Дело № 2а-1026/2021
УИД 76RS0013-02-2021-000298-41
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Леоновой Е.С.,
при секретаре Румянцевой А.В.,
рассмотрев 30 ноября 2021 г. в городе Рыбинске Ярославской области в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Ярославской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 (ранее ФИО4) О.С. о взыскании недоимки:
- по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: налог в размере 1001742 рублей 97 коп., пеня в размере 222231 рубль 73 коп., штраф в размере 268799 руб.,
- по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ: налог в размере 1762689 рублей 83 коп., пеня в размере 219619 рублей 43 коп., штраф в размере 356715 руб.
В обоснование требований административный истец сослался на следующие обстоятельства. ФИО1, как индивидуальный предприниматель, состояла на учете в Межрайонной ИФНС России №3 по Ярославской области в период с 17.10.2016 по 19.11.2019.
ФИО1 в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (далее ТКС) представила 12.11.2019 уточненные налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (далее 3-НДФЛ) за 2017 год (корректировка 1) (peг. №) и уточненную налоговую декларацию по НДФЛ за 2018 год (корректировка 1) (рег. №).
Сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет по представленным декларациям, отсутствует, доходах от предпринимательской деятельности не заявлен.
В ходе камеральной налоговой проверки установлены разногласия по сведениям, заявленным налогоплательщиком, и данными, имеющимися в инспекции, а именно расхождение суммы поступлений денежных средств на расчетные счета ФИО1 в 2017 и 2018 году с суммой дохода от предпринимательской деятельности, указанной в декларации 3-НДФЛ за 2017 год (корректировка 1) и 2018 год (корректировка 1). Инспекцией, в связи с установленными в ходе проверки фактами, налогоплательщику, в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, были направлены Требования о представлении пояснений от 14.01.2020 № и №, которые вручены 15.01.2020 уполномоченному лицу ФИО3 по доверенности № от 24.10.2017.
По требованиям предлагалось в соответствии с п.1 ст. 23 НК РФ представить за 2017
и 2018 год следующие копии документов: Книгу учета доходов и расходов ИП; документы, подтверждающие фактически произведенные расходы по приобретению товаров, работ, услуг (договоры, товарно-транспортные накладные, документы об оплате приобретенных товаров (работ, услуг), платежные поручения, кассовые чеки и пр., с указанием наименования, ИНН, КПП контрагентов). Пояснения не представлены, уточненная декларация по НДФЛ за 2017 и 2018 год (корректировка 2) не представлена. ФИО1 повторно направлены Требования о представлении пояснений от 10.02.2020 № и № по почте 12.02.2020 года. Пояснения или уточненные декларации по НДФЛ не представлены.
В ходе проведения камеральной проверки установлены следующие нарушения налогового законодательства. В ходе проведения анализа выписок об операциях на счетах налогоплательщика, инспекцией установлено поступление денежных средств от контрагентов ФИО2 (ФИО4): за 2017 г. - в сумме 11044477 руб. 00 коп. (включая НДС).; за 2018 год - поступление денежных средств в сумме 9 179 204 рублей 00 коп. (включая НДС).
Сведения о подтверждении фактов реализации ИП ФИО1 товаров (работ, услуг) в адреса контрагентов и перечень использованных документов отражены в материалах проверок.
Данные выписок об операциях на счетах налогоплательщика подтверждают получение ИП ФИО1 в качестве выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежных средств в 2017 в сумме 11 044 478 руб. (в том числе НДС - 1684752 руб. 85 коп.), в 2018 году в сумме в размере 9 179 204 руб. (в том числе НДС - 1389162 руб. 65 коп.).
Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 210 НК РФ, ИП ФИО1 в налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год (корректировка 1) не отражена сумма полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности в размере 9 359 725 руб. 15 коп. - (11 044 478 руб. - 1 684 752,85 руб.), за 2018 год (корректировка 1) в размере 7 790 041 руб. 35 коп. (9 179 204 руб. - 1 389 162,65 руб.).
