НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Самарского областного суда (Самарская область) от 02.12.2020 № 3А-1199/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 2 декабря 2020 года

Самарский областной суд в составе

председательствующего судьи Калинниковой О.А.

при секретаре Добиной Д.Д.

с участием прокуроров Атяскиной О.А., Ярополова В.А.,

представителя административного истца Рыжкова А.В., представителя административного ответчика Ильясовой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1199/2020 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» к Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области о признании недействующими в части приказов №№ 867, 871 от 27.12.2019,

У С Т А Н О В И Л:

27.12.2019 Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее также – Департамент, орган регулирования, административный ответчик) изданы приказы:

- № 867 «Об установлении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций Самарской области на долгосрочный период регулирования» (без учета оплаты потерь), согласно Приложению № 1,

- № 871 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Самарской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций», согласно Приложению.

Названными приказами осуществлено тарифное регулирование в отношении территориальных сетевых организаций Самарской области, в том числе Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД», а именно:

- пунктом 9 Приложения № 1 к приказу № 867 установлена необходимая валовая выручка сетевой организации без учета оплаты потерь: на 2020 год – 180 031,76 тыс.руб.; 2021 год – 177 829, 76 тыс.руб.; 2022 год – 178 632, 49 тыс.руб.; 2023 год – 179 442,28 тыс.руб.; 2024 год – 180 259, 19 тыс.руб.;

- пунктом 9 Приложения к приказу № 871 в числе долгосрочных параметров регулирования установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год в размере 73, 35 млн. руб.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД (далее также – Куйбышевская дирекция по энергообеспечению, сетевая организация, административный истец) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просит суд признать вышеприведенные положения приказов от 27 декабря 2019 года №№ 867 и 871 принятыми с нарушением законодательства и недействующими со дня их принятия, обязать административного ответчика в десятидневный срок со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу, устранить нарушение законодательства в области электроэнергетики путем принятия замещающих нормативных правовых актов в оспариваемой части, исходя из увеличения базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки сетевой организации с учетом экономически обоснованных затрат по статье «расходы на оплату труда» в размере 435 069, 43 тыс.руб., а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной при подаче административного иска.

В обоснование требований административным истцом указано, что при принятии оспариваемых нормативных положений органом регулирования неправомерно снижен по мотивам экономической необоснованности размер затрат сетевой организации, указанный в тарифном предложении, по статье «расходы на оплату труда», что повлекло занижение базового уровня подконтрольных расходов на весь период долгосрочного регулирования 2020-2024 г.г., а также установление необходимой валовой выручки (НВВ) организации ниже экономически обоснованного размера. По мнению административного истца, оспариваемые положения приказов от 27.12.2019 №№ 867, 871 нарушают законные интересы сетевой организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также права на получение финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, не обеспечивают соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии и противоречат статьям 20, 23 Федерального закона от 23 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 23, 25, 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и пунктам 23,28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э.

В судебном заседании представитель административного истца Рыжков А.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, уточнениях к нему и письменных объяснениях, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Ильясова Л.Р., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав позицию, изложенную в письменных возражениях и отзывах на административный иск. Полагает, что оспариваемые положения приказов от 27 декабря 2019 года №№ 867, 871 не противоречат законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, уменьшение размера затрат по оспариваемой статье расходов при определении базового уровня подконтрольных расходов и в целом необходимой валовой выручки сетевой организации обусловлено экономической необоснованностью тарифного предложения.

Представители заинтересованных лиц - администрации Губернатора Самарской области, министерства экономического развития и инвестиций Самарской области, Федеральной антимонопольной службы России, УФАС по Самарской области, министерства юстиции РФ по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В письменных отзывах и пояснениях заинтересованные лица УФАС по Самарской области, министерство экономического развития и инвестиций Самарской области оставляют разрешение требований на усмотрение суда.

ФАС России представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

От иных участвующих в деле заинтересованных лиц письменных возражений и отзывов не поступило.

В соответствии со ст.ст. 150, 213 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы административного и тарифного дел, заслушав заключение прокуроров Атяскиной О.А., Ярополова В.А., полагавших административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования № 1178) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования № 1178), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, утвержденными приказом ФСТ России от 18 марта 2015 № 421-э (далее Методические указания № 421-э), и другими нормативными правовыми актами.

На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

В силу пункта 3 статьи 24 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов наделены полномочиями по установлению цен (тарифов), указанных в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Как следует из пунктов 8, 22, 25, 26 Правил регулирования № 1178, установление цен (тарифов) производится регулирующим органом путем рассмотрения соответствующего тарифного дела, проведения экспертизы предложений регулируемой организации (заявления об установлении тарифов и обосновывающих материалов) и принятия решения на заседании правления (коллегиального органа) регулирующего органа, которое считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов.

