Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
29 октября 2020 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Кузнецовой Н.А.
рассмотрев в открытом заседании административное дело №2-1135/2020 по иску прокурора города Ноябрьска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии своевременных мер по выявлению и устранению мест несанкционированной свалки отходов
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор города Ноябрьска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском к департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ДПР ЯНОА) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии своевременных мер по выявлению и устранению мест несанкционированной свалки отходов.
В обоснование требований иска прокурор указал, что проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что 12.05.2020 года на лесном участке площадью примерно 00,2 га, находящемся в выделе квартала 1800 Ноябрьского лесничества Ноябрьского участкового лесничества, произошел лесной пожар. Имело место возгорание автомобильных шин незаконно складированных на данном участке. Пожар ликвидирован, в ходе его тушения произведена опашка места возгорания.
В ходе осмотра указанной территории и прилегающего к нему участка установлено, что на площади леса в границах указанного выдела, слева от места возгорания (при ориентировании со стороны песчаной дороги к п. Ханымей) и на значительной площади справа от места возгорания имеются места складирования отхода (использованные автомобильные шины и их части, строительный мусор).
В соответствии с п.1.1 Положения о ДПР ЯНАОЮ утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 29.04.2013 N 297-П "О департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа" ДПР ЯНАО является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и государственный надзор, а также обеспечивающим реализацию полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации в следующих областях: использования и охраны недр, водных объектов, лесов, в том числе земель лесного фонда, объектов животного мира, охраны окружающей среды.
Согласно п.2.1.30, п.2.1.32 Положения ДПР ЯНАО осуществляет государственные функции: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.3.5 Положения ДПР ЯНАО для осуществления своих полномочий на территориях административно-территориальных единиц автономного округа и иных территориях департамент может создавать свои территориальные органы.
Приложение №1 к приказу ДПР ЯНАО от 19.06.2018 №2296 утверждено положение об управлении лесных отношений. В соответствии с данным Положением основными задачами управления являются:
- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, рационального использования земель лесного фонда, сохранение средообразующих, водоохраных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благополучную окружающую среду;
- использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
- реализация полномочий ДПР в области лесных отношений в пределах полномочий, предусмотренных настоящим положением.
В соответствии с п.4.1 Положения управление осуществляет государственные функции: организация использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях (п.п. 4.1.2. Положения); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (п.п.4.1.4 Положения); установление условий приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядка снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, на основе проектов рекультивации.
Таким образом, обязанность устранить нарушения федерального законодательства путем очистки свалки и приведения территории в надлежащее состояние лежит на ДПР ЯНАО, так как указанный вше лесной участок относится к землям фонда, и ДПР ЯНАО как уполномоченный орган должен организовать его охрану и защиту, в том числе от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами, а при наличии таких загрязнений – организовать ликвидацию отходов.
Непринятие ДПР ЯНАО мер по ликвидации мест складирования отходов на указанном лесном участке приводит к ухудшению качества земель лесного фонда, экологической обстановки, что нарушает интересы РФ, как собственника лесного участка и неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания.
В связи с изложенным прокурор обратился с иском в суд к ДПР ЯНАО о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов на указанном выше лесном участке.
04.09.2020 года в прокуратуру г. Ноябрьска поступило ходатайство ДПР ЯНАО об отказе в удовлетворении требований иска в связи с очищением требуемого лесного участка. Согласно указанного ходатайства участок был очищен АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз». 10.09.2020 года осуществлен выход на данный участок в ходе которого установлена его очистка от отходов. Фактически требования иска были удовлетворены после направления иска в суд, но до рассмотрения дела по существу, а потому прокурор отказался от требований иска в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированные свалки отходов на указанном выше лесном участке и просил признать незаконными бездействия ДПР ЯНАО выразившегося в непринятии своевременных мер по выявлению и устранению мест несанкционированной свалки отходов на лесном участке в выделе №7 квартала 1800 Ноябрьского лесничества Ноябрьского участкового лесничества.
В части поданного заявления об отказе от части исковых требований, судом 29.10.2020 вынесено определение о прекращении производства по делу в данной части.
Прокурор г. Ноябрьска будучи извещенным надлежащим образом в судебном заседании участие не принимал, помощник прокурора г. Салехарда Усенова Б.А., действующая по поручению прокурора г. Ноябрьская на удовлетворении уточненных требований иска настаивала, по основаниям, изложенным в поданных в адрес суда прокурором уточнениям.
Представитель ответчика Галицкая Т.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования иска не признала, привела доводы изложенные в возражениях на иск. Дополнительно суду пояснила, что свалка была обнаружена 13.05.2020 года при проведении рейдового мероприятия управления Ноябрьского лесничества, проведенного после пожара 12.05.2020 года, до этого времени, маршруты патрулирования не проходили на указанном лесном участке, но указанное не свидетельствует о незаконности бездействия, поскольку меры по ликвидации свалки предпринимались еще до подачи иска прокурором, что подтверждается приложенным к отзыву письмом первого заместителя губернатора ЯНАО в адрес АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» о оказании содействия в ликвидации несанкционированных свалок не только на требуемом прокурором лесном участке, но и в других.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
12.05.2020 года на лесном участке площадью примерно 00,2 га, находящемся в выделе квартала 1800 Ноябрьского лесничества Ноябрьского участкового лесничества, произошел лесной пожар. Имело место возгорание автомобильных шин незаконно складированных на данном участке. Пожар ликвидирован, в ходе его тушения произведена опашка места возгорания. Указанное подтверждается актом о лесном пожаре №1 от 13.05.2020, справкой о лесном пожаре №1 от 12.05.2020, рапортом об обнаружении признаков преступления начальника ОД ОНД и ПР по МО г. Ноябрьск, объяснением Сизова Е.Б. – начальника отдела Ноябрьского лесничества, объяснением Зубакова М.К. помощника начальника караула 2-го отряда ФПС, ПСЧ-4, оперативной информации о пожаре, передаваемой в СОО (ДС) ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по ЯНАО» №58, предварительной оценкой потерь в результате лесного пожара.
