Дело № 2а-1479/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2017 года г. Сальск
Судья Сальского городского суда Ростовской области Пивоварова Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области к Малёвой З.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к Малёвой З.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам, указывая на то, что Малёва З.А., ИНН № состоит на налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № 16 по Ростовской области в качестве налогоплательщика земельного налога, поскольку является собственником следующих земельных участков:
- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер №, площадь 897, дата регистрации права 17 ноября 2014 года;
- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер №, площадь 1377, дата регистрации права 17 ноября 2014 года;
- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер №, площадь 813, дата регистрации права 18 ноября 2014 года (о чем свидетельствует выписка из базы данных инспекции, сформированной на основании сведений, предоставленных из государственных регистрирующих органов в рамках статьи 85 НК РФ.)
На основании п. 4 ст. 12, главы 31 НК РФ, Решением собрания депутатов органа местного самоуправления "Об установлении земельного налога", инспекцией Административному ответчику начислен земельный налог согласно налоговых уведомлений, прилагаемых к настоящему заявлению (№ за год 2015 по сроку уплаты до 01 декабря 2016 года на сумму 31249 рублей 00 копеек)
Формула расчета земельного налога: налоговая база*долю в праве*налоговую ставку в % *количество месяцев, за которые производится расчет (отношение количества месяцев владения к количеству месяцев в полном календарном году) = сумма налога.
Кроме этого, Малёва З.А., ИНН № состоит на налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № 16 по Ростовской области в качестве налогоплательщика транспортного налога, поскольку является собственником транспортных средств:
- автомобили легковые, государственный регистрационный знак: №, марка/модель: <данные изъяты>, №, год выпуска 2004, дата регистрации права 05 декабря 2014 года;
- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: №, марка/модель: <данные изъяты>, №, год выпуска 2003, дата регистрации права 30 декабря 2014;
- автомобили легковые, государственный регистрационный знак: №, марка/модель: <данные изъяты>, №, год выпуска 2008, дата регистрации права 05 декабря 2014 года, дата утраты права 20 мая 2015;
- автомобили легковые, государственный регистрационный знак: №, марка/модель: <данные изъяты>, №, год выпуска 1994, дата регистрации права 04 августа 2015 года;
- автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: №, марка/модель: <данные изъяты>, №, год выпуска 1999, дата регистрации права 19 мая 2015 года, о чем свидетельствует выписка из базы данных инспекции, сформированной на основании сведений, предоставленных из государственных регистрирующих органов в рамках статьи 85 НК РФ.
На основании п. 4 ст. 12, гл. 28 НК РФ и главой 3 Законом Ростовской области от 10 мая 2012 года № 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" с изменениями и дополнениями), инспекцией административному ответчику начислен транспортный налог согласно налоговых уведомлений, прилагаемых к настоящему заявлению (№ за год 2015 по сроку уплаты до 01 декабря 2016 года на сумму 69118 рублей 00 копеек)
Формула расчета транспортного налога: налоговая база*доля в праве*налоговая ставка*количество месяцев, за которые производится расчет (отношение количества месяцев владения к количеству месяцев в полном календарном году) = сумма налога.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, пп.1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
До обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки и пени по имущественным налогам с административного ответчика инспекция предлагала налогоплательщику уплатить сумму задолженности в добровольном порядке, направив следующие требования об уплате недоимки в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ, от 17 декабря 2016 года № 23708 земельный налог: налогов 31249 рублей 00 копеек, пени 156 рублей 24 копейки, транспортный налог: налогов 69118 рублей 00 копеек, пени 345 рублей 59 копеек.
Однако сумма налога административным ответчиком в указанные сроки не уплачена, в связи с чем, в соответствии с требованиями ст. 75 НК РФ на сумму недоимки начислена пеня, уплата которой является обязательной. Расчет пени прилагается.
Налогоплательщику было направлено заявление с материалами по адресу регистрации по месту жительства.
Если к заявлению приложены налоговые уведомления, которые содержат расчет взыскиваемых сумм, а также пени, заявление соответствует требованиям части 1 статьи 287 КАС РФ.
В силу ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налогов.
В соответствии со ст.4 и ч.2 ст.7 Федерального закона № 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года заявления по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ.
Мировым судьей судебного участка № 6 Сальского района Ростовской области в отношении Малёвой З.А. был вынесен судебный приказ № от 22 мая 2017 года. Однако Административный ответчик обратился к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа, вследствие чего судебный акт был отменен определением от 06 июня 2017 года. Сумму задолженности налогоплательщик не погасил, в связи с чем, налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением.
