Самарский гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Самарский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К...
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
15 июня 2010 года город Самара
Судья Самарского гарнизонного военного суда ПАК И.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда без участия сторон, жалобу командира войсковой части 02190 генерал-майора ФИО1 на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 3 февраля 2010 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу № 42-10/30,
УСТАНОВИЛ:
Командир войсковой части 02190 генерал-майор ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил признать незаконным постановление о назначении ему административного наказания по ч.1 ст.15.14 КоАП РФ от 3 февраля 2010 года по делу № 42-10/30, в виде штрафа в размере 4000 рублей, вынесенное врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее – Управление, административный орган) и прекратить производство по данному делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
При этом в жалобе отмечается, что административным органом не было учтено того обстоятельства, что в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса в соответствующие финансовые документы были внесены необходимые изменения и на конец 2009 года все расходы были приведены в соответствие с бюджетной сметой войсковой части на 2009 год. На данные обстоятельства указывает наличие уведомления, согласованного с Управлением Федерального казначейства по Самарской области, об уточнении кода бюджетной классификации в пределах текущего финансового года.
Извещённые надлежащим образом участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не прибыли, а в своем письменном заявления представитель командира войсковой части 02190 ФИО2 просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив имеющиеся материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 38 Бюджетного Кодекса РФ бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
- составляет и исполняет бюджетную смету,
- принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства,
- обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
В части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
18 января 2010 года главным контролером-ревизором ТУ Росфиннадзора в Самарской области ФИО3 в отношении командира вышеназванной войсковой части генерал-майора ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 42-10/30, предусмотренном ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении явилось то обстоятельство, что 27 февраля 2009 года командиром войсковой части 02190 ФИО1 был выдан аванс на оплату командировочных расходов в размере 31 800 рублей, что подтверждается расходным кассовым ордером от 27 февраля 2009 года № 83 и раздаточной ведомостью № 57.
Согласно Приказу Министерства Финансов РФ от 25 декабря 2008 года № 145н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» указанные расходы следует отражать по кодам БК: ППП 187, ФКР 0201, КЦСР 2027000, КВР 014, ЭКР 212 «Прочие выплаты», ППП 187, ФКР 0201, КЦСР 2027000, КВР 014, ЭКР 222 «Транспортные услуги» и ППП 187, ФКР 0201, КЦСР 2027000, КВР 014, ЭКР 226 «Прочие расходы». В то же время, на момент выплаты в кассе войсковой части остаток денежных средств по данным кодам БК составлял 12 100 рублей, что свидетельствует о том, что средства федерального бюджета в сумме 19 700 рублей направлены на цели не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2009 год, сметой доходов и расходов на 2009 год, что в соответствии со ст. 289 БК РФ, делается вывод в протоколе, является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
На основании протокола об административном правонарушении от 3 января 2010 года и приложенных материалов, врио руководителя Управления ФИО4 3 февраля 2010 года вынесено постановление по делу № 42-10/30 о признании командира войсковой части 02190 ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании бюджетных средств на сумму 19 700 рублей, и назначении наказания по ч.1 ст.15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
При этом в постановлении отмечается, что средства федерального бюджета в сумме 19 700 рублей были направлены на цели не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2009 год и сметой доходов и расходов на 2009 год.
В суде исследована раздаточная ведомость № 57, согласно которой 27 февраля 2009 года военнослужащим войсковой части 02190 выданы денежные средства на выплату командировочных расходов, в сумме 31 800 рублей.
Согласно Приказу Министерства Финансов РФ от 25 декабря 2008 года № 145н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» указанные расходы следует отражать по кодам БК: ППП 187, ФКР 0201, КЦСР 2027000, КВР 014, ЭКР 212 «Прочие выплаты», ППП 187, ФКР 0201, КЦСР 2027000, КВР 014, ЭКР 222 «Транспортные услуги» и ППП 187, ФКР 0201, КЦСР 2027000, КВР 014, ЭКР 226 «Прочие расходы», соответственно.
Произведенные расходы в сумме 31 800 рублей подтверждаются исследованным в суде расходным кассовым ордером от 27 февраля 2009 года № 83.
