НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сальского городского суда (Ростовская область) от 30.06.2017 № 2-965/2017

Дело №2-965/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.06.2017 г.

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

Председательствующего судьи Федяковой М.В.

при секретаре Тереховой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шахбандаровой З.К, к ГУ УПФ РФ в г. Сальск и Сальском районе об оспаривании отказа в назначении страховой пенсии по старости

УСТАНОВИЛ:

Шахбандарова З.К. обратилась в суд с иском в котором просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.04.2017 г. УПФ РФ в г. Сальск и Сальском районе об отказе ей в назначении страховой пенсии, обязать ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе включить в страховой стаж периоды её работы с 1978 по 1984 г. в <данные изъяты>,, 1985 г. по 1989 г. рабочая в <данные изъяты> и назначить пенсию по старости с момента возникновения права, указывая на то, что 31 января 2017 года она обратилась в УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». К заявлению были приложены документы: паспорт, архивная справка о заработной плате от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка о заработной плате от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка о заработной плате от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка из Ташкентской области Пскентского районного хозрасчетного архива личного состава от 5.02.2016; архивная справка из Территориального управления по архивному делу Ташкентской области Межведомственного хозрасчетного архива документов личного состава Пскентского района от 10.02.2017.

Трудовая книжка Шахбандаровой З.К. осталась в отделе кадров <данные изъяты> и к заявлению приложена не была. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решила включить в страховой стаж периоды: с 02.04.1990г. по 09.07.1992г. - с/х рабочая в з/с «Гигант», с 10.07.1992г. по 31.08.1993г. -с/х рабочая в з/с «Гигант», с 01.12.1993г. по 31.12.1993г. - с/х рабочая в з/с «Гигант», 01.06.2011 - период ухода за ребенком до 1,5 лет.

Общий стаж составил 04 года 10 месяцев 2 дня.

Периоды её работы в <адрес> с 1978 по 1984 – работа в <данные изъяты>, с 1985 г. по 1989 г. - рабочая в <данные изъяты> в общий стаж засчитаны не были, и Решением от 28.04.2017 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости по ст. 8 ФЗ № 400 от 28.12.2013, ввиду отсутствия документов, подтверждающих стаж работы не менее 8 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 11,4.

В обосновании отказа включения периодов её работы легли доводы о том, что 14.02.2017 УПФР в городе Сальске и Сальском районе был направлен запрос справок о стаже работы и заработке во внебюджетный ПФ при Министерстве финансов Республики Узбекистан, ответы на запросы не поступили, компетентными органами сведения о страховом стаже и заработке за периоды с 1978 - 1984 и с 1985 - 1989 не подтверждены. С указанными доводами она не согласна и считает решение об отказе незаконным, нарушающим её право на назначение страховой пенсии по старости. Периоды, указанные в справках, могут подтвердить свидетели с которыми она работала вместе в <данные изъяты> Согласно архивных справок о заработной плате Шахбандарова З.К. осуществляла трудовую деятельность в <данные изъяты>, и <данные изъяты>, в связи с чем ей была начислена и выплачена заработная плата. Она не должна быть лишена права на включение периодов работы в страховой стаж, в связи с тем, что организация, где она работала, не выдала ей трудовую книжку и ПФ при Министерстве финансов Республики Узбекистан ненадлежащим образом выполнили свои обязанности. Данные обстоятельства не могут её лишать права на включение периодов в её страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.

Истец Шахбандарова З.К. в суд не явилась, извещена надлежащим образом, интересы по доверенности представляет Лыкова Т.В. (ст. 48 ГПК РФ).

В судебном заседании представитель истца требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Богатырев В.В. в судебном заседании с требованиями истца не согласился, в материалы дела представил письменные возражения, суду пояснил, 31.01.2017 истец обратилась в УПФР в г- Сальске и Сальского района Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Трудовую книжку при обращении не представила. Истцом были представлены справки о стаже и заработке, одной их которых являлась архивная справка о заработке от 25.02.2016 из Ташкентской области Пскентского района на имя Шахбандаровой З.К, работавшей в <данные изъяты> за период с 1978г. по 1984г.

В соответствии со ст. 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. компетентные учреждения (органы) Сторон принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера.

В связи с этим, территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение страхового стажа и заработка приобретенных на территории государств-участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.

УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области были сделаны запросы справок о стаже работы и заработке от 14.02.2017г., от 31.03.2017г. (повторно) во Внебюджетный пенсионный ФРНД при Министерстве финансов Республики Узбекистан, однако до настоящего времени ответы на запросы не поступали, и, исходя из того, что сведения о страховом стаже (заработке), выданные Псекентским районным хозрасчетным архивом личного состава Ташкенсткой области Республики Узбекистан не подтверждены компетентным органом, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, принято решение об отказе в назначении страховой пенсии в виду отсутствия необходимого страхового стажа в 2017г. - 8 лет. Страховой стаж истицы на дату обращения составляет: 04 года 10 месяцев 02 дня.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, требования истца подлежат удовлетворению.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.123.2013 г., тсраховая пенсия по старости назначается женщинам достигшим возраста 55 лет при наличии не менее 8 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 11,4 (в 2017 г.).

Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Судом установлено и как следует из материалов дела, 31.01.2017 г. Шахбандарова З.К. обратилась в УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». К заявлению были приложены документы: паспорт Шахбандаровой З.К.; архивная справка о заработной плате от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка о заработной плате от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка о заработной плате от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка из Ташкентской области Пскентского районного хозрасчетного архива личного состава от 5.02.2016; архивная справка из Территориального управления по архивному делу Ташкентской области Межведомственного хозрасчетного архива документов личного состава Пскентского района от 10.02.2017.

Решением Комиссии прав граждан от 28.04.2017 Шахбандаровой З.К. включены в страховой стаж периоды:

с 02.04.1990г. по 09.07.1992г. - с/х рабочая в з/с «Гигант»

с 10.07.1992г. по 31.08.1993г. -с/х рабочая в з/с «Гигант»

с 01.12.1993г. по 31.12.1993г. - с/х рабочая в з/с «Гигант»

01.06.2011 - период ухода за ребенком до 1,5 лет, определив общий стаж 04 года 10 месяцев 2 дня, отказано в назначении страховой пенсии по старости по ст. 8 ФЗ № 400 от 28.12.2013, ввиду отсутствия документов, подтверждающих стаж работы не менее 8 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 11,4, отказано в зачете в страховой стаж периодов работы с 1978 по 1984 – работа в <данные изъяты> и с 1985 г. по 1989 г. - рабочая в <данные изъяты>.Отказано в принятии к зачету для исчисления размера страховой пенсии заработной платы за период с 1978 года по 1984 год. Основание к отказу в назначении страховой пенсии указано на то. что в адрес УПФ в г. Сальск и Сальского района не поступили ответы на запросы о страховом стаже и заработке истца от компетентных органов на запросы.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд не может согласиться с принятым решением ответчика, исходя из следующего:13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения

В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

В соответствии с п.15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 г. №1-1-У « О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано в Минюсте 21.03.1996 г., регистрационный №1056) документы о стаже работы и заработка предоставляемые из государств - бывших республик союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документа может быть произвольной.

Представленные истцом архивная справка о заработной плате от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка о заработной плате от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка о заработной плате от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка из Ташкентской области Пскентского районного хозрасчетного архива личного состава от 5.02.2016; архивная справка из Территориального управления по архивному делу Ташкентской области Межведомственного хозрасчетного архива документов личного состава Пскентского района от 10.02.2017, отвечают необходимыми требованиям, предусмотренных законом, оснований не учитывать данные справки при рассмотрении заявления истца о назначении страховой пенсии у ответчика не имелось, архивные справки составлены на русском языке, на основании первичных бухгалтерских документов, заверены подписью руководителя и скреплены печатью архива, содержат дату их выдачи и исходящие номера (л.д.13, 17).

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлениях от 16 декабря 1997 N 20-П и от 18 марта 2004 года N 6-П, необходимым условием достижения целей социального государства является развитие системы социального обеспечения, в рамках которой гражданам гарантируется осуществление конституционного права на социальное обеспечение, включающего право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах; при этом, как следует из ст. 39 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, не исключается и создание дополнительных форм социального обеспечения.

Согласно п. 3 ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 4 указанной статьи).

В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний свидетелей.

При этом, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» какие-либо ограничения к способам и средствам доказывания периодов работы не установлены.

Истцом при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии не была представлена трудовая книжка по причине её отсутствия, но представлены архивные документы подтверждающие фактически периоды её работы и справки о получаемой заработной платы.

В судебном заседании были допрошены свидетели М.Н.З. и М.Х.З., которые пояснили, что истец вместе с ними в период времени с 1978 по 1984 г. работала в <данные изъяты> а затем, выйдя замуж с 1985 г. по 1989 г. работала в <данные изъяты> работала истец в <данные изъяты> свидетелями были представлены в материалы дела трудовые книжки, свидетельствующие о их периоде и месте времени работы в <адрес>, оснований усомниться в их подлинности и достоверности у суда нет.

Представленные доказательства судом принимаются как отвечающие принципу относимости и допустимости.

Судом не принимаются доводы представителя ответчика в части того, что сведения о страховом стаже (заработке), выданные Псекентским районным хозрасчетным архивом личного состава Ташкенсткой области Республики Узбекистан не подтверждены компетентным органом, следовательно, отсутствуют основания в назначении истцу страховой пенсии, поскольку на момент обращения истца о назначении ей страховой пенсии были представленные все необходимые документы, отвечающие требованиям действующего пенсионного законодательства для принятия обоснованного решения, ставить в вину лицу неполучения сведений из компетентных органов не может ущемлять и огранивать право истца, гражданина России о назначении ему по достижении возраста страхового стажа с учетом включения периодов его работы до распада СССР.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.04.2017 г. УПФ РФ в г. Сальск и Сальском районе об отказе в назначении Шахбандаровой З.К. в назначении страховой пенсии, Обязать ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе включить в страховой стаж истцу периоды работы с 1978 по 1984 г. в <данные изъяты>,, 1985 г. по 1989 г. рабочая в <данные изъяты> и назначить пенсию по старости с момента возникновения права.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.04.2017 г. УПФ РФ в г. Сальск и Сальском районе об отказе в назначении Шахбандаровой З.К. в назначении страховой пенсии.

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе включить в страховой стаж Шахбандаровой З.К. периоды работы с 1978 по 1984 г. в <данные изъяты>,, 1985 г. по 1989 г. рабочая в <данные изъяты> и назначить пенсию по старости с момента возникновения права

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца с момента составления решения в окончательном виде.

Мотивированное решение составлено в окончательном виде 05.07.2017 г.

Председательствующий - подпись