Согласно Положению о Департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самаркой области от 10 октября 2018 года № 582 (далее – Положение), Департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области.

В силу п. 1.9 Положения, на Департамент возлагается решение задач по обеспечению единой ценовой и тарифной политики на территории Самарской области; государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области; достижение и соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей газа, электрической и тепловой энергии, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, газа и др.

Подпунктами 3.2, 3.6 пункта 2.2 Положения к полномочиям Департамента в сфере электроснабжения отнесено установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям; устанавливает долгосрочные параметры регулирования деятельности для территориальных сетевых организаций Самарской области.

Департамент в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе издавать приказы, носящие нормативный характер, в порядке, установленном Законом Самарской области «О нормативных правовых актах Самарской области» (п. 2.3 Положения).

Для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней в Департаменте образуется коллегиальный орган – коллегия, в состав которой входит не более 9 человек (пункт 3.5 Положения). Состав коллегии Департамента утвержден приказами врио руководителя Департамента от 25.01.2019 № 12, от 12.07.2019 № 188.

Установлено, что Куйбышевская дирекция по энергообеспечению, являющаяся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Самарской области, 25 апреля 2019 года обратилась в Департамент с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы, представив документы согласно реестру.

Извещением Департамента от 08.05.2019 открыто дело об установлении долгосрочных параметров регулирования и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Куйбышевской дирекции по энергообеспечению для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2020 – 2024 годы; назначено должностное лицо, ответственное за подготовку материалов к заседанию коллегиального органа; сформирована экспертная группа из сотрудников Департамента для проведения экспертизы предложения административного истца.

В извещении заявителю предложено представить ряд дополнительных обосновывающих документов.

По результатам оценки поступившего предложения экспертной группой подготовлено экспертное заключение от 13.12.2019 относительно экономической обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Куйбышевской дирекции по энергообеспечению на 2020 год и долгосрочный период регулирования 2020 – 2024 г.г.

27 декабря 2019 года при наличии необходимого кворума состоялось заседание коллегии органа регулирования, на котором большинством голосов его членов приняты решения об установлении в отношении Куйбышевской дирекции по энергообеспечению необходимой валовой выручки на 2020 г., долгосрочных параметров регулирования на 2020 - 2024 г.г. (включая базовый уровень подконтрольных расходов), которые отражены в оспариваемых приказах, что подтверждается протоколом заседания коллегиального органа от 27 декабря 2019 года № 8-э.

Приказы от 27 декабря 2019 года № 867, 871 регулируют вопросы, отнесенные федеральным законодателем к компетенции тарифных органов субъектов Российской Федерации, приняты по итогам правомочного заседания коллегиального органа в форме, предусмотренной пунктом 2.3 Положения, ч. 3 ст. 4, ст. 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», подписаны Врио руководителя Департамента.

Оспариваемые приказы, устанавливающие подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), являются нормативными правовыми актами, поскольку носят нормативный характер - устанавливают правовые нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц и многократное исполнение, обладают обязательной юридической силой на территории Самарской области (ст. 1, п. в ч. 2 ст. 5.1, ст. 9.1 закона Самарской области от 07.07.2000 № 28-ГД), они опубликованы 27.12.2019 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, а также 24 января 2020 года в печатном издании «Волжская коммуна» № 10 (30794) в порядке, установленном Законом Самарской области от 10 мая 1995 № 3-ГД «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области», и вступили в силу с 1 января 2020 года.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах компетенции Департамента, подписаны уполномоченным должностным лицом, приняты с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и по указанным основаниям административным истцом не оспариваются.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При проверке оспариваемой части приказов Департамента от 27 декабря 2019 года №№ 867, 871 на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Положениями пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ к основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике отнесено достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Согласно статье 23 Федерального закона № 35-ФЗ, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

В соответствии с пунктами 2, 7, 16 Основ ценообразования № 1178 под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (пункт 12 Основ).

Согласно абз.8 пункта 38 Основ ценообразования № 1178, базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

В соответствии с пунктами 5, 8 Методических указаний № 98-э тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Исходя из пункта 11 Методических указаний № 98-э, уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) применяется для определения необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей и устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных

расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В силу положений пункта 12 Методических указаний № 98-э, пунктов 17, 18, 26 Основ ценообразования № 1178, в составе базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки подлежат учету планируемые на расчетный период регулирования расходы, связанные с передачей электрической энергии по регулируемому виду деятельности, в том числе расходы на оплату труда.

Как следует из материалов дела, заключения экспертной группы и протокола заседания коллегиального органа, при установлении в отношении Куйбышевской дирекции по энергообеспечению оспариваемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии Департаментом в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки; для расчета базового уровня подконтрольных расходов - метод экономически обоснованных расходов. Для указанной сетевой организации период с 2020 по 2024 год является третьим долгосрочным периодом регулирования, 2020 год - базовым годом долгосрочного периода регулирования.

