Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при помощнике Булацкой В.П.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-472/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транкор» о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием представителя административного истца по доверенности Сафонова А.В.,
У с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «Транкор» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365, в части включения в них нежилых зданий с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №.
Требования обоснованы тем, что указанные здания принадлежат на праве собственности административному истцу, расположены на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений (зона № ПК-4), где размещение торговых или офисных объектов запрещено действующими Правилами застройки и землепользования городского округа Тольятти. Здания с прочими объектами образуют единый имущественный комплекс по производству железобетонных изделий, который ООО «Транкор» передало в аренду ООО «Завод «КПД», основным видом деятельности которого является производство изделий из бетона для использования в строительстве, а также иные виды деятельности по производству и транспортировке строительных материалов. Включение помещения в Перечни считает необоснованным, влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица, нарушая права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сафонов А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Администрация г.о. Тольятти представила письменный отзыв, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим обоазом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что здание с кадастровым номером № имеет наименование «здание бытового помещения котельной», здание с кадастровым номером № именуется как «корпус заводоуправления», здания с кадастровыми номерами №, №, № имеют наименования «бытовые помещения», здание с кадастровым номером № именуется как «бытовое помещение цеха №1», здание с кадастровым номером № имеет наименование- «бытовое помещение цеха реализации». Они переданы в аренду ООО «Завод «КПД» ха плату во временное пользование с целью извлечения прибыли, следовательно, данные объекты относятся к объектам коммерческого назначения.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержден приказом № 2365 от 3 ноября 2023 года.
В Перечень на 2022 год включены под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №.
В Перечень на 2023 год включены под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №.
В Перечень на 2024год включены под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежило здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №, под пунктом № нежилое здание с кадастровым номером №.
Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.
Приказ министерства № 2365 от 3 ноября 2023 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 03.11.2023, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.11.2023
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Транкор» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>
нежилое здание с кадастровым номером № площадью 18,3 кв.м, строение 59, назначение-нежилое, наименование- здание бытового помещения котельной;
нежилое здание с кадастровым номером № площадью 3398 кв.м, назначение-нежилое, наименование- корпус заводоуправления;
нежилое здание с кадастровым номером № площадью 26,5 кв.м, строение 21, назначение-нежилое, наименование-бытовое помещение;
нежилое здание с кадастровым номером № площадью 12,6 кв.м, строение 60, назначение-нежилое, наименование-бытовое помещение;
нежилое здание с кадастровым номером № площадью 154,5 кв.м, строение 40, назначение-нежилое, наименование отсутствует;
нежилое здание с кадастровым номером № площадью 65 кв.м, строение 64, назначение-нежилое, наименование –здание бытовых помещений;
нежилое здание с кадастровым номером № площадью 69,2 кв.м, строение 70, назначение-нежилое, наименование-бытовое помещение цеха реализации.
Все вышеперечисленные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений (зона № ПК-4), на котором не предполагается размещение объектов офисного или торгового назначения, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Из представленного административным истцом технического паспорта на корпус заводоуправления, выполненного филиалом ФГУП Ростехинвентаризации по Ульяновской области по состоянию на 27.12.2003 года, следует, что в нем расположены кабинеты, гардеробная, подсобные, душевая, туалеты, умывальные, кладовые, овощной цех ( 12,7 кв.м.), мясной цех ( 12,5 кв.м.), моечная ( 17,3 кв.м.), обеденный зал ( 150,6 кв.м.), кухня ( 54,6 кв.м.), коридоры, гладильная, сушильная, прачечная ( 21,3 кв.м), бойлерная, лестничные клетки, тамбуры, тренажерный зал, бытовая, буфет( 38,3 кв.м), холл, приемная, библиотеки, радиоузел.
Помещения с названием «кабинеты» не тождественны «офисам», помещения с названиями «овощной цех», «мясной цех», «моечная», «обеденный зал», «кухня», «буфет» не могут быть отнесены к объектам общественного питания, поскольку в них размещалась столовая для сотрудников предприятия; помещение с названием «прачечная» не относится к объектам бытового обслуживания, поскольку в этом помещении не оказывались услуги прачечной для неопределенного круга лиц, а кроме того, площадь этих помещений составляет 307,3 кв.м ( 9,04 % от общей площади здания).
Остальные помещения являются вспомогательными, подсобными или предназначенными для просветительских или спортивных целей.
Согласно представленным административным истцом техническим паспортам, выполненному МП г.о. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» по состоянию на 28.02.2007года в бытовом помещении цеха реализации расположены кабинеты, умывальник, туалет, тамбур; в здании бытового помещения по состоянию на 10.10.2023 года расположены подсобное и бытовое.
В технических паспортах, выполненных филиалом ФГУП Ростехинвентаризация по Ульяновской области по состоянию на 03.10.2003 года, в здании бытового помещения котельной расположены две комнаты охраны; в здании бытового помещения лит А21 строение 21 расположено бытовое помещение; в здании бытового помещения цеха № 1 литА40 расположено производственное; по состоянию на 10.10.2003 в здании бытового помещения лит А60 расположена весовая.
В порядке электронного взаимодействия из ППК Роскадастр по Самарской области представлены технические паспорта на корпус заводоуправления, на здание бытового помещения котельной, которые соответствуют техническим паспортам, предоставленным административным истцом.
На остальные здания в порядке электронного взаимодействия представлены планы- схемы, в которых отсутствуют экспликации к планам строения.
Административным ответчиком не производился осмотр нежилых зданий на предмет их фактического использования на дату утверждения оспариваемых Перечней.
Суду представлен договор аренды № 5, заключенный 17 февраля 2020 года, согласно которому ООО «Транкор» передало в аренду ООО «Завод «КПД» за плату и во временное пользование объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>
Основным видом деятельности ООО «Завод КПД» является производство изделий из бетона для использования в строительстве.
Доказательства назначения или фактического использования нежилых зданий в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания суду не представлены.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что нежилые здания не соответствуют критериям ст. 378.2 НК РФ, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022- 2024 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «Транкор» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2024 года.