На основании вышеизложенного, административный истец первоначально просил суд взыскать с Малёвой З.А., ИНН № задолженность по обязательным платежам за 2015 год на общую сумму 100868 рублей 83 копейки, в том числе: задолженность по транспортному налогу с физических лиц в сумме 69463 рубля 59 копеек, включая: налог в размере 69118 рублей, пени в размере 345 рублей 59 копеек; задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в сумме 31405 рублей 24 копейки, включая: налог в размере 31249 рублей за 2015 год, пени в размере 156 рублей 24 копейки.
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования в порядке, предусмотренном ст. 46 ч. 2 КАС РФ, путем отказа от исковых требований в части взыскания с административного ответчика задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в сумме 31405 рублей 24 копейки.
Определением Сальского городского суда Ростовской области от 27 ноября 2017 года производство по административному делу № по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области к Малёвой З.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам, в части требований о взыскании с налогоплательщика земельного налога за 2015 года на общую сумму 31405 рублей 24 копейки, прекращено.
Рассмотрение административного дела по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области к Малёвой З.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам назначено по общим правилам административного производства, о чем стороны подлежали извещению.
Административный истец извещен о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. 96 КАС РФ, в назначенное судом время представитель не явился, посредством заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.40).
Административный ответчик извещена о времени и месте судебного заседания, в назначенное судом время не явилась, посредством заявления просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д.79).
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представителей этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
В связи с тем, что явка сторон в судебное заседание обязательной не является и таковой судом не признана, то суд на основании части 7 статьи 150 КАС РФ перешёл к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, судом установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, налоговый орган указывает на то, что административный ответчик в спорный налоговый период являлся собственником следующих транспортных средств: автомобиля легкового, государственный регистрационный знак №, код региона №, марка/модель: <данные изъяты>, VIN:№, 2004 года выпуска, дата регистрации права 05 декабря 2014 года, мощность двигателя 174 л.с.; автомобиля грузового, государственный регистрационный знак №, код региона №, марка/модель: <данные изъяты>, VIN: №, 2003 года выпуска, дата регистрации права 30 декабря 2014 года, мощность двигателя 460 л.с.; автомобиля легкового, государственный регистрационный знак №, код региона №, марка/модель: <данные изъяты>, VIN: №, 2008 года выпуска, дата регистрации права 05 декабря 2014 года, дата утраты права 20 мая 2015 года, мощность двигателя 326 л.с.; автомобиля легкового, государственный регистрационный знак №, код региона №, марка/модель: <данные изъяты>, VIN: №, 1994 года выпуска, дата регистрации права 04 августа 2015 года, мощность двигателя 64 кв.м.; автомобиля грузового, государственный регистрационный знак: №, марка/модель: <данные изъяты>, VIN: №, 1999 года выпуска, дата регистрации права 19 мая 2015 года, мощность двигателя 420 л.с., что подтверждено выпиской из базы данных инспекции, сформированной на основании сведений, представленных из регистрирующих органов в рамках статьи 85 НК РФ (л.д.13). Из возражений административного ответчика следует, что факт регистрации перечисленных выше транспортных средств она не оспаривает.
В связи с чем, Малёва З.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области в качестве налогоплательщика транспортного налога.
В адрес административного ответчика налоговым органом направлено налоговое уведомление от 29 июля 2016 года №, содержащее сведения о начисленном транспортном налоге за 2015 год в размере 69118 рублей (л.д.14).
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Факт направления в адрес налогоплательщика налогового уведомления от 29 июля 2016 года № по начисленному транспортному налогу за указанный выше период подтверждается реестром заказной корреспонденции от 10 августа 2016 года (л.д.15).
Следовательно, у налогоплательщика Малёвой З.А. возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2015 год в срок, предусмотренный законом, а именно до 01 декабря 2016 года.
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2015 год в срок, предусмотренный налоговым законодательством, в адрес административного ответчика налоговым органом было направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17 декабря 2016 года посредством которого административный истец предлагал налогоплательщику в срок до 09 февраля 2017 года исполнить обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу на общую сумму 69463 рубля 59 копеек (л.д.10).
В установленный в требовании срок, административный ответчик обязанность по уплате в бюджет задолженности по транспортному налогу не исполнил, в связи с чем, налоговый орган в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ принял решение о взыскании с налогоплательщика, Малёвой З.А., задолженности по транспортному налогу через суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Судом установлено, что 22 мая 2017 года мировым судьей судебного участка № 6 Сальского судебного района Ростовской области был принят судебный приказ о взыскании с Малёвой З.А. задолженности по обязательным платежам, в том числе по транспортному налогу, однако определением мирового судьи судебного участка № 6 Сальского судебного района Ростовской области от 06 июня 2017 года судебный приказ от 22 мая 2017 года отменен в связи с поступлением возражений должника (л.д.8).
