РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИСЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2023 г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания Достоевской О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1106/2023 по исковому заявлению прокурора г.Салехарда в интересах Лебедева А.А. к отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО о защите пенсионных прав,
установил:
Прокурор г.Салехарда в интересах Лебедева А.А. к отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии. В обоснование иска указывает, что прокуратурой города Салехарда по обращению Лебедева А.А. проверено исполнение требований законодательства о пенсионном обеспечении граждан. Лебедев А.А. 06.05.2022 обратился в ОПФР по ЯНАО с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 22.07.2022 № истцу отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, поскольку педагогический стаж Лебедева А.А. по состоянию на 06.05.2022 составил 17 лет 2 месяца 8 дней (требуемый 25 лет). При этом пенсионным органом исключены из подсчета специального стажа работы для определения права на досрочную страховую пенсию период работы истца с 01.09.2000 по 04.10.2008 в качестве учителя, заместителя директора по социальным вопросам в МАОУ «СОШ № 1 имени И.В. Королькова», поскольку должность «заместителя директора по социальным вопросам» не предусмотрена п.2 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а норма времени педагогической нагрузки в качестве учителя не выработана. Указанное решение является незаконным, принято с неверным применением норм материального права, поскольку нарушает законные права и интересы истца. Работа Лебедева А.А. в должности заместителя директора по социальным вопросам в МАОУ «СОШ № 1 имени И.В. Королькова» подразумевала деятельность, связанную с образовательным (воспитательным) процессом. В период работы с 01.09.2000 по 04.10.2008 Лебедев А.А. неоднократно награждался за добросовестную работу, непосредственно связанную с образовательным (воспитательным) процессом. С 01.09.2000 по 04.10.2008 Лебедев А.А. в соответствии с трудовым договором работал в должности заместителя директора по социальным вопросам на 1 ставку, и одновременно осуществлял трудовую деятельность в должности учителя истории в общеобразовательном учреждении и выполнял норму часов преподавательской работы (более 8 часов в неделю) за ставку заработной платы. Страховой стаж Лебедева А.А. составляет (по состоянию на 06.05.2022, с учетом вышеуказанных периодов): 27/2/21 – общий, 26/4/18 РКС, 25/7/18 педагогический. Периоды нахождения на карантине (с 21.02.2013 по 27.02.2013, с 05.02.2015 по 11.02.2015, с 28.01.2016 по 06.02.2016, с 01.03.2019 по 07.03.2019). При таких обстоятельствах, действия должностных лиц ОСФР по ЯНАО, исключивших из педагогического стажа период работы Лебедева А.А. с 01.09.2000 по 04.10.2008, являются незаконными. На дату обращения в пенсионный орган специальный стаж педагогической деятельности Лебедева А.А. достиг требуемой продолжительности 25 лет (согласно приведенной таблице право возникло – 19.09.2021). Просит признать незаконными решение об отказе в установлении пенсии Лебедеву А.А. от 22.07.2022 №, возложить на ОСФР по ЯНАО обязанность включить период осуществления трудовой деятельности с 01.09.2000 по 04.10.2008 в качестве учителя, заместителя директора по социальным вопросам в МАОУ «СОШ № 1 имени И.В. Королькова» в страховой стаж Лебедева А.А., учитываемый при досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в районах Крайнего Севера), признать за Лебедевым А.А. право на страховую пенсию по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по изложенным в иске основаниям.
Истец Лебедев А.А. в судебном заседании также настаивал на иске, также пояснил, что Россия - правовое, социальное государство, а сотрудники Пенсионного (Социального) фонда своей деятельностью пытаются доказать обратное в его случае. Он работает в 1 школе города Салехарда с 1994 год, его педагогический стаж составляет 26 лет и 9 месяцев.
<данные изъяты>
Представитель ответчика Насирова К.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований иска, по основаниям, изложенным в представленных в адрес суда возражениям.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации, в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ч. 1 ст. 4 ФЗ № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ № 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ, возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ № 400-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ № 167-ФЗ, при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со ст. 11 ФЗ № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 ФЗ № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается лицам ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, при условии осуществления не менее 25 лет педагогической деятельности в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ.
В силу ч. 1.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (в 2022 году – не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости).
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подп. 19 п. 1 ст. 27).
Согласно ч. 2-4 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 и ст. 31 ФЗ № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» п. 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в том числе: Список № 781; список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001.
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка № 1067 предусмотрены должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным процессом. Аналогичные положения предусмотрены п.1 раздела «Наименование должностей» Списка № 781.
Согласно п.8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 № 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в абз. 4 п. 2 Правил, утвержденных постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067.
Таким образом, из нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельностьв определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.11.2018 N 18-КГ18-178, определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.12.2021 по делу №).
Прокуратурой города Салехарда по обращению Лебедева А.А. проверено исполнение требований законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
Истец 06.05.2022 обратился в ОПФР по ЯНАО с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
Решением пенсионного органа от 22.07.2022 № истцу отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, поскольку педагогический стаж Лебедева А.А. по состоянию на 06.05.2022 составил 17 лет 2 месяца 8 дней (требуемый 25 лет).
При этом пенсионным органом исключены из подсчета специального стажа работы для определения права на досрочную страховую пенсию период работы Истца с 01.09.2000 по 04.10.2008 в качестве учителя, заместителя директора по социальным вопросам в МАОУ «СОШ № 1 имени И.В.Королькова», поскольку должность «заместителя директора по социальным вопросам» не предусмотрена п.2 раздела «Наименование должностей» списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №, а норма времени педагогической нагрузки в качестве учителя не выработана.
