РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 31 августа 2021 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Лёшиной Т.Е., при секретаре судебного заседания Князькиной А.С., с участием представителя административного истца Каликинской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1471/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «БТС» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, У С Т А Н О В И Л: Общество с ограниченной ответственностью «БТС» (далее – ООО «БТС», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 144 700 кв.м, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>., по состоянию на 01.01.2020 года в размере 39 792 500 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его действительной рыночной стоимости, определенный в Отчете об оценке, тем самым затронуты права и обязанности общества как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости участка. С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке. В судебном заседании представитель административного истца Каликинская Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области заинтересованных лиц - министерства имущественных отношений Самарской области, ГБУ СО «Центр кадастровой оценки», администрация муниципального района Волжский Самарской области, администрации сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» оставило разрешение требований на усмотрение суда, просило рассмотреть дело в отсутствии представителя. В письменных пояснениях филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда. Администрация сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в письменном отзыве просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Иные участвующие в деле лица не направили письменных возражений, отзывов. В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования ООО «БТС» подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего. В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость. Установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 144 700 +/- 266,2 кв.м, категория земли: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственной базы, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>., что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.05.2021. Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 N 935 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 01.01.2020 составляет 67 317 334 рубля, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14.05.2021. Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Административный истец, будучи собственником спорного объекта недвижимости, является плательщиком земельного налог, зачисляемый в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка. Таким образом, административный истец имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его действительной рыночной стоимости. Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22). При таких обстоятельствах и на основании с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным. Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства. В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика. В обоснование рыночной стоимости земельного участка обществом представлен отчет об оценке от 12.07.2021 № №, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки и права «Визит», согласно которому по состоянию на 01.01.2020 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определенная сравнительный подходом составила 39 792 500 рублей. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете. Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 01 января 2020 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельных участков. Требования к отчету об оценке, примененная оценщиком методика соответствует федеральным стандартам оценки. Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что приведённые в этом отчете выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости земельного участка на основе качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранного оценщиком подхода. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами. В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчёту об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимого имущества, сведений о рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется. С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам у суда не имеется. При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению. В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 05.08.2021, что следует отразить в резолютивной части решения. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Административный иск общества с ограниченной ответственностью «БТС» удовлетворить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 144 700 кв.м, категория земли: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственной базы, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 39 792 500 рублей. Датой подачи общества с ограниченной ответственностью «БТС» заявления в суд считать 05.08.2021. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.09.2021. Судья: Т.Е. Лёшина РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (резолютивная часть) г. Самара 31 августа 2021 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Лёшиной Т.Е., при секретаре судебного заседания Князькиной А.С., с участием представителя административного истца Каликинской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1471/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «БТС» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ: Административный иск общества с ограниченной ответственностью «БТС» удовлетворить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 144 700 кв.м, категория земли: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственной базы, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 39 792 500 рублей. Датой подачи общества с ограниченной ответственностью «БТС» заявления в суд считать 05.08.2021. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья: Т.Е. Лёшина |