Согласно предложению об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год административным истцом подконтрольные расходы заявлены в размере 632 760, 44 тыс.руб., из них по статье затрат: «расходы на оплату труда» – 435 069, 43 тыс.руб.

Базовый уровень подконтрольных расходов сетевой организации на 2020 год определен Департаментом с применением метода экономически обоснованных расходов в размере 73, 35 тыс. руб. (п. 9 приказа № 871).

При этом органом регулирования на основании заключения экспертной группы уменьшены заявленные сетевой организацией расходы по статье затрат: «расходы на оплату труда» до 99 826, 69 тыс.руб.

С учетом доли передачи электрической энергии сторонним потребителям, размер заявленной сетевой организацией необходимой валовой выручки на 2020 год (без учета оплаты потерь) уменьшен до 180 031, 76 тыс.руб.

Анализируя доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований ОАО «РЖД» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В силу подпункта 2 пункта 12 Методических указаний № 98-э названный пункт Основ ценообразования применяется при расчете базового уровня подконтрольных расходов по статье затрат «расходы на оплату труда» на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования.

Основным видом деятельности ОАО «РЖД» является деятельность железнодорожного транспорта, междугородние и международные пассажирские перевозки. Вид деятельности – услуги по передаче электрической энергии относится к дополнительным видам деятельности.

Поскольку сетевая организация осуществляет передачу электрической энергии как сторонним потребителям (субабонентам), так и для собственного потребления, в соответствии с п. 14 Методических указаний № 20-э распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией по решению регионального органа производится одним из следующих методов:

- согласно учетной политике, принятой в организации;

- пропорционально отпуску (передаче) электрической (тепловой) энергии.

В данном случае регулятором применен метод пропорционального отпуска (передачи) электрической (тепловой) энергии. В результате в расчет тарифов на услуги принимались расходы с учетом доли передачи электрической энергии сторонним потребителям.

По расчету сетевой организации, как следует из административного иска и объяснений представителя административного истца, затраты на оплату труда работников, занятых передачей электрической энергии, должны составить 435 069, 43 тыс.руб., исходя из фактической численности персонала 807 человек. Считают, что среднемесячная заработная плата на 1 работника определена регулятором без указания нормативного обоснования в размере 24 832, 51 руб., что существенно ниже фактических выплат на одного работника ОАО «РЖД» в 2018 году – 42 107,44 руб., а также статистических данных Федеральной службы государственной статистики о среднемесячной заработной плате по Самарской области по полном кругу организаций за 2019 год – 36 362,0 руб. и по виду деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» - 47 012,80 руб. Полагают, что административным ответчиком в нарушение императивных норм права (ст. 26 Основ ценообразования № 1178) не были приняты к учету данные о фактическом объеме фонда оплаты труда и фактической численности работников истца в последнем отчетном периоде.

В целях проверки данных о среднесписочной численности работников органу регулирования были представлены таблица П.1.16 «Расчет расходов на оплату труда» (в границах Самарской области), статистическая отчетность форма П-4, форма УТО-1 отчет о численности и заработной плате, штатное расписание, коллективный договор, расчет нормативной численности, положения о премировании, распоряжение об индексации заработной платы, тарифные сетки и тарифные ставки по оплате труда.

Как следует из экспертного заключения, принятого за основу коллегиальным органом, исходя из представленных документов, по расчету организации затраты на оплату труда работников, занятых в передаче электрической энергии, должны составить 44 926, 63 тыс.руб. и численность персонала 807 человек.

В соответствии с п. 4 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачу отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и(или) их предельных уровней, утвержденного приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18 (далее Регламент), рассмотрение дела об установлении регулируемых цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), осуществляется на основании заявления регулируемой организации (заявления об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии).

К заявлению прилагаются обосновывающие материалы, включая бухгалтерскую и статистическую отчетность регулируемой организации за предшествующий период регулирования, расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (п.п. 5 п. 5 Регламента, п. 12 и п. 17 Правил ценообразования № 1178).

В силу п. 10 Регламента документы представляются на бумажном носителе и в электронном виде по формам, размещенным на сайте www.eias.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, сетевая организация обязана документально подтвердить предоставленные данные.

При определении численности работников Департаментом проведен анализ официальной информации о численности работников сетевой организации, предоставленной в тарифном деле, опубликованной на официальном сайте организации и в открытых источниках за предшествующий период регулирования.

