дело № ххх
РЕШЕНИЕ
Федеральный судья Сафоновского районного суда <адрес>Мельничук Е. В., при секретаре Пшеничниковой А.В., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Алферовская основная общеобразовательная школа» <адрес>ФИО1, представителей по доверенностям ФИО2, ФИО3, должностного лица ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Алферовская основная общеобразовательная школа» на постановление врио начальника отдела государственного энергетического надзора по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дд.мм.гггг по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Алферовская основная общеобразовательная школа» <адрес> обратилось в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. В обоснование доводов жалобы указано, что дд.мм.гггг школа привлечена к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. При вынесении постановления должностным лицом не были исследованы все обстоятельства по делу. Нарушения, указанные в п.1-5, 7 постановления № ххх.1-Пс/0457-0447 пл-2018, касаются эксплуатации трансформатора. Однако, с декабря 2017 года он был принят на баланс ПАО «МРСК – Центр» - «Смоленскэнерго». С указанной даты он принадлежит и эксплуатируется Сафоновским РЭС филиала ПАО «МРСК-Центр». Школой регулярно проводятся осмотры заземляющих устройств, что фиксируется в соответствующем журнале; кроме этого, ссылается на то, что имеющееся инструкция по охране труда при эксплуатации электроустановок до 1000 В, утвержденная дд.мм.гггг, соответствует требованиям законодательства и содержит положения, реализация которых обеспечивает безопасность работников. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представители лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Алферовская основная общеобразовательная школа» <адрес> директор ФИО1, по доверенностям ФИО2, ФИО3, доводы, изложенные в жалобе, поддержали.
Должностное лицо – врио начальника отдела государственного энергетического надзора по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований жалобы, считал обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо-и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в ходе обеспечения безопасности использования энергетических ресурсов, устройств и объектов, их потребляющих или связанных с энергоносителями.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении установленных норм и правил, в том числе правил эксплуатации электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливно - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Субъектом данного административного правонарушения может являться организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту электрических сетей, топливно - и энергопотребляющих установок.
Вопросы регулирования эксплуатации электроустановок и пользования электрической энергией регулируются Федеральным законом от дд.мм.гггг№ ххх-Ф «Об электроэнергетике», Федеральным законом от дд.мм.гггг №184-ФЗ «О техническом регулировании», Положением об организации обучения и проверки знаний специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дд.мм.гггг№ ххх, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от дд.мм.гггг№ ххх; вопросы, касающиеся охраны труда при эксплуатации электроустановок регулируются Приказом Минтруда России от дд.мм.гггг№ хххн (ред. от дд.мм.гггг) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».
Из материалов дела усматривается, что МКОУ «Алферовская ООШ» является лицом, на которое в силу закона возложена обязанность по исполнению обязательных требований надежности и безопасности сфере энергетике.
На основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Центрального управления от дд.мм.гггг в отношении муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Алферовская основная общеобразовательная школа» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, которые отражены в акте проверки № ххх.1-0447пл-А/0248-2018 от дд.мм.гггг.
дд.мм.гггг государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора по <адрес> Центрального управления Ростехнадзора в отношении муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Алферовская основная общеобразовательная школа» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола об административном правонарушении усматривается, что при проведении мероприятия по контролю (надзору) в электроустановках муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Алферовская основная общеобразовательная школа» выявлены нарушения обязательных норм и правил в области устройства и эксплуатации энергопотребляющих установок: не обеспечено в организации прохождение ответственным за электрохозяйство проверки знаний на присвоение группы по электробезопасности: V – в организации, имеющей электроустановки напряжением выше 1000 В (п.1.2.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Минэнерго России от дд.мм.гггг№ ххх (далее Правил № ххх); не обеспечено прохождение проверки знаний заместителем ответственного за электрохозяйство по электробезопасности (п.1.2.7 Правил № ххх); не обеспечен в организации контроль за уровнем масла в расширительном баке трансформатора ТМ-400/0,4 кВ ТП-32П ввиду отсутствия температурных отметок (п.2.1.4 Правил № ххх); не обеспечено соблюдение периодичности ремонтов трансформатора ТМ-400/0,4 кВ ТП-32П (п.дд.мм.гггг Правил № ххх); не обеспечено проведение испытаний трансформатора ТМ-400/0,4 кВ ТП-32П и их элементов, находящихся в эксплуатации, в соответствии с нормами испытания электрооборудования и заводскими инструкциями (п.2.139 приложение 3 Правил № ххх); не проводятся осмотры заземляющих устройств: с выборочным вскрытием (п.2.7.8 приложение 3 Правил № ххх); не обеспечено работодателем наличие испытанных средств индивидуальной защиты для безопасной работы в электроустановках напряжением выше 1000 В (п.1.4 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ от дд.мм.гггг№ хххн (далее Правил № хххн); не обеспечено работодателем при разработке инструкций по охране труда для электротехнического персонала, выполнение требований, обеспечивающих безопасность работников (п.1.2.2; 1.3.9; 1.7.4 Правил № ххх, п. 1.2№ ххх.4; 2.5; 8.6 Правил № хххн ).
