Материал №12-416/2020
Решение
г. Рыбинск «30» ноября 2020 г.
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Коновалова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФГКУ комбинат «Темп» Росрезерва на постановление врио начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора от 18.08.2020 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,
установил:
13 августа 2020г. главным государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП, в отношении ФГКУ комбинат «Темп» Росрезерва» в связи необеспечением осуществление контроля за соблюдением требований Ростехнадзора на опасном производственном объекте «Площадка нефтебазы по хранению нефтепродуктов ФГКУ комбинат «Темп» Росререзерва», рег. №, II класс опасности:
- не проведена экспертиза промышленной безопасности декларации, которая была разработана вновь для опасного производственного объекта - площадка нефтебазы по хранению нефтепродуктов ФГУК «Темп» Росрезерва», рег. №, II класс опасности, находящегося в эксплуатации, по истечении 10 лет со дня ее внесения в реестр деклараций промышленной безопасности (ст.13 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ);
- на технологических трубопроводах для транспортирования светлых нефтепродуктов нарушена защита от коррозии, не обеспечено своевременное восстановление их окраски (ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.2.7.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461);
-в процессе эксплуатации резервуаров не обеспечен ремонт их отмостки: не обеспечена в полном объеме защита основания резервуара от размыва атмосферными водами, нарушена целостность отмостки резервуаров поз.№ (ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.2.5.38 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461);
- в процессе эксплуатации резервуаров не обеспечено их техническое состояние: не обеспечена окраска резервуаров поз. № светлыми эмалями или красками (ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.2.5.38 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461);
-не подтверждено документально, что воздухообмен систем вентиляции в производственных помещениях продуктовых насосных станций обеспечивает концентрацию вредных веществ в воздухе рабочей зоны ниже предельно-допустимой концентрации, а взрывопожароопасных веществ и газов ниже нижнего концентрационного предела распространения пламени (ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.3.5.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461).
Постановлением врио начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора от 18.08.2020 № учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
ФГКУ комбинат «Темп» Росрезерва обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление, производство по делу прекратить. В обоснование требований указано, что в соответствии с уставными документами комбинат «Темп» находится в ведении Федерального агентства по государственным резервам и входит в единую федеральную систему государственного материального резерва. Деятельность учреждения носит специальный характер; исполнение обязательств обеспечивается в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Административному органу была передана документация, согласно которой из направленного в Управление Росрезерва по ЦФО на 2020г. проекта титульного списка на эксплуатационно-техническую деятельность до комбината доведено только 41,82% из заявленных. Т.о., не было возможности исполнения требований в области промышленной безопасности. Полагает об отсутствии состава административного правонарушения. Кроме того, при рассмотрении дела не была учтена возможность освобождения от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ.
Защитник Голенков К.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Пояснил, что данная ситуация возникла в связи с недостаточным финансированием.
Представитель управления Ростехнадзора в судебное заседания не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Частью первой статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" - промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу ст.3 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в т.ч., соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (п.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ).
Как следует из представленных документов, на основании распоряжения заместителя руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.07.2020 №РП-212-1919-0 в период с 03 августа по 14 августа 2020 г. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности в отношении ФГКУ комбината «Темп» Управления Федерального Агентства по государственным резервам по ЦФО при эксплуатации опасного производственного объекта: площадка нефтебазы по хранению нефтепродуктов.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения, указанные в акте от 13.08.2020:
- не проведена экспертиза промышленной безопасности декларации, которая была разработана вновь для опасного производственного объекта - площадка нефтебазы по хранению нефтепродуктов ФГУК «Темп» Росрезерва», рег. №, II класс опасности, находящегося в эксплуатации, по истечении 10 лет со дня ее внесения в реестр деклараций промышленной безопасности (ст.13 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ);
-- на технологических трубопроводах для транспортирования светлых нефтепродуктов нарушена защита от коррозии, не обеспечено своевременное восстановление их окраски (ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.2.7.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461);
-в процессе эксплуатации резервуаров не обеспечен ремонт отмостки: не обеспечена в полном объеме защита основания резервуара от размыва атмосферными водами, нарушена целостность отмостки резервуаров поз.№ (ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.2.5.38 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461);
- в процессе эксплуатации резервуаров не обеспечено их техническое состояние: не обеспечена окраска резервуаров поз. № светлыми эмалями или красками (ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.2.5.38 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461);
-не подтверждено документально, что воздухообмен систем вентиляции в производственных помещениях продуктовых насосных станций обеспечивает концентрацию вредных веществ в воздухе рабочей зоны ниже предельно-допустимой концентрации, а взрывопожароопасных веществ и газов ниже нижнего концентрационного предела распространения пламени (ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.3.5.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461).
Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: распоряжением о проведении проверки; актом проверки; протоколом об административном правонарушении, не оспариваются учреждением.
Согласно представленным документам в настоящее время нарушения, указанные в п.5 устранены; в соответствии с государственным контрактом от 24.09.2020 № до конца текущего года будет проведена экспертиза декларации промышленной безопасности; расходы на выполнение работ по устранению замечаний п.п.2-4 включены в заявку на финансирование 2021г.
При этом, доводы жалобы о малозначительности правонарушения заслуживают внимания.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Как следует из устава, ФГУ комбинат «Темп» Росрезерва находится в ведении Федерального агентства по государственным резервам и входит в единую федеральную систему государственного материального резерва. Комбинат действует по поручению Росрезерва и Территориального управления; комбинат обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Согласно позиции учреждения в жалобе, представленным документам, в заявках на эксплуатационно-технические расходы за счет средств федерального бюджета на 2018-2020г.г. были указаны потребности комбината в проведении ремонтных работ трубопроводов, резервуаров, выполнении необходимых мероприятий по системе вентиляции, проведении экспертизы промышленной безопасности декларации; однако испрашиваемые денежные средства не были своевременно выделены.
Учитывая приведенные обстоятельства, принимая во внимание, что рассматриваемое правонарушение не повлекло каких-либо негативных последствий, суд полагает возможным освободить юридическое лицо от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием, и прекратить производство по делу на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 -30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление врио начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора от 18.08.2020 № о привлечении ФГКУ комбинат «Темп» Росрезерва к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Объявить ФГКУ комбинат «Темп» устное замечание.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд Ярославской области.
Судья Коновалова И.В.