НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Рыбинского районного суда (Красноярский край) от 13.12.2018 № 2-763/18

Дело № 2-763/18

УИД 24RS0044-01-2018-000844-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Никитенко Л.Ф.

при секретаре Богдановой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2, Администрации города Заозерного Рыбинского района Красноярского края об устранении препятствий пользования собственностью, суд

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2 по тем основании, что ей на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>. Ответчице принадлежит нежилое помещение по адресу: <адрес> пом.56. Помещение зарегистрировано как её квартира под . Указанное обстоятельство препятствует пользоваться квартирой, произошла двойная регистрация, мешает пользоваться электронной почтой, личным кабинетом энергосбыта, чем нарушены ее права собственника.

Просила обязать ответчика устранить препятствие пользования её квартирой, а именно произвести перерегистрацию нежилого помещения в соответствии с Постановлением главы города от 07.06.2016 г. № 232-П по адресу: <адрес>

Впоследствии истец уточнила исковые требования и просит обязать администрацию города Заозерного Рыбинского района Красноярского края в соответствии с Постановлением главы администрации города Заозерного от 07.06.2016 г. № 232-П внести изменение адреса <адрес> на адрес: <адрес> через ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, а также просит обязать ФИО2, как собственника, внести соответствующие изменения в официальные документы: в ПАО «Красноярскэнергосбыт» Заозерновский филиал, ООО «Управдом плюс», ПАО «КрасЭко», Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Межмуниципальный Заозерновский отдел.

Определением Рыбинского районного суда от 04.10.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ПАО Сбербанк.

Определением Рыбинского районного суда от 25.10.2018 года привлечена в качестве ответчика Администрация г.Заозерный Рыбинского района.

Определением Рыбинского районного суда от 25.10.2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены межрайонная ИФНС России № 7 по Красноярскому краю, ОАО «Красноярскэнергосбыт», УК «Управдом плюс», ООО «Заозерновский Водоканал», Городские коммунальные сети.

Определением суда от 22.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ «Налог-Сервис» федеральной налоговой службы в Красноярском крае, респ.Тыва и респ.Хакасия.

В судебном заседании ФИО1 и её представитель ФИО3 исковые требования поддержали.

Ответчик ФИО2 и её представитель ФИО4 с иском не согласны.

Представители ответчика Администрации г.Заозерного Рыбинского района ФИО5 с иском не согласен, т.к Администрацией в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России изменения внесены, а также считает, что собственник объекта обязан самостоятельно внести изменения в обслуживающие организации.

Третьи лица: Заозерновский отдел Росреестра представил пояснения и информацию, что по состоянию 11.12.2018 года адрес помещения по адресу: <адрес>, не изменен, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя,

- ПАО Сбербанк РФ представитель в суд не явился, представил отзыв, согласно которому Банк в случае получения от собственника документов, подтверждающих изменение адреса жилого помещения, изменяет наименование предмета залога путем составления двухстороннего соглашения,

- Межрайонная ИФНС России № 7 по Красноярскому краю представитель в суд не явился, извещен надлежаще,

- ОАО «Красноярскэнергосбыт» представитель в суд не явился, представлен отзыв, из которого следует, по одному адресу: <адрес>, числится жилое и нежилое помещение. По условиям договора абонент обязан уведомлять гарантирующего поставщика в 5-дневный срок об изменениях, в том числе: изменение почтового адреса. Представлена счет-квитанция за май 2015 года за коммунальные услуги, ресурсы и капитальный ремонт, согласно которой начисление произведено за 5 месяцев,

- УК «Управдом плюс» представитель в суд не явился, представлена информация о том, что по одному адресу числится квартира и нежилое помещение, считает, что собственник обязан предоставлять в компанию все изменения,

- ООО «Заозерновский Водоканал» и Городские коммунальные сети, представитель в суд не явился, извещен надлежаще,

- ФКУ «Налог-Сервис» федеральной налоговой службы в Красноярском крае, респ.Тыва и респ.Хакасия представитель в суд не явился, представил пояснение о том, что актуализация по адресу: <адрес>, <адрес> была проведена 22.11.2018 года в Федеральной информационной адресной системе, а также сообщили, что в настоящее время отсутствует техническая возможность передачи сведений Федеральной налоговой службой в Росреестр, в связи с чем орган государственной регистрации прав должен использовать выгрузку, размещенную на портале ФИАС в разделе «Обновление». Представлена информация из государственного адресного реестра об адресе обоих объектов адресации.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 52, 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.

