Дело № 2а-777/2018
Мотивированное решение изготовлено 24.04.2018 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Ломановской Г.С.,
при секретаре Соловьевой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 апреля 2018 года в городе Рыбинске административное дело по административному исковому заявлению Шахова Александра Вячеславовича о признании незаконным требования № 39352 Межрайонной ИНФС России №3 по Ярославской области, признании задолженности безнадежной,
УСТАНОВИЛ:
Шахов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, заявив требования, с учетом их уточнения и дополнения, о признании незаконным требование № межрайонной ИФНС России №3 по Ярославской области; возложении обязанности на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области вынести решение о признании числящейся за истцом недоимки безнадежной и ее списании.
Свои требования мотивируют тем, что им получено требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) об уплате недоимки по страховым взносам в размере 129026,79 рублей и начисленные на недоимку пени – 19922,58 рублей. С данным требованием не согласен в силу следующего. 09.12.2014г. истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид деятельности – деятельность автомобильного грузового транспорта. В порядке ст. 346.45 НК РФ 26.12.2014г. истцом приобретен патент на право применения патентной системы налогообложения по виду деятельности – оказание автотранспортных услуг по перевозке грузовым автомобильным транспортом на период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. Законом Ярославской области «О введении на территории Ярославской области патентной системы налогообложения» размер потенциально возможного дохода установлен в 280 000 рублей, сумма налога, уплачиваемая в связи с применением патентной системы составила 16800 рублей (280000х6%). Срок уплаты налога установлен ст. 346.51 НК РФ в следующем порядке: 1/3 суммы налога уплачивается в срок не позднее 25.01.2015г., 2/3 суммы налога уплачивается в срок не позднее 01.12.2015г. уплата налога по первому сроку произведена своевременно, уплачено 16500 рублей, имеется платежное поручение, оставщаяся часть налога 300 рублей уплачена 10.02.2016г. из-за неверного расчета стоимости патента бухгалтером, таким образом срок уплаты просрочен.
Никакого уведомления, что истец должен сдать декларацию за 2015г. по общей системе налогообложения в адрес истца не поступало.
В 2016 году истец на основании поданного заявления в налоговую инспекцию применял систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
07.12.2016г. истец прекратил предпринимательскую деятельность, сделана запись в ЕГРИП, никаких финансовых претензий налоговая инспекция к истцу не предъявляла.
Взносы в Пенсионный фонд в виде фиксированного платежа на страховую часть пенсии и в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) вносились истцом своевременно.
Для выяснения суммы требуемой недоимки истец обратился письменно в Пенсионный фонд и в Налоговую инспекцию. Пенсионный фонд ответил, что с 01.01.2017г. в Налоговую инспекцию передана информация об отсутствии дохода по причине непредставления отчетности. Пенсионный фонд посчитал, что сумма дохода истца превысила 300000 рублей, и начислил максимально возможную сумму налога. Кроме того, Пенсионный фонд ссылается на то, что отчетность сформирована после 01.01.2017года, т.е. после официального закрытия предпринимательской деятельности истца.
Налоговая инспекция ссылается на то, что требование о взыскании налога выставлено правомерно, в адрес истца было направлено сообщение о несоответствии применения патентной системы налогообложения и переходе с 01.01.2015г. на общий режим налогообложения. Такого сообщения истец не получал.
С 01.01.2013г. предприниматель может самостоятельно выбирать налоговый режим в отношении осуществляемых видов деятельности: общий режим налогообложения, систему налогообложения в виде ЕНДВ, упрощенную или патентную систему налогообложения.
Истец полагает, что бездействие Налоговой инспекции привело к тому, что он посчитал возможным применить патентную систему в 2015 году. В настоящее время истец не является предпринимателем, и оплата налога в указанной сумме является для него непосильным бременем.
Кроме того, ссылается на то, что в требовании не указана дата выявления недоимки. Полагает, что требование направлено истцу с пропуском трехмесячного срока указанного в ст. 70 НК РФ. Срок оплаты в требовании указан 01.01.2017г., таким образом, срок предъявления требования истекает 02.04.2017г.
23.10.2017г. истец обжаловал действия налоговой инспекции в Управление ФНС по ЯО, которое вернула заявление истца в налоговую инспекцию № 3, в связи с чем просит восстановить срок для подачи заявления.
В уточненном исковом заявлении, ссылаясь на ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436 ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также просит обязать межрайонной инспекцию ФНС России № 3 по Ярославской области вынести решение о признании числящейся за Шаховым А.В. недоимки безнадежной и списать ее.
В судебное заседание административный истец Шахов А.В. не явился, направил своего представителя по доверенности Сизову С.Е., которая поддержала уточненное административное исковое заявление по доводам, изложенным в иске.
Представитель межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области по доверенности Шатохина И.Н. уточненные исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель заинтересованного лица Управление ФНС по Ярославской области по доверенности Бовыкина А.В. не признала уточненные исковые требования по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание не явились заинтересованное лицо специалист ГУ УПФ РФ Башилова Т.А., надлежащим образом извещена, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года N 250-ФЗ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 01.01.2017 регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Судом установлено, что Шахов А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 09.12.2014 года по 07.12.2016 года.