В ходе проведения анализа выписок об операциях на счетах ФИО4 установлено перечисление денежных средств с расчетных счетов в 2017 - 2 005 927 руб., в том числе НДС 193336 руб. 78 коп., в 2018 - 1005051 руб. в том числе НДС 122 915 руб. 73 коп.
Кроме того, снятие наличных денежных средств в банках за 2017 год составило - 9104895 руб.; за 2018 - 8070949 руб.
Сведения о подтверждении фактов реализации контрагентами ИП ФИО4 товаров (работ, услуг) и перечень использованных документов отражены в материалах проверок.
В ходе проведения анализа выписок об операциях на счетах налогоплательщика снятие наличных через банкомат невозможно идентифицировать как средства, использованные в хозяйственной деятельности предпринимателя и, в соответствии с п.1 ст.221 НК РФ, нельзя отнести к материальным расходам без подтверждающих документов.
Таким образом, в ходе проведения анализа выписок об операциях на счетах ФИО1 установлено перечисление денежных средств на счета контрагентов - продавцов за 2017 год в сумме 1 812 590 руб. (2 005 927 руб. - НДС 193336,78 руб.), что меньше чем профессиональный вычет по нормативу 20% (1 871 945,03 руб. = 9 359 725,15 * 20%), за 2018 год в сумме 882 135 руб. 27 коп. (1 005 051 руб. - НДС 122 915,73 руб.), что меньше чем профессиональный вычет по нормативу 20% (1 558 008,27 руб. = 7 790 041,35* 20%).
По результатам камеральных проверок деклараций установлено:
- сумма дохода от предпринимательской деятельности (строка 030 Приложения 3) по данным налогоплательщика за 2017 и 2018 года составляет - 0 руб., по данным камеральной проверки - 9 359 725 руб. 15 коп. и 7 790 041 руб. 35 коп. соответственно;
- сумма профессионального налогового вычета (строка 060 Приложения 3) по данным налогоплательщика за 2017 и 2018 года составляет - 0,00 руб., сумма профессионального налогового вычета (в пределах норматива 20 % общей суммы доходов) по данным камеральной проверки – 1871945 руб. 03 коп. и 1558008 руб. 27 коп. соответственно;
-налоговая база для исчисления налога (строка 060 Раздел 2) по данным налогоплательщика за 2017 и 2018 года составляет - 0,00 руб., по данным камеральной проверки – 7487780 руб. 12 коп. (9359725,15 - 1871945,03) и 6232033 руб. 08 коп. (7790041,35 - 1558008,27) соответственно.
Таким образом, установлено занижение налоговой базы для исчисления налога за 2017 год на 7 487 780 руб. 12 коп., за 2018 год на 6 232 033 руб. 08 коп.:
- сумма налога исчисленная (строка 070 Раздел 2) по данным налогоплательщика за 2017 и 2018 года составляет - 0,00 руб., по данным камеральной проверки - 973 411 руб. (7487780,12 руб.*13%) и 810164 руб. (6232033,08 руб. *13%).
Таким образом, установлено занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за 2017 год на 973 411 руб., за 2018 год на 810 164 руб.
Срок уплаты НДФЛ по представленным декларациям за 2017 год - 16.07.2018, за 2018 год - 15.07.2019.
Следовательно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным камеральных проверок, составила 973 411 руб. за 2017 год по сроку уплаты 16.07.2018 и 810 164 руб. за 2018 год по сроку уплаты 15.07.2019, что на 973411 руб. и 810164 руб. больше, чем заявлено налогоплательщиком.
По результатам камеральных проверок уточненных налоговых декларации по налогу на доходы физических лиц (далее 3-НДФЛ) за 2017 год (корректировка 1) (peг. №) и уточненную налоговую декларацию по НДФЛ за 2018 год (корректировка 1) (рег. №) составлены акты от 26.02.2020 №№, 520 и решения от 23.06.2020 № №.
Таким образом, за неуплату НДФЛ в сумме 973 411 руб. по сроку уплаты 16.07.2018 в сумме 810164 руб., по сроку уплаты 15.07.2019 в результате занижения налоговой базы, решениями от 23.06.2020 №№, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 194682 руб. и 162033 руб. (Расчет штрафа: 973 411*20%=194 682 руб.; 810 164*20%=162 033 руб.).