Установлено, что для Куйбышевской дирекции по энергообеспечению на 2015 год утверждена численность персонала – 314 человек. За предшествующий период сетевой организацией предоставлены противоречивые данные о численности персонала по регулируемому виду деятельности (передача электрической энергии): по отчету ОАО «РЖД» за 2015-2017 годы – 460-459 чел., за 9 месяцев 2018 года (форма № 5 от 12.08.2019) – 459 чел., за 2018 год (форма № 5 от 19.08.2019) – 807 чел.

Вместе с тем, согласно отчетной формы Таблица 1.6 «Расшифровка расходов субъекта естественных монополий, оказывающих услуги по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям» за 2018 год, 807 чел. составляют общую численность персонала, из них непосредственно занятых в передаче электроэнергии - 485 чел., 322 – в прочих видах деятельности. Как видно из федеральной статистической отчетности по форме № П-4 за 2018 год «Сведения о численности и заработной плате работников», 807 чел. также составляют общую численность сетевой организации, тогда как число работников, занятых в передаче электроэнергии указано 496 чел.

Вышеуказанная отчетность предоставляется через государственную информационную систему ЕИАС, подписывается электронной цифровой подписью и является официальным документом.

Согласно инструкции по заполнению формы № 5.2.63 (форма № 5 «Отчет о доходах и расходах территориальной сетевой организации, регулирование тарифов на услуги которой осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования»), прикрепленной к шаблону и размещенной в системе ЕИАС, сведения по этой форме предоставляются только по регулируемому виду деятельности «передача электрической энергии», в том числе и данные по количеству персонала, тогда как сетевой организацией приведены сведения об общей численности работников.

В связи с этим, регулятором обоснованно отмечено, что данные формы № 5 за 2018 год, предоставленные сетевой организацией через систему ЕИАС с численностью сотрудников 807 человек, противоречат сведениям в иных формах отчетности о численности персонала, занятого в передаче электроэнергии.

Доводы административного истца о том, что приведенные в форме № 5 сведения о численности промышленно-производственного персонала (ППП) 807 чел. соответствуют показателям численности персонала в Таблице П1.16 (с учетом собственного потребления), не могут служить основанием для вывода о неправильной оценке регулятором приведенных выше официальных сведений, поскольку указанные отчетные формы различны, в том числе и по порядку заполнения.

Как следует из письменного отзыва административного ответчика, фактические показатели по данным раздельного учета по Самарской области Куйбышевской дирекции по энергообеспечению (раскрытие информации на сайте организации) https://company.rzd.ru/ru/9349/page/105554) следующие:

2015: всего 459 чел., передача э/э – 295; 2016: всего 460 чел., передача э/э – 294;

2017: всего 459 чел., передача э/э – 284; 2018: всего 807 чел., передача э/э – 485.

Таким образом, доводы административного истца о том, что в передаче электрической энергии участвует персонал в количестве 807 человек, не соответствуют представленной и опубликованной информации и свидетельствует о том, что заявленная сетевой организацией численность персонала включает также прочие виды деятельности(деятельность железнодорожной инфраструктуры, перевозки).

Ссылки представителя административного истца в судебном заседании на то, что рост численности персонала до 807 человек обусловлен ростом полезного отпуска конечным потребителям, не нашел своего подтверждения. Департаментом проведен анализ формы федерального статистического наблюдения № 46-ЭЭ(передача) «Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей» с 2016 по 2018 г.г., предоставляемой сетевой организацией, который показал, что за указанный период полезный отпуск конечным потребителям снижается (2016 год – 133 263, 2017 год – 95 772, 2018 год – 95 277).

Причину противоречивых сведений о численности персонала сетевой организации по регулируемому виду деятельности, опубликованных в разных официальных источниках, а также основания значительного увеличения численности сотрудников по отчетным данным за 2018 год по сравнению с 9 месяцами 2018 года (на 348 человек) представитель не пояснил.

Экспертной группой произведен расчет нормативной численности промышленно-производственного персонала (ППП) организации в соответствии с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства», утвержденными приказом Госстроя РФ от 03.04.2000 № 68 и данными Таблиц П 2.1 «Объем воздушных линий электропередач (ВЛЭП) и кабельных линий электропередач (КЛЭП) в условных единицах в зависимости от протяженности, напряжения, конструктивного использования и материала опор» и П 2.2 «Объем подстанций 35-1150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (КТП) и распределительных пунктов (РП) 0, 4- 20 кВ в условных единицах», также представленных Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению к тарифному регулированию.

В результате проведенного расчета численность ППП составила 480 человек. Вместе с тем, представленные сетевой организацией документы свидетельствуют о том, что с 2015 по 2019 год объем эксплуатируемых объектов электросетевого хозяйства (условных единиц), оставался неизменным (18 817, 21), а в 2019 году рост условных единиц, относительно утвержденного числа, составил только 0,17% (18 849, 15).

