НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Самарского областного суда (Самарская область) от 19.06.2018 № 12-303/18

Судья: Теренин А.В. № 12-303/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 19 июня 2018 года

Судья Самарского областного суда Трескунова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО Фирма «СТОМ» на постановление Октябрьского районного суда г. Самары от 12 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, которым

Общество с ограниченной ответственностью Фирма «СТОМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Протоколом № 15 от 12.02.2018 года, составленным заместителем начальника отдела оперативного контроля ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара Ачаликовым Ю.Н., юридическому лицу – ООО Фирма «СТОМ» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: 12.01.2018 года в пункте приема ставок букмекерской конторы по адресу: г. Самара. Московское шоссе, 26 Д, принадлежащем ООО Фирма «СТОМ», в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных силами сотрудников ОЭБ и ПК УМВД России по г. Самаре, ОВ и РП по Октябрьскому и Железнодорожному районам ОЭБ и ПК УМВД России по г. Самаре, на основании постановления о проведении проверочной закупки от 12.01.2018 года, утвержденного заместителем начальника УМВД России по г. Самаре, установлен факт незаконной игорной деятельности с использованием электронного оборудования и сети «Интернет». Актом проверочной закупки от 12.01.2018 года установлено участие игрока в азартной игре «Онлайн покер». При внесении денежных средств в сумме 2000 рублей на карту клиента и зачислении их на виртуальный счет игроком производились манипуляции со ставками на выпадающие карты. В зависимости от выпадения комбинации карт определялся выигрыш или проигрыш. В качестве выигрыша игроком получена сумма 500 рублей, о чем выдан чек контрольно-кассовой техники о выплате выигрыша. В результате ООО Фирма «СТОМ» нарушены часть 3 статьи 14, часть 5 статьи 15 Федерального Закона РФ от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акта Российской Федерации», подпункты «а, г» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 года № 1130.

Материалы дела в связи с проведением административного расследования переданы на рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Самары, которым 12 апреля 2018 года вынесено указанное выше постановление.

В настоящей жалобе, поданной на рассмотрение в Самарский областной суд, ООО Фирма «СТОМ» просит вынесенное постановление отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильную оценку установленных по делу обстоятельств, отсутствие в действиях привлекаемого к ответственности лица состава вмененного административного правонарушения.

Изучив материалы административного дела, выслушав представителя ООО Фирма «СТОМ» Кочемасова А.Н. в поддержание доводов жалобы, возражения представителей ИФНС Садовского В.А., Корольчука С.А., Ачаликова Ю.Н., считаю, что постановление районного суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Федеральным Закона РФ № 244-ФЗ от 29.12.2006 года «О государственном регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акта Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 244-ФЗ) определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального Закона РФ № 244-ФЗ в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок, расположенных вне игорных зон, не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов.

В силу части 3.3 статьи 15 Федерального закона № 244-ФЗ организатор азартных игр в букмекерской конторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из ч. 5 ст. 15 указанного Федерального закона следует, что в букмекерских конторах, тотализаторах, в их пунктах приема ставок не могут проводиться азартные игры, при которых исход событий, относительно которых заключаются основанные на риске соглашения о выигрыше, зависит от действий организатора данных видов азартных игр, его работников и участников азартных игр, действий, связанных с организацией и проведением иных азартных игр и лотерей (за исключением международных лотерей, которые проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, и всероссийских государственных лотерей), а также не могут проводиться пари, при которых исход основанных на риске соглашений о выигрыше зависит от изменений курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации или другой иностранной валюте, результатов проведения иных азартных игр и лотерей (за исключением международных лотерей, которые проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, и всероссийских государственных лотерей).

Таким образом, событиями, на исход которых могут заключаться основанные на риске соглашения о выигрыше (пари) в букмекерских конторах и тотализаторах, могут служить любые физические явления и происшествия, развитие и исход которых можно наблюдать, за исключением событий, предусмотренных приведенными выше законоположениями, в частности за исключением событий, исход которых зависит от действий, связанных с организацией и проведением лотерей (за исключением международных лотерей, которые проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, и всероссийских государственных лотерей.)

Законность заключения основанных на риске соглашений о выигрыше (пари) в букмекерских конторах и тотализаторах обусловлена соответствием событий, на исход которых заключаются такие соглашения, предусмотренным законом ограничениям.