Согласно трудовой книжке истца 25.08.1994 Лебедев А.А. принят социальным педагогом и учителем истории в СШ № 1 г. Салехарда, 05.10.1995 уволен в порядке перевода в Управление социальной защиты населения, 24.01.1996 принят заместителем директора по социальным вопросам и учителем истории в СШ № 1 г. Салехарда, 30.05.1996 уволен в связи с призывом в Вооруженные силы России, 10.03.1997 принят заместителем директора по социальным вопросам и учителем истории в СШ №1 г. Салехарда, 04.10.2008 уволен по собственному желанию на основании п. 3 ст. 77 ТК РФ, 01.09.2009 принят на должность учителя истории МОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза И.В. Королькова».
Указанные периоды работы подтверждаются также справкой МАОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза И.В. Королькова» от 05.07.2021 №, согласно которой стаж работы Лебедева А.А. дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ.
На основании указанной справки Лебедев А.А. работал учителем в МАОУ «СОШ № 1 имени И.В. Королькова»: – с 01.09.2000 по 31.12.2003 – на 0,5 ставки; – с 01.01.2004 по 31.12.2004 – на 0,7 ставки; – с 01.01.2005 по 31.08.2005 – на 0,8 ставки;– с 01.09.2005 по 04.10.2008 – на 0,5 ставки.
Работа Лебедева А.А. в должности заместителя директора по социальным вопросам в МАОУ «СОШ № 1 имени И.В. Королькова» подразумевала деятельность, связанную с образовательным (воспитательным) процессом.
Так, в соответствии с положениями пп. 2.1 Должностной инструкции заместителя директора школы по социальной работе, утвержденной директором школы 10.03.1997, к числу функций работника относится организация деятельности, связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в том числе: организация социально-педагогической работы по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите учащихся; руководство ей и контроль за ее развитием; организация социально-ценностной деятельности учащихся, сотрудников школы, родителей (законных представителей), общественности; разработка социальных программ, организация их реализации, руководство ими и контроль за развитием этих процессов; организация и контроль горячего питания учащихся в школе; установление сотрудничества с органами социальной защиты; организация и контроль оздоровления и отдыха учащихся, трудоустройства в летний период; организация работы по профилактике асоциального поведения учащихся, организация и контроль за работой комиссии по профилактике; обеспечение норм и правил техники безопасности в образовательном процессе.
В период осуществления трудовой деятельности Лебедев А.А. с 01.09.2000 по 04.10.2008 неоднократно награждался за добросовестную работу, непосредственно связанную с образовательным (воспитательным) процессом.
Приказом начальника департамента образования автономного округа от 04.02.2005 № 91 Лебедев А.А. награжден почетной грамотой за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие образования в округе с занесением соответствующем записи в трудовую книжку.
Распоряжением Губернатора автономного округа от 26.09.2007 № 65-р последнему объявлена благодарность за многолетний добросовестный труд, заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Из записей, имеющихся в трудовой книжке Лебедева А.А. следует, что 06.10.2001 он награжден грамотой управления образования за большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения, 31.05.2004 работодателем объявлена благодарность за большую результативную внеклассную работу.
С 01.09.2000 по 04.10.2008 Лебедев А.А. в соответствии с трудовым договором работал в должности заместителя директора по социальным вопросам на 1 ставку, и одновременно осуществлял трудовую деятельность в должности учителя истории в общеобразовательном учреждении и выполнял норму часов преподавательской работы (более 8 часов в неделю) за ставку заработной платы.
На основании п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Учитывая вышеизложенное, если заместитель директора по социальным вопросам, выполняющий работу на 1 ставку, одновременно работает учителем не менее чем на 0,5 ставки, то не имеется оснований для отказа во включении периода работы на таких условиях в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не устанавливает ограничений в том, на каких условиях должна выполняться работа в разных должностях, включенных в Список, - на основании отдельно заключенных трудовых договоров по каждой из должностей или путем внесения в основной трудовой договор (например, по должности заместителя директора) дополнения о выполнении преподавательской работы в необходимом объеме (определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31.03.2022 по делу№).
Таким образом, при определении права на установление страховой пенсии по старости страховой стаж Лебедева А.А. составляет (по состоянию на 06.05.2022, с учетом вышеуказанных периодов): 27/2/21-общий, 26/4/18 – РКС, 25/7/18 – педагогический.
При таких обстоятельствах, действия ответчика, исключившего из педагогического стажа период работы Лебедева А.А. с 01.09.2000 года по 04.10.2008 года, являются незаконными. На дату обращения в пенсионный орган специальный стаж педагогической деятельности Лебедева А.А. достиг требуемой продолжительности 25 лет (согласно приведенной таблице право возникло – 19.09.2021 года).
Таким образом, на основании указанных обстоятельств, в их совокупности и взаимосвязи следует прийти к выводу о непосредственном участии Лебедева А.А. как заместителя директора по социальным вопросам в спорный период времени в деятельности, связанной с образовательным (воспитательным) процессом, что является достаточным основанием для его включения в специальный стаж Лебедева А.А.
При установленных судом обстоятельствах требования иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и рукоовдствуясь ст.ст.193-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требований прокурора г.Салехарда в интересах Лебедева А.А. к отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО о защите пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО об отказе в установлении пенсии Лебедеву А.А. от 22.07.2022 №.
Возложить на отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО обязанность включить период осуществления трудовой деятельности с 01.09.2000 по 04.10.2008 в качестве заместителя директора по социальным вопросам, учителя истории в МАОУ «СОШ № 1 имени И.В. Королькова» в страховой стаж Лебедева А.А., учитываемый при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в районах Крайнего Севера).
Признать за Лебедевым А.А. право на страховую пенсию по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решение может быть обжаловано в суде Ямало - Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Салехардский городской суд Ямало - Ненецкого автономного округа.
Председательствующий К.В.Лисиенков