НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Самарского областного суда (Самарская область) от 31.12.9999 №

                                                                                    Самарский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Самарский областной суд — Судебные акты

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена года Самарский областной суд в составе:

председательствующего: Рощиной Т.З.

при секретаре: Шумаковой СЮ. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству п. 1 Положения о единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в аппарате Правительства Самарской области и органах исполнительной власти Самарской области без права юридического лица, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19.01.2006 г. № 4 в части слов « по заявлению служащего», а также п. 4 названного Положения в части слова « ( или)»,

установил

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству п. 1 Положения о единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в аппарате Правительства Самарской области и органах исполнительной власти Самарской области без права юридического лица, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19.01.2006 г. № 4 (далее Положение).

В уточненном заявлении прокурор просил признать противоречащим федеральному законодательству п. 1 и п. 4 названного Положения, исключив из п.1 слова « по заявлению служащего», а из п.4- слово « или», заключенное в скобки.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемые им нормы Положения противоречат требованиям федерального и регионального законодательства, исходя из следующего:

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно ч. 2 ст. 50 Закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Пункт 6 ч. 5 ст. 50 Федерального закона относит к дополнительным выплатам единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В силу ч. 12 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ при предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится \ единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Частью 2 ст. 11 Закона Самарской области от 06.04.2005 № 103-ГД «О государственной гражданской службе Самарской области» установлено, что денежное содержание гражданского служащего Самарской области состоит из месячного оклада гражданского служащего Самарской области в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы Самарской области и месячного оклада гражданского служащего Самарской области в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы Самарской области, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего Самарской области, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 11 Закона к дополнительным выплатам относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания, выплачиваемая один раз в год.

Из анализа норм Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Закона Самарской области «О государственной гражданской службе Самарской области» прокурор делает вывод о том, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входит в денежное содержание гражданского служащего.

Действующее законодательство о государственной гражданской службе не связывает предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска с наличием заявления служащего.

В силу ч. 8 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ заявление гражданского служащего необходимо лишь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

Применив толкование ч. 12 ст. 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» заявитель приходит к выводу о том, что федеральным законодательством установлен один случай для невыплаты означенной денежной компенсации неиспользование отпуска.

Тогда как, по мнению прокурора, анализ норм п.п. 1 и 4 Положения свидетельствует о том, что единовременная выплата служащему при уходе в отпуск может быть не выплачена и по иным основаниям, в том числе в случае отсутствия заявления служащего.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.

Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относится к числу основных прав гражданского служащего, предусмотренных ст. 14 Закона.

Ссылаясь на то, что содержащиеся в Положении нормы о предоставлении
единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого
отпуска в зависимости от наличия либо отсутствия заявления,

невыплате компенсации по иным основаниям, кроме непредставления служащему ежегодного оплачиваемого отпуска, противоречат п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79- ФЗ, прокурор просил признать недействующими оспариваемые нормы.

В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области ФИО1 заявленные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица Правительства Самарской области ФИО2, на основании доверенности, просил в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, допросив свидетеля ФИО3, исследовав материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

Пунктом «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с частями 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( далее ФЗ № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 26.14 ФЗ № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 названного Федерального закона.

Согласно ч.12 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79 -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ( далее ФЗ № 79-ФЗ) при предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Частью 8 той же статьи предусмотрено, что по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительностью.

По смыслу данной нормы гражданский служащий в течении года может несколько раз находиться в оплачиваемом отпуске.

Вопрос о том, при предоставлении какой из частей отпуска должна осуществляться единовременная выплата к отпуску федеральным законодателем не урегулирован.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 11 Закона Самарской области «О государственной гражданской службе Самарской области» единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания, выплачиваемая один раз в год, относится к дополнительным выплатам. При этом с учетом положений статьи 12 названного Закона Самарской области единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания предусматриваются при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих Самарской области (в расчете на год).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания выплачивается вне зависимости от волеизъявления государственного служащего и предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска в текущем календарном году.

Порядок назначения дополнительных выплат гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в аппарате правительства Самарской области и органах исполнительной власти Самарской области без права юридического лица, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 19 января 2006 г. № 4, в пределах полномочий Правительства и в соответствии с Законом Самарской области «О государственной гражданской службе Самарской области».

Пунктом 1 Положения о единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, замещающим? должности государственной гражданской службы в аппарате Правительства Самарской области и органах исполнительной власти Самарской области без права юридического лица установлено, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска выплачивается гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в аппарате Правительства Самарской области и органах исполнительной власти Самарской области без права юридического лица, один раз в год по заявлению служащего в размере двух окладов денежного содержания.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что единовременная выплата в сроки, не совпадающие с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска служащему, не допускается за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящего Положения.

Пункт 4 Положения изложен в следующей редакции: «в случае если в текущем году служащему не был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск и (или) единовременная выплата не была произведена, то указанная выплата производится служащему в конце календарного года.

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в газете «Волжская коммуна» от Дата обезличена Номер обезличен.

Пункт 1 Положения гарантирует предоставление единовременной выплаты один раз в установленных размерах, при этом, подавая заявление, гражданский служащий реализует свое право самостоятельно определить время предоставления выплаты.

Пункт 4 Положения регулирует ситуацию, когда одна из частей отпуска была использована без предоставления единовременной выплаты, а другие его части в силу положений ст. 124 Трудового кодекса РФ не были предоставлены.

Таким образом, п. 4 предусматривает дополнительное основание для предоставления работнику единовременной выплаты, в связи с чем наличие в юридической конструкции нормы союза « или» является обоснованным.

Системное толкование пунктов 1,3, и 4 Положения позволяет прийти к выводу о том, что предоставление единовременной выплаты предусмотрено при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска по заявлению государственного служащего в любое удобное для него время. При этом в случае, если ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставлялся, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания выплачивается в конце года.

Таким образом, предоставление единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания осуществляется в любом случае, что не ограничивает и не нарушает права государственных служащих.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемые положения
пунктов 1 и 4 Положения полностью соответствуют требованиям федерального
законодательства, положениям Закона Самарской области «О государственной
гражданской службе Самарской области», в связи с чем требования прокурора
Самарской области при знает необоснованными и не подлежащими
удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 193,194,197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Прокурору Самарской области в удовлетворении заявления прокурора Самарской области в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1 и пункта 4 в части слова «( или)» Положения о единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в аппарате Правительства Самарской области и органах исполнительной власти Самарской области без права юридического лица, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19.01.2006 г. № 4-лртказать.


Председательствующий:


Рощина Т.З.


Определением кассационной инстанции по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2010 года решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу 23.06.2010 года.