Шаховым А.В. как индивидуальным предпринимателем 26.12.2014г. был приобретен патент на право применения патентной системы налогообложения по виду деятельности – оказание автотранспортных услуг по перевозке грузовым автомобильным транспортом на период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе, в случае приобретения патента на срок от шести месяцев до календарного года в следующие сроки: в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента; в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.
В нарушение данной нормы налогоплательщиком не был уплачен второй платеж, предусмотренный патентной системой налогообложения по сроку 31.12.2015г., в связи с чем инспекция пришла к выводу об утрате предпринимателем Шаховым А.В. права на применение патентной системы налогообложения и возникновении у него после 01.01.2015 обязанности по уплате налогов, предусмотренных общей системой налогообложения.
Данный вывод является правомерным, соответствующим прежней редакции пункта 6 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные пунктом 2 статьи 346.51 настоящего Кодекса.
Тем самым, индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком патентной системы налогообложения, но не уплативший налог в установленный срок, обязан за период применения патентной системы налогообложения (с даты начала действия патента по дату истечения срока уплаты налога) уплатить налоги в рамках общего режима налогообложения. Обязанность налоговой инспекции извещать налогоплательщика об утрате права на применение патентной системы налогообложения не предусмотрена. Предприниматель сам обязан известить налоговый орган об утрате права на применение патентной системы налогообложения в течение 10 календарных дней со дня наступления соответствующих обстоятельств.
Тем не менее, информация об утрате права на применение патентной системы налогообложения была направлена административному истцу по адресу его регистрации, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции от 04.03.2016 года. Но, по словам представителя административного ответчика, конверт с извещением вернулся не востребованным по истечении срока хранения.
При этом требование об уплате задолженности по страховым вносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ в связи с применением общей системы налогообложения является законным.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
В сведениях налогового органа, поступивших в Управление ПФР по г. Рыбинску и Рыбинскому району, отсутствовала информация о доходе Шахова А.В. за 2015 год по причине непредставления им соответствующей отчетности в налоговый орган. В связи с чем за период с 01.01.2015 года по 31.01.2015 года подлежали уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в сумме 148886,40 рублей, из которых страховые взносы в сумме 18610,80 рублей – в срок не позднее 31.12.2015 года, страховые взносы в сумме 130275,60 рублей – в срок не позднее 01.04.2016 года в соответствии с ч.2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) в сумме 3650,58 рублей – в срок не позднее 31.12.2015 года.
Страховые взносы на ОПС, исчисленные из размера 1 МРОТ в сумме 18610,80 рублей (5965 х 26% х 12), страховые взносы на ОМС в сумме 3650,58 рублей (5965 х 5,1% х 12) по сроку были уплачены.
Страховые взносы, исчисленные из размера 7МРОТ в сумме 130275,60 рублей (5965 х 26% х 12 х 7) по сроку не были уплачены.
Руководствуясь данным законодательством обязательства по уплате страховых взносов, пеней и штрафов за 2015 год в связи с непредставлением необходимой отчетности в отношении Шахова А.В. были сформированы Пенсионным Фондом РФ после 01.01.2017г., в адрес плательщика требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов ПФ РФ не направлялось.
В связи с чем Межрайонной ИФНС № 3 по Ярославской области Шахову А.В. выставлено требование № об уплате недоимки по страховым взносам и пени.
При этом Шаховым А.В, вследствие утраты им права на применение патентной системы налогообложения, ни в Инспекцию ни в Управление ПФР не представлена налоговая декларация по страховым взносам за 2015 год с нулевыми показателями.
Срок выставления требования № налоговой инспекцией не нарушен, поскольку в связи с непредставлением Шаховым А.В. необходимой отчетности обязательства по уплате страховых взносов за 2015 год были сформированы Пенсионным Фондом РФ только после 01.01.2017 года.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам и пени.
В п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового Кодекса РФ" разъяснено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Вместе с тем, 29.12.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), задолженности по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Таким образом, учитывая, что у Шахова А.В. имелась обязанность в срок до 01.01.2017 года уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2015 год, данная обязанность была им не исполнена в полном объеме, задолженность по страховым взносам образовалась до 01.01.2017 года, поэтому в силу ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является безнадежной ко взысканию, подлежит списанию.
Решение о признании вышеуказанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
Списание задолженности осуществляется налоговыми органами самостоятельно, после получения необходимых сведений от органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Шахова Александра Вячеславовича удовлетворить частично.
В удовлетворении исковых требований Шахова Александра Вячеславовича о признании требования № Межрайонной ИНФС России №3 по Ярославской области незаконным – отказать.
Признать задолженность Шахова Александра Вячеславовича по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 129026,79 рублей безнадежной к взысканию и подлежащей списанию в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.С. Ломановская