В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату НДФЛ ФИО1 за 2017 и 2018 год начислены пени в сумме 160693 руб. 93 коп. и 59209 руб. 48 коп. соответственно.
ФИО1 за период осуществления предпринимательской деятельности представила в инспекцию по ТКС 12.11.2019 уточненные налоговые декларации по НДС за 3 квартал 2017 г. (peг. №), за 4 квартал 2017 г. (peг. №), за 1 квартал 2018 г. (peг. №), за 2 квартал 2018 г. (peг. №), за 3 квартал 2018 г. (peг. №), за 4 квартал 2018 г. (peг. №).
Сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет по представленным декларациям, отсутствует.
По данным, имеющимся в инспекции, установлено, что ИП ФИО4 не осуществляет деятельность по специальным режимам налогообложения. В ходе камеральных налоговых проверок установлены разногласия по сведениям, заявленным налогоплательщиком, и данными, имеющимися в инспекции.
Согласно анализу банковских выписок инспекцией установлено получение денежных средств ИП ФИО4 от контрагентов за 3 квартал 2017 г. в размере 338 983 руб., за 4 квартал 2017 г. - 1618197 руб., за 1 квартал 2018 г. - 728 816 руб., за 2 квартал 2018 г. - 4315071 руб., за 3 квартал 2018 г. - 296 610 руб., за 4 квартал 2018 г. - 169011руб.
Сведения о подтверждении фактов реализации ИП ФИО4 товаров (работ, услуг) контрагентам и перечень использованных документов отражены в материалах проверок.
Инспекцией в связи с установленными в ходе проверки фактами налогоплательщику, на основании ст. 88 НК РФ были направлены по ТКС требования о представлении пояснений от 15.11.2019 №, от 18.11.2019 №, от 19.11.2019 №, 4011, от 20.11.2019 №, от 12.02.2020 №№, 380, 378, 376, 375 которые не были получены ИП ФИО4 Пояснения не представлены, уточненные декларации по НДС за 3, 4 кварталы 2017 года и 1, 2, 3, 4 кварталы 2018 года не представлены.
Таким образом, ИП ФИО4 в налоговых декларациях по НДС не отражена стоимость реализованных товаров (работ, услуг) за 3 квартал 2017 г. на сумму 338 983 руб., за 4 квартал 2017 г. 1618197 руб., за 1 квартал 2018 г. - 728 816 руб., за 2 квартал 2018 г. - 4 315 071 руб., за 3 квартал 2018 г. - 296 610 руб., за 4 квартал 2018 г.-169 011 руб.
Налоговая ставка, указанная в счетах-фактурах, выставляемых ИП ФИО4 контрагентами, составляет 18%.
Таким образом, в нарушении п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154, п. 1,4 ст. 166, п. 1 ст. 167 НК РФ ИП ФИО4 не отразила налоговую базу и не исчислила НДС по налоговой ставке 18% в налоговых декларациях по НДС, представленных за 3, 4 кварталы 2017 г. и за 1, 2, 3, 4 кварталы 2018 г., со стоимости реализованных товаров (работ, услуг), являющихся объектом налогообложения по НДС.
По результатам камеральных налоговых проверок установлено занижение налога, подлежащего уплате в бюджет в результате занижения налоговой базы:
-за 3 квартал 2017 г. на 61 017 руб. (338 983 *18%);
-за 4 квартал 2017 г. на 291 275 руб. (1618197 *18%);
-за 1 квартал 2018 г. на 131 187руб. (728 816 *18%);
-за 2 квартал 2018 г. на 776712 руб. (4 315 071 *18%);
-за 3 квартал 2018 г. на 53 390 руб. (296 610 *18%);
-за 4 квартал 2018 г. на 30 422 руб. (169 011*18%).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным камеральных проверок, по срокам уплаты составила: по сроку 25.10.2017- 20 339 руб.; по сроку 27.11.2017 - 20 339 руб.; по сроку 25.12.2017- 20 339 руб.; по сроку 25.01.2018 - 97 091 руб.; по сроку 26.02.2018 - 97 091 руб.; по сроку 26.03.2018 - 97 093 руб.; по сроку 25.04.2018 - 43 729 руб.; по сроку 25.05.2018 - 43 729 руб.; по сроку 25.06.2018 - 43 729 руб.; по сроку 25.07.2018 - 250768 руб.; по сроку 27.08.2018- 250 768 руб.; по сроку 25.09.2018- 250 770 руб.; по сроку 25.10.2018 - 17 796 руб.; по сроку 26.11.2018 - 17 796 руб.; по сроку 25.12.2018- 17 796 руб.; по сроку 25.01.2019 - 10 140 руб.; по сроку 25.02.2019 - 10 140 руб.; по сроку 25.03.2019 - 10 142 руб.
