НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Санчурского районного суда (Кировская область) от 21.11.2017 № 12-2/20/17

Дело № 12-2/20/2017

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

пос. Кикнур Кировская область 21 ноября 2017 года

Судья Санчурского районного суда Кировской области Трушкова О.А.,

при секретаре Романовой И.А.,

с участием представителей МУП «Коммунальщик» ФИО1, ФИО2 по доверенности,

рассмотрев жалобу МУП «Коммунальщик» на постановление о назначении административного наказания № 08-35/07-17 от 04.09.2017 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО3 в отношении юридического лица

Муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик», юридический и почтовый адрес: <...>, ОГРН <данные изъяты>, ИНН/КПП <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ст.8.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области (далее ст.инспектор Росприроднадзора) ФИО3 юридическое лицо МУП «Коммунальщик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Из указанного постановления следует, что в 10 часов 18.08.2017 года по результатам административного расследования, установлено сокрытие МУП «Коммунальщик» полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а именно в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, представленной 10.03.2017 года, не отражена информация о размещении 2660 тонн твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов, расположенном в районе п.Кикнур Кировской области, что является нарушением п.1 ст.16.3, п.5 ст.16.4 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

Не согласившись с указанным постановлением, МУП «Коммунальщик» обратилось в суд с жалобой, в которой указано, что считают постановление необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно постановлению государственного инспектора предприятие привлечено к административной ответственности за то, что приняло и разместило в 2016 году твердые коммунальные отходы от организаций и населения в объеме 2660 тонн и не включило данную информацию в декларацию. В постановлении содержится перечень изученных договоров на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов с организациями и гражданами. В договорах содержится положение о том, что ответственность за негативное воздействие ТБО на окружающую среду лежит на заказчике данных услуг, в связи с чем в декларации о плате раздел 3.1. «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов» отсутствует. Признавая МУП «Коммунальщик» виновным, должностным лицом сделан вывод о том, что, не представив сведений в декларации по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, предприятие допустило несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы. Исходя из содержания расчета, он составляется с целью определения размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате деятельности соответствующего субъекта происходит такое воздействие на окружающую среду, которое является негативным. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем его непредставление не образует состав административного правонарушения. Вывод должностного лица о совершении административного правонарушения считают необоснованным. МУП «Коммунальщик» просит постановление ст.инспектора Росприроднадзора от 04.09.2017 года отменить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представителями заявителя по жалобе ФИО1 и ФИО2 доводы жалобы поддержали, уточнив требования жалобы, просили постановление ст.инспектора Росприроднадзора отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения. Дополнительно пояснили, что новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду утверждена в январе 2017 года, сдать ее необходимо было к 10.03.2017 года. Каких-либо дополнительных разъяснений по ее составлению, а также бланков не имелось. Кроме того, для ее составления привлекали стороннего специалиста из <адрес>, поскольку в районе таких специалистов нет. Времени для изучения приказа Минприроды России и составления декларации было очень мало. Кроме того, после сдачи декларации и последующей ее проверки замечаний по разделу 3.1 не имелось.

Ст.инспектор Росприроднадзора ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании просила постановление Росприроднадзора о назначении административного наказания оставить без изменения, жалобу МУП «Коммунальщик» без удовлетворения, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на жалобу.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося лица.

Заслушав представителей заявителя по жалобе, исследовав представленные документы, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. При этом в силу п. 8 ч. 2 указанной статьи законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Согласно ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч.1 и ч.2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно п.1 ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Указанные требования также нашли отражение и в п.5 ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Как следует из публичного договора, размещенного в газете «Сельские огни» от 06.06.2013 № 68 (10521), а также договоров с гражданами и организациями от 01.01.2014 б/н, 01.07.201 б/н, 10.01.201 № 100, 01.01.2016 № 105, 01.01.2016 № 110, 01.04.2016 № 126, 01.01.2016 № 153, 01.01.2016 № 55, 01.04.2016 № 113, 01.07.2016 № 173 МУП «Коммунальщик» оказывает услуги населению и организациям по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Из сведений из журнала учета обращения с отходами на предприятие, МУП «Коммунальщик» принято и размещено за 2016 года, в том числе 2660 тон твердых коммунальных отходов (отходы IV класса опасности).

Таким образом, МУП «Коммунальщик» осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем оказывает негативное воздействие на окружающую среду и поэтому обязан сообщать данную информацию.

В соответствии с п.2 и п.3 ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Согласно п.2 приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

Декларация о плате имеет три раздела, том числе раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов». Согласно примечанию, Раздел 3.1 заполняется региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, объекту размещения отходов отдельно.

В случае если объект негативного воздействия на окружающую среду не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается решением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об исключении негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, указываются реквизиты такого решения.

Из материалов дела следует, что в Разделе 3.1 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, предоставленной МУП «Коммунальщик» в Управление Росприроднадзора 10.03.2017 года, информация о размещении 2660 тон твердых коммунальных отходов отсутствует.

Таким образом, МУП «Коммунальщик» допущено сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

За указанное нарушение ст.инспектором Росприроднадзора ФИО3 в отношении МУП «Коммунальщик» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, от 25.08.2017 года № 08-35/10-17, с которым представитель юридического лица ФИО6 был ознакомлен.

Указанный протокол об административном правонарушении 04.09.2017 года был рассмотрен ст.инспектором Росприроднадзора ФИО3 в отсутствие представителя юридического лица, МУП «Коммунальщик» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст.8.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Суд полагает, что действия МУП «Коммунальщик» правильно квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ, а именно сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, они достаточны для подтверждения факта наличия события и состава административного правонарушения, соответствуют требованиям ст.26.11 КоАП РФ, а также свидетельствуют о наличии вины юридического лица в совершении указанного административного правонарушения.

Вина юридического лица подтверждается совокупностью имеющихся доказательств: протоколом об административном правонарушении от25.08.2017 года № 08-35/10-17, декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, уставом МУП «Коммунальщик», публичным договором, размещенным в газете «Сельские огни» от 06.06.2013 № 68 (10521), договорами с гражданами и организациями от 01.01.2014 б/н, 01.07.201 б/н, 10.01.201 № 100, 01.01.2016 № 105, 01.01.2016 № 110, 01.04.2016 № 126, 01.01.2016 № 153, 01.01.2016 № 55, 01.04.2016 № 113, 01.07.2016 № 173 с счет-фактурами, журналом учета обращения с отходами на предприятие, журналом регистрации приема ТБО на свалке МУП «Коммунальщик» за 2015-2017 годы.

Однако суд полагает, что при вынесении постановления о назначении административного наказания не учтено следующее.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением, как следует из п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.

По смыслу ст.2.9. КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Учитывая, что приказом Минприроды России «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду была утверждена 09.01.2017 года, а срок сдачи декларации установлен 10.03.2017 года, МУП «Коммунальщик» не имело достаточно времени для изучения вышеуказанного приказа и правильного составления декларации. Кроме того, для составления декларации привлекался сторонний специалист.

Несмотря на то, что в действиях МУП «Коммунальщик» формально имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, но с учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, роли юридического лица в совершенном правонарушении, деяние не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества, государства, суд в силу положений ст.2.9 КоАП РФ полагает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным, освободить юридическое лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, которое также является мерой воздействия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу МУП «Коммунальщик» удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО3 о назначении административного наказания № 08-35/07-17 от 04 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик» отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Объявить юридическому лицу муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Санчурский районный суд.

Судья О.А. Трушкова

На момент публикации решение не вступило в законную силу.

Судебный акт для опубликования на официальном сайте.