Из акта осмотра участка леса, расположенного в выделе №7 квартала 1800 Ноябрьского лесничества Ноябрьского участкового лесничества от 13.05.2020 года, составленного старшим помощником прокурора г. Ноябрьска следует, что на площади леса в границах указанного выдела, слева от места возгорания (при ориентировании со стороны песчаной дороги к п. Ханымей) и на значительной площади справа от места возгорания имеются места складирования отхода (использованные автомобильные шины и их части, строительный мусор). Обстоятельства изложенные в акте подтверждены фото таблицей прилагаемой к нему.
В соответствии с п.1.1 Положения о ДПР ЯНАОЮ утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 29.04.2013 N 297-П "О департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа" ДПР ЯНАО является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и государственный надзор, а также обеспечивающим реализацию полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации в следующих областях: использования и охраны недр, водных объектов, лесов, в том числе земель лесного фонда, объектов животного мира, охраны окружающей среды.
Согласно п.2.1.30, п.2.1.32 Положения ДПР ЯНАО осуществляет государственные функции: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.3.5 Положения ДПР ЯНАО для осуществления своих полномочий на территориях административно-территориальных единиц автономного округа и иных территориях департамент может создавать свои территориальные органы.
Приложение №1 к приказу ДПР ЯНАО от 19.06.2018 №2296 утверждено положение об управлении лесных отношений. В соответствии с данным Положением основными задачами управления являются:
- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, рационального использования земель лесного фонда, сохранение средообразующих, водоохраных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благополучную окружающую среду;
- использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
- реализация полномочий ДПР в области лесных отношений в пределах полномочий, предусмотренных настоящим положением.
В соответствии с п.4.1 Положения управление осуществляет государственные функции: организация использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях (п.п. 4.1.2. Положения); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (п.п.4.1.4 Положения); установление условий приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядка снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, на основе проектов рекультивации.
Таким образом, обязанность устранить нарушения федерального законодательства путем очистки свалки и приведения территории в надлежащее состояние лежит на ДПР ЯНАО, так как указанный вше лесной участок относится к землям фонда, и ДПР ЯНАО как уполномоченный орган должен организовать его охрану и защиту, в том числе от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами, а при наличии таких загрязнений – организовать ликвидацию отходов.
Непринятие ДПР ЯНАО мер по ликвидации мест складирования отходов на указанном лесном участке приводит к ухудшению качества земель лесного фонда, экологической обстановки, что нарушает интересы РФ, как собственника лесного участка и неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания.
При первоначальном обращении с иском в суд прокурор просил возложить на ДПР ЯНАО обязанность ликвидировать несанкционированные свалки отходов на указанном выше лесном участке. Данные требования были направлены прокурором в суд 21.07.2020, поступили 27.07.2020. До рассмотрения дела по существу ДПР ЯНАО была организована ликвидация свалки с привлечением сил АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», которая была завершена 31.08.2020, в связи с чем в адрес прокурора от ответчика поступило ходатайство об отказе в удовлетворении первоначально заявленных требований от 04.09.2020. 10.09.2020 года прокурором было установлена, что первоначальные требования были удовлетворены, в связи с чем он подал отказ от иска в данной части и судом было вынесено соответствующее определения о прекращении производства по делу в этой части.
В части уточненных требований о признании незаконным бездействия ДПР ЯНАО, выразившегося в непринятии своевременных мер по выявлению и устранению мест несанкционированной свалки отходов на лесном участке в выделе №7 квартала 1800 Ноябрьского лесничества Ноябрьского участкового лесничества, суд приходит к следующим выводам.
При надлежащей организации реализации государственных функций по организации использования лесов, их охраны, защиты, осуществления на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), установления условий приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, путем более тщательного подхода к патрулированию лесных участков, указанная свалка на приведенном выше лесном участке была бы своевременно выявлена, при этом как следует из фототаблицы, прилагаемой к акту осмотра участка леса, расположенного в выделе №7 квартала 1800 Ноябрьского лесничества Ноябрьского участкового лесничества от 13.05.2020 года, составленного старшим помощником прокурора г. Ноябрьска, данная свалка занимает значительный участок местности вдоль песчаной дороги, что не привело бы к возгоранию находящихся на них автомобильных шин и причинению вреда лесному массиву, а потому требования иска в данной части подлежат удовлетворению.
Довод о том, что ответчиком предпринимались меры к ликвидации мест складирования на лесном участке путем направления письма в АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» от 19.06.2020, суд считает не состоятельными, поскольку меры к ликвидации свалок были приняты уже после пожара, выявления свалки прокурором.
Ответчик в соответствии со ст.333.36 ч.1 п.19 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому она не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, выразившегося в непринятии своевременных мер по выявлению и устранению мест несанкционированной свалки отходов на лесном участке в выделе №7 квартала 1800 Ноябрьского лесничества Ноябрьского участкового лесничества.
Решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, представления через Салехардский городской суд.
Председательствующий К.В. Лисиенков