Таким образом, в суде достоверно подтвержден факт расходования 27 февраля 2009 года в войсковой части 02190 денежных средств на командировочные расходы в сумме 31 800 рублей.
Как видно из вышеназванного постановления административного органа от 3 февраля 2010 года, в вину командиру войсковой части вменяется факт расходования этих денежных средств на цели не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2009 год и сметой доходов и расходов на 2009 год.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации даны следующие определения:
бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с настоящим Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета);
бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
Из отчета войсковой части 02190 об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя средств бюджета по состоянию на 01 января 2010 года следует, что войсковая часть 02190 надлежащим образом исполнила бюджетные обязательства, доведенные до нее в 2009 году, в том числе и по кодам расхода бюджетной классификации ЭКР 212, ЭКР 222 и ЭКР 226, тогда как в вину командиру войсковой части вменяется именно нецелевое расходование денежных средств по названным кодам в указанном финансовом году.
То обстоятельство, что по данным кодам расхода бюджетной классификации на 2009 год были запланированы денежные средства подтверждается как содержанием бюджетной сметы войсковой части 02190 на 2009 год, утвержденной 30 декабря 2008 года так и содержанием уточненной бюджетной сметы названной воинской части, утвержденной 30 декабря 2009 года, где указано, что общая сумма расходов на эти цели для войсковой части 02190 предусмотрена в размере 1 917 280 рублей.
При таких обстоятельствах следует придти к выводу, что при расходовании командиром войсковой части 02190 27 февраля 2009 года денежных средств в сумме 19 700 рублей по кодам БК: ППП 187, ФКР 0201, КЦСР 2027000, КВР 014, ЭКР 212 «Прочие выплаты», ППП 187, ФКР 0201, КЦСР 2027000, КВР 014, ЭКР 222 «Транспортные услуги» и ППП 187, ФКР 0201, КЦСР 2027000, КВР 014, ЭКР 226 «Прочие расходы», не были нарушены условия их получения, определенные утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2009 год и сметой доходов и расходов на 2009 год, поскольку согласно названным выше документам денежные средства на эти цели в 2009 году были запланированы и использованы надлежащим образом.
Согласно содержанию диспозиции ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ административная ответственность должностных лиц может наступать и в случае использования бюджетных средств, получателем бюджетных средств на цели не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным и иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, однако подобных обстоятельств в вину командиру войсковой части 02190 административным органом не вменяется. В постановлении о назначении административного наказания от 3 февраля 2010 года какие-либо иные документы, за исключением названных выше, не перечислены.
Также, административным органом не установлено на какие цели первоначально были получены бюджетные средства, нецелевое использование которых вменяется в вину командиру войсковой части 02190, тогда как установление этих обстоятельств, является составной частью объективной стороны состава данного административного правонарушения.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, может быть совершено только с прямым умыслом, вместе с тем субъективная сторона данного состава правонарушения в постановлении административного органа вопреки требованиям ст. 2.1 КоАП РФ своего отражения не нашла, какие-либо выводы о форме вины правонарушителя не сделаны, что не позволяет суду придти к выводу о правомерности привлечения командира части к административной ответственности.
Кроме того, в названном постановлении не имеется ни одной ссылки на финансовые документы, подтверждающие то, обстоятельство, что на 27 февраля 2009 года в кассе войсковой части не имелось денежных средств по кодам расхода бюджетной классификации ЭКР 212, ЭКР 222 и ЭКР 226, за исключением 12 100 рублей, в связи с чем, остается неясным на каком основании административный орган пришел к такому выводу.
Согласно имеющейся в материалах дела справки по операциям с денежными средствами по счету «бюджет касса» на 27 февраля 2009 года включительно по кодам БК: ППП 187, ФКР 0201, КЦСР 2027000, КВР 014, ЭКР 212 «Прочие выплаты» с начало года на указанное число поступили денежные средства в сумме 192 462,00 рублей и на сумму 188 165 рублей произведен расход денежных средств, ППП 187, ФКР 0201, КЦСР 2027000, КВР 014, ЭКР 222 «Транспортные услуги» поступило – 736 858 рубля и на такую же сумму произведен расход денежных средств, ППП 187, ФКР 0201, КЦСР 2027000, КВР 014, ЭКР 226 «Прочие расходы» поступило –380 720 рублей и на сумму 369 675 произведен расход денежных средств. То есть указанного числа все денежные средства были использованы на те цели, на которые они были получены.
