НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Самарского областного суда (Самарская область) от 03.05.2018 № 3А-754/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 мая 2018 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

При секретаре Бамбуровой Т.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-754/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» о признании недействующими пунктов , , , , , , , Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, со дня принятия,

с участием прокурора Слива Г.Ю.,

представителя акционерного общества «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» Верховой Н.В.,

представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Зубовой Е.В.,

представителя заинтересованного лица Государственного казённого учреждения Самарской области «Региональный Центр Недвижимости» Захаровой Н.А.,

У с т а н о в и л :

акционерное общество «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов , , , , , , , Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года, со дня его принятия.

Требования обоснованы тем, что в указанный Перечень необоснованно включены принадлежащие административному истцу объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, а именно: административно-бытовое здание с кадастровым номером: (пункт Перечня), административное здание с кадастровым номером: (пункт Перечня), столовая с кадастровым номером: (пункт Перечня), нежилое помещение с кадастровым номером: (пункт Перечня), цех окраски пикапов, цех окраски, АБК с кадастровым номером ( пункт Перечня), цех сборки пикапов, АБК с кадастровым номером ( пункт Перечня), а также расположенные по адресу: <адрес> объекты недвижимости: административно-бытовой корпус к цеху 1/3 с кадастровым номером (пункт Перечня), заводоуправление с кадастровым номером ( пункт Перечня). Административный истец ссылается на то, что по своему назначению и фактическому использованию вышеперечисленные объекты недвижимости являются административными и вспомогательными зданиями, составляющими инфраструктуру промышленного предприятия, расположены в границах земельных участков, разрешенным использованием которых является: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, что не подразумевает размещение на них офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. На территорию расположения спорных объектов свободный доступ ограничен, территория ограждена забором, вход на территорию возможен исключительно через специальный пропускной пункт. Необоснованное включение вышеуказанных объектов в Перечень незаконно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере и в связи с этим нарушает его права и законные интересы.

Представитель административного истца по доверенности Верхова Н.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика- Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Зубова Е.В. не возражала против удовлетворения требований в отношении объектов с кадастровыми номерами , , , , находящихся на консервации. Вместе с тем, полагает, что административное здание с кадастровым номером , административно-бытовой корпус к цеху 1/3 с кадастровым номером и заводоуправление с кадастровым номером обоснованно включены в Перечень в соответствии с их наименованием. Нежилое помещение с кадастровым номером включено в Перечень по наименованию здания, в котором расположено спорное помещение ( магазин).

Представитель заинтересованного лица Государственного казенного учреждения Самарской области «Региональный Центр Недвижимости» Захарова Н.А. пояснила, что учреждением произведён осмотр объектов с кадастровыми номерами , , , , в ходе которого установлено, что указанные объекты находятся на консервации.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные акционерным обществом «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.

Законом Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» от 25 ноября 2003 года № 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.

Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным

органом и опубликован в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859), 24 ноября 2016 года, N 316 (29862), 29 ноября 2016 года (продолжение), N 318 (29864), 30 ноября 2016 года (продолжение) и на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24 ноября 2016 года.

В указанный Перечень включены следующие объекты недвижимости:

нежилое здание - столовая с кадастровым номером: , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня) ;

нежилое здание с кадастровым номером: , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня);

нежилое здание с кадастровым номером: , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня) ;

нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> ( пункт Перечня);

нежилое помещение с кадастровым номером: , расположенное по адресу: <адрес> ( пункт Перечня);

нежилое здание -цех окраски пикапов, цех окраски, административно-бытовой корпус с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня);

нежилое здание- заводоуправление с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> ( пункт Перечня);

нежилое здание- цех сборки пикапов, АБК с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> ( пункт Перечня).

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшим в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что акционерное общество «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , , .

Основным видом деятельности акционерного общества «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» является производство электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами , , , , расположенные по адресу: <адрес>, осмотрены Государственным казённым учреждением Самарской области «Региональный Центр Недвижимости» 5 марта 2018 года. По результатам осмотра установлено, что указанные объекты находятся на консервации и не используются.

В связи с приведённым обстоятельством Министерство имущественных отношений Самарской области не возражало против признания недействующим Перечня в части включения вышеперечисленных объектов в Перечень.

Административное здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, также находится на консервации и фактически не используется. Осмотр данного здания Государственным казённым учреждением Самарской области «Региональный Центр недвижимости» не производился. Однако, факт того, что указанное здание находится на консервации, подтверждается приказом акционерного общества «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» от 3 октября 2017 года и приложением к нему.

Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами , , , , имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации производственной базы и не предполагает размещение на нем объектов делового, административного или коммерческого использования, объектов торговли, объектов бытового обслуживания или общественного питания.