В соответствии с п. 48 приказа ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке)», расчет необходимой валовой выручки и тарифов на услуги осуществляется с учетом объектов электросетевого хозяйства на соответствующем уровне напряжения согласно условным единицам.

При расчете численности персонала, наряду со сведениями о количестве используемых условных единиц, регулятором также учтено, что на предшествующий долгосрочный период численность ППП была принята в размере 314 человек.

При этом расходы, заявленные сетевой организацией на новый долгосрочный период регулирования (ДПР) по статье «расходы на оплату труда» (435 069, 43 тыс.руб.) превышают установленные регулятором на 2019 год (73 782, 73 тыс.руб.) в 5,8 раза, тогда как объем условных единиц электротехнического оборудования, заявленный организацией на 2020 год, по отношению к предыдущему ДПР, увеличился лишь на 0,17%, что подтверждает правильность вывода регулятора об экономически необоснованном размере заявленных расходов.

Ввиду отсутствия сведений об изменении условий деятельности организации, при несущественном росте условных единиц, численность ППП сетевой организации на 2020 год определена экспертной группой и принята регулятором в количестве 335 чел. (число условных единиц – 18 849,7), что, по мнению суда, основано на анализе представленных обосновывающих материалов и отвечает принципу экономической обоснованности.

Размер среднемесячной заработной платы на 1 работника Департаментом утвержден в размере 24 832, 51 руб.

Среднемесячная заработная плата на одного работника определена регулятором в соответствии с экспертным заключением и рассчитана исходя из тарифной ставки рабочего 1-го разряда - 8 643 руб., установленного с 1 января 2019 года Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы (далее Отраслевое тарифное соглашение), тарифного коэффициента, рассчитанного департаментом по организации – 1,73; процентов по премиям и выплатам, рассчитанным на основе данных, указанных в таблице П 1.16 на 2020 год (текущее премирование – 34, 62%, вознаграждение за выслугу лет – 21, 11%, выплаты по итогам года – 5, 51%), а также с учетом индекса потребительских цен, определенным Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год – 3% (1,03).

При этом учитывалось, что в предшествующем ДПР (2015-2019г.г.) среднемесячная заработная плата для сетевой организации была принята в размере 16 738, 1 руб. Таким образом, рост среднемесячной оплаты труда, принятой Департаментом на 2020 год, по отношению к среднемесячной оплате труда на 2015 год (предыдущий ДПР) составил 48, 3%.

Как следует из протокола заседания коллегиального органа, величина операционных подконтрольных расходов (ОПР) сетевой организации на 2020 год утверждена Департаментом на уровне 122 155, 26 тыс.руб., то есть с ростом к 2019 году на 13%. Расходы на оплату труда утверждены на уровне 99 826, 69 тыс.руб., то есть с ростом к 2019 году на 35%.

Органом регулирования также обоснованно учтено, что заявленный Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению тарифный коэффициент (1,89) соответствует 2-му уровню оплаты труда 4-ого разряда по Тарифной сетке по оплате труда рабочих, утвержденной Положением о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» (утв. решением правления ОАО «РЖД», протокол от 18-19 декабря 2006 № 40).

Однако, в соответствии с предоставленным перечнем работ, при выполнении которых оплата труда рабочих производится по тарифным ставкам первого, второго, третьего и четвертого уровней оплаты труда, утвержденным Положением ОАО «РЖД» (далее также Перечень), ко 2-му уровню оплаты труда относятся работы, связанные с ремонтом и обслуживанием железнодорожного подвижного состава и т.п. Таким образом, заявленный сетевой организацией тарифный коэффициент 1,89 для определения необходимой валовой выручки по виду деятельности «передача электрической энергии» необоснован.

В результате анализа представленных материалов, Департаментом было установлено, что у сотрудников организации преобладает 5 разряд оплаты труда. В соответствии с Перечнем, к 1-ому уровню оплаты труда относятся работы, не связанные с движением поездов, ремонтом и обслуживанием железнодорожного подвижного состава и технических средств. Согласно Перечню, по 1-ому уровню оплаты труда, 5 разряду соответствует тарифный коэффициент – 1,73, который и был принят к расчету регулятором.

Как видно из Таблицы П1.16 «Расчет расходов на оплату труда», предоставленной к тарифной заявке на 2020 год, в ней отражены суммы по премиям и иным выплатам. Исходя из этих сумм, Департаментом определены проценты по премиям и выплатам в вышеуказанном размере и применены при расчете среднемесячной оплаты труда на 2020 год. Сумма по прочим выплатам, заявленная организацией в Таблице П1.16, не учитывалась, так как данные выплаты по указанной форме не предусмотрены.

