НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) от 10.01.2014 № 2-165/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 10 января 2014 года     г. Салехард

 Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

 председательствующего судьи:    Паршукова А.В.

 при секретаре:              Соколове М.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о признании действий незаконными, возложении обязанности перечислить накопительную часть пенсии с учётом индексации инфляции, признании права на оплату льготного проезда к месту отдыха и обратно,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО7 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде ЯНАО (далее - УПФР) о признании действий незаконными, возложении обязанности перечислить накопительную часть пенсии с учётом индексации инфляции, признании права на оплату льготного проезда к месту отдыха и обратно. В обоснование иска указала, что является получателем трудовой пенсии по старости, которая назначена её по представлению Центра занятости населения. Она обратилась в УПФР с заявлением о выплате накопительной части пенсии, в чём ей было отказано. Кроме того, после приезда из отпуска обратилась к ответчику по вопросу оплаты проезда пенсионера к месту отдыха и обратно, в компенсации расходов отказано. Полагает данные отказы необоснованными.

 В судебном заседании на заявленных требованиях настаивала. Дополнительно пояснила, что решение о назначении пенсии и наличие пенсионного удостоверения предполагают право на получение накопительной части пенсии и на компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно. При этом не оспаривала, что пенсия назначалась ей по представлению Центра занятости, полагала назначенный ей вид пенсии дающим право на указанные выплаты. Возражала против доводов представителей ответчика, указав, что назначение пенсии даёт право на реализацию установленных гарантий.

 Представитель ответчика ФИО4, действующая по доверенности, указала, что при оформлении пенсионного удостоверения на имя истца допущена ошибка, фактически истцу назначена пенсия по представлению Центра занятости. Полагала, что назначение такого вида пенсии не предполагает право на выплату накопительной части пенсии. Пояснила, что такие выплаты могут быть произведены при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно.

 Представитель ответчика ФИО5, действующая по доверенности, против иска возражала, привела дополнительные доводы о том, что компенсация расходов на оплату проезда в данном случае не возможна, так как пенсия истцу назначена по иному основанию - по представлению органов службы занятости. Указала, что данное право может быть реализовано в дальнейшем.

 Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО2 является получателем пенсии по представлению органов службы занятости населения на период до наступления возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочную пенсию по старости.

 Частью 1 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. "О занятости населения в РФ" № 1032-1 установлено, что гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

 На основании частей 2 и 3 упомянутой статьи по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом пункты 21 - 25 статьи 14 указанного Федерального закона не применяются.

 По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.

 При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 и пунктом 5 статьи 22 указанного Федерального закона.

 Применительно к истцу соблюдены указанные выше условия, в связи с чем ей установлена пенсию по предложению органа службы занятости населения.

 Доводы истца о том, что назначение такой пенсии предполагает право на получение накопительной части пенсии, а также на оплату расходов, понесённых на оплату проезда к месту отдыха и обратно основаны на ошибочном толковании законодательства.

 Так, ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 30.11.2011 г. "О порядке финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений" № 360-ФЗ за счёт средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:

 1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений (далее - единовременная выплата);

 2) срочная пенсионная выплата;

 3) накопительная часть трудовой пенсии по старости;

 4) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

 В силу п. 1 ч. 1 ст. 4 названного Закона единовременная выплата осуществляется следующим категориям застрахованных лиц:

 1) лицам, получающим трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, - по достижении возраста, указанного в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

 В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона источником финансового обеспечения выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости являются средства выплатного резерва, формируемые Пенсионным фондом Российской Федерации из средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена накопительная часть трудовой пенсии по старости, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.

 Таким образом, реализация предусмотренных законодательными актами гарантий осуществляется при установлении трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочно. Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец является получателем пенсии по представлению органа в сфере занятости населения, а не трудовой пенсии по старости. В настоящее время такой вид пенсии истцу не назначался.

 При этом следует принять во внимание, что при достижении истцом возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, а также при назначении такой пенсии истец будет вправе реализовать своё право.

 Получаемая же истцом пенсия в настоящее время назначена до достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости.

 Доводы истца о тождественности пенсии, назначаемой по старости, и пенсии, назначаемой по предложении центра занятости населения, основаны на неверном толковании норм права. Напротив, данные пенсии являются разными, имеют различную правовую природу, не могут быть отождествлены.

 Таким образом, названные в законе условия выплаты накопительной части пенсии применительно к истцу в настоящее время не наступили.

 По аналогичным основаниям не подлежат удовлетворению и требования о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

 Так, действующее законодательство действительно предусматривает право пенсионера на компенсацию расходов на оплату проезда к месту проведения отдыха и обратно, а также механизмы реализации такого права.

 Статья 34 Закона РФ от 19.02.1993 г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к местностям» №4520-1 предусматривает компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ.

 В соответствии с п. 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимися получателями трудовой пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 г. № 176) предусмотрено, что компенсация в виде возмещения фактически произведённых расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса, железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда. При этом п. 1 Правил определяет, что компенсация таких расходов осуществляется неработающим пенсионерам, являющимися получателями трудовой пенсии по старости или инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера.

 Таким образом, предпосылкой реализации данных гарантий является установление гражданину трудовой пенсии по старости. Истцу, как это указано выше, данный вид пенсии не назначался, она является получателем пенсии по представлению уполномоченного органа в сфере занятости населения. Следовательно, данные гарантии могут быть реализованы истцом только при условии назначения ей трудовой пенсии по старости.

 При этом доводы истца о том, что она является пенсионером по старости в силу указания на это в пенсионном удостоверении, также не могут быть приняты, поскольку фактически она получателем такой пенсии не является, а указание на это в удостоверении явилось следствием ошибки.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом истцом не представлено доказательств, подтверждающих назначение конкретного вида пенсии - трудовой пенсии по старости. При таких обстоятельствах требования иска удовлетворению не подлежат.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Иск ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о признании действий незаконными, возложении обязанности перечислить накопительную часть пенсии с учётом индексации инфляции, признании права на оплату льготного проезда к месту отдыха и обратно оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

 Судья /подпись/

 Копия верна:

 Судья          А.В. Паршуков