НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ржевского городского суда (Тверская область) от 15.11.2016 № 2-753/2016

Дело № 2-753/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2016 года город Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе

председательствующего и.о. судьи Ильиной Л.А.,

при секретаре Орловой Е.В.,

с участием заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области Рыбникова А.Н.,

ответчиков представителей Администрации Ржевского района Тверской области Михайловой О.В., Комитета по управлению имуществом Ржевского района Марышевой С.В.,

третьего лица представителя Министерства лесного хозяйства Тверской области Цветкова Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице его Территориального управления в Тверской области к Администрации Ржевского района Тверской области и Комитету по управлению имуществом Ржевского района о признании права собственности на земли, покрытые лесом, как земли лесного фонда,

у с т а н о в и л :

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице его Территориального управления в Тверской области к Администрации Ржевского района Тверской области и Комитету по управлению имуществом Ржевского района о признании права собственности на земли, покрытые лесом, как земли лесного фонда. Требования мотивированы тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с поручением Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в мае 2016 года проведена проверка по обращению Гурьева С.И. о нарушениях лесного законодательства в районе д. Байгорово, Глазово, Ильи Горы, Итомля, Сахарово Ржевского района Тверской области. В ходе проведенной проверки с выездом на место установлено следующее. На земельном участке, расположенном в квартале 12 выделах 15, 18, 19, 22, 23 в 800 метрах от д. Байгорово Ржевского района Тверской области, в ранее устроенных лесах принадлежавших сельскохозяйственному предприятию ТОО «Ильи горы» по перспективному плану ведения лесного хозяйства ТОО «Ильи горы» Ржевского района Тверской области разработанного ТОО Экологическая научно-производственная фирма «ФОРЕСТ-ТРЕЙД» в 1997-1998 гг. осуществлена рубка древесно-кустарниковой растительности на площади 16,9 га. Общий объем срубленной древесины на вырубке составил 3868,8 куб.м., из них ольхи серой - 109,44 куб.м., ели - 2351,04 куб.м., осины - 1006,32 куб.м., березы - 402,0 куб.м. На землях колхоза «Ильи горы» в 1980-1990 годах было организовано подсобное хозяйство «Сахарово» позже сельскохозяйственный кооператив «Сахарово», который обанкротился и прекратил свою деятельность. Земельный участок с кадастровым номером квартала 69:27:0000012 был закреплен за сельскохозяйственным кооперативом «Сахарово» в постоянное бессрочное пользование, согласно Постановлению главы администрации Ржевского района Тверской области от 15.06.1999 № 197 «О закреплении земель за производственным кооперативом «Сахарово». Пунктом 2 Постановления главы администрации Ржевского района Тверской области от 15.06.1999 № 197 остальные земельные угодья общей площадью 1232 га переданы в фонд перераспределения земель, т.е. земли запаса района. Далее Постановлением главы Ржевского района № 126-3 от 01.03.2012 в вышеуказанное постановление от 15.06.1999 № 197 внесены изменения, которыми исключены слова «т.е. земли запаса района». В проекте землеустройства (перераспределения земель) сельскохозяйственного кооператива «Сахарово» указанный земельный участок выделен белым цветом и отнесен к землям постороннего пользования, на котором в соответствии с представленной ГКУ «Старицкое лесничество Тверской области» схемой лесонарушения совершена незаконная порубка деревьев. Согласно ответу администрации Ржевского района от 09.09.2015 № 19-51/24 незаконная порубка совершена северо-восточнее д. Байгорово на угодьях, покрытых лесом, которые отнесены к категориям сельскохозяйственного назначения из земель фонда перераспределения Ржевского района, следовательно, распоряжение данными земельными участками может быть осуществлено органами местного самоуправления. В соответствии с «Перспективным планом ведения лесного хозяйства ТОО «Ильи горы» Ржевского района Тверской области, земельный участок расположен в лесах - категории защищенности: запретные полосы вдоль рек. Согласно схеме вырубки, составленной лесничем Сытьковского участкового лесничества Ржевского отдела лесного хозяйства ГКУ «Старицкое лесничество Тверской области», помощником лесничего Сытьковского участкового лесничества Ржевского отдела лесного хозяйства ГКУ «Старицкое лесничество Тверской области», рубка древесно-кустарниковой растительности осуществлена на площади 16,9 га в границах квартала 12 выдела 15 (1,08 га), выдела 18 (6,48 га), выдела 19 (5,56 га), выдела 22 (3,0 га), выдела 23 (0,78 га) по материалам лесоустройства ТОО «Ильи горы» по таксационному описанию перспективного плана ведения лесного хозяйства ТОО «Ильи горы» Ржевского района Тверской области разработанного ТОО Экологическая научно-производственная фирма «ФОРЕСТ-ТРЕЙД» в 1997-1998 гг. Распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 № 558-ра указанный участок земли площадью 776,5 га не был отнесен к категории - земли лесного фонда, что также подтверждается материалами Министерства лесного хозяйства Тверской области. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. В пункте 2 указанной статьи земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В то же время Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков. Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся, в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем по смыслу пункта 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами. Леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций и переданные им в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с ранее действующим законодательством всегда были частью государственного лесного фонда и обслуживались организациями, созданными сельскохозяйственными предприятиями в целях ведения лесного хозяйства, в нашем случае Ржевский межхозяйственный лесхоз. В законодательном регулировании колхозные леса указаны в статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, согласно которой все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из: а) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и б) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. В соответствии со статьями 36, 130 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования. Кроме того в лесах, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций всегда велось лесное хозяйство. Это подтверждается Положением о колхозных лесах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 № 144, в соответствии с которым, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза. Более ни о каких правах на находящийся в пользовании сельскохозяйственных организаций лесной фонд в нормативных актах, регулировавших порядок реорганизации колхозов и совхозов, не говорится (Постановление Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О реорганизации колхозов и совхозов», Постановление Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»). Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения составляют разные категории земель и имеют разные правила нормативного регулирования. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 Земельного кодекса РФ, статья 56 Земельного кодекса РСФСР). К землям лесного фонда согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 94 Земельного кодекса РСФСР и статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется земельным кодексом и лесным законодательством. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 6 (пункты 1 и 3) и 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997, согласно которым лесоустройством является инвентаризация лесного фонда с обоснованием отнесения лесов к группам и категориям защитности в результате выполнения топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов. Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Имеющиеся материалы лесоустройства - Перспективный план ведения лесного хозяйства ТОО «Ильи горы» Ржевского района Тверской области», разработанный ТОО Экологическая научно-производственная фирма «ФОРЕСТ-ТРЕЙД» в 1997-1998 гг., подтверждают нахождение указанного земельного участка в составе лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, которые были обустроены, и на них велась лесохозяйственная деятельность. В силу статей 4.2., 4.4. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков. Аналогичная норма закреплена в ч.6 статьи 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», согласно которой участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда. В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса 1997 года и статьей 8 Лесного кодекса 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Таким образом, спорный лесной участок, как и все лесные участки, ранее находящиеся в пользовании у колхоза «Ильи горы», а позднее сельскохозяйственного кооператива «Сахарова» ранее относился к колхозным лесам, составлявшим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, участок не предназначен для сельскохозяйственного производства, относится к собственности Российской Федерации и является ограниченным в обороте. Правом распоряжение таким земельным участком органы местного самоуправления не наделены. В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Однако такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. В соответствии с «Перспективным планом ведения лесного хозяйства ТОО «Ильи горы» Ржевского района Тверской области», разработанного ТОО Экологическая научно-производственная фирма «ФОРЕСТ-ТРЕЙД» в 1997-1998 гг., земельный участок с кадастровым номером квартала 69:27:0000012 расположен по материалам лесоустройства ТОО «Ильи горы» в категории защищенности: запретные полосы вдоль рек, занят лесными насаждениями, ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд (статья 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 № 5906-IX и статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1), и с начала его использования фактически по своему целевому назначению был отнесен к землям лесного фонда. Леса, ранее находившиеся во владении ТОО «Ильи горы», лесоустроены, в том числе проведена таксация данных лесов, определены количественные и качественные характеристики лесов, расположенных на данной территории. Однако, кварталы 12 (выдела 5-24), 15 (выдел 19), 17 (выдела 1-6), 18 (выдела 1-21), 19 (выдела 1-19), 21 (выдела 1-21), 22 (выдела 1-15), 23 (выдела 1-13) Сытьковского участкового лесничества Ржевского отдела лесного хозяйства ГКУ «Старицкое лесничество Тверской области» (леса ТОО «Ильи Горы») площадью 776,5 га не были включены и не вошли в лесные площади переводимые Распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 № 558-ра в лесной фонд. Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим. В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании ст.304 ГПК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Одними из способов защиты гражданских прав согласно ст.12 ГК РФ являются признания права, восстановления положения, существовавшего до его нарушения, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношения. Учитывая, что земельному участку с кадастровым номером квартала 69:27:0000012, на котором расположены кварталы 12 (выдела 5-24), 15 (выдел 19), 17 (выдела 1-6), 18 (выдела 1-21), 19 (выдела 1-19), 21 (выдела 1-21), 22 (выдела 1-15), 23 (выдела 1-13) Сытьковского участкового лесничества, в ранее устроенных лесах по перспективному плану ведения лесного хозяйства ТОО «Ильи горы» Ржевского района Тверской области, разработанного ТОО Экологическая научно-производственная фирма «ФОРЕСТ-ТРЕЙД» в 1997-1998 гг., незаконно установлен статус земель сельскохозяйственного назначения, надлежащим способом защиты нарушенных имущественных интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц на пребывание в лесах и получение лесов в пользование является признание права собственности (ст.12 Гражданского кодекса РФ). В данном случае интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц обоснованы интересами сохранения лесов - сохранением средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечением многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст.76 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Положения ч.5 ст.2 данного Федерального закона регламентируют, что лесное законодательство в части охраны, рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления является частью природоохранного. Таким образом, судебный спор в сфере природоохранного законодательства не в связи с выполнением требований главы 4 «Экономическое регулирования в области охраны окружающей среды» Федерального закона «Об охраны окружающей природной среды» (то есть экономических требований) должен рассматриваться в суде общей юрисдикции. У арбитражного суда отсутствует компетенция на разрешения данного спора, так как ему подведомственны дела по экономическим спорам, связанные с осуществлением предпринимательской и иной законной экономической деятельности. Согласно ст.83 Лесного кодекса РФ, Положения о Министерстве лесного хозяйства Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 № 72-пп, Министерство лесного хозяйства Тверской области реализует переданные полномочия Российской Федерации в области управления лесами. Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов (ч.1 ст.30 ГПК РФ). Адрес земельного участка: Тверская область, Ржевский район, кварталы 12 (выдела 5-24), 15 (выдел 19), 17 (выдела 1-6), 18 (выдела 1-21), 19 (выдела 1-19), 21 (выдела 1-21), 22 (выдела 1-15), 23 (выдела 1-13) Сытьковского участкового лесничества (леса ранее находившиеся в пользовании ТОО «Ильи Горы»).

Заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбников А.Н., в судебном заседании уточнил исковые требования, дал пояснения согласно изложенным доводам в исковом заявлении, добавив, что в ходе предварительного судебного заседания представителем администрации МО «Ржевский район» по доверенности в своем выступлении указано на то, что спорные земельные участки с расположенными на них лесными массивами площадью 926.0 га в 90-ых годах находились в постоянном бессрочном пользовании Сельскохозяйственного производственного кооператива «Сахарово» (далее - CПK «Сахарово»), а в материалах лесоустройства записаны как в ранее устроенных лесах ТОО «Ильигоры» по причине того, что СПК «Сахарово» на момент проведения работ по лесоустройству (1997-1998 годы) ликвидировался. Представитель Министерства лесного хозяйства по доверенности уточнил, что в ранее представленном ответе на запрос прокуратуры 23 квартал выдела 1-13 Сытьковского участкового лесничества был ошибочно указан как выбывший лесной участок, поскольку в настоящее время на указанный лесной участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, как на земли лесного фонда подтвердив, что площадь выбывшего лесного участка составляет 926.0 га. Просит признать право собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, расположенные в кварталах 12 (выдела 5-24), 15 (выдел 19), 17 (выдела 1-6), 18 (выдела 1-21), 19 (выдела 1-19), 21 (выдела 1-21), 22 (выдела 1-15) Сытьковского участкового лесничества (ранее находившиеся в пользовании СПК «Сахарово») Ржевского района Тверской области, в ранее устроенных лесах согласно перспективного плана ведения лесного хозяйства ТОО «Ильи горы» Ржевского района Тверской области, разработанного ТОО Экологическая научно-производственная фирма «ФОРЕСТ-ТРЕЙД» в 1997-1998 гг., как земли лесного фонда.