Доводы административного истца о том, что фактическая среднемесячная оплата труда за 2018 год в организации составила 42 107 руб., не могут быть учтены, поскольку из предоставленных сетевой организацией документов следует, что указанный размер оплаты труда рассчитан не только по сотрудникам, задействованным в оказании услуг по передаче электрической энергии, но и занятым основным видом деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что затраты сетевой организации по статье «расходы на оплату труда» на 2020 год регулятором обоснованно приняты в соответствии с заключением экспертной группы на основе анализа представленных обосновывающих материалов, бухгалтерской и статистической отчетности сетевой организации.

Определенный Департаментом на 2020 год размер фонда оплаты труда для Куйбышевской дирекции по энергообеспечению, не противоречит положениям п. 26 Основ ценообразования № 1178, поскольку установлен с учетом отраслевого тарифного соглашения, фактического объема фонда оплаты труда, фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования и прогнозного индекса потребительских цен.

При этом требований о том, что принятый регулятором размер расходов на оплату труда, должен «покрывать» заявленный сетевой организацией размер фонда оплаты труда сотрудников, занятых в передаче электрической энергии, законодательство не содержит. Оснований полагать, что при установлении размера затрат по статье «расходы на оплату труда» органом регулирования необоснованно принята тарифная ставка, определенная Отраслевым тарифным соглашением, у суда не имеется.

Вопреки доводам административного истца, действующим законодательством в области регулирования тарифов в сфере электроэнергетики не предусмотрено использование регулятором при расчете заработной платы статистических сведений о размере заработной платы в отдельном регионе деятельности сетевой организации, в связи с чем ссылка на такие сведения является необоснованной.

Коммерческая организация вправе устанавливать и производить оплату труда в соответствии с нормами действующего законодательства, включая отраслевые соглашения и внутренние локальные нормативные акты, регулирующие оплату труда в данной организации (в том числе в максимально возможном размере), однако, согласно действующему законодательству в области установления и регулирования тарифов на электроэнергию, это не влечет обязанность органа регулирования принимать к расчету именно заявленные сетевой организацией показатели - размер среднемесячной тарифной ставки, тарифного коэффициента, всего объема предполагаемых затрат на премирование и иные выплаты, которые в соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 лишь подлежат учету регулятором, исходя из фактических, но экономически обоснованных затрат. К тому же, Отраслевым тарифным соглашением и Положением о премировании конкретные показатели премирования работников определяются с учетом различных оценочных факторов, то есть не являются постоянной величиной и отнесены исключительно к усмотрению работодателя. Увеличивать размер оплаты труда ППП, занятого в передаче электроэнергии, работодатель в данном случае вправе и из расчета доходов от основного вида деятельности железнодорожного транспорта, междугородних и международных пассажирских перевозок, а не исключительно за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В свою очередь, Департамент, являясь органом исполнительной власти в области установления тарифов, в целях формирования единого системного подхода в вопросах установления тарифов для сетевых организаций, обязан соблюдать баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также ограничен предельными уровнями тарифов, утверждаемыми ФАС России.

Поскольку подконтрольные расходы подлежат ежегодной индексации регулятором, включение в них расходов на оплату труда в необоснованно высоком размере, повлечет неправомерное завышение базового уровня подконтрольных расходов на первый и последующие годы долгосрочного периода регулирования и, соответственно, необоснованное увеличение тарифной нагрузки на потребителя.

Суд полагает, что принятые регулятором значения по статье затрат «расходы на оплату труда» соответствуют основным принципам государственного регулирования цен (тарифов) - обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (ст. 23 закона № 35-ФЗ).

В заключении экспертной группы от 13.12.2019, в соответствии с действующим законодательством в сфере тарифного регулирования, приведен необходимый анализ официальной информации, приложенных сетевой организацией обосновывающих документов, в том числе обоснование затрат по статье «расходы на оплату труда». Снижая численность заявленных сетевой организацией работников, занятых в передаче электроэнергии, регулирующий орган, как следует из протокола коллегиального органа, учел выводы, содержащиеся в заключении экспертной группы.

Вопреки доводам административного истца, из заключения экспертной группы, протокола заседания коллегиального органа с очевидностью следует, что причиной снижения заявленной численности персонала, занятого в передаче электрической энергии, является незначительный рост числа условных единиц электросетевого оборудования сетевой организации по сравнению с предшествующим периодом регулирования, при отсутствии документов, обосновывающих необходимость (причину) увеличения численности ППП сетевой организации на 2020 год по данному виду деятельности до 485 – 496 чел. и, тем более, до 807 человек. В протоколе коллегиального органа от 27.12.2019, кроме того, отмечено, что расчет нормативной численности ППП произведен регулятором также в соответствии с приказом Госстроя РФ от 03.04.2000 № 68, данными Таблиц П 2.1, П2.2, представленных к тарифному делу.

При этом, сведений об «индексации» численности персонала в заключении и протоколе, вопреки ссылкам административного истца, не содержится.

