РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2023 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания Достоевской О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1399/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании решений незаконными,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании решений незаконными. В обоснование требований указано, что решением межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу № 50 от 18.01.2023 года он привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, и ему начислены пени. В обжалуемом документе отсутствуют ссылки на соответствующие нормы материального права. Которые по мнению административного ответчика им нарушены. Должностным лицом не надлежащим образом установлены фактические обстоятельства по делу, поскольку без внимания остались его затраты на строительство объекта недвижимости превышающие его продажную стоимость. Объект недвижимости возводился для осуществления предпринимательской деятельности, которую фактически он не осуществлял, вследствие чего указанный объект был им реализован, чтобы покрыть расходы на его возведение. 27.03.2023 года им поданы соответствующие сведения о доходах и расходах связанные со строительством объекта и его реализацией через портал госуслуг. Полагает, что в условиях принятия им исчерпывающих мер к регистрации доходов и расходов, отсутствия доходов от реализации принадлежащего ему имущества, решение № от 18.01.2023 года и начисление пени является незаконным и необоснованным. Просит суд признать решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ямало-Ненецкому автономному округу № от 18.01.2023 года незаконным и отменить.
Административным истцом уточнены завяленные требования, в которых также просит признать незаконным и отменить решение УФНС России по ЯНАО от 25.04.2023 года № 61 об отказе в удовлетворении жалобы.
Протокольным определением для участия в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в качестве административного ответчика.
Административный истец ФИО1, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представитель административного истца адвокат Дегтерев А.В., действующий на основании ордера адвоката № от 03.07.2023, в судебном заседании настаивал на доводах, изложенных в административном иске.
Представитель административного ответчика МИФНС №1 по ЯНАО ФИО2, действующий на основании доверенности, представитель администратвиного ответчика УФНС России по ЯНАО ФИО3, действующий на основании доверенности, требования административного иска не признал, выступили в соответствии с письменными выражениями, дополнили, что решения вынесены правомерные, инспекцией установлены смягчающие обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 112 НК РФ, а именно несоразмерность деяния тяжести наказания и совершение правонарушения впервые. В связи, с чем сумма штрафа уменьшена в 4 раза с 261 625.00 рублей до 65 406.25 рублей, сведения по декларации предоставлены лишь 27.03.2023 года.
Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Согласно пункту 1 статьи 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Кодексом.
Как следует из материалов дела, на основании пункта 2.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка в отношении доходов, полученных ФИО1 от продажи недвижимого имущества, по которым не представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2021 год.
По результатам налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 11.10.2022 № и 18.01.2923 вынесено обжалуемое решение № о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в общем размере 65 406,25 рублей. Также налогоплательщику доначислен НДФЛ в размере-747 500 рублей.
Основанием для вынесения вышеуказанного решения послужило то, что ФИО1 не задекларировал доход от продажи гаража, расположенного по адресу: <адрес>, самостоятельно не исчислил, и не уплатил налог с полученного дохода, не выполнил обязанности предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 52, 207, 208, 210,214.10, 229 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 101 Кодекса, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Материалами дела установлено, что обжалуемое решение от 18.01.2023 года содержит все сведения, предусмотренные пунктом 8 статьи 101 Кодекса, а именно: изложены конкретные обстоятельства совершенного налогоплательщиком правонарушения (непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 год и неуплата суммы НДФЛ, не исчисленной налогоплательщиком в результате получения в 2021 году дохода от продажи недвижимого имущества), содержатся ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства совершения правонарушения, указана информация о надлежащем извещении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов дела и отражены доводы налогоплательщика, заявленные им в возражениях на акт камеральной налоговой проверки от 11.10.2022 №, а также указан размер выявленной недоимки, соответствующих пеней и подлежащий уплате штраф.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение принято с соблюдением требований пункта 8 статьи 101 Кодекса.
В соответствии со статьей 207 Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 208 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 209 Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 214.10 Кодекса налоговая база по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяется в соответствии с Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем 1 пункта 1.2 статьи 88 Кодекса камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком.
В случае, если у налогового органа отсутствует информация о цене сделки либо цена сделки меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, сумма дохода налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества принимается равной умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта.
В соответствии с пунктом 12 Федерального закона Российской Федерации № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения пункта 6 статьи 210, статей 214.10 и 217.1 Кодекса применяются в отношении доходов, полученных начиная с 01.01.2020.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в том числе на имущественный налоговый вычет при продаже имущества.
Вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса налогоплательщик вправе на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 220 Кодекса установлено, что фактические расходы на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или долей в нем могут включаться следующие расходы: расходы на разработку проектной и сметной документации; расходы на приобретение строительных и отделочных материалов; расходы на приобретение жилого дома или доли (долей) в нем, в том числе не оконченного строительством; расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке жилого дома или доли (долей) в нем, не оконченного строительством) и отделке; расходы на подключение к сетям электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения, и канализации или создании автономных источников электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения, и канализации.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) или доли (долей) в нем налогоплательщик представляет документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или доли в нем.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче налоговой декларации в налоговый орган по месту жительства по окончании налогового периода, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств по произведенным расходам (квитанций к приходным ордерам, банковских выписок о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарных и кассовых чеков, актов о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и других документов).
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК Российской Федерации и иными законами.
Тем самым, право собственности на недвижимость, приобретенную по договорам купли-продажи, мены или иной сделке, переходит к приобретателю с момента внесения в государственный реестр записи о регистрации за ним данного права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 1 статьи 131, пункт 2 статьи 223, пункт 1 статьи 551 ГК Российской Федерации, пункт 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.09.2002 №).
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Кодекса налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 Кодекса.
Таким образом, срок представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год, не позднее 30.04.2021.
В силу пункта 1 статьи 119 Кодекса непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Пунктом 1 статьи 122 Кодекса установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). I
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости дата государственной регистрации права собственности на гаражный бокс осуществлена 25.11.2020, на основании договора купли-продажи, прекращена государственная регистрация права собственности на указанный объект 07.04.2021.
Таким образом, на момент отчуждения вышеуказанного объекта недвижимости в 2021 году период владения ФИО1 согласно Выписке из ЕГРН составил 4 месяца и 13 дней, что меньше минимального срока владения (менее 5 лет) установленного пунктом 4 статьей 217.1 Кодекса.
Тем самым, ФИО1 обязан был при продаже гаражного бокса исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ. I
Сведений о предоставлении ФИО1 в налоговую инспекцию налоговой декларации по форме 3- НДФЛ за 2021 год в установленные законодательством сроки не имеется, в связи с чем, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Кодекса, является обоснованным.
Административным истцом налоговая декларация за 2021 года представлена в инспекцию после принятия обжалуемого решения, (налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2021 год (per. №), в которой налогоплательщиком отражен доход от продажи гаражного бокса в размере 6 000 000 рублей, а также расходы, связанные со строительством спорного недвижимого имущества в размере 6 000 000 рублей.
Однако, как при подаче налоговой декларации и проведении налоговым органом камеральной проверки налогоплательщик не представил в полном объеме документы подтверждающие несение расходов, понесенных при строительстве гаражного бокса (товарно-транспортные накладные по перевозке строительных материалов, подтверждающие доставку строительных материалов из <адрес> к месту строительства объекта недвижимости (гаражного бокса) расположенного по адресу <адрес>, Ямало-Ненецкий автономный округ).
Кроме этого, ФИО1 не представлены доказательства, что приобретенные строительные материалы закупленные налогоплательщиком в 2017 году действительно были израсходованы на строительство гаражного бокса. Нет доказательств, что именно ФИО1 была произведена оплата по приобретению строительного материала. Товарные чеки не представлены, как и авансовые отчеты.
Таким образом, на основании вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие надлежащих доказательств, свидетельствующих о фактически понесенных расходов на возведение гаражного бокса, инспекция правомерно пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Решение от 25.04.2023 года № контролирующим органом принято обосновано, поскольку факт не предоставления своевременной декларации нашел своего подтверждение документально. ФИО1 с 05.12.2012 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем признан плательщиком налогов, уплачиваемых с применением упрощенной системы налогообложения. На момент регистрации права собственности 25.11.2020 года ФИО1 не осуществлял предпринимательскую деятельность, последняя декларация по налогам за 2017 год сдана им 24.04.2018 года. Спорное имущество реализовано ФИО1 вне предпринимательской деятельности, поскольку сделка по отчуждению носила разовый характер и не была направлена на систематическое получение прибыли, то есть ФИО1 распорядился им по своему усмотрению как личным имуществом на правах собственника. Таким образом решения контролирующими органами принято законное и обоснованное уполномоченным должностным лицом, оснований для их отмены не имеется.
Исходя из изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании решений незаконными, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий К.В. Лисиенков