Таким образом, ИП ФИО4 в налоговых декларациях по НДС за 3,4 кварталы 2017 года и 1,2,3,4 кварталы 2018 года допущены занижения налоговой базы, что привело к неуплате налога, в связи с чем она подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
По результатам камеральных проверок уточненные налоговые декларации по НДС за 3 квартал 2017 г. (peг. №), за 4 квартал 2017 г. (peг. №), за 1 квартал 2018 г. (peг. №), за 2 квартал 2018 г. (peг. №), за 3 квартал 2018 г. (peг. №), за 4 квартал 2018 г. (peг. №) составлены акты от 27.02.2020 №№, вынесены решения от 17.06.2020 №№, от 16.06.2020 №.
На основании решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений от 17.06.2020 №№, от 16.06.2020 № ИП ФИО4 привлечена к ответственности в виде штрафа за 3 квартал 2017 г. - 12203 руб. (61 017*20%), за 4 квартал 2017 г. - 58255 руб. (291275*20%), за 1 квартал 2018 г. - 26237 руб. (131187*20%), за 2 квартал 2018 г. - 155342 руб. (776 712*20%), за 3 квартал 2018 г. – 10678 руб. (53 390*20%), за 4 квартал 2018 г. - 6084 руб. (30 422*20%).
В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату НДС ИП ФИО4 подлежат начислению пени за 3 квартал 2017 г. в размере 13566 руб. 43 коп., за 4 квартал 2017г. – 57815 руб. 64 коп., за 1 квартал 2018 г. – 23159 руб.22 коп., за 2 квартал 2018 г. - 119624 руб. 46 коп., за 3 квартал 2018 г. -7023 руб. 01 коп., за 4 квартал 2018 г. – 3287 руб. 07 коп.
Доначисленные суммы по результатам камеральных налоговых проверок составили 4 197 471 руб. 24 коп.
С учетом имеющейся переплаты сумма исковых требований составляет 3831797 руб. 96 коп.
Возражения на акты налогоплательщиком не представлялись, решения в апелляционном порядке не обжаловались.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области 21.08.2020 ФИО1 направлены по почте требования от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 № об уплате задолженности. До настоящего времени указанная сумма задолженности в бюджет не поступила.
