Дело № 2а-1057/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2018 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Бабиной С.А.,
при секретаре Кулаковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Ростовской области к Набока С.А. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Набока С.А. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, указывая на то, что административный ответчик (ИНН № состоит на налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № 16 по Ростовской области в порядке установленном ст.83 НК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года № 243 - ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, в связи с передачей налоговым органам полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01 января 2017 года, полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Набока С.А., ИНН № на основании ст. 416 НК РФ, является плательщиком страховых взносов по данным налогового органа за период 4 квартала 2016 года.
В соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ, для уплаты фиксированного платежа по страховым взносам самозанятыми физическими лицами срок установлен, как не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Срок уплаты взносов за 2016 года, для предпринимателей – не позднее 31 декабря 2016 года. Предприниматели могут перечислить фиксированные взносы за 2016 год, не позднее 9 января 2017 года, поскольку последний день срока – это выходной.
Административный ответчик 14 июля 2016 года прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
До обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки и пени по налогам с административного ответчика, инспекция предлагала налогоплательщику в добровольном порядке уплатить в бюджет задолженность, направив в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ
Однако, сумма налога не уплачена в указанные сроки, в связи с чем, в соответствии с требованиями ст. 75 НК РФ, на сумму недоимки начислена пеня, уплата которой является обязательной.
Требование № от 06 июля 2017 года, на сумму по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01 января 2017 года, прочие начисления 4 квартал 2016 года, недоимка составляет 3796,85 руб., пени 1115,52 руб., на сумму по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления 4 квартал 2016 года, недоимка 19356,48 рублей, пени 19930,65 рублей.
Административный ответчик не уплатил недоимку, в связи с чем, инспекцией вынесено решение о взыскании налога и пени.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налогов.
По заявлению налогового органа в отношении Набока С.А., мировым судьей судебного участка № 1 Сальского района Ростовской области был вынесен судебный приказ от 19 января 2018 года, который определением мирового судьи от 09 февраля 2018 года отменен по заявлению административного ответчика.
Сумма задолженности по заявлению частично уменьшена, в полном объеме не погашена, в связи, с чем налоговый орган обращается в суд с административным исковым заявлением.
На основании вышеизложенного, с учетом уточненных административных исковых требований административный истец просит взыскать с Набока С.А., задолженность по страховым взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды до 01 января 2017, взнос в размере 2041,32 рублей (за период с 01 января 2016 по 14 июля 2016), пени 1115,52 рублей (за период с 01 января 2017 по 06 июля 2017).
Определением Сальского городского суда Ростовской области от 05 сентября 2018 года, производство по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области к Набока С.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, прочие начисления 4 кв. 2016, прекращено в связи с отказом административного истца от заявленных требований и принятия его судом.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии представителя с учетом положений ч.2 ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя административного истца.
Административный ответчик Набока С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то обстоятельство, что задолженность по страховым взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды до 01 января 2017, взнос в размере 2041,32 рублей (за период с 01 января 2016 по 14 июля 2016), пени 1115,52 рублей (за период с 01 января 2017 по 06 июля 2017), подлежит списанию налоговым органом.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав объяснения сторон, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В спорный период вопросы уплаты и взыскания страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту Федеральный закон N 212-ФЗ). С 01 января 2017 года аналогичный порядок уплаты страховых взносов определяется положениями главы 34 НК РФ.
В силу пп. "б" п. 1 ст.5, п. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Согласно Федеральному закону N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 статьи 10); страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2 ст. 16).
Из материалов дела следует, что 19 апреля 2011 Набока С.А. была зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя. Прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 14 июля 2016 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 26 мая 2018 года (л.д.13).
Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней штрафов от 06 июля 2017 №, посредством, которого должнику предлагалось уплатить недоимки по страховым взносам на обязательное медицинского страхование в фиксированном размере до 01 января 2017 за 4 квартал 2016 года в размере 3796,85 руб., пени в размере 1115,52 руб. Недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ в размере 19356,48 руб., пени 19930,65 руб. в срок до 28 июля 2017 (л.д. 10-12).