Следовательно, букмекерские конторы и тотализаторы вправе осуществлять принятие ставок на исход событий, в отношении которых в законе не содержится соответствующего запрета.

Согласно пп. 31 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) лицензированию подлежит деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

В силу ст. 2 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензиат обязан выполнять лицензионные требования и условия при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктами «а, г» пункта 4 Положения «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 года № 1130, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются: наличие у соискателя лицензии условий для соблюдения требований, установленных частями 1, 3 и 6 статьи 8 и частью 3 статьи 14 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по каждому адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, а также соблюдение лицензиатом указанных требований; обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований статьи 15 названного Федерального закона.

Закон устанавливает ограничения деятельности по организации и проведению азартных игр на территории России в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.

Устанавливая указанные ограничения, законодатель принял концепцию ограждения общества от возможности повсеместного вовлечения граждан в азартные игры.

В силу ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как видно из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом первой инстанции, 26.01.2018 года заместителем начальника отдела оперативного контроля ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары Ачаликовым Ю.Н. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО Фирма «Стом» по ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужили материалы проверки от 12.01.2018 года, предоставленные письмом отдела полиции № 4 УМВД по г. Самаре вх. №01-027/03477 от 25.01.2018 года: рапорт старшего оперуполномоченного ОВ и РП № 4, 9 ОЭБ и ПК У МВД России по г. Самаре Туманова А.Г. от 12.01.2018 года; постановление о проведении проверочной закупки от 12.01.2018 года; акты проверочной закупки от 12.01.2018 года и приложенные к ним чеки; опрос ФИО4 от 12.01.2018 года, согласно которому 12.01.2018 года, примерно в 12 часов 30 минут он со своим знакомым ФИО5 зашли в заведение «Bingo Boom» по адресу: г. Самара, Московское шоссе, 26Д, чтобы погреться. ФИО5 хотел немного поиграть посредством интернета. Для игры необходимо было приобрести электронный ключ. Для того чтобы приобрести электронный ключ, необходимо на кассе пройти регистрацию и предъявить паспорт. После получения электронного ключа необходимо внести в кассу денежные средства. Кассир вносит на электронный ключ денежные средства и можно начинать игру. Для игры нужно приложить электронную карту и выбрать игру. Они выбрали игру «From Russia With Love» и сделали ставку в 50 рублей, выбрали несколько комбинаций и запустили игру. В результате игры данные 50 рублей были проиграны.; опрос ФИО5 от 12.01.2018 года, из которого следуют пояснения аналогичные пояснениям ФИО4; опрос ФИО6 – охранника ЧОП «Орден» от 12.01.2018 года; опрос ФИО7 – кассира ООО Фирма «СТОМ» от 12.01.2018 года, согласно которому она работает в указанной должности с июля 2017 года. В ее обязанности входит принятие денежных средств от клиентов за участие в викторине-игре, также принимает ставки на спорт в онлайн трансляциях. Клиент первоначально регистрируется, предъявляет паспорт и заполняет согласие на обработку персональных данных. После заполнения ему выдается клубная карта в которую вносятся все его персональные данные, а также указывается сумма внесенной им ставки. В случае выигрыша клиент подходит на кассу, передает карту на которую уже зачислен выигрыш и снимает его, то есть она ему выдает.; опрос ФИО8 от 12.01.2018 года – кассира ООО Фирма «СТОМ», из которого следуют пояснения аналогичные пояснениям Р.О,В.; опрос заместителя начальника отдела оперативного контроля ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары Ачаликова Ю.Н. от 12.01.2018 года.

15.07.2010 года ООО Фирма «СТОМ» выдана лицензия № 15 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в том числе по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Московское шоссе, 26Д.

12.02.2018 года заместителем начальника отдела оперативного контроля ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары Ачаликовым Ю.Н. составлен протокол об административном правонарушении № 15 в отношении ООО Фирма «СТОМ» за нарушения часть 3 статьи 14, часть 5 статьи 15 Федерального Закона РФ от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акта Российской Федерации», подпунктов «а, г» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 года № 1130.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Выяснив все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства, районный суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица ООО Фирма «СТОМ» состава административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 15 от 12.02.2018 года составлен уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, не доверять законности и обоснованности установленных и изложенных в нем нарушений у суда нет оснований.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о наличии у привлекаемого к ответственности юридического лица возможности по соблюдению нарушенных положений законодательства о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр, но последнее не приняло достаточных мер для их соблюдения, что нашло свое отражение в оспариваемом решении.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Утверждение заявителя жалобы о том, что оборудование ООО Фирма «СТОМ» не является игровым, основано на неверном понимании закона.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ под игровым оборудованием понимаются устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Игровой автомат является разновидностью игрового оборудования.