В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании недействующим Перечня в части включения в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика о том, что по одному лишь наименованию здание с кадастровым номером Министерство вправе было включить его в Перечень, суд считает несостоятельными, поскольку статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Перечня, не предусматривала признания объекта предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, исходя из наименования этого объекта.

Для выполнения своих производственных функций административный истец использует нежилое помещение с кадастровым номером: и нежилое здание - заводоуправление с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>.

Объект недвижимости с кадастровым номером: согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости имеет назначение - нежилое помещение, он расположен в здании с кадастровым номером . На первом этаже нежилого помещения размещены столовая, медпункт, переход в цех А 16, в цех А 15, в бытовые помещения А 19, склад А 18, в помещение А 37.

Помещения второго этажа переданы в аренду акционерному обществу «<данные изъяты>», осуществляющему производство комплектующих изделий для автомобилей и использующему арендованные помещения для производственных целей.

Согласно акта осмотра, выполненного Государственным казённым учреждением Самарской области «Региональный Центр недвижимости» от 5 марта 2018 года, в объекте недвижимости с кадастровым номером располагается офис площадью 367,5 кв. м, объект общественного питания площадью 402,5 кв. м, медкабинет площадью 85,3 кв. м., архив площадью 87,6 кв. м, комната для приёма пищи и комната отдыха площадью 25,9 кв.м., склад мебели площадью 2,3 кв. м, помещение для размещения бытовой техники площадью 11,5 кв. м., помещение для бытового мусора площадью 4,6 кв. м, раздевалка площадью 433,9 кв. м., прачечная площадью 17,7 кв. м., пустое помещение площадью 55,8 кв. м., техническое помещение площадью 98,6 кв. м, лестница, тамбур, коридор площадью 481,40 кв. м, санузлы площадью 150,2 кв. м, доступ в помещение площадью 47,10 кв. м. не предоставлен.

Согласно имеющимся в материалах дела сведениям указанный объект недвижимости примыкает к производственному цеху и используется акционерным обществом «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» в качестве единой инфраструктуры для обеспечения деятельности промышленного предприятия.

Нежилое здание с кадастровым номером имеет наименование заводоуправление, в нём размещен персонал, обслуживающий акционерное общество «ВАЗИНТЕРСЕРВИС». На первом этаже этого здания расположены кабинеты финансовой службы, службы безопасности, узел связи, кабинет юридической службы, кабинет директора по персоналу, юридический отдел, кабинет начальника по информационным технологиям.

На 2 этаже здания расположены кабинеты директора по экономике и финансам, главного бухгалтера, юридической службы, директора по безопасности, директора по логистике и поставкам, технического директора, директора по качеству, приёмная и кабинет генерального директора общества.

Земельный участок с кадастровым номером: , на котором расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами и , имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений производственной базы и не предполагает размещение на нем объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что имеются основания для признания недействующим Перечня в части включения в пункт нежилого помещения с кадастровым номером и в пункт нежилого здания с кадастровым номером .

Нежилое помещение с кадастровым номером площадью 204,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, включено в Перечень по наименованию здания, в котором оно расположено.

Однако, условие включения указанного объекта недвижимости в Перечень по наименованию объекта не соответствовало требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которая в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня, не предусматривала включение объектов недвижимости в Перечень, исходя из их наименования.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером , в котором расположено нежилое помещение с кадастровым номером , имеет наименование: промтоварный магазин, однако, по своему назначению является нежилым зданием.

По сведениям технической документации в нежилом помещении с кадастровым номером располагались кабинеты площадью 10,2 кв. м, 10,2 кв. м, 8,5 кв. м, 9,8 кв.м., а всего 38,7 кв.м., что от общей площади помещения составляет менее 20%. Остальные помещения являлись складскими, коридорами и тамбуром. Акт осмотра нежилого помещения на момент утверждения Перечня министерством не составлялся.

Из материалов дела следует, что нежилое помещение с кадастровым номером является обособленным и изолированным помещением, имеет отдельный вход на огражденную забором территорию промышленного предприятия, указанное нежилое помещение не предназначено для обслуживания нежилого здания с кадастровым номером . Здание и нежилое помещение фактически не используются.

Анализируя совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что у министерства не имелось достаточной и достоверной информации, позволяющей включить указанный объект в Перечень

Таким образом, спорные объекты недвижимости, включенные в оспариваемый Перечень, не соответствуют критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу чего требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части пунктов , , , , , , , подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в пункт нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в пункт - нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в пункт - нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в пункт - нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в пункт - нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в пункт - нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в пункт - нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в пункт - нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме

Судья: Т.А.Родина