С административным исковым заявлением административный истец обратился в Сальский городской суд 26 сентября 2017 года.
Таким образом, порядок и срок обращения с административным исковым заявлением административным истцом соблюден.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Малёва З.А. ссылается на то обстоятельство, что является Ветераном труда и имеет право на льготу по транспортному налогу в размере 100%. Она обращалась в налоговый орган с заявлением о предоставлении ей льготы как пенсионеру и ветерану труда, однако административный истец не внес изменения.
В подтверждение факта обращения в Межрайонную ИФНС России № 16 по Ростовской области административный ответчик представила копию заявления о предоставлении льготы от 02 ноября 2016 года, из которого следует, что Малёва З.А. просит налоговый орган предоставить ей льготу по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и транспортному налогу на основании пенсионного удостоверения № (л.д.83). Доказательств, свидетельствующих об осведомленности налогового органа о том, что с 10 июля 2002 года Малёва З.А. является ветераном труда, суду представлено не было.
Более того, в представленной копии заявления налогоплательщика от 02 ноября 2016 года отсутствует отметка налогового органа о его принятии, что ставит под сомнение факт обращения Малёвой З.А. в Межрайонную ИФНС России № 16 Ростовской области с указанным заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 7 Областного закона Ростовской области от 10 мая 2012 года N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" от уплаты транспортного налога освобождаются граждане, подпадающие под действие статей 2 и 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", имеющие на праве собственности легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно.
Пенсионеры не относятся к категории лиц, перечисленных в статье 7 Областного закона Ростовской области от 10 мая 2012 года N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области", которые освобождаются от уплаты транспортного налога.
Ввиду того, что административный ответчик с заявлением о предоставлении льготы по уплате транспортного налога как ветеран труда в налоговый орган не обращалась, а также не представляла документы, подтверждающие право на льготу, то оснований для предоставления льготы у налогового органа не имелось.
Учитывая, что предоставление права на налоговую льготу в соответствии с действующим налоговым законодательством носит заявительный характер, то Малёва З.А. не лишена возможности обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении ей права на льготу по уплате транспортного налога как ветерану труда.
Доводы Малёвой З.А. о том, что она должна быть освобождена от уплаты транспортного налога как ветеран труда на все транспортные средства, противоречит положениям п. 2 ст. 7 Областного закона от 10 мая 2012 года N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросов налогообложения в Ростовской области" (действующего в настоящее время), которые указывают на то, что граждане, имеющие право на льготу, при наличии нескольких объектов налогообложения освобождаются от уплаты налога по одному транспортному средству по их выбору.
Между тем, из материалов дела следует, что Малёва З.А. частично исполнила обязанность по уплате в бюджет транспортного налога за 2015 года, о чем свидетельствует чек по операции Сбербанк Онлайн «Безналичная оплата услуг» от 09 октября 2017 года, согласно которому налогоплательщик уплатила транспортный налог с физических лиц (перерасчеты, недоимка, задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), дата постановления от 17 августа 2016 года в размере 1618 рублей (л.д.26).
При таких обстоятельствах, поскольку расчет транспортного налога и пени составлен в соответствии с формулами расчета, предусмотренными Налоговым кодексом РФ, Малёва З.А. не обращалась к налоговому органу с заявлением об освобождении её от уплаты транспортного налога как ветерана труда, вместе с тем, учитывая, что административный ответчик частично исполнила обязанность по уплате в бюджет транспортного налога, то суд пришёл к выводу об удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области в части взыскания с административного ответчика суммы задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 67845 рублей 59 копеек, в том числе: налога - 67500 рублей и пени - 345 рублей 59 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд полагает отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Статьей 333.19 НК РФ установлен размер государственной пошлины подлежащей уплате при обращении в суд с иском имущественного и неимущественного характера.
Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению частично, то на основании ст. 333.19 НК РФ, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, суд полагает взыскать с Малёвой З.А. государственную пошлину в сумме 2235 рублей 37 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области к Малёвой З.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам, удовлетворить частично.
Взыскать с Малёвой З.А. ИНН №, зарегистрированной по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области задолженность по транспортному налогу за 2015 год на общую сумму 67845 (шестьдесят семь тысяч восемьсот сорок пять) рублей 59 копеек, в том числе: налог КБК № - 67500 (шестьдесят семь тысяч пятьсот) рублей, пени КБК № - 345 (триста сорок пять) рублей 59 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Малёвой З.А. в доход бюджета муниципального образования «Сальский район» государственную пошлину в размере 2235 (две тысячи двести тридцать пять) рублей 37 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.
Судья Н.А. Пивоварова