Материальный истец Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явилось, в суд прислало заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Рослесхоза, при этом пояснило, что исковое заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. На землях колхоза «Ильи горы» в 1980 - 1990 годах было организовано подсобное хозяйство «Сахарово», позднее ставшее сельскохозяйственным кооперативом «Сахарово». Земельный участок с кадастровым номером квартала 69:27:0000012 был закреплен за сельскохозяйственным кооперативом «Сахарово» в постоянное бессрочное пользование согласно постановлению главы администрации Ржевского района Тверской области от 15 июня 1999 года № 197 «О закреплении земель за производственным кооперативом «Сахарово» (далее - постановление № 197). Пунктом 2 постановления № 197 остальные земельные угодья общей площадью 1224 га переданы в фонд перераспределения земель, то есть земли запаса района. На основании Перспективного плана ведения лесного хозяйства ТОО «Ильи горы» Ржевского района Тверской области земельный участок расположен в лесах категории защищенности - запретные полосы вдоль рек. В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной статье, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. Частью 1 статьи 77 Земельного кодекса установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 6, 67 - 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, далее - Лесной кодекс). Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года. В советский период все леса состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17 июня 1977 года № 5906-IX «Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик» все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 6 марта 1993 года №4616-1, подтверждалась принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда. В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации во владении колхозов, совхозов находились леса, ранее переданные колхозам в бессрочное пользование, а также леса, закрепленные за совхозами. Статьями 36 и 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ также было установлено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования. Также в силу статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В материалах государственного учета лесного фонда за весь период учета участки лесов, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, учитывались как участки лесного фонда. В сельских лесах проводилось лесоустройство, утверждалась расчетная лесосека, участки лесного фонда передавались в пользование. При этом принадлежность участков сельских лесов к землям лесного фонда не оспаривалась. Несмотря на то, что статья 77 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, в земельном балансе незаконно были учтены как лесные земли в категории «земли сельскохозяйственного назначения». Вместе с тем понятия «лесные земли» и «нелесные земли» в соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ применялись лишь в отношении земель лесного фонда. Несоответствие сложившейся практики учета земель лесного фонда требованиям законодательстве Российской Федерации имело негативные последствия и привело к незаконному изъятию земель лесного фонда и передаче их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства. На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. В силу статьи 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Статья 8 Лесного кодекса устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права. На основании статьи 7 Земельного кодекса земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Между тем по смыслу пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которому земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 6, 7, 67 - 70.1 Лесного кодекса). Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (пункт 2 статьи 91 Лесного кодекса). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственной лесной реестр и ее изменение» основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства. Федеральное агентство лесного хозяйства обращает внимание на то, что особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также пунктом 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Таким образом, если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем «земли лесного фонда», руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено приведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Согласно пунктам 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных данным федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей. Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона. Также согласно статье 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. В силу статьи 71 Лесного кодекса в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам. Российская Федерация согласно пункту 1 статьи 83 Лесного кодекса передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе полномочия по предоставлению в границах земель лесных отношений, в том числе полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организации и проведения соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключения соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда. Таким образом, уполномоченным органом по предоставлению лесных участков в аренду на территории Тверской области является Министерство лесного хозяйства Тверской области. В свою очередь, документов, подтверждающих правомерное использование земель лесного фонда, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Просит исковое заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме.

Материальный истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее прислала ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме.

Ответчики представитель Администрации Ржевского района Тверской области Михайлова О.В. и представитель Комитета по управлению имуществом Ржевского района Марышева С.В. исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора о признании права собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, расположенные в кварталах 12 (выдела 5-24), 15 (выдел 19), 17 (выдела 1-6). 18 (выдела 1-21), 12 (выдела 1-19), 21 (выдела 1-21), 22 (выдела 1-15) Сытьковского участкового лесничества (ранее находившиеся в пользовании СПК «Сахарово») Ржевского района Тверской области, в ранее устроенных лесах согласно перспективного плана ведения лесного хозяйства ТОО «Ильи горы» Ржевского района Тверской области разработанного ТОО Экологическая научно-производственная фирма «ФОРЕСТ-ТРЕЙД» в 1997-1998 гг., как земли лесного фонда, признали в полном объеме. Просили принять признание иска и вынести решение об удовлетворении исковых требований истца. Последствия признания иска им разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Тверской области Цветков Е.Н. исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора с учетом уточнений и изменений полностью поддержал.

Третье лицо Управление Росреестра по Тверской области в суд представило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Третье лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» о дне и времени судебного заседания извещено надлежащим образом в судебное заседание не явилось, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло, не просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Третье лицо филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тверской области в суд представило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора поддерживает.

