НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Самарского районного суда г. Самары (Самарская область) от 02.07.2020 № 2-769/20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 июля 2020 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Коваленко О.П.,

при секретаре Конецкой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-769/2020 по исковому заявлению Галкина О.Г. к ФКУ «Приволжское окружное управление материально- технического снабжения МВД России» (ФКУ «ПОУМТС МВД России») о признании незаконным решения о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Галкин О.Г. обратился в суд с названным иском к ФКУ «ПОУМТС МВД России», указав, что ДД.ММ.ГГГГ он, являясь сотрудником ответчика, принят с семей в составе 4-х человек на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. ДД.ММ.ГГГГ. к членам семьи был добавлен ребенок истца Галкин Е.О. на основании протокола . ДД.ММ.ГГГГ Галкин О.Г. был уволен по собственному желанию со службы в ФКУ «ПОУМТС МВД России». ДД.ММ.ГГГГ Комиссия ответчика приняла решение о снятии его с учета. Основанием для снятия послужило отсутствие нуждаемости на момент постановки на учет. Выводы комиссии ответчика не соответствует требованиям закона. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд признать незаконным решение комиссии ФКУ «ПОУМТС МВД России» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии истца с членами семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязав поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты постановки на учет, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца Новиков А.Ю., действующий по доверенности и ордеру, исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ «ПОУМТС МВД России» Вдовина С.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на законность оспариваемого решения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Галкин О.Г. был принят на службу в ФКУ «ПОУМТС МВД России».

ДД.ММ.ГГГГ. Галкин О.Г. с семьей в составе 4-х человек (он, жена Галкина Т.А., 2 дочери: Галкина А.О., Галкина С.О.) в целях реализации имеющегося у него права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья принят на учет на получение единовременной выплаты на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. к членам семьи был добавлен ребенок истца Галкин Е.О. на основании протокола .

ДД.ММ.ГГГГ Галкин О.Г. был уволен по собственному желанию со службы в ФКУ «ПОУМТС МВД России». Стаж службы в органах внутренних дел 12 лет, 05 месяцев, 16 дней.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии ФКУ «ПОУМТС МВД России» принято решение о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ, как необоснованно поставленного на учёт ДД.ММ.ГГГГ, а именно: с учетом свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, фактически на каждого совместно проживающего на момент постановки приходилось (70,7 + 12,75 + 12,75) / 6 = 16,0 кв.м, общей площади жилого помещения, что более установленной нормы 15 кв.м.

Оснований для признания данного решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ «ПОУМТС МВД России» незаконным у суда не имеется.

Как следует из материалов дела, на момент постановки Галкин О.Г. был зарегистрирован и проживал с женой и двумя дочерями в четырехкомнатной квартире общей площадью 70,7 кв.м., жилой - 46,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, собственником которой являлся его отец Галкин Г.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р. По данному адресу также были зарегистрированы и проживали еще 2 человека: отец Галкин Г.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сын супруги Колесников Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Галкин О.Г. с женой и детьми был вселен в квартиру, принадлежащую его отцу, Галкину Г.Ф., как члены семьи собственника, при том, Колесников Д.А. был вселен как внук собственника, то есть ребенок сына.

При проверке жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ комиссией ОВС ФКУ «ПОУМТС МВД России» Галкин О.Г. указал Колесникова Д.А., как своего сына, о чем имеется в акте проверки жилищных условий заявителя ДД.ММ.ГГГГ подпись истца.

Таким образом, истец, указав его как члена своей семьи, предполагал, что в силу закона Колесников Д.А. является таковым, если он находится на полном его содержании (пункт 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ), сведений о том, что он усыновил ФИО11 материалы дела не содержат.

Вселение в занимаемое сотрудником жилое помещение иных лиц, кроме супруги и несовершеннолетних детей сотрудника, мотивированное любыми причинами, и регистрация его по месту своего жительства, обоснованно расценены ответчиком, как увеличение состава истцом своей семьи. В связи с чем, вопреки доводам истца комиссией при проверке актуализации информации об очередниках, состоящих на учете на получение единовременной выплаты, правильно учтено имущество, находящееся в собственности у несовершеннолетнего ребенка супруги, как члена его семьи.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено право Галкиной Т.А. и ее сына Колесникова Д.А., на 1/4 доли каждого в праве общей долевой собственности на 2-е комнаты трехкомнатной квартиры общей площадью 51 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, равные по 12,75 кв.м.

