

В оториноларингологическом кабинете отсутствует: аппарат электрохирургический высокочастотный (требуемое количество - 1), лупа бинокулярная (требуемое количество - 1), что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого приказом Минздрава России от 12.11.2012 № 905н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Оториноларингология».

- 199004, Санкт-Петербург, В.О., Кадетская линия, д. 13-15, лит. А, по состоянию на 15 час. 30 мин. 17.07.2019 выявлено отсутствие следующих медицинских изделий, необходимых для осуществления работ (услуг) в соответствии со стандартами оснащения:

В нейрохирургической операционной травматологического отделения № 2 (с травматологическими, ортопедическими и нейрохирургическими койками для взрослых) отсутствует: электроэнцефалограф для операционной (требуемое количество - 1), аппарат для получения тромбоцитарной фракции крови (требуемое количество - 1), что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого порядком Минздрава России от 15.11.2012 № 931н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нейрохирургия».

В травматологическом отделении № 2 (с травматологическими, ортопедическими и нейрохирургическими койками для взрослых) отсутствует согревающее одеяло, противопролежневые системы, оборудование для измерения внутричерепного давления с кабелем совместимости с мониторной системой, что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого порядком Минздрава России от 15.11.2012 № 931н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нейрохирургия», а также подушка кислородная с эбонитовой воронкой, что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого приказом Минздрава России от 12.11.2012 № 901н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «травматология и ортопедия».

В терапевтическом отделении (с ревматологическими, терапевтическими и неврологическими койками для взрослых) отсутствует: спирометр, концентратор кислорода, система разводки медицинских газов, сжатого воздуха и вакуума к каждой койке, игла для пункции, дренирования и проколов, нож (игла) парацентезный штыкообразный, игла для стернальной пункции, дефибриллятор бифазный с функцией синхронизации, что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», отсутствует кабинет терапии генно-инженерными биологическими препаратами, что является нарушением порядка оказания медицинской помощи по профилю «ревматология», утверждённого приказом Минздрава России от 12.11.2012 № 900н, отсутствует система для централизованной подачи кислорода, эхоэнцефалоскоп, электромиограф, персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации, что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 926н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании нервной системы».

- 199226, Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 20, к. 1, лит. А, по состоянию на 10 час. 00 мин. 18.07.2019 выявлено отсутствие следующих медицинских изделий, необходимых для осуществления работ (услуг) в соответствии со стандартами оснащения:

В офтальмологическом кабинете отсутствует набор магнитов (требуемое количество - 1 комплект), что является нарушением стандарта оснащения, утверждённого приказом Минздрава России от 12.11.2012 № 902н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты».

Таким образом, выявленные нарушения подпункта «б» пункта 4, подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности относятся к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности. Указанные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Действия Санкт-Петербургского государственного университета квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершенного СПбГУ административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении; актом проверки №4789 от 25.07.2019; копией приказа Росздравнадзора от 25.06.2019 №4789; копией предписания №4789, выданного юридическому лицу об устранении выявленных нарушений от 25.07.2019; Выпиской из ЕГРЮЛ; формой выписки о конкретном лицензиате из Единого реестра лицензий; выпиской из оборотно-сальдовой ведомости по нефинансовым активам; копией приказа Росздравнадзора от 25.06.2019 №4789, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Совокупность установленных судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Довод жалобы о том, что факт осуществления СПбГУ медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований нельзя признать доказанным, поскольку не установлены конкретные пациенты угроза жизни или здоровью которых возникла или могла возникнуть вследствие оказания СПбГУ медицинской помощи, не влечет удовлетворение жалобы.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Между тем СПбГУ, являясь медицинским учреждением, осуществляющим на основании лицензии медицинскую деятельность, которая допускает потенциальный риск причинения вреда жизни и здоровью человека, обязано соблюдать требования, установленные п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности; выявленные нарушения лицензионных требований являются грубыми, так как создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Административное наказание в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ для юридических лиц, назначено СПбГУ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Действия СПбГУ квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Постановление о привлечении Санкт-Петербургского государственного университета к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, для данной категории дел и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, при этом нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения оспоренного судебного акта не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Санкт-Петербургский государственный университет» оставить без изменения, жалобу защитника Лазаренко Е.М.– без удовлетворения.

Судья Н.В. Охотская