Третье лицо Администрация сельского поселения «Итомля» Ржевского района Тверской области о дне и времени судебного заседания извещена надлежащим образом в судебное заседание не явилось, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло, не просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приняв признание иска ответчиком, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.3 Лесного кодекса РСФСР леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.

Статьей 4 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» от 08.08.1978 года, определялось, что в соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из: 1. лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; 2. колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.

В силу ст.5 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» от 08.08.1978 года, в государственный лесной фонд не входят, в том числе, деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст.25 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» от 08.08.1978 года, леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.

В соответствии со ст.26 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» от 08.08.1978 года, ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР. Колхозы могут вести лесное хозяйство совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется государственными органами сельского хозяйства.

Как следует из ст.28 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» от 08.08.1978 года, в соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы, а колхозные леса - на первую и вторую группы.

В силу ст.116 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» от 08.08.1978 года, для организации рационального пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты, планирования развития лесного хозяйства и размещения лесосечного фонда за счет государства проводится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единым для Союза ССР системам.

Согласно ст.118 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» от 08.08.1978 года, лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также повышения культуры ведения лесного хозяйства. Лесоустройство включает следующие лесоустроительные действия, в том числе, определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации

В соответствии с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что Лесной кодекс РСФСР, относил леса, находившиеся в ведении колхозов и совхозов, к лесному фонду, и предусматривал проведение в них лесоустройства, при этом устанавливая исключительное право государственной собственности на лесной фонд.

Согласно п.1 Положения о колхозных лесах, утвержденного Постановлением Совета министров СССР № 144 от 04.03.1968 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Совмина СССР от 17.11.1978 года № 932, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.

Пунктом 7 вышеназванного Положения о колхозных лесах ведение хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами непосредственно или через межхозяйственные предприятия (организации) по ведению лесного хозяйства. Для ведения лесного хозяйства в колхозных лесах, рационального использования лесных ресурсов и развития лесных промыслов колхозы могут создавать совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, учреждениями и организациями межхозяйственные предприятия (организации) по ведению лесного хозяйства, которые осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о межхозяйственном предприятии (организации) по ведению лесного хозяйства, утверждаемым Советом Министров союзной республики по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР, и уставом данного предприятия (организации). Могут создаваться областные, краевые, республиканские объединения межхозяйственных предприятий (организаций) по ведению лесного хозяйства в порядке, определяемом Советами Министров союзных республик по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР.

В соответствии с п.8 Положения о колхозных лесах для правильной организации хозяйства в колхозных лесах производится их лесоустройство с составлением перспективных планов ведения лесного хозяйства. Лесоустройство колхозных лесов осуществляется лесоустроительными предприятиями и организациями системы Государственного комитета СССР по лесному хозяйству по договорам с колхозами, межхозяйственными предприятиями (организациями) по ведению лесного хозяйства.

Согласно п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28.05.1968 года № 346 «Об улучшении руководства ведением хозяйства в лесах колхозов и совхозов РСФСР» Министерству сельского хозяйства РСФСР поручено обеспечить организацию в совхозах, имеющих значительные площади закрепленных за ними лесов и ведущих в больших объемах лесовосстановительные и другие лесохозяйственные работы, совхозных лесничеств на правах внутрихозяйственных подразделений. Предложить совхозам, в составе которых организация указанных лесничеств нецелесообразна, участвовать в межколхозных лесхозах (лесничествах) для совместного с колхозами ведения лесного хозяйства.

Таким образом, для обеспечения рационального лесопользования в лесах, предоставленных в бессрочное пользование колхозам и находившихся в ведении совхозов, законодательство предусматривало создание специализированных межхозяйственных организаций. В советский период времени для ведения лесного хозяйства в лесах, находившихся в бессрочном пользовании колхозов и ведении совхозов, входивших в лесной фонд, создавались межхозяйственные лесхозы.

В свою очередь устанавливало государственную собственность на лесной фонд и законодательство постсоветского периода времени.

Пунктами 2, 3 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом РФ 06.03.1993 года № 4613-1, определялось, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках. К ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений относятся, том числе, вопросы распоряжения совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономными областями, автономными округами, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом лесным фондом Российской Федерации.

Согласно п.10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза и совхоза.

В соответствии с п.53 Основ лесного законодательства Российской Федерации ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса. Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с Основами, положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей могут лишать колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства и передавать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством.

