НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Самарского районного суда г. Самары (Самарская область) от 03.07.2014 № 2-1774/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Саломатина А.А.,

 при секретаре Родиной И.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Шитикова И.П. к Военному комиссариату Самарской области о взыскании недополученной суммы пенсии,

 у с т а н о в и л:

 Истец обратился в суд с указанным иском к Военному комиссариату по Самарской области, в обоснование заявленных требований указал, что ответчик с <данные изъяты> производит ему начисление пенсии по случаю потери кормильца – сына истца <данные изъяты>

 Истец считает, что исчисление пенсии по случаю потери кормильца должно производиться с учетом положений п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1. Однако, ответчик в полном объеме не исполняет обязанность, предусмотренную законом, что является нарушением права истца на получении пенсии своевременно и в полном объеме.

 Истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу недополученную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> в размере 91 094,16 рублей, начиная с <данные изъяты> производить исчисление пенсии по случаю потери кормильца, с учетом повышения, установленного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, а также взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.

 В судебном заседании представитель истца – ФИО6, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

 Представитель ответчика – ФИО7, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать. Кроме того, пояснила, что даже в случае удовлетворения заявленных требований, в пользу истца может быть взыскана сумма лишь за календарный год, предшествующий дате обращения в суд, поскольку вина ответчика в назначении истцу пенсии в меньшем размере отсутствует.

 Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

 Как установлено в судебном заседании, подтверждается письменными доказательствами, и не оспаривалось представителем ответчика, истец является пенсионером МО РФ и получает пенсию в Военном комиссариате Самарской области по случаю потери кормильца – сына истца ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ

 Судом установлено, что в период получения истцом пенсии по случаю потери кормильца по Закону Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон) в период с 1 февраля 1993 г. по настоящее время его исчисление производилось без учета повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона.

 Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», введенный в действие с 1 февраля 1993 г., предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсию по случаю потери кормильца, которую в соответствии со статьей 28 данного Закона получают семьи погибших (умерших) военнослужащих. Размер же всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, т.е. от дохода, который получал сам кормилец.

 Статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитывается общее для всех видов пенсий и определяются заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

 Согласно ст. 46 закона повышения пенсий, предусмотренные пунктами "а" - "в" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсиям, исчисленным без повышений, предусмотренных пунктами "г" - "и" части первой статьи 45 настоящего Закона, надбавок и увеличений.

 Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

 Из этого и следует вывод, что данная надбавка и начисляется к пенсии, получаемой членами семьи и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в статье 45 Закона, дающей право на повышение.

 Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии, по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего).

 На основании пункта «г» статьи 45 Закона (в редакции до 1 января 2008 г.) пенсии) за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 -4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 Закона.

 Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. № 319-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и в соответствии с пунктом «г» статьи 45 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, с 1 января 2008 г. повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и пересматриваются одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») исходя из этого увеличения.

 При наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами «г», «д» и «з» части первой статьи 45 Закона от 12.02.1993 г. № 4468-1, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.

 В соответствии с Федеральным законом от 1 ноября 2007 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» размер базовой части трудовой пенсии по старости с 1 декабря 2007 г. установлен в сумме 1 560 рублей в месяц.

 Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у истца имеются основания для получения пенсии по «г» части первой статьи 45 Закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 и назначенная истцу пенсия по случаю потери кормильца, который являлся участником боевых действий, подлежит повышению на 32 процента базовой части трудовой пенсии по старости.

 Аналогичная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 2 февраля 2000 г. N 213пв-99пр.

 На основании статьи 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

 Кроме этого, судом установлено, что в результате инфляции (факт наличия которой общеизвестен и в силу статьи 61 ГПК РФ доказыванию не подлежит) покупательская способность несвоевременно выплаченных истице денежных сумм за указанный период снизилась и истице причинен ущерб, который должен быть в полном объеме компенсирован. На данное обстоятельство указано Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 14.02.2000 г. № 9 (с изменениями от 6.02.2007 г.), где в пункте 13 определено, что при определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.

 Таким образом, судом установлено, что ответчиком были нарушены пенсионные права истца, и его пенсия начислялась ему в меньшем объеме, чем предусмотрено действующим законодательством.

 Суд критически относится к доводам представителя ответчика о том, что выплата недополученной суммы пенсии должна производится истцу лишь за 1 год, предшествующий дате обращения в суд, поскольку судом при рассмотрении дела установлено, что истец получает пенсию по случаю потери кормильца с 16.04.2007г. по настоящее время, то есть данные правоотношения носят длящийся характер и ответчик был обязан производить исчисление пенсии истцу с момента ее назначения с учетом повышения, установленного п. «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», тогда как в результате неправомерных действий ответчика, назначившего истцу пенсию в меньшем размере, истцом пенсия была недополучена и данная недоплата возникла в связи с неправомерными виновными действиями ответчика.

 Расчет взыскиваемых денежных сумм, предоставленный истцом, судом проверен и признан правильным, представителем ответчика не оспаривался.

 В соответствии с положениями ст. 100 ГПК РФ, суд полагает подлежащими частичному удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика в его пользу судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 2 000 рублей.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Шитикова И.П. к Военному комиссариату Самарской области о взыскании недополученной суммы пенсии удовлетворить частично.

 Взыскать с Военного комиссариата Самарской области в пользу Шитикова И.П. единовременную выплату недополученной суммы пенсии за период с <данные изъяты>. по <данные изъяты>. в размере 91 094,16 рублей.

 Взыскать с Военного комиссариата Самарской области за счет средств Федерального бюджета РФ (казны РФ) в пользу Шитикова И.П. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 2 000 рублей.

 В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

 Обязать Военный комиссариат Самарской области производить Шитикову И.П. с <данные изъяты> выплату пенсии по случаю потери кормильца с повышением, установленным п. «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

 Выплату недополученной пенсии производить за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по бюджетной классификации расходов федерального бюджета 187 10 01 4900101 005 «Пенсии военнослужащим и членам их семей» через учреждение «ОАО» Сбербанк России.

 Судебные расходы взыскиваются за счет средств Управления Федерального казначейства по Самарской области выделяемых военному комиссариату Самарской области по бюджетной классификации расходов федерального бюджета 187 02 01 2017000 014 290 «Прочие расходы» (статья бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации 0823).

 Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самара в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

 Председательствующий:

 Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>