Дело № 2а-259/2019
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2019 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Ломановской Г.С.,
при секретаре Капуста М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2019 года в городе Рыбинске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области и Управлению ФНС России по Ярославской области о признании незаконным решения УФНС по Ярославской области от 12.10.2018 года об отказе в предоставлении льготы по транспортному налогу и возложении на Межрайонную ИФНС России № 3 по Ярославской области обязанности зачесть оплату транспортного налога за счет суммы, уплаченной в СВП за 2015-2016 годы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом его уточнения, к Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области и Управлению ФНС России по Ярославской области о признании незаконным решения УФНС по Ярославской области от 12.10.2018 года об отказе в предоставлении льготы по транспортному налогу и возложении на Межрайонную ИФНС России № 3 по Ярославской области обязанности зачесть оплату транспортного налога за счет суммы, уплаченной в СВП за 2015-2016 годы.
Свои требования мотивирует тем, что является собственником автомобилей <данные изъяты>, номерVIN: № белого цвета 2002 года выпуска, <данные изъяты> номер VIN: № белого цвета 1997 года выпуска, <данные изъяты> номер VIN: № зеленого цвета 2009 года выпуска. Данные транспортные средства были переданы в пользование по договору безвозмездного права пользования партнеру ИП ФИО2 С ноября 2015 года по данным транспортным средствам производились переводы денежных средств в СВП в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 №1662-р и Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504, которые ФИО2 осуществлял от имени истца, и за счет его денежных средств по договору поручения № 29 мая 2018 года, истцом было подано заявление в Федеральную налоговую службу, Межрайонную ИФНС России № 3 по Ярославской области о предоставлении льготы в виде зачета суммы выплаченной в СВП в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 №1662-р и Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504, по данным транспортным средствам.
14 июня 2018 года Межрайонная ИФНС России № 3 по Ярославской области предоставила ответ № от 14.06.2018, в котором отказала в предоставлении льготы, мотивируя это тем, что истец не вносил плату в СВП в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 №1662-р и Постановлением Правительства РФ от14.06.2013г. №504. Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области истец подал жалобу на данное решение в Управление Федеральной Налоговой Службы по Ярославской области, в которой выразил свою позицию и просил зачесть транспортный налог за счёт сумм, выплаченных в СВП. 22 октября 2018 года Управление ФНС по Ярославской области предоставило ответ № от 12.10.2018, в котором также отказало в предоставлении льготы, мотивируя это тем, что ФИО1 не вносил плату в СВП