НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Самарского областного суда (Самарская область) от 12.07.2021 № 3А-1110/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2021 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре судебного заседания Носовой О.В.,

с участием прокурора Галкиной А.Н.,

представителей административного истца Краснова М.И., Буланова А.Д., Новосельцевой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1110/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тольяттинский Трансформатор» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Тольяттинский Трансформатор» обратилось в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 21789 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 со дня его принятия, указывая, что оно является собственником нежилого здания – заводуправление (литер А), площадью 3 118,5 кв.м., кадастровый номером , расположенного по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером , с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений предприятия, предназначенного для промышленных объектов. Включение здания в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу. Административный истец просил заявленные требования удовлетворить, взыскать с административного ответчика с учетом последующих уточнений в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей, а также расходы на проведение осмотра объекта недвижимости на предмет фактического использования в размере 17 000 рублей.

Представители административного истца по доверенности от 07.07.2021 года , по доверенности от 01.01.2021 года Буланов А.Д.,, по доверенности от 01.01.2021 года Краснов М.И. в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения на административный иск, в которых указал, что объект недвижимости имеет наименование «здание заводуправления», что позволяет его отнести к объектам административного назначения, на основании пп.2 п.3 ст.378.2 НК РФ, министерство включило его в оспариваемый Перечень. Кроме того, объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для дальнейшей эксплуатации здания (литер А51), подстанции газораспределения, административно-бытового АБК», таким образом, вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение на нем зданий административно-делового назначения, что указывает на правомерное нахождение спорного объекта в Перечне в соответствии с пп.1 п.3 ст.378.2 НК РФ. В части требований о взыскании судебных расходов, пояснил, что сумму расходов по составлению акта осмотра объекта считает произвольной и завышенной.

Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.

Суд, выслушав представителей административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт урегулирует общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Законом Самарской области от 25.11.2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 опубликован в газете «Волжская коммуна» N 171(30955) от 21.10.2020 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативный правовой акт не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.

В вышеуказанный перечень под пунктом 21789 включен объект недвижимости – здание с кадастровым номером , наименование: здание лит.А – заводуправление, назначение: нежилое здание, площадью 3 118,5 кв.м., количество этажей 4, а также подземных -1, расположенное по адресу: <адрес>, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

Здание принадлежит на праве собственности административному истцу, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 03.04.2017 года, от 25.02.2021 года.

Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ РФ от 30.11.2016 года № 401-ФЗ), в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером , здание имеет наименование: здание лит.А - заводуправление, назначение: нежилое здание, виды разрешенного использования: данные отсутствуют. Здание расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами , .

В соответствии с техническим паспортом, здание включает в себя: подвал: подсобное, склады, слесарная, венткамера, коридор, аккомуляторн, бойлерная, архив, 1 этаж: туалет, кабинеты, коридор, радиоузел, АТС, вестибюль, подсобные, шкаф, тамбур, 2 этаж: коридор, кабинеты, подсобное, душ, умывальник, 3 этаж: кабинеты, туалеты, подсобное, коридоры, тамбур, 4 этаж: кабинеты, туалеты, подсобное, коридор, шкаф.

Из публичной кадастровой карты, следует, что фактически здание расположено на земельном участке с кадастровым номером .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.12.2018 года, земельный участок с кадастровым номером , площадью 328 089 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений предприятия.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 4 779 кв.м., имеет категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания (лит. А51) – подстанции газораспределения, административно-бытового (АБК), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.06.2021 года.

Министерство имущественных отношений Самарской области приняло решение об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , как объекта, налоговая база которого определяется с учетом особенностей, установленных ст.378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, поскольку согласно сведениям из ЕГРН объект является нежилым зданием заводуправления.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение и технические характеристики нежилого здания, а также вид разрешенного использования земельных участков, в пределах которых расположено здание, однозначно не предполагают размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, назначение спорного нежилого здания не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.

Доказательств фактического использования здания в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено.

Из пояснений представителей административного истца следует, что здание используется административным истцом в производственных целях, как единый производственный комплекс в совокупности с другими зданиями. На территории общества имеется пропускной режим, что подтверждается выпиской из инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме в ООО «Тольяттинский Трансформатор».

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО «Тольяттинский Трансформатор» является производство электродвигателей, электрогенераторов и трансформаторов.

Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и фактическое использование рассматриваемого нежилого здания, вид разрешенного использования земельных участков, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у ООО «Тольятти Трансформатор» критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечень объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.

При этом суд не принимает во внимание акт объекта недвижимого имущества от 25.02.2021 года, составленного кадастровым инженером Котенковым Н.Л., как не имеющий правового значения, поскольку он составлен после принятия оспариваемого нормативного акта.

Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующим с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

В соответствии со ст.111 КАС РФ, суд полагает возможным взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу административного истца в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.

Требования о взыскании с административного ответчика расходов за составление акта осмотра на предмет фактического использования объекта недвижимости в размере 17 000 рублей, суд в соответствии со ст.106 КАС РФ, полагает не подлежащими удовлетворению, так как акт не принят судом во внимание, понесенные расходы не являются обязательными и необходимыми расходами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Тольяттинский Трансформатор» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом 21789 нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.

Взыскать с министерства имущественных отношений в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тольяттинский трансформатор» в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.07.2021 года.

Председательствующий: М.А.Панкова