Постановлением должностного лица № ххх.1-Пс/0457-0447пл-2018 от дд.мм.гггг муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Алферовская основная общеобразовательная школа» <адрес> признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 20 000 руб.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование доводов жалобы директор образовательного учреждения указала на то, что нарушения указанные в п.1-5 постановления № ххх.1-Пс/0457-0447 пл-2018, касающиеся эксплуатации трансформатора, не могли быть вменены школе, так как с декабря 2017 года трансформатор принят на баланс ПАО «МРСК-Центр» - «Смоленскэнерго». При этом также пояснила, что не могла представить документы, подтверждающие указанные обстоятельства, так как получение документов о технологическом присоединении требовало временных и денежных затрат.
Согласно положений статьи 1.5 лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как следует из материалов дела, проверка в отношении муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Алферовская основная общеобразовательная школа» была плановой, о проведении которой учреждение было уведомлено заранее, директор ознакомлена с перечнем документов необходимых для проведения проверки, что подтверждается подписью от дд.мм.гггг. Протокол в отношении школы составлен должностным лицом дд.мм.гггг, при этом директором школы указано только на не согласие с протоколом об административном правонарушении в связи с отсутствием в штатном расписании должности специалиста по обслуживанию электроустановок свыше 1000В.
На основании статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из смысла положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов: у лица имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом; данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дд.мм.гггг№ ххх «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в
протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении
которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Учитывая, что образовательным учреждением не опровергнут факт невозможности предоставления при проведении плановой проверки документов по технологическому присоединению объектов электроэнергетики, с учетом временного периода от начала уведомления о проведении проверки и ее окончания, а также объяснения директора школы на момент составления протокола, не выразившей возражений в части выявленных нарушений, указанных в п.1-5 обжалуемого постановления, принимая во внимание контракт энергоснабжения № ххх от дд.мм.гггг, согласно которому именно МКОУ Алферовская основная общеобразовательная школа в лице ФИО1 заключила контракт по передаче электрической энергии, с филиалом «СмоленскАтомЭнергоСбыт», нарушения обязательных норм и правил в области устройства и эксплуатации энергопотребляющих установок, указаны в п.1-5 должностным лицом обоснованно.
Довод о том, что школой регулярно проводятся осмотры заземляющих устройств (п.6 обжалуемого постановления), что подтверждается выкопировкой из журнала, в отсутствие предоставленных на момент плановой проверки документов, не может быть признан состоятельным, так как наличие журнала, заполненного собственноручно директором школы, в отсутствие иных сведений, не может, безусловно, свидетельствовать о том, что на момент плановой проверки были проведены осмотры заземляющих устройств.
Кроме этого, инструкция по охране труда при эксплуатации электроустановок до 1000В ИОТ-021-2010 от 2018 года не соответствует требованиям Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ от дд.мм.гггг№ хххн.
Учитывая изложенное, событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и вина МКОУ «Алферовская ООШ» в его совершении подтверждается исследованными должностным лицом административного органа доказательствами: распоряжением от дд.мм.гггг (л.д.17-21), актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от дд.мм.гггг№ ххх.1-0447пл-А/0248-2018 (л.д.22-26), протоколом об административном правонарушении № ххх.1-0447пл-Пр/0457-2018 (л.д.32-34) и другими материалами дела.
Выводы о виновности МКОУ «Алферовская ООШ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, основаны на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Объективных обстоятельств, препятствовавших МКОУ «Алферовская ООШ» выполнить нормы законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики, не установлено.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, является формальным, в связи, с чем ответственность за совершение правонарушения наступает вне зависимости от причинения вреда, ущерба и негативных последствий.
При вынесении постановления должностным лицом не допущено нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления. Дело было рассмотрено, а постановление вынесено надлежащим должностным лицом, в соответствии с положениями КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что правовые основания для отмены постановления № ххх.1-Пс/0457-0447пл-2018 врио начальника отдела государственного энергетического надзора по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дд.мм.гггг по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ отсутствуют, следовательно, жалоба Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Алферовская основная общеобразовательная школа» <адрес> удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление № ххх.1-Пс/0457-0447пл-2018 врио начальника отдела государственного энергетического надзора по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дд.мм.гггг о назначении Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Алферовская основная общеобразовательная школа» <адрес> административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Алферовская основная общеобразовательная школа» <адрес> – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский районный суд.
Федеральный судья Е. В. Мельничук