Процентное соотношение (6,6%) между численностью ППП, принятой регулятором на 2015-2019г.г., и установленной на первый (базовый) год следующего долгосрочного периода регулирования (2020г.), приведено административным ответчиком в письменном отзыве для подтверждения величины, на которую численность персонала увеличена, а не для обоснования произведенных расчетов и, соответственно, не является методом расчета.

Таким образом, проведенный Департаментом анализ имеющейся информации, свидетельствует о том, что в соответствии с положениями п. 12 Методических указаний № 98-э и пунктов 17, 18, 25, 26 Основ ценообразования № 1178 при определении базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки на следующий период регулирования административным ответчиком были в полной мере учтены заявленные сетевой организацией на расчетный период расходы на оплату труда, исходя из численности ППП, занятого в передаче электрической энергии, однако приняты к расчету, согласно требованиям законодательства, только экономически обоснованные данные, подтвержденные в совокупности представленными в тарифное дело документами.

В тарифном регулировании, по данным сетевой организации, участвуют Куйбышевская дирекция, а также Самарская, Абдулинская, Сызранская и Жигулевская дистанции.

Как следует из представленного к тарифной заявке штатного расписания, в нем отражена общая численность персонала (2 671 чел.) с учетом дистанций, не относящихся к заявленным в регулировании: Пензенская, Ульяновская, Башкирская дистанции.

При этом анализ штатного расписания показал, что на дистанциях присутствуют такие должности, как «электромонтер контактной сети», «электромонтер воздушных линий», «электромонтер по эксплуатации распределительных сетей», «электромонтер тяговой подстанции». Однако, доказательств учета численности по указанным должностям сетевой организацией не представлено.

Доводы административного истца о том, что в целях определения экономически обоснованно размера расходов на оплату труда, при наличии противоречий и неясностей в представленных документах, Департамент был вправе запросить у сетевой организации дополнительные сведения, не могут быть учтены судом.

Дополнительные обосновывающие документы, в соответствии с положениями п. 19 Правил ценообразования № 1178, были запрошены регулятором как при направлении в адрес сетевой организации извещения об открытии тарифного дела, так и в ходе проверки и анализа тарифной заявки.

В частности, в целях подтверждения заявленной численности ППП, занятого в передаче электрической энергии по Самарской области, Департаментом 13.11.2019 в адрес сетевой организации по электронной почте был направлен запрос, на который представлена выгрузка из штатного расписания по персоналу Куйбышевской дирекции по энергообеспечению в количестве 839 человек (больше чем указано в заявке), включая всех работников тяговых подстанций и контактной сети, то есть не только работников, участвующих в передаче электрической энергии, но и занятых в организации железнодорожных перевозок.

Учитывая, что работники контактной сети не участвуют в передаче электрической энергии, что не оспаривалось представителем административного истца, а оборудование «контактная сеть» не заявлено в тарифное регулирование, они обоснованно исключены Департаментом из заявленной численности ППП.

При этом, в соответствии с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства», утвержденными приказом Госстроя РФ от 03.04.2000 № 68, в численность персонала включена часть работников тяговых подстанций, исходя из количества условных единиц, нормативной численности работников и их взаимозаменяемости.

Ссылки Куйбышевской дирекции по энергообеспечению на то, что в организации в период с 2016-2017г.г. используется Единая корпоративная автоматизированная система управления трудовыми ресурсами (ЕКАСУТР), аналитическая программа «Подсистема сводной аналитической отчетности по фонду оплаты труда», позволяющие осуществлять необходимые расчеты пропорционально доле технических единиц, относимой на услуги по передаче электрической энергии, не могут служить основанием для признания приказов Департамента в оспариваемой части недействующими.

В представленной сетевой организацией в Департамент отчетности за период с 2016-2017 г.г. данное перераспределение не отражено. Ведение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности установлено на федеральном уровне.

Поскольку документов, обосновывающих занятость всей штатной численности работников Куйбышевской дирекции по энергообеспечению непосредственно в передаче электрической энергии к тарифной заявке, а также до истечения 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования по своей инициативе (п. 12 Правил ценообразования № 1178) в орган регулирования представлено не было, численность промышленно-производственного персонала в количестве 335 человек рассчитана Департаментом исходя из штатного расписания и представленной по запросу выгрузки из него по дистанциям, заявленным в тарифное регулирование на 2020 год, с учетом перечня должностей персонала, непосредственно занятого в передаче электрической энергии.

Доводы административного истца о том, что Департамент не истребовал должностные инструкции и тарификационные характеристики по должностям, участие которых в передаче электрической энергии вызывает сомнение, а также ссылки на указанные документы, представленные в ходе судебного разбирательства, суд полагает необоснованными.