Как следует из п.74, 75 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются, в том числе, определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов. При лесоустройстве для владельцев лесного фонда составляются проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.

Основы лесного законодательства утратили силу в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ.

Соответственно, возможность нахождения участков лесного фонда в пользовании колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных организаций предусматривалась и Основами лесного законодательства РФ, при этом на участках лесного фонда проводилось лесоустройство.

Вместе с тем, государственная собственность Российской Федерации на лесной фонд предусматривалась Лесным кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 года.

Так, согласно ст.1 Лесного кодекса РФ 1997 года все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий. Отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации.

Статьей 8 Лесного кодекса РФ определялось, что в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

При этом ст.10 Лесного кодекса РФ указывалось, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений - городские леса; землях сельских поселений.

Согласно ст.11 Лесного кодекса РФ в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная, в том числе на: землях сельскохозяйственного назначения, на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства.

Как определялось ст.19 Лесного кодекса РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.

В силу ст.19 Лесного кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение лесным фондом. Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

В силу ст.53 Лесного кодекса РФ федеральный орган управления лесным хозяйством является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных ему Правительством Российской Федерации областях государственного управления, осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.

Лесной кодекс РФ 1997 предусматривал особенности использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций.

Из ст.103 Лесного кодекса РФ следует, что участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование. Безвозмездное пользование участками лесного фонда сельскохозяйственными организациями осуществляется в целях обеспечения их потребностей в древесине и других лесных ресурсах. Сельскохозяйственные организации могут осуществлять на предоставленных им в пользование участках лесного фонда все виды лесопользования, предусмотренные статей 80 Лесного Кодекса РФ. Использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, регулируются Лесным кодексом РФ и положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Соответственно, особенности использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, предусматривал Лесной кодекс РФ 1997 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на регулирование отношений по использованию участков лесного фонда сельскохозяйственными организациями, возникших на основании норм советского лесного законодательства, а также положений статей 10, 53 Основ лесного законодательства Российской была направлена указанная норма.

Право государственной (федеральной) собственности на лесной фонд устанавливает Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года.

В соответствии со ст.6 Лесного кодекса РФ 2006 года леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Статьей 23 Лесного кодекса РФ определено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

В силу ст.26 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться, в том числе, для ведения сельского хозяйства.

Из ст.38 Лесного кодекса следует, что леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

Из анализа вышеприведенных норм права, суд приходит к следующим выводам: земли лесного фонда как ранее, так и в настоящее время находятся в государственной (федеральной) собственности в силу прямого указания закона; на землях лесного фонда проводится лесоустройство; ранее документальным подтверждением отнесения земель к лесному фонду служила лесоустроительная документация; государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им органы исполнительной власти, в том числе через лесничества (ранее лесхозы и лесничества); участки лесного фонда могут находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций и использоваться для сельскохозяйственного производства.

Согласно ч.7 ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Статьей 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» установлено, что порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.17 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.

Как следует их положений ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Согласно п.2 ст.9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.

По смыслу приведенной правовой нормы решения об образовании земельных (лесных) участков в случаях, предусмотренных п.2 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п.2 ч.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии с ч.4 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 г., признается юридически действительным.

В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», если до 1 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Признание иска ответчиками выражено в письменном заявлении, адресовано суду, приобщено к материалам дела, о чем сделана отметка в протоколе судебного заседания.

Последствия признания иска ответчикам понятны, что нашло отражение в их заявлении.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд считает возможным принять признание иска ответчиками, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, поэтому может быть принят судом.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии со ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области удовлетворить.

Признать право собственности Российской Федерации на земли, покрытые лесом, расположенные в кварталах 12 (выдела 5-24), 15 (выдел 19), 17 (выдела 1-6), 18 (выдела 1-21), 12 (выдела 1-19), 21 (выдела 1-21), 22 (выдела 1-15) Сытьковского участкового лесничества (ранее находившиеся в пользовании СПК «Сахарово») Ржевского района Тверской области, в ранее устроенных лесах согласно перспективного плана ведения лесного хозяйства ТОО «Ильи горы» Ржевского района Тверской области разработанного ТОО Экологическая научно-производственная фирма «ФОРЕСТ-ТРЕЙД» в 1997-1998 гг., как земли лесного фонда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Тверской областной суд через Ржевский городской суд.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 21 ноября 2016 года.