Представитель административного истца ФИО5 по доверенности в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что ФИО1 состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 17.10.2016 по 19.11.2019. ИП ФИО1 за период осуществления предпринимательской деятельности являлась плательщиком НДС и НДФЛ. ИП ФИО1 была выдана ФИО3 нотариальная доверенность, в соответствии с которой ФИО3 получала документы, адресованные ФИО6 (ФИО4) О.С. То обстоятельство, что ФИО6 передавала всю корреспонденцию от ИФНС ФИО3, не ознакомившись с содержанием документов, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, освобождающего от уплаты недоимки по налогам. Согласно информационных ресурсов последней датой представления деклараций по НДС ответчиком является 12.11.2019. ФИО1 не представлены документы, подтверждающие получение инспекцией по ТКС деклараций по НДС от 20.05.2021. Следовательно, декларации по НДС от 20.05.2021 ФИО1 не были представлены, их камеральная налоговая проверка не могла проводиться. ФИО1 обязана была представить уточненные декларации по НДС при обнаружении ошибок в декларациях, представленных 12.11.2019, в которых сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, отсутствовала. Поскольку уточненные декларации не были представлены, то инспекцией были вынесены решения с доначислением суммы налога, которые вступили в силу августе 2020 г. Следовательно, документы, представленные ФИО1 в мае 2021 г. на решения инспекции, вынесенные по итогам деклараций по НДС от 12.11.2019, повлиять не могли. Кроме того, в настоящее время административный ответчик пропустила трехлетний срок для подачи уточненных налоговых деклараций. В рамках рассмотрения административного дела, представленные ФИО6 документы, подтверждающие налоговые вычеты, не могут быть приняты в качестве документов, позволяющих уменьшить налогооблагаемую базу, поскольку их достоверность не проверялась.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила своего представителя ФИО7 по доверенности, который административные исковые требования не признал. Пояснил, что в соответствии с требованиями налогового законодательства декларации по НДС и НДФЛ представлялись ФИО8 в установленные сроки. В связи с недостаточностью знаний в сфере учета доходов и расходов, налогового учета, в целях обеспечения правильности их ведения, ФИО6 пользовалась за плату услугами ФИО3 В четвертом квартале 2019 г., в связи с существенным изменением личных обстоятельств, в том числе планируемым длительным отъездом и проживанием в <адрес>, ФИО6 было принято решение о прекращении предпринимательской деятельности, в связи с чем ею была проведена проверка правильности ведения учета доходов, расходов и объектов налогообложения, исчисления и декларирования налогов, подлежащих начислению и уплате в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате которой обнаружены отдельные неточности в исчислении НДС и НФДЛ. ФИО6 обратилась к ФИО9, которая сформировала корректирующие декларации, после чего, на следующий день 12.11.2019 ФИО6 подписала и отправила налоговые декларации по НДС и НДФЛ по ТКС в налоговый орган. Однако, по причине того, что результаты изменений в форме декларации ни ФИО9, ни ФИО6 перед отправкой не сохранили, фактически в налоговый орган были отправлены декларации с нулевыми значениями по всем показателям, что действительно противоречило данным учета доходов и расходов от ведения ФИО6 предпринимательской деятельности. На ошибочность отправки указанных деклараций указывает и возникновение после их подачи весьма значительной переплаты по налогам в размере 365673 руб. 28 коп. ФИО6 не располагала сведениями как об ошибочности представленных ею корректирующих деклараций, поступлении в ее адрес документов из налогового органа, так и о начислении ей задолженностей по налогам, указанным в исковом заявлении, так как вся корреспонденция передавалась ФИО9 Суду и налоговому органу ответчиком представлены: первичные учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности ответчика, ее доходы и расходы в обоснование размеров налоговой базы по НДС и НДФЛ, исчисления указанных налогов и установленных ст. ст. 171, 221 НК РФ налоговых вычетов, уменьшающих соответствующую налоговую базу; книги покупок и книги продаж за соответствующие периоды, с указанием реквизитов первичных документов; уточненные налоговые декларации по НДФЛ за налоговые периоды 2017 г. и 2018 г., НДС за налоговые периоды 3 квартал 2017 г., 4 квартал 2017 г., 1 квартал 2018 г., 2 квартал 2018 г., 3 квартал 2018г. и 4 квартал 2018г. Указанные первичные бухгалтерские документы являются основанием для исчисления налоговой базы и налоговых вычетов по НДС. Ходатайство о назначении по делу бухгалтерской экспертизы не поддерживает, поскольку ФИО6 находится в затруднительном материальном положении, у нне на иждивении малолетний ребенок, она не работает.
Заинтересованные лица ФИО3, специалист 1 разряда отдела камеральных проверок № 2 МИФНС №3 по ЯО ФИО10 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Административный ответчик ФИО1, как индивидуальный предприниматель состояла на учете в Межрайонной ИФНС России №3 по Ярославской области в период с 17.10.2016 по 19.11.2019, обязана соблюдать требования налогового законодательства, предусмотренные ст. 23 Налогового Кодекса РФ, в том числе уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговому органу необходимые документы, вести учет своих доходов (расходов), представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты).
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, пп.1 п.1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
ФИО1 в 2017 г. и 2018 г. являлась плательщиком налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на добавленную стоимость на товары (работы. услуги), реализуемые на территории РФ (НДС).
