НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Самарского областного суда (Самарская область) от 23.08.2021 № 3А-1130/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 августа 2021 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Мешковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1130/2021 по административному исковому заявлению Бордона А.И., Сафаровой М.Н. о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием прокурора Деминой В.В.

Бордона А.И. и он как представитель Сафаровой М.Н. и ЖНК «Реальные Квартиры»,

представителя Самарской Губернской Думы Татарникова Д.Ю.,

представителя Губернатора Самарской области Филиппова С.М., Зубаревой М.В.,

представителя Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области Иванова В.Ю.,

У с т а н о в и л :

Бордон А.И., Сафарова М.Н., являющиеся членами Жилищного накопительного кооператива «Реальные Квартиры», обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просили признать недействующими со дня принятия статью 1 Закона Самарской области от 8 ноября 2019 года № 107-ГД «О внесении изменений в закон Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» и в закон Самарской области «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» в части признания утратившим силу пункта 11 части 1 статьи 4 закона Самарской области от 25.11.2003 № 98-Г «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», касающегося жилищных накопительных кооперативов и соответствующую редакцию самого закона Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» в части пункта 11 части 1 статьи 4 этого закона; а также статью 2 закона Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» в отношении жилищных накопительных кооперативов в части размера налога, превышающего налог для граждан.

Требования обоснованы тем, что в рамках своих полномочий Жилищный накопительный кооператив «Реальные Квартиры» приобрел для административных истцов квартиры, которые находятся в собственности кооператива до момента оформления квартир в собственность административных истцов после выплаты пая в кооперативе. 8 ноября 2019 года Самарская Губернская Дума приняла закон № 107-ГД «О внесении изменений в закон Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» и в закон Самарской области «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет», которым признан утратившим силу с 1 января 2020 года пункт 11 части 1 статьи 4 Закона 98-ГД от 25 ноября 2003 года. Отмененная оспариваемыми актами норма имеет следующую редакцию: «от уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков: жилищно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, товарищества собственников жилья». Кооператив является добровольным объединением граждан с целью приобретения жилья в личную собственность этих граждан с запретом заниматься иной деятельностью. Административные истцы, как члены кооператива, оплатили выставленный кооперативу налог на квартиры истцов, временно зарегистрированных за кооперативом до выплаты пая, при том, что граждане, не являющиеся членами кооператива, платят те же налоги в размере 0,3 %. Полагают, что оспариваемая административными истцами норма противоречит требованиям пунктов 2, 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), создает дискриминационные условия для разных групп налогоплательщиков и нарушает их права и законные интересы.

В судебном заседании Бордон А.И. и он же в качестве представителя Сафаровой М.Н. и представителя ЖНК «Реальные Квартиры» поддержал заявленные первоначально и уточненные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и в письменных объяснениях.

Сафарова М.Н. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика - Самарской Губернской Думы Татарников Д.Ю. заявленные требования не признал, сослался на то, что субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать налог на имущество организаций, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками; установление льгот не является обязательным, а их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности их установления. В соответствии с пунктом 1 статьи 380 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Установленная статьей 2 Закона № 98-ГД ставка в размере 2,2 процента соответствует требованиям статьи 380 НК РФ. Пунктом 4 статьи 380 НК РФ установлено, что в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ, в связи с этим считает, что установленная в Законе № 98-ГД налоговая ставка соответствует требованиям действующего законодательства.

Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Губернатора Самарской области Филиппов С.М., Зубарева М.В., Иванов В.Ю., и представитель Правительства Самарской области Иванов В.Ю. просили отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержали доводы, изложенные представителем Самарской Губернской Думы.

Относительно заявленных требований Самарская Губернская Дума представила письменные возражения и дополнения к ним, Правительство Самарской области – письменный отзыв.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации ( часть 1 статьи 372 НК РФ).

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками ( часть 2, 3 статьи 372 НК РФ).

В силу частей 1, 3 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Согласно части 1 статьи 1, пунктам 1, 2 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 10 мая 2007 года № 32-ГД «О Самарской Губернской Думе» Самарская Губернская Дума является однопалатным постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Самарской области. Дума осуществляет законодательную власть Самарской области, законодательное регулирование по предметам ведения Самарской области и предметам ведения Российской Федерации и Самарской области в пределах полномочий Самарской области.

В рамках предоставленный полномочий Самарская Губернская Дума приняла закон Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», которым установлен и введен на территории Самарской области налог на имущество организаций, определена ставка налога, порядок и сроки его уплаты, льготы по данному налогу, а также установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Указанный закон опубликован в издании "Волжская коммуна", N 222, 29.11.2003.

