НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Самарского областного суда (Самарская область) от 24.01.2012 № 3-105/2011

                Р Е Ш Е Н И Е

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    24 января 2012 года                Самарский областной суд

в составе:

председательствующего        Шабаевой Е.И.,

при секретаре            Зелениной С.Ю.,

с участием прокурора        Черниковой Н.А.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащими и недействующими отдельных положений постановления Правительства Самарской области № 60 от 01.06.2006,

        У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Самарской области от 01.06.2006 № 60 «О проведении в 2006 году эксперимента по апробации новых механизмов оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений и введении с 1 сентября 2007 года системы оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений, отличной от Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области».

Прокурор полагает, что названное постановление в части не соответствует требованиям Трудового кодекса Российской Федерации и Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2010.

Согласно ст. 333 ТК РФ и приказу Минобрнауки РФ от 24.12.2010 №2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", оплата труда педагогических работников с учетом особенностей нормирования их труда должна осуществляться на основе размеров ставок заработной платы, устанавливаемых за норму часов педагогической (преподавательской) работы в неделю.

В соответствии с пунктом 18 Единых рекомендаций размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников определяется на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых Минздравсоцразвития России, за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) по занимаемой работником должности с учетом требований к квалификации и сложности выполняемых работ.

В силу подпункта «б» пункта 19 Единых рекомендаций при разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе вводить оплату труда на основе должностных окладов вместо ставок заработной платы работникам, нормирование труда которых осуществляется с учетом норм часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Данные требования при установлении постановлением Правительства Самарской области от 01.06.2006 № 60 системы оплаты труда педагогическим работникам не соблюдены.

Так, пунктом 14 Методики формирования и распределения фонда оплаты труда, утвержденной постановлением правительства Самарской области от 01.06.2006 № 60, устанавливаются должностные оклады.

В нарушение действующего законодательства, Порядком расчета норматива финансирования за счет средств областного бюджета расходов на реализацию основных общеобразовательных программ общего образования в образовательных учреждениях в Самарской области на одного учащегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в общеобразовательном учреждении, установлено, что норматив финансирования определяется на основе, в том числе повышения на 25% средней расчетной единицы за один академический час работы педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с учебным планом, окладов прочего персонала за работу в сельской местности.

Кроме этого, формула норматива финансирования содержит переменную «с», обозначаемую как коэффициент повышения на 25% средней расчетной единицы за один академический час работы педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с учебным планом, окладов прочего персонала за работу в сельской местности.

Аналогичным образом на основе повышения на 25% средней расчетной единицы за один академический час работы педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с учебным планом, окладов прочего персонала за работу в сельской местности рассчитываются нормативы финансирования за счет средств областного бюджета расходов на реализацию основных общеобразовательных программ общего образования в образовательных учреждениях в Самарской области на одного учащегося, обучающегося в вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, а также в общеобразовательной школе, общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов, лицее, гимназии.

Пунктом 13 Единых рекомендаций предусмотрено исчисление размера средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя учреждения осуществляется в порядке, установленном Минздравсоцразвития РФ.

Данный порядок утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.04.2008 № 167н.

Вопреки данному приказу пунктом 6 Методики формирования фонда оплаты труда работников государственного общеобразовательного учреждения Самарской области и пунктом 6 Методики формирования и распределения фонда оплаты труда, а также расчета заработной платы работников государственного общеобразовательного учреждения Самарской области и работников государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Самарской области, обеспечивающих реализацию общеобразовательных программ начального общего образования, введены порядки определения должностного оклада руководителя учреждения.

На основании изложенного, прокурор просил: признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 14 Методики формирования и распределения фонда оплаты труда, а также расчета заработной платы работников государственного общеобразовательного учреждения Самарской области и работников государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста    Самарской    области, обеспечивающих    реализацию общеобразовательных программ начального общего образования, Порядок
расчета норматива финансирования за счет средств областного бюджета
расходов на реализацию основных общеобразовательных программ общего
образования в образовательных учреждениях в Самарской области на одного
учащегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в
общеобразовательном учреждении, Порядок расчета норматива
финансирования за счет средств областного бюджета расходов на реализацию основных общеобразовательных программ общего образования в образовательных учреждениях в Самарской области на одного учащегося, обучающегося в вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, Порядок расчета норматива финансирования за счет средств областного бюджета расходов на реализацию основных общеобразовательных программ общего образования в образовательных учреждениях в Самарской области на одного учащегося, обучающегося в общеобразовательной школе, общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов, лицее, гимназии. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 6 Методики формирования фонда оплаты труда работников государственного общеобразовательного учреждения Самарской области. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 6 Методики формирования и распределения фонда оплаты труда, а также расчета заработной платы работников государственного общеобразовательного учреждения Самарской области и работников государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Самарской области, обеспечивающих реализацию общеобразовательных программ начального общего образования.

В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области требования поддержала по мотивам, изложенным выше.

Представители Правительства Самарской области заявленные прокурором требования не признали, ссылаясь на отсутствие оснований для их удовлетворения.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования прокурора Самарской области удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184 от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона.

В силу пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

    В силу статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской     Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов РФ.

Правительством Самарской области 01.06.2006 принято постановление № 60 «О проведении в 2006 году эксперимента по апробации новых механизмов оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений и введении с 1 сентября 2007 года системы оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений, отличной от единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области» которым определено:

1. Провести с 1 сентября 2006 года эксперимент по апробации новых механизмов оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - эксперимент).

1.1. Эксперимент проводится во всех государственных общеобразовательных учреждениях Самарской области.