Согласно п. 21 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского поселения относится: присвоение, изменение и аннулирование адресов объектам адресации, …, размещение информации в государственном адресном реестре.

С 01 июля 2014 года вступили в силу положения Федерального закона "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 443-ФЗ.

Указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах (ст. 1).

Согласно ч. 3 ст. 5 указанного закона, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, осуществляют следующие полномочия:

- присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов;

- размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах.

В силу ч. 2 ст. 4 того же закона органы местного самоуправления несут ответственность за достоверность, полноту и актуальность таких сведений.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 443-ФЗ содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.

Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 443-ФЗ от 28.12.2013 года,, органы местного самоуправления обязаны в соответствии с установленными Правительством РФ порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра:

- проверить достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах и при необходимости внести изменения в указанные сведения;

- разместить ранее не размещенные в государственном адресном реестре сведения об адресах, присвоенных объектам адресации до дня вступления в силу Закона № 443-ФЗ,

- привести правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденные муниципальными правовыми актами, до дня вступления в силу Закона № 443-ФЗ, в соответствие с установленными Правительством РФ правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Пунктом 3 Правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 г. № 1221, установлено, что адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать, в том числе, требованиям уникальности, т.е. один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации.

В силу п. 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 Правил.

Пункт 20 Правил устанавливает, что присвоение объекту адресации адреса или аннулирование его адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.

В соответствии с пунктами 25, 26 Правил решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения. Датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр.

В силу п.п. 2, 3 ч. 3, ч. 7 ст. 7 Федерального закона № 443-ФЗ от 28.12.2013 года, оператор федеральной информационной адресной системы осуществляет обеспечение межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра; предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе, он же несет ответственность за сохранность и доступность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Согласно пунктам 2,3 Порядка ведения государственного адресного реестра, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 31.03.2016 г. № 37н, ведение реестра и размещение его на портале федеральной информационной адресной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется Федеральной налоговой службой (далее - оператор системы).

Сведения в реестре размещаются: органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов; оператором системы.

Пунктом 8 Порядка установлено, что Реестр ведется в электронной форме в федеральной информационной адресной системе путем формирования или изменения реестровых записей адресообразующих элементов и реестровых записей адресов объектов адресации.

В соответствии с. п. 21 ч. 5 ст.. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ адрес объекта недвижимости относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.

Частью 3 ст. 8 указанного закона к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 указанной статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.

В силу ч. 5 ст. 32 данного закона оператор федеральной информационной адресной системы, осуществляющий ведение государственного адресного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно п. 12 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 (ред. от 02.08.2018) оператор федеральной информационной адресной системы, осуществляющий ведение государственного адресного реестра, обеспечивает предоставление в орган регистрации прав сведений в электронной форме о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в форматах, определенных оператором федеральной информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра, а в случае отсутствия технической возможности - путем размещения таких сведений на портале федеральной информационной адресной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу ч. 1, 5 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, с учетом особенностей, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что квартира общей площадью 51,9 кв.м. по адресу: г. <адрес>, кадастровый , находится в общей совместной собственности истицы ФИО1 и ФИО8, что подтверждается договором на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.

Ответчику ФИО2 принадлежит на праве собственности нежилое помещение, общей площадью 38,7 кв.м., по адресу: Россия, <адрес>, с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Зарегистрировано обременение – ипотека в силу закона.

Таким образом, судом установлено, что по одному почтовому адресу зарегистрированы два объекта недвижимости: квартира и нежилое помещение.

Однако, из сообщения Заозерновского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТП» от 30.11.2018 года следует, что по акту ввода в эксплуатацию жилого дома по адресу: <адрес> введено в эксплуатации 56 квартир, пом. 57 - магазин товары для дома, пом. 58 бывшая прачечная, пом. 59 – магазин, пом. 60 – бывшее помещение гинекологии.

Из анализа представленных документов судом установлено, что изначально истице предоставлялась <адрес>, а ответчик ФИО2 приобрела пом. . Однако, по технической ошибке произошла регистрация ее помещения за , что привело к регистрации двух объектов недвижимости по одному и тому же почтовому адресу.