По смыслу указанной нормы компьютер, к которому самостоятельно обращается участник игры за вводом данных, обусловленных содержанием игры, и за восприятием результата, определяемого случайным образом, является разновидностью игрового оборудования, поскольку принцип работы такого оборудования совпадает с принципом работы игрового автомата, понятие которого дано в п. 18 ст. 4 Федерального закона N 244-ФЗ.

Таким образом, оборудование, использовавшееся для проведения азартных игр, судом первой инстанции обоснованно признано игровым.

Доводы о том, что на ООО Фирма «СТОМ» не может быть возложена административная ответственность, а дело об административном правонарушении подлежит прекращению ввиду допущенных в ходе административного расследования процессуальных нарушений, были предметом исследования в районном суде, который пришел к обоснованному выводу о несостоятельности данных доводов. Простое несогласие с оценкой суда фактических обстоятельств дела не может служить основанием для освобождения ООО Фирма «СТОМ» от административной ответственности.

Ссылки в жалобе на отсутствие в действиях привлекаемого к ответственности лица состава вмененного административного правонарушения судом апелляционной инстанции расцениваются как желание уйти от предусмотренной законом ответственности, поскольку, как отражено в оспариваемом постановлении суда первой инстанции, Общество при должных добросовестности и осмотрительности имело возможность избежать выявленных административным органом нарушений.

Утверждение заявителя о том, что должностные лица ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары (Садовский В.А., Ачаликов Ю.Н., Корольчук С.А.) не могут быть опрошены в судебном заседании, поскольку не являются участниками производства по делу об административном правонарушении в соответствии с главой 25 КоАП РФ - несостоятелен.

Само по себе отсутствие должностного лица административного органа, составившего протокол об административном правонарушении, в числе участников производства по делу об административном правонарушении (глава 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не свидетельствует о невозможности вызова представителя административного органа в судебное заседание, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, устанавливающей запрет на вызов в судебное заседание должностного лица административного органа, возбудившего производство по делу.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностных лиц, составивших протокол об административных правонарушениях, для выяснения возникших вопросов.

В соответствии с правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 29 мая 2007 года N 346-О-О, привлечение должностных лиц, составивших протокол и другие материалы, к участию в деле в качестве свидетелей не нарушает конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. При этом в силу части 5 статьи 25.6 названного Кодекса свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что гражданин ФИО12 был допрошен судом первой инстанции в качестве свидетеля. Права и обязанности, предусмотренные ст. 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему были разъяснены, указанное лицо было предупреждено об административной ответственности за дачу ложных показаний по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом судебного заседания от 10.04.2018 г. (л.д. 132-134).

Иные доводы настоящей жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.

Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу судебного решения, поскольку апелляционная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена. Новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления, жалоба не содержит.

Оснований для снижения размера штрафа, назначенного в размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, не имеется.

Определение вида и размера наказания, исходя из предусмотренной соответствующей статьей КоАП РФ санкции, производится с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ. В рассматриваемом случае судья оценил обстоятельства конкретного дела, характер совершенного им административного правонарушения и пришел к выводу об избрании в отношении ООО Фирма «СТОМ» той меры ответственности, которая наиболее соразмерна характеру и последствиям совершенного правонарушения и степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, что отвечает принципам законности, справедливости и неотвратимости наказания.

Административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, назначено ООО Фирма «СТОМ» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы не установлено.

Каких-либо законных оснований для снижения ранее назначенного Обществу наказания, а также его изменения на предупреждение в соответствии с требованиями ст. 4.1.1 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не усмотрено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Каких-либо процессуальных нарушений, способных повлечь отмену вынесенного судебного постановления, изучением материалов дела не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, при изучении материалов дела не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Октябрьского районного суда г. Самары от 12 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ в отношении юридического лица – Общество с ограниченной ответственностью Фирма «СТОМ» – оставить без изменения, а жалобу ООО Фирма «СТОМ» – без удовлетворения.

Судья Самарского областного суда Л.А.Трескунова