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ налогоплательщики НДФЛ при определении налоговой базы учитывают все доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Ст. 223 НК РФ установлено, что датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Согласно ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций". Если ИП, не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, то он может учесть в составе профессионального налогового вычета сумму расходов в пределах норматива в размере 20% от общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым, ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (п. 1 ст. 166 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п.п. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
В силу п.1 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Судом установлено, что ФИО1 в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (далее ТКС) представила 12.11.2019 уточненные налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (далее 3-НДФЛ) за 2017 год (корректировка 1) и уточненную налоговую декларацию по НДФЛ за 2018 год (корректировка 1). При этом, сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет по представленным декларациям, отсутствовала, доходах от предпринимательской деятельности не заявлен.
На основании представленных 12.11.2019 деклараций проведена камеральная налоговая проверка.
В ходе камеральной налоговой проверки установлены разногласия по сведениям, заявленным налогоплательщиком, и данными, имеющимися в инспекции, а именно расхождение суммы поступлений денежных средств на расчетные счета ФИО1 в 2017 и 2018 году с суммой дохода от предпринимательской деятельности, указанной в декларации 3-НДФЛ за 2017 год (корректировка 1) и 2018 год (корректировка 1). Инспекцией, в связи с установленными в ходе проверки фактами, налогоплательщику, в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, были направлены требования о представлении пояснений от 14.01.2020 № и №, которые вручены 15.01.2020 уполномоченному лицу ФИО3 по доверенности № от 24.10.2017.
По требованиям предлагалось в соответствии с п.1 ст. 23 НК РФ представить за 2017 и 2018 год следующие копии документов: книгу учета доходов и расходов ИП; документы, подтверждающие фактически произведенные расходы по приобретению товаров, работ, услуг (договоры, товарно-транспортные накладные, документы об оплате приобретенных товаров (работ, услуг), платежные поручения, кассовые чеки и пр., с указанием наименования, ИНН, КПП контрагентов).
Административным ответчиком в установленный срок требования не исполнены, пояснения не представлены, уточненная декларация по НДФЛ за 2017 и 2018 год (корректировка 2) не представлена.
ФИО1 повторно направлены требования о представлении пояснений от 10.02.2020 № и № по почте 12.02.2020 года. Требования не исполнены, пояснения или уточненные декларации по НДФЛ не представлены.
В ходе проведения камеральной проверки установлены нарушения налогового законодательства в части исчисления административным ответчиком НДФЛ за 2017 и 2018 годы:
- сумма дохода от предпринимательской деятельности по данным налогоплательщика за 2017 и 2018 года составляет - 0 руб., по данным камеральной проверки - 9 359 725 руб. 15 коп. и 7 790 041 руб. 35 коп. соответственно;
- сумма профессионального налогового вычета по данным налогоплательщика за 2017 и 2018 годы составляет - 0,00 руб., сумма профессионального налогового вычета (в пределах норматива 20 % общей суммы доходов) по данным камеральной проверки – 1871945 руб. 03 коп. и 1558008 руб. 27 коп. соответственно;
- налоговая база для исчисления налога по данным налогоплательщика за 2017 и 2018 годы составляет 0,00 руб., по данным камеральной проверки – 7487780 руб. 12 коп. и 6232033 руб. 08 коп. соответственно.
Таким образом, установлено занижение налоговой базы для исчисления налога за 2017 год на 7 487 780 руб. 12 коп., за 2018 год на 6 232 033 руб. 08 коп.:
- сумма налога исчисленная по данным налогоплательщика за 2017 и 2018 годы составляет - 0,00 руб., по данным камеральной проверки - 973 411 руб. и 810164 руб.
Таким образом, установлено занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за 2017 год на 973 411 руб., за 2018 год на 810 164 руб.
Срок уплаты НДФЛ по представленным декларациям за 2017 год - 16.07.2018, за 2018 год - 15.07.2019.
Следовательно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным камеральных проверок, составила 973 411 руб. за 2017 год по сроку уплаты 16.07.2018 и 810 164 руб. за 2018 год по сроку уплаты 15.07.2019.