Постановлением администрации города Заозерного Рыбинского района Красноярского края от 07.06.2016 г. № 232-П «Об аннулировании и присвоении адреса объекту» аннулирован адрес объекта недвижимости – помещение с кадастровым номером площадью 38,7 кв.м., назначением нежилое помещение – <адрес>.

Этим же постановлением указанному объекту недвижимости присвоен адрес: Россия, <адрес>

Свидетель ФИО9 суду пояснила, что задвоение адреса произошло из-за технической ошибки при передаче в Росреестр информации. Обнаружив ошибку, было вынесено постановление 07.06.2016 года, которое ею было вручено ФИО2 и направлено в ФИАС, в подтверждение чего, она представила информацию по жилому дому. Однако, перерегистрация не произошла. После обращения ФИО1 в суд, Администрация обратилась напрямую в Росреестр с вышеуказанным постановлением, но оно было возвращено без исполнения. Повторно в ФИАС администрация обратилась в ноябре 2018 года, но изменения адреса до сих пор не внесены. Считает, что собственник помещения должен внести изменения во все договора с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями. Также пояснила, что действия ФИАС, начиная с 2016 года, они не обжаловали и на день рассмотрения изменения по спорному адресу в Росреестр не внесены.

Из сообщения оператора федеральной информационной адресной системы - ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России филиал в Красноярском крае, Республике Тыва и Республике Хакасия следует, что произведена актуализация сведений об адресе объекта недвижимости, принадлежащего ответчику ФИО2, 22.11.2018 года, что подтверждается выпиской из ФИАС от 11.12.2018 г.

Оператором федеральной информационной адресной системы - ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России представлена информация из государственного адресного реестра об адресе объекта адресации – помещении по адресу: Россия, <адрес>, запись внесена на основании постановления Главы городского поселения от 07.06.2016 года № 232-П, дата внесения записи 07.06.2016 года.

Но из сообщения Заозерновского отдела Росреестра от 11.12.2018 года видно, что обращения по поводу внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части изменения адреса вышеуказанного нежилого помещения не поступало.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю сообщает, что в настоящее время, из-за отсутствия технической возможности, сведения Федеральной информационной адресной системы (ФИАС) не могут быть загружены в Федеральную информационную систему «Единый государственный реест недвижимости, в связи с чем, внесение сведений о присвоении (изменении) адреса объекта недвижимости осуществляется только на основании заявлений о внесении в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления заинтересованного лица.. В отношении объекта недвижимости по адресу: Россия, <адрес>, с кадастровым номером ,, заявлений о внесении изменений в ЕГРН об изменении адреса объекта недвижимости не поступало.

Исходя из того, что сведения об изменении адреса помещения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, из-за отсутствия технической возможности,, то суд считает, что в данном случае действуют Правила внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, предусмотренные ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым:

Суд исходит из того, что бремя содержания имущества, несет собственник данного имущества (ст. 210 ГК РФ.), то он обязан обратиться с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в регистрирующий орган.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика Администрации г. Заозерного о том, что они сообщили в ФИАС об изменении адреса и изменения в ФИАС зарегистрированы, а также, что они обращались в регистрирующий орган по поводу изменения адреса, и им отказано в связи с тем, что обратилось ненадлежащее лицо, и что изменения вносятся через ФИАС, судом не принимаются, поскольку на момент рассмотрения дела в суде, конечного результата об изменении адреса нет, действия ФИАС и регистрирующего органа в установленном порядке Администрацией не обжалованы, а истица настаивает на удовлетворении своих требованиях, то требования к Администрации г. Заозерного подлежат удовлетворению.

Доводы ФИО2 и ее представителя судом также не принимаются, поскольку она знала о технической ошибке в 2016 году, что подтверждается показаниями ФИО9, но мер никаких не предприняла по ее исправлению, то требования к ней также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 об устранении препятствий пользования собственностью удовлетворить.

Обязать ФИО2 и администрацию города Заозерного Рыбинского района Красноярского края внести изменение адреса в соответствии с Постановлением главы администрации города Заозерного от 07.06.2016 г. № 232-П в регистрирующем органе и обязать ФИО2 внести соответствующее изменение по адресу в ПАО «Красноярскэнергосбыт» Заозерновский филиал, ООО «Управдом плюс», ПАО «КрасЭко», Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд в течение месяца.

Судья: Л.Ф. Никитенко