Вместе с тем, в суде были исследованы реестры первичных документов по использованию в войсковой части 02190 средств по вышеуказанным кодам БК, оформленные главным контролером-ревизором ТУ Росфиннадзора в Самарской области ФИО3, согласно которым на 27 февраля 2009 года денежные средства по названным ЭКР отсутствовали за исключением 12 100 рублей.
ФИО1 в жалобе указал, что клиент, каковым он является, как получатель средств федерального бюджета, вправе в пределах текущего финансового года уточнить операции по кассовым выплатам и (или) коды бюджетной классификации, по которым данные операции были отражены на лицевом счете клиента. Для уточнения указанных операций и кодов бюджетной классификации по операциям клиент представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.
Из материалов дела видно, что командир войсковой части 02190 в декабре 2009 года направил в адрес отделения по г. Самаре Управления Федерального казначейства по Самарской области Уведомления №№ 33, 40, 39 и об уточнении вида и принадлежности платежей, указанных в заявке на получение наличных денег от 27 февраля 2009 года, которое было принято к исполнению и исполнено в подтверждение чего имеется отметка Федерального казначейства № 0406 от 4 декабря 2009 года об изменении реквизитов платежного документа.
Поскольку указанные изменения были произведены в полном соответствии с положениями Порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в 2008 году, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 24.08.2007 №74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 года №8н, суд полагает необходимым положить в основу судебного решения данные вышеуказанной справки по операциям с денежными средствами по счету «бюджет касса» на 27 февраля 2009 года, а содержание приведенных выше реестров не может признать достаточным доказательством факта совершения административного правонарушения.
При этом суд также учитывает, что в соответствии со ст. 12 и 162 БК РФ лимиты бюджетных обязательств действуют в течение года, а в соответствии со ст. 242 и 264 БК РФ исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря текущего года, которым завершается финансовый год, а по итогам финансового года согласно названной справке «бюджет касса» случаев нецелевого расходования денежных средств не установлено, в том числе и 27 февраля 2009 года.
Что же касается представленного в материалах дела акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности войсковой части 02190 № 42-02-04/301, то обстоятельства совершения административного правонарушения, описанные в составленных позднее протоколе и постановлении административного органа в нем подробно не отражены, а имеются лишь общие указания на установление проверкой случаев выдачи наличных денежных средств при их отсутствии или наличии их в недостаточном количестве на цели, не соответствующие условиям получения денег в кассу. Далее отмечается, что по коду расхода бюджетной классификации ЭКР 212 установлен 91 такой случай, по коду ЭКР 222 – 75 случаев и по коду ЭКР 226 – 32 случая, ни один из этих случаев конкретно не описан, доказательства, на основании которых были сделаны эти выводы, не приведены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным органом по данному делу, факт нецелевого использования командиром войсковой части 02190 бюджетных средств бесспорно не установлен, а, учитывая положения ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которым неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд считает, что постановление ВРИО руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 3 февраля 2010 года по делу № 42-10/30 подлежит отмене, а производство по делу прекращению, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, т.е. в силу п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Что же касается доводов заявителя о необходимости прекращения производства по данному делу связи с отсутствием события административного правонарушения, то суд, не может признать их убедительными, поскольку подобный вывод не согласуется с анализом исследованных в суде доказательств, учитывая, что события, связанные с расходованием бюджетных средств 27 февраля 2009 года по делу бесспорно установлены.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 3 февраля 2010 года по делу № 42-10/30, о привлечении командира войсковой части ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, отменить и производство по данному делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, т.е. на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня вручения или получении копии решения заинтересованными лицами.
...
...
...
...
...
...
...
...
Судья Самарского гарнизонного военного суда И.Э. ПАК