Данные обстоятельства подтверждаются актом налоговой проверки № от 26.02.2020, актом № от 26.02.2020.
На основании решения № от 23.06.2020 ФИО1 привлечена к ответственности в виде штрафа 194682 руб., на основании решения № от 23.06.2020 привлечена к ответственности в виде штрафа – 162033 руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату НДФЛ ФИО1 за 2017 и 2018 год начислены пени в сумме 160693 руб. 93 коп. и 59209 руб. 48 коп. соответственно.
12.11.2019 ФИО1 представлены в инспекцию по ТКС уточненные налоговые декларации по НДС за 3 квартал 2017 г., за 4 квартал 2017 г., за 1 квартал 2018 г., за 2 квартал 2018 г., за 3 квартал 2018 г., за 4 квартал 2018 г.
При этом, сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет по представленным декларациям, отсутствует.
На основании представленных административным ответчиком уточненных налоговых деклараций по НДС проведена камеральная проверка, в ходе которых установлены разногласия по сведениям, заявленным налогоплательщиком, и данными, имеющимися в инспекции.
Административный ответчик не осуществляла деятельность по специальным режимам налогообложения.
Налоговая ставка, указанная в счетах-фактурах, выставляемых ИП ФИО4 контрагентами, составляет 18%.
По результатам камеральных налоговых проверок установлено занижение налога, подлежащего уплате в бюджет в результате занижения налоговой базы:
-за 3 квартал 2017 г. на 61 017 руб.;
-за 4 квартал 2017 г. на 291 275 руб.;
-за 1 квартал 2018 г. на 131 187руб.;
-за 2 квартал 2018 г. на 776712 руб.;
-за 3 квартал 2018 г. на 53 390 руб.;
-за 4 квартал 2018 г. на 30 422 руб.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным камеральных проверок, по срокам уплаты составила: по сроку 25.10.2017- 20 339 руб.; по сроку 27.11.2017 - 20 339 руб.; по сроку 25.12.2017- 20 339 руб.; по сроку 25.01.2018 - 97 091 руб.; по сроку 26.02.2018 - 97 091 руб.; по сроку 26.03.2018 - 97 093 руб.; по сроку 25.04.2018 - 43 729 руб.; по сроку 25.05.2018 - 43 729 руб.; по сроку 25.06.2018 - 43 729 руб.; по сроку 25.07.2018 - 250768 руб.; по сроку 27.08.2018- 250 768 руб.; по сроку 25.09.2018- 250 770 руб.; по сроку 25.10.2018 - 17 796 руб.; по сроку 26.11.2018 - 17 796 руб.; по сроку 25.12.2018- 17 796 руб.; по сроку 25.01.2019 - 10 140 руб.; по сроку 25.02.2019 - 10 140 руб.; по сроку 25.03.2019 - 10 142 руб.
Данные обстоятельства подтверждаются актами налоговых проверок № от 27.02.2020, № от 27.02.2020, № от 27.02.2020, № от 27.02.2020, № от 27.02.2020, актом № от 27.02.2020
Решениями налогового органа административный ответчик привлечена к ответственности: решением от 17.06.2020 № – к штрафу 12203 руб., решением № от 16.06.2020 – к штрафу 6084 руб., решением № от 17.06.2020 – к штрафу 58255 руб., решением № от 17.06.2020 – к штрафу 26237 руб., решением № от 16.06.2020 – к штрафу 155342 руб.. решением № от 17.06.2020 – к штрафу 10678 руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату НДС ИП ФИО4 подлежат начислению пени за 3 квартал 2017 г. в размере 13566 руб. 43 коп., за 4 квартал 2017г. – 57815 руб. 64 коп., за 1 квартал 2018 г. – 23159 руб.22 коп., за 2 квартал 2018 г. - 119624 руб. 46 коп., за 3 квартал 2018 г. -7023 руб. 01 коп., за 4 квартал 2018 г. – 3287 руб. 07 коп.
Доначисленные суммы по результатам камеральных налоговых проверок составили 4 197 471 руб. 24 коп. С учетом имеющейся переплаты, всего размер задолженности в виде недоимки по налогам, пени и штрафов составляет 3 831 797 руб. 96 коп.