09 ноября 2017 года принято решение МИФНС № 16, о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с Набока С.А., налога в размере 23 153,33 руб., пени 21 046,17 руб., а всего 44 199,50 руб. (л.д. 8).
Административный ответчик не оспаривала, что обязательства по уплате страховых взносов ею не исполнялись, достоверных и допустимых доказательств своевременного исполнения обязанности по уплате задолженности по страховым взносам Набока С.А. не представлено, в связи с чем административным истцом правомерно были начислены пени на недоимку по страховым взносам.
Межрайонная ИФНС России № 16 по Ростовской области обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Сальского судебного района Ростовской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Набока С.А. 19 января 2018 года мировым судьей вынесен судебный приказ в отношении Набока С.А., в связи с поступившими возражениями, определением мирового судьи от 09 февраля 2018 года судебный приказ был отменен (л.д. 23).
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы указывает на то, что административный ответчик, имея статус индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, однако данную обязанность не выполнила, административный истец вынужден был обратиться в суд с настоящим административным иском.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 18).
Административным истцом заявлены требования о взыскании с Набока С.А. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за период до 01 января 2017 года, взнос 2041,32 руб., пени 1115,52 руб.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд медицинского страхования" плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд медицинского страхования" установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1.2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ ", Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу положений части 4.1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ ", если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Частью 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд медицинского страхования" предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.
Из смысла действующего законодательства следует, что обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. То есть физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны уплачивать страховые взносы независимо от того, велась ли ими фактически предпринимательская деятельность, и имели ли они доходы от указанной деятельности, поскольку осуществление или неосуществление указанными лицами предпринимательской деятельности, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение их обязанности по уплате страховых взносов.
Набока С.А. в своем возражении ссылается на то, что сумма задолженности, предъявленная в исковом заявлении, подлежит списанию, в связи с ее безнадежностью.
Однако суд, не может согласится с данным суждением, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит нормы, разрешающей фондам обязательного медицинского страхования производить сложение (списание) как безнадежной к взысканию задолженности по взносам, так и пеням, начисляемым на эту задолженность.
Нормы ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусматривают списание страховых взносов в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование, данная норма устанавливает списание недоимок по страховым взносам в связи с безнадежностью, определяемых в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования», то есть определяемых как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Таким образом, административный ответчик не освобождается от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Доводы Набока С.А., что у административного истца отсутствует право на обращение в суд вследствие не предъявления ранее органами соответствующих фондов РФ требований об уплате страховых взносов, основаны на неверном понимании требований ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", судом не принимаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Принимая во внимание приведенные нормы права и обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании с ответчика задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и пени за нарушение сроков уплаты (ответчик являлся в спорный период самостоятельным плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Российской Федерации и нес личную ответственность за правильность, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов, обязанность по своевременной уплате этих взносов не исполнил, в связи с чем ему обоснованно начислены пени в указанном выше размере) суммы рассчитаны административным истцом верно, судом проверены, срок для предъявления в суд административного заявления не пропущен (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Суд считает с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды до 01 января 2017 года, взнос 2041,32 руб., пени 1115,52 руб.
Учитывая что, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, то суд, руководствуясь ст. 114 КАС РФ и ст. 333.36 НК РФ, полагает взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Сальский район» государственную пошлину в размере 400,00 руб.
Руководствуясь ст. 175-180, 290, 293, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Ростовской области к Набока С.А. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, удовлетворить.
Взыскать с Набока С.А., ИНН № страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды до 01 января 2017 года, взнос в размере 2041 (две тысячи сорок один) руб. 32 коп. за период с 01 января 2016 по 14 июля 2016, пени в размере 1115 (одна тысяча сто пятнадцать) руб. 52 коп. за период с 01 января 2017 по 06 июля 2017.
Взыскать с Набока С.А. в доход бюджета муниципального образования «Сальский район» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2018 года.
Председательствующий С.А. Бабина