НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) от 24.12.2020 № 2А-1646/20

Дело № 2а-1646/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салехард 24 декабря 2020 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего Поздняковой М.И.,

при секретаре судебного заседания Якуповой А.У.,

с участием административного ответчика Джанелидзе Гиорги,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Северо-Осетинской таможни Северо-Кавказского таможенного управления к Джанелидзе Г. о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней,

установил:

Северо-Осетинская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к Джанелидзе Г. о задолженности по уплате таможенных платежей в размере 1984086 руб. 71 коп., пени в размере 154020 руб. 25 коп.

В обоснование административного иска указано, что 16 июня 2018 года Джанелидзе Г. был временно ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза по пассажирской декларации транспортное средство - автомобиль «BMW X-5», 2008 года выпуска, идентификационный номер (VIN) , государственный знак . Таможенным органом был установлен срок временного ввоза до 16.06.2019. Транспортное средство в соответствии с действующими правилами не было вывезено с территории Таможенного союза. Подлежащие уплате платежи не были внесены.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.06.2020 Северо-Осетинской таможне отказано в выдаче судебного приказа. Просит взыскать с административного ответчика сумму таможенных платежей и пени.

В судебное заседание административный истец не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, на требованиях настаивает.

Административный ответчик Джанелидзе Г. с административным иском не согласился. Указал, что проживает на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание. Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммы таможенных платежей он получал. Не мог вывезти принадлежащий ему автомобиль в срок до 16.06.2019, поскольку тот был неисправен, по настоящее время транспортное средство находится на территории Таможенного союза.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав административного ответчика, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

Согласно п.6 ч. 1 ст. 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат: временно ввезенные транспортные средства для личного пользования, находящиеся на таможенной территории Союза, в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7 и 12 статьи 264 настоящего Кодекса

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года. Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей. До истечения срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, декларант вправе поместить такие транспортные средства под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом (ч.ч. 1, 5 ст. 264 Таможенного кодекса ЕАЭС).

В соответствии с требованиями ч.5 ст. 268 Таможенного кодекса ЕАЭС, в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Кодекса.

Исходя из п. 3 части 6 ст. 268 Таможенного кодекса ЕАЭС, при наступлении следующих обстоятельств сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в пункте 5 настоящей статьи, считается: в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что 16 июня 2018 года Джанелидзе Г. гражданин Республики Грузия через таможенную границу временно ввез на таможенную территорию ЕАС автомобиль «BMW X-5», 2008 года выпуска, идентификационный номер (VIN) , государственный знак .

На таможенном посту МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни в пассажирской таможенной декларации на транспортное средств №В0083292 был установлен срок временного ввоза указанного транспортного средства до 16 июня 2019 года.

В установленный срок временно ввезенный автомобиль Джанелидзе Г. не был вывезен за пределы ЕАС. Из материалов дела следует, что Джанелидзе Г. выдано разрешение на временно проживание на территории Российской Федерации с 04.02.2019 по 04.02.2022.

05 июля 2019 года Северо-Осетинской таможней в адрес Джанелидзе Г. направлена информация о предоставлении на таможенный пост МАПП Верхний Ларс сведений о вывозе транспортного средства либо о наступлении иных обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 268 ТК ЕЭС, с приложением документов.

Согласно частей 19, 20, 23 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение.

При неисполнении уведомления (уточнения к уведомлению) в сроки, указанные в части 19 настоящей статьи, таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с настоящей главой.

В случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.

15 ноября 2019 года Северо-Осетинской таможней вынесено решение об обнаружении факта нарушения срока временного ввоза транспортного средства, направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей от 26 ноября 2019 года в размере 1984086 руб. 71 коп, пени 63793 руб. 91 коп., установлен срок исполнения 15 рабочих дней со дня получения уведомления.

Указанное уведомление неоднократно направлялось административным истцом в адрес административного ответчика, в том числе и по известному адресу в Грузии: г. Тбилиси, <адрес> – 03.12.2019, а также по адресу регистрации: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, <адрес> – 19.12.2019.

Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей получено административным ответчиком 26.12.2019.

Административный ответчик в ходе судебного заседания подтвердил факт получения уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей от 26 ноября 2019 года.

Решение Северо-Осетинской таможни и уведомление административным ответчиком до настоящего времени не исполнено.

04.06.2020 Северо-Осетинской таможней почтой в адрес мирового судьи направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Джанелидзе Г. таможенных платежей и пеней.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа, мирового судьи судебного участка № 2 судебного района Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 июня 2020 года в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано. Копия определения получена таможенным органом 13.07.2020.

Согласно ч. 1 ст. 34 Налогового кодекса Российской Федерации Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

В силу ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании таможенных платежей подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.

Таким образом, заявление о взыскании таможенных платежей и пени с Джанелидзе Г. могло быть подано таможенным органом в суд не позднее шести месяцев, исчисленных со дня, следующего за днем истечения срока исполнения уведомления от 26.11.2019 об уплате таможенных платежей и пени.

Учитывая, что уведомление об уплате таможенных платежей и пени получено административным ответчиком 26.12.2019, следовательно, шестимесячный срок для обращения в суд исчисляется со следующего дня после даты окончания срока исполнения требования, установленного таможенным органом, т.е. с 27.01.2020. Шестимесячный срок обращения в суд до 27.07.2020.

Разрешая требование административного истца о взыскании с административного ответчика недоимки по таможенным платежам, пени за несвоевременную уплату таможенных платежей, суд приходит к следующему.

Административный иск Северо-Осетинской таможни подан в суд 08.10.2020, о чем на конверте имеется штемпель отделения почтовой связи. То есть по истечении срока, установленного ч. 2 ст. 48 НК Российской Федерации.

Согласно абз. 4 ч. 2 ст. 48 НК Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Северо-Осетинская таможня, обращаясь с вышеуказанным административным иском, указав об обращении за выдачей судебного приказа к мировому судье, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу в суд не заявляла.

Факт отказа мировым судьей в принятии заявления о выдаче судебного приказа не свидетельствует о восстановлении шестимесячного срока обращения в суд.

В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

Обращение в городской суд с иском о взыскании задолженности по таможенным платежам и пеням в шестимесячный срок после отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа не свидетельствует о соблюдении таможенным органом требований статьи 48 НК РФ о сроках обращения в суд за принудительным взысканием задолженности по таможенным платежам и пени.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, у таможенного органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.

При этом суд учитывает, что административный истец является профессиональным участником таможенных правоотношений, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании таможенных платежей и санкций. Северо-Осетинской таможней не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

Обязанность надлежащего оформления административного иска, а также ответственность за последствия его несоблюдения, лежат на заявителе.

Таким образом, длительное не обращение с административным иском после вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, не прерывает срок на подачу административного иска о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени и не может считаться уважительной причиной его пропуска.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный истец утратил право на принудительное взыскание таможенных платежей в судебном порядке в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения в суд.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований о взыскании с ответчика таможенных платежей, пени суд не находит, рассматриваемые административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Северо-Осетинской таможни Северо-Кавказского таможенного управления к Джанелидзе Г. о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей в размере 1984086 руб. 71 коп., пени в размере 154020 руб. 25 коп. – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Председательствующий М.И. Позднякова