Таким образом, с учетом свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ фактически на каждого совместно проживающего с истцом на момент постановки приходилось 16,0 кв.м ((70,7 + 12,75 + 12,75) / 6), общей площади жилого помещения, что более установленной учетной нормы (нуждаемости) 15 кв.м.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ).

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии установления его нуждаемости в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в пунктах 1 - 7 названной нормы, в частности если сотрудник органов внутренних дел является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие этого Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Таким образом, согласно приведенным нормативным положениям отношения, связанные с обеспечением сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, а также сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, жилыми помещениями в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, определяющим также круг лиц, относящихся к членам семьи сотрудника, на которых распространяется действие данного Федерального закона, и учитываемых при решении вопроса о предоставлении сотруднику единовременной социальной выплаты. При этом, по смыслу приведенных положений Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, члены семьи сотрудника органов внутренних дел и лица, находящиеся (находившиеся) на его иждивении, являются различными категориями лиц, на которых распространяются нормы названного закона.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, в пункте 3 которых, так же как в Федеральном законе от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, закреплено, что право на получение единовременной социальной выплаты предоставляется только членам семьи сотрудника органов внутренних дел.

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи..

При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет) (подпункт "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (пункт 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно положениям Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 8 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

По смыслу приведенных нормативных положений, жилищно-бытовая комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Как следует из решения о снятии с учета от ДД.ММ.ГГГГ, при постановке на учет Колесников Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. сын супруги истца, был учтен как член семьи, но без учета площади жилого помещения, находящегося в его собственности, что привело к уменьшению жилой площади на каждого члена семьи, т.е. расчет составил менее 15 кв.м.

Документы о наличии (отсутствии) прав на недвижимое имущество в отношении Колесникова Д.А. представлены не были, в ходе проверки учетного дела по запросу комиссии предоставлены данные, согласно которым Колесников Д.А. имеет в собственности 1/4 доли в праве общей долевой собственности на 2-е комнаты трехкомнатной квартиры общей площадью 51 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, равную 12,75 кв.м.

Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что на момент первоначального обращения Галкина О.Г. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты он и члены его семьи были обеспечены жилой площадью более учетной нормы ((70,7+12,75+12,75)/6=16 кв.м), решение жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о постановке его на учет принято с нарушением установленного законодательством порядка, в связи с чем, Галкин О.Г. обосновано снят с учета нуждающихся в жилье.

Представленный договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия на 5 лет между Галкиным О.Г. и Галкиным Г.Ф. считается в соответствии со ст. 674 ГК РФ не заключенным, поскольку не прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Самарской области в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, данный договор не был представлен на жилищно-бытовую комиссию ответчика. Также по аналогичному основанию не подлежит учету договор найма жилого помещения со сроком действия 1 год между Галкиным О.Г. и Батуевой В.Е., тещи истца, ставшей собственником ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, согласно пп. «б» п. 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты: в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.

При нахождении на учете у истца родился третий ребенок, который также был зарегистрирован по его месту жительства, то есть стало зарегистрированных вместе с истцом 7 человек.

Как следует из пояснений представителей сторон, отец Галкина О.Г., Галкин Г.Ф., умер в ДД.ММ.ГГГГ, о чем не было сообщено истцом ответчику, соответственно, у истца улучшились жилищные условия, поскольку он стал проживать с семьей в составе 6 человек в отдельной квартире, площадью 70,7 кв.м и, у его супруги и ее сына находилось 25,5 кв.м в собственности, соответственно, истец с членами своей семьи был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, т.е. оснований для получения выплаты в указанный период также у истца не имелось. Поскольку отсутствовала нуждаемость в жилом помещении, комиссия также была наделена правом по снятию с учета данного сотрудника при поступлении от него соответствующих сведений, что им сделано не было.

В связи с чем, требования истца о признании незаконным решения комиссии и возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Галкина О.Г. к ФКУ «Приволжское окружное управление материально- технического снабжения МВД России» (ФКУ «ПОУМТС МВД России») о признании незаконным решения о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Коваленко О.П.

Мотивированное решение изготовлено 09.07.2020 года.