Статьей 2 Закона Самарской области № 98-ГД установлена налоговая ставка в размере 2,2 процента, за исключением налоговой ставки, предусмотренной частью 2 настоящей статьи.

Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, за исключением объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается в следующих размерах: (в ред. Закона Самарской области от 30.12.2016 N 147-ГД)

1) 0,9 процента - в 2016 году;

2) 1,2 процента - в 2017 году;

3) 1,5 процента - в 2018 году;

4) 1,8 процента - в 2019 году;

5) 2,0 процента - в 2020 году и последующие годы.

Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается в размере 2,0 процента (часть 3 введена Законом Самарской области от 30.12.2016 N 147-ГД)

Частью 1 статьи 4 закона № 98-ГД предусмотрены льготы по налогу (освобождение от уплаты налога) для ряда категорий налогоплательщиков.

Законом Самарской области № 87-ГД от 7.11.2004 года часть 1 статьи 4 дополнена пунктом 11, которым предусмотрено освобождение от уплаты налога жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья.

Законом Самарской области 186-ГД от 07.11.2005 года пункт 11 части 1 статьи 4 закона Самарской области № 98-ГД дополнен еще одной категорией, освобожденной от уплаты налогов - это жилищные накопительные кооперативы.

Статьей 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 08.11.2019 года «О внесении изменений в закон Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области и в закон Самарской области «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» внесены изменения в Закон Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», признав утратившим пункт 11 части 1 статьи 4.

Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 08.11.2019, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.11.2019, в издании "Волжская коммуна", N 171(30754), 13.11.2019.

Закон Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области и Закон Самарской области № 107-ГД от 08.11.2019 года «О внесении изменений в закон Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области и в закон Самарской области «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» приняты в пределах предоставленных полномочий и по процедуре их принятия административными истцами не оспариваются.

Установление налоговых льгот, адресованных определенной категории налогоплательщиков, как и их отмена относятся к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять ( сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

Льготы по налогообложению и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, а их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления. В то же время налоговые льготы не могут носить дискриминационный характер, вводить необоснованные и несправедливые различия в рамках одной и той же категории налогоплательщиков, т.е. нарушать конституционный принцип равенства.

Данные выводы изложены в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 года № 2596-О.

Отмена налоговой льготы на имущество организаций произведена Законом Самарской Губернской Думы от 8.11.2019 года № 107-ГД в соответствии с предоставленными Думе полномочиями, в связи в этим оснований для признания недействующей статьи 1 закона Самарской области от 8.11.2019 № 107-ГД «О внесении изменений в закон Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» и в закон Самарской области «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» в части признания утратившим силу пункта 11 части 1 статьи 4 Закона Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», касающейся жилищных накопительных кооперативов и соответствующей редакции закона Самарской области № 98-ГД от 25.11.2003 в части пункта 11 части 1 статьи 4 не имеется.

Доводы административных истцов о противоречии оспариваемого нормативного правового акта пунктам 2, 3 статьи 3 НК РФ, суд считает несостоятельными.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Отмена налоговой льготы произведена в отношении определенной категории налогоплательщиков (жилищно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, товарищества собственников жилья), что не свидетельствует о дискриминационном характере данной нормы и различном характере ее применения, исходя из перечисленных в статье 3 НК РФ критериев.

Согласно части 1 статьи 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 4 статьи 380 НК РФ установлено, что в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ.

Налоговая ставка, определенная статьей 2 Закона № 98-ГД, не противоречит требованиям федерального законодательства, она установлена для всех категорий налогоплательщиков на имущество организаций, в связи с чем не носит дискриминационного характера.

Доводы административных истцов о том, что ставка налога, предусмотренная статьей 2 Закона № 98-ГД, должна быть признана недействующей в части размера налога, превышающего налог для граждан, не основаны на нормах действующего законодательства.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования административных истцов о признании недействующей статьи 2 Закона Самарской области № 98-ГД в части установления в отношении жилищных накопительных кооперативов налога, превышающего налог для граждан.

Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении требований Бордона А.И., Сафаровой М.Н. о признании недействующей статью 1 закона Самарской области от 8.11.2019 № 107-ГД «О внесении изменений в закон Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» и в закон Самарской области «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» в части признания утратившим силу пункта 11 части 1 статьи 4 Закона Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», касающегося жилищных накопительных кооперативов и соответствующей редакции закона Самарской области № 98-ГД от 25.11.2003 в части пункта 11 части 1 статьи 4 и статью 2 Закона Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД в части размера налога, превышающего налог для граждан, отказать.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2021 года.