Административным ответчиком возражения на акты не представлялись, решения налогового органа в установленном порядке не обжаловались.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области 21.08.2020 ФИО1 направлены по почте требования от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 №, от 19.08.2020 № об уплате задолженности. До настоящего времени указанная сумма задолженности не погашена.
Доводы, приведенные представителем административного ответчика, суд не принимает.
Согласно п.1 ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) или заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В силу п. 2 ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой (за исключением камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса) выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщики, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений не по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным методом на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике в случаях непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Поводом для проведения камеральных налоговых проверок послужили представленные административным ответчиком в ноябре 2019 г. уточненные налоговые декларации на НДС и НДФЛ, в которых сумма исчисленного налога равнялась нулю.
В ходе камеральных проверок налоговый орган неоднократно направлял в адрес ФИО1 требования о предоставлении пояснений и соответствующих документов, требования также вручались лично ФИО3- доверенному лицу ФИО1, 19.02.2020 представителем налогового органа составлен акт выхода на место (Т.1 л.д.90).
Уточненные налоговые декларации с приложением документов, подтверждающих основания для налоговых вычетов, представлены административным ответчиком только в ходе рассмотрения данного административного дела.
Таким образом, с ноября 2019 г. административный ответчик не реализовал свое право на подачу в установленном порядке, в том числе по ТКС, уточненных налоговых деклараций с соответствующими подтверждающими документами.
Указанные административным ответчиком обстоятельства - не проживание по месту регистрации, конфликтные отношения с доверенным лицом, ненадлежащее исполнение своих обязанностей доверенным лицом, не могут являться основанием для принятия представленных ответчиком уточненных деклараций и соответствующих документов как доказательств неверного исчисления административным истцом недоимки по налогам, поскольку данные документы представлены с нарушением порядка, предусмотренного НК РФ,
Суд не должен подменять налоговые органы, проводя в ходе судебного процесса процедуры налогового контроля с целью исправления недостатков налоговой проверки, допущенных должностными лицами налоговых органов (Данная правовая позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 25.12.2017 N 310-КГ17-19524).
Акты налоговых проверок, решения налогового органа в установленном порядке административным ответчиком не оспаривались.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Так, игнорирование смягчающих обстоятельств при их наличии исключает возможность индивидуализации конкретного правонарушения и определение соразмерного размера налоговой санкции за него.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, к смягчающим ответственность относятся иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. Следовательно, перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим, а право признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность принадлежит суду.
Суд усматривает следующие смягчающие ответственность обстоятельства: совершение ФИО1 налоговых правонарушений впервые, так как ранее она к налоговой ответственности не привлекалась; имущественное положение ФИО6 (на иждивении малолетний ребенок, не трудоустроена).
При таких данных суд находит, что сумма начисленного и взысканного с ФИО1 штрафа не соответствуют принципу справедливости и соразмерности.
В силу п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 года "О некоторых вопросах связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.
Таким образом, суд полагает уменьшить размер штрафов, взыскиваемых с административного ответчика в два раза.
С учетом изложенного, суд взыскивает с ФИО2 (ранее ФИО4) О.С. недоимку по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: налог в размере 1 001 742 рубля 97 копеек, пеню – 222 231 рубля 73 копейки, штраф – 134 399 рублей; недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ – 1 762 689 рублей 83 копейки, пеню - 219 619 рублей 43 копейки, штраф – 178357 рублей 50 копеек, всего 3 519 040 рублей 46 копеек.
На основании п.2 ст.333.20 НК РФ, исходя из имущественного положения административного ответчика, суд определяет размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, в бюджет городского округа город Рыбинск в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО1, ИНН №, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области:
- недоимку по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: налог в размере 1 001 742 рубля 97 копеек, пеню – 222 231 рубля 73 копейки, штраф – 134 399 рублей;
- недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ – 1 762 689 рублей 83 копейки, пеню - 219 619 рублей 43 копейки, штраф – 178357 рублей 50 копеек.
Всего 3 519 040 рублей 46 копеек.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет городского округа город Рыбинск в размере 1000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Леонова