Использование в организации Единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами и иных аналитических программ, не освобождает административного истца от обязанности подтвердить расчет расходов, в данном случае на оплату труда, с приложением надлежаще оформленных документов за предыдущий период регулирования и экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой непосредственно при обращении за установлением тарифов в орган регулирования (п.п.8 п. 17 Правил регулирования № 1178), а не в судебном порядке.

Документы, подтверждающие, что для обслуживания объектов электросетевого хозяйства на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования 2020-2024г.г. необходимо значительное увеличение численности ППП, включая всех сотрудников, согласно представленного штатного расписания и выгрузки из него, как и подтверждающих в какой мере они заняты в регулируемом виде деятельности, Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению в орган регулирования в установленном Правилами ценообразования № 1178 порядке и сроки не представлено, в том числе и по запросу Департамента.

Из заключения экспертной группы и протокола заседания коллегиального органа следует, что при проведении анализа подконтрольных расходов за предшествующий период регулирования по статье «затраты на оплату труда», выявлен экономически необоснованный объем финансовых средств, включенных в состав необходимой валовой выручки Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению.

Во исполнение обязанности, предусмотренной п. 7 Основ ценообразования № 1178, при установлении необходимой валовой выручки и базового уровня подконтрольных расходов, включая размер расходов на оплату труда, регулирующий орган исходил из обстоятельств, свидетельствующих как о намерениях субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность, получить экономический эффект, так и учитывал, что экономическая обоснованность расходов связана, прежде всего, с их оправданностью - необходимостью их осуществления в целях реальной экономической деятельности, направленной на получение дохода, а также исходил из расходов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования и принял меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов. Оспариваемый размер расходов является сопоставимым по отношению к первому году нового долгосрочного периода регулирования.

Положения пункта 28 Правил регулирования № 1178 не предусматривают отражение в протоколе заседания коллегиального органа оснований, по которым расходы по отдельным статьям затрат снижены, должны быть указаны только основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов. Такие основания в протоколе от 27.12.2019 указаны, в том числе и со ссылкой на заключение экспертной группы, что не может рассматриваться как достаточное основание для признания оспариваемых приказов недействующими.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения региональных нормативных правовых актов, устанавливающие для Куйбышевской дирекции по энергообеспечению экономически обоснованные размеры базового уровня подконтрольных расходов, необходимой валовой выручки, не противоречат имеющему большую юридическую силу законодательству, регулирующему деятельность в области электроэнергетики, и не нарушают права и законные интересы административного истца на возмещение необходимых затрат при осуществлении регулируемой деятельности, поскольку установленное правовое регулирование обеспечивает соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, согласуется с целями тарифного регулирования.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что в удовлетворении заявленного ОАО «РЖД» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» административного иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» к Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области о признании не соответствующими законодательству Российской Федерации и недействующими со дня принятия:

- подпункта 9 Приложения № 1 приказа Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № 867 от 27.12.19 «Об установлении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций Самарской области на долгосрочный период регулирования» в части установления в отношении Куйбышевской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024г.г.,

- подпункта 9 Приложения к приказу Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 27.12.2019 № 871 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Самарской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» в части установления в отношении Куйбышевской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год,

а также о возложении на Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области обязанности в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять замещающие оспариваемые нормативные правовые акты, установив для Куйбышевской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» необходимую валовую выручку на долгосрочный период регулирования 2020-2024г.г. и базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год с учетом экономически обоснованных затрат по статье «расходы на оплату труда» в размере 435 069, 43 тыс.руб., о взыскании государственной пошлины, уплаченной при подаче административного иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.12.2020.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

г. Самара 2 декабря 2020 года

Самарский областной суд в составе

председательствующего судьи Калинниковой О.А.

при секретаре Добиной Д.Д.

с участием прокуроров Атяскиной О.А., Ярополова В.А.,

представителя административного истца Рыжкова А.В., представителя административного ответчика Ильясовой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1199/2020 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» к Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области о признании недействующими в части приказов №№ 867, 871 от 27.12.2019,

руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» к Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области о признании не соответствующими законодательству Российской Федерации и недействующими со дня принятия:

- подпункта 9 Приложения № 1 приказа Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № 867 от 27.12.19 «Об установлении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций Самарской области на долгосрочный период регулирования» в части установления в отношении Куйбышевской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024г.г.,

- подпункта 9 Приложения к приказу Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 27.12.2019 № 871 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Самарской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» в части установления в отношении Куйбышевской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год,

а также о возложении на Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области обязанности в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять замещающие оспариваемые нормативные правовые акты, установив для Куйбышевской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» необходимую валовую выручку на долгосрочный период регулирования 2020-2024г.г. и базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год с учетом экономически обоснованных затрат по статье «расходы на оплату труда» в размере 435 069, 43 тыс.руб., о взыскании государственной пошлины, уплаченной при подаче административного иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А.Калинникова