2. Определить на время проведения эксперимента прилагаемую Методику формирования фонда оплаты труда работников государственного общеобразовательного учреждения Самарской области в качестве системы оплаты и стимулирования труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области.

2.1. Утвердить прилагаемую Методику формирования и распределения фонда оплаты труда, а также расчета заработной платы работников государственного общеобразовательного учреждения Самарской области и работников государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Самарской области, обеспечивающих реализацию общеобразовательных программ начального общего образования (далее - Методика).

С 1 сентября 2007 года определить Методику в качестве системы оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и работников государственных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста Самарской области, обеспечивающих реализацию общеобразовательных программ начального общего образования.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Самарской области проведение эксперимента и использование Методики, указанной в пункте 2 настоящего Постановления, в качестве системы оплаты и стимулирования труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2006 года.

Суд считает ошибочными доводы прокурора о том, что пунктом 14 Методики введена система оплаты труда педагогическим работникам на основе должностных окладов, тогда как нормирование труда педагогических работников осуществляется с учетом норм часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Оспариваемый пункт 14 принят Правительством Самарской области в следующей редакции: « должностные оклады (оклады) работников общеобразовательного учреждения, за исключением руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера и педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с учебным планом, определяется в соответствии с постановлением правительства Самарской области от 29.10.2008 № 431 «Об оплате труда работников подведомственных министерству образования и науки Самарской области образовательных учреждений и учреждений, созданных для реализации отдельных функций государственного управления в сфере образования и науки, и утверждении методик расчета норматива бюджетного финансирования на одного обучающегося (воспитанника)».

Из текста оспариваемой нормы усматривается, что в данном случае вводится система оплаты труда на основе должностных окладов только в отношении работников общеобразовательных учреждений, для которых установлена определенная продолжительность рабочего времени, это – административный персонал и работники, не осуществляющие образовательный процесс. При этом в названном пункте 14 прямо указано, что система оплаты труда на основе должностных окладов вводится для перечисленных работников, исключая работников, нормирование труда которых осуществляется с учетом норм часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Суд также не может согласиться с доводами прокурора о противоречии действующему законодательству Порядков расчета норматива финансирования за счет средств областного бюджета расходов на реализацию основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных учреждениях в Самарской области на одного учащегося: с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в общеобразовательном учреждении; обучающегося в вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении; обучающегося в общеобразовательной школе, общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов, лицее, гимназии, утвержденных в составе соответствующих Методик оспариваемым Постановлением № 60.

Прокурор оспаривает их в той части, в которой норматив финансирования определяется на основе повышения на 25 процентов средней расчетной единицы за один академический час работы педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с учебным планом, окладов прочего персонала за работу в сельской местности, и в части наличия в формуле расчета норматива финансирования аналогичного коэффициента повышения средней расчетной единицы за один академический час работы педагогических работников и окладов прочего персонала.

Указанное повышение на 25 процентов расчетной единицы за работу в сельской местности указанной категории работников предусмотрено статьей 6 Закона Самарской области № 158-ГД «Об оплате труда работников государственных учреждений Самарской области».

В силу названной статьи 6 Закона Самарской области для руководителей и специалистов государственных учреждений Самарской области, работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, устанавливаются тарифные ставки (оклады), повышенные на 25 процентов по сравнению с тарифными ставками (окладами) руководителей и специалистов государственных учреждений Самарской области, работающих в городах.

Должности руководителей и специалистов определяются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих и Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94(ОКПДТР).

Следует отметить, что требования в указанной части прокурор не обосновал, не указал какому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, противоречат указанные выше Порядки.

Не подлежат удовлетворению требования прокурора о признании недействующими пункта 6 Методики формирования фонда оплаты труда работников государственного общеобразовательного учреждения Самарской области и пункта 6 Методики формирования и распределения фонда оплаты труда, а также расчета заработной платы работников государственного общеобразовательного учреждения Самарской области и работников государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Самарской области, обеспечивающих реализацию общеобразовательных программ начального общего образования, которыми введены порядки определения должностных оклада руководителей учреждения.

Прокурор усматривает противоречие в том, что в соответствии с п.13 Единых рекомендаций исчисление размера средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя учреждения осуществляется в порядке, установленном Минздравсоцразвития, при этом ссылается на приказ № 167н от 08.04.2008.

Суд не может с этим согласиться, поскольку согласно названного приказа, он определяет правила исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения, а в силу перечисленного выше действующего законодательства субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно формировать и распределять фонд оплаты труда, а также определять расчет заработной платы работников государственного общеобразовательного учреждения субъекта.

Кроме того, Методика формирования фонда оплаты труда работников государственного общеобразовательного учреждения Самарской области согласно пункта 2 оспариваемого постановления № 60 была определена лишь на время проведения эксперимента в качестве системы оплаты труда и стимулирования труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и применялась

до 01.09.2007, с указанной даты применяется другая Методика.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что правительством Самарской области оспариваемое прокурором Постановление № 60 было принято в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, были соблюдены основные принципы формирования оплаты труда, установленные Трудовым кодексом РФ и Едиными рекомендациями, права работников государственных учреждений Самарской области, установленные федеральным законодательством, ограничены не были.

В связи с чем, в силу статьи 253 ГПК РФ не имеется оснований для удовлетворения требований прокурора.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

             Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления прокурора Самарской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Правительства Самарской области от 01.06.2006 № 60 «О проведении в 2006 году эксперимента по апробации новых механизмов оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений и введении с 1 сентября 2007 года системы оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений, отличной от Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области» - отказать.

    Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

    Председательствующий:

Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18.04.2012 г. решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу 18.04.2012 года.