НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сафакулевского районного суда (Курганская область) от 03.12.2020 № 2А-361/20

дело № 2а-361/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Сафакулево 3 декабря 2020 года

Сафакулевский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Манаковой С.М.,

при секретаре Султановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке в помещении Сафакулевского районного суда Курганской области дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области к ФИО1 взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 6 по Курганской области обратилась в Сафакулевский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к Муфтиев М,Ш. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам. В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> состоит на учете в межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области ). Налогоплательщик в 2017-2018 годы являлся собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>. Для уплаты земельного налога за 2017-2018 годы налоговым органом в адрес ФИО1 направлены налоговые уведомления № 6711576 от 23.06.2018, № 63044492 от 22.08.2019, требование № 21170 по состоянию на 09.07.2019, № 48553 по состоянию на 19.12.2019 В установленный срок требования об уплате земельного налога ФИО1 не исполнены. Кроме того, в 2017-2018 годах ФИО1. являлся собственником транспортных средств: <...>, государственный регистрационный знак (владение объектом собственности с 21.06.2012); <...>, государственный регистрационный знак (владение объектом собственности с 21.07.2015). Для уплаты транспортного налога в адрес ФИО1 направлены налоговые уведомления № 6711576 от 23.06.2018, № 63044492 от 22.08.2019, требования № 21170 по состоянию на 09.07.2019, требование № 48553 по состоянию на 19.12.2019. В установленный срок требования об уплате транспортного налога ФИО1. не исполнены. 21.05.2020 мировым судьей судебного участка № 30 Щучанского района Курганской области был вынесен судебный приказ № 2а-849/2019 о взыскании с ФИО1. задолженность по транспортному и земельному налогу. От должника в установленный законом срок поступили возражения относительно судебного приказа, в связи с чем, судом вынесено определение об отмене судебного приказа. В связи с указанным обстоятельствами, просит взыскать с ФИО1 задолженность: по земельному налогу за 2018 год – 34,00 рублей, пени -1,75 рублей; по транспортному налогу за 2018 год – 4224,00 рублей, пени - 355,60 рублей. Всего: 4615,35 рублей.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия.

Административный ответчик ФИО1. в судебном заседании требования не признал в полном объеме.

Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что на налоговом учете в межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области состоит в качестве налогоплательщика ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, , который в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.

Из материалов дела следует, что в 2017-2018 годы ФИО1 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 12600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В 2017-2018 годах ФИО1. являлся собственником транспортных средств: <...>, государственный регистрационный знак (владение объектом собственности с 21.06.2012); <...>, государственный регистрационный знак (владение объектом собственности с 21.07.2015).

Для уплаты транспортного налога в адрес ФИО1. направлены налоговые уведомления № 6711576 от 23.06.2018, № 63044492 от 22.08.2019, требования № 21170 по состоянию на 09.07.2019, требование № 48553 по состоянию на 19.12.2019.

В установленные срок требования об уплате транспортного и земельного налога ФИО1 не исполнены.

Определением мирового судьи судебного участка №30 Щучанского судебного района Курганской области ФИО2, и.о. мирового судьи судебного участка №22 Сафакулевского судебного района Курганской области отменен судебный приказ №2а-849/2019 от 21.05.2020 о взыскании с ФИО1 задолженности по имущественным налогам, пени, а также госпошлины в доход муниципального образования.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги. Аналогичная обязанность закреплена также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2).

Порядок взыскания налога, пеней за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определен статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в частности гласит, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей установленных настоящей статьей.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1).

Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Таким образом, вопросы об установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе пенсионеров, находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Плательщиками налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. Объектами налогообложения являются, в том числе и автомобили. Налоговым периодом является календарный год (глава 28 НК РФ).

В Курганской области ставки по транспортному налогу установлены в соответствии с Законом Курганской области "О транспортном налоге на территории Курганской области" N 255 от 26 ноября 2002 г. (далее Закон Курганской области N 255). Данным законом налоговые ставки дифференцированы в зависимости от мощности двигателя в лошадиных силах, а также установлены налоговые льготы и основания их применения.

В соответствии с п. 3 ст. 3 с Законом Курганской области от 26.11.2002 N 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области», налоговые ставки устанавливаются в размере 70 % от соответствующих налоговых ставок за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно по выбору (заявлению) налогоплательщика – физического лица, получающего страховую пенсию по старости либо достигших возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Согласно пункту 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, имеющие право на льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, предоставляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также, вправе предоставить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Как следует из материалов дела, ФИО1. заявление на предоставление льготы в налоговый орган не направлял.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Земельный налог в соответствии со статьями 15, 387 Налогового кодекса Российской Федерации является местным налогом, который устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, а также вправе устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Помимо установленного на федеральном уровне налогового вычета по земельному налогу на основании пункта 2 статьи 387 Кодекса нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для пенсионеров могут быть предусмотрены иные налоговые преимущества, в том числе в виде полного освобождения их от уплаты земельного налога.

Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с дата года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Подпунктом 8 п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся, в том числе, к категории пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Согласно подп. 10, 15 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации, право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание, а также физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Вопросы об установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе пенсионеров, находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

В части освобождения пенсионеров от уплаты земельного налога на 6 соток отмечается, что в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из категорий, указанных в данном пункте, в частности, являющихся пенсионерами.

Указанный налоговый вычет предоставляется только в отношении одного земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика. При наличии в собственности налогоплательщика, являющегося пенсионером, нескольких земельных участков он вправе представить в любой налоговый орган уведомление о земельном участке, в отношении которого будет применен налоговый вычет. При непредставлении такого уведомления налоговый вычет будет предоставлен в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Решением Сафакулевской сельской думы Курганской области № 41 от 24.11.2010 «Об установлении земельного налога на территории Сафакулевского сельсовета» уменьшение налогооблагаемой базы по земельному налогу, льготы по уплате земельного налога предоставляются в соответствии со ст. ст. 391, 395 НК РФ.

В случае несвоевременной уплаты налога, налогоплательщик обязан уплатить пеню, размер которой определяется статьей 75 НК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом, транспортное средство ГАЗ 3102, государственный регистрационный знак В44КС45, имеет мощность двигателя 130,50 лошадиных сил, следовательно, налоговая льгота на указанное транспортное средство не может быть применена. Транспортное средство ГАЗ3102, государственный регистрационный знак <***>, имеет мощность двигателя 100 лошадинных сил, на указанный автомобиль ФИО1 предоставлена льгота в размере 30%.

Кроме того, в связи с достижением пенсионного возрастаФИО1 предоставлена льгота по земельному налогу, за 2017 год налоговый вычет составил 1,68 рублей, за 2018 год -1,00 рубль.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области о взыскании задолженности по земельному налогу – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженеца <адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области задолженность по транспортному и земельному налогам в размере 4615,35 рублей, в том числе: налог в размере 4258 рублей, пени в размере – 357,35 рублей, из которых: земельный налог за 2018 – 34 рубля, пени – 1,75 рублей; транспортный налог за 2018 – 4224 рубля, пени – 355,60 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд через Сафакулевский районный суд Курганской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение состоялось 8 декабря 2020 года.

Судья С.М. Манакова