Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 октября 2022 года Самарский областной суд в составе: Председательствующего судьи Панковой М.А., При секретаре судебного заседания Усачевой О.А., С участием представителя административного истца ФИО8 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1921/2022 по административному исковому заявлению Грачевой Елены Алексеевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, У С Т А Н О В И Л: Грачева Е.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, для размещения складских помещений, площадью 532 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19.02.2021 года в размере 229 292 рубля, установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: склад, назначение: нежилое, площадью 138,4 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, д. б/н, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 580 476 рублей. Требования мотивированы тем, что административному истцу принадлежат на праве собственности и земельный участок. Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца, как плательщика налога на имущество, а также влияет на размер выкупной стоимости или арендной платы земельного участка. В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отчеты об оценке ООО «Независимый кадастровый центр» от 02.08.2022 года № 28/06-22/1-2, от 10.08.2022 года № 28/06-22/1-1. На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в судебном порядке. Представитель административного истца по доверенности от 19.11.2022 года № 63 АА 6152964 Коган И.Г. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по вышеизложенным основаниям. Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, администрации г.о.Самара, Администрации муниципального района Волжский Самарской области, Администрации п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» представил письменный отзыв на административный иск, в котором разрешение заявленных требований по существу оставил на усмотрение суда. Иные участвующие в деле лица письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли. Согласно пункту 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Установлено, что Грачевой Е.А. на праве собственности принадлежат: земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, для размещения складских помещений, площадью 532 кв.м., местоположение: <адрес>, здание с кадастровым номером №, наименование: склад, назначение: нежилое, площадью 138,4 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, д. б/н, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 28.06.2022 года, от 31.05.2022 года. В соответствии с актом определения кадастровой стоимости земельного участка от 05.03.2021 года № АОКС-63/2021/000053, стоимость земельного участка определена по состоянию на 19.02.2021 года и составляет 374 873 рубля 80 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28.06.2022 года. В соответствии с актом определения кадастровой стоимости земельного участка от 15.06.20212 года № АОКС-63/2022/000188 определена кадастровая стоимость здания по состоянию на 01.01.2021 года в размере 2 494 273 рубля 25 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта, резолюцией из Единого государственного реестра недвижимости от 28.06.2022 года. В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Установление кадастровой стоимости земельного участка и здания в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество и размера арендной платы либо выкупной цены на земельный участок. Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 года № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 12.09.2022 года обратилась с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд. В соответствии с п.1 ст.22 ФЗ РФ от 03.07.2016 года № 237-ФЗ, для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным. Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Административным истцом в обоснование требований представлены отчеты об оценке ООО «Независимый кадастровый центр» от 02.08.2022 года № 28/06-22/1-2, от 10.08.2022 года № 28/06-22/1-1. Согласно отчету об оценке от 02.08.2022 года № 28/06-22/1-2, рыночная стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 года составляет 580 475 рублей. Согласно отчету об оценке от 10.08.2022 года № 28/06-22/1-1, рыночная стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на 19.02.2021 года составляет 229 292 рубля. Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. В силу части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости. На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. Согласно статье 12 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости земельного участка и здания. Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка и здания основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами. С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка и здания, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется. Суд считает возможным принять отчеты об оценке в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка и здания равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на даты определения их кадастровой стоимости, подлежат удовлетворению. В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Из материалов дела следует, что дата обращения административного истца в суд 12.09.2022 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Административные исковые требования Грачевой Елены Алексеевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, для размещения складских помещений, площадью 532 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19.02.2021 года в размере 229 292 рубля. Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: склад, назначение: нежилое, площадью 138,4 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, д. б/н, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 580 476 рублей. Дата подачи административного иска в суд 12.09.2022 года. Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 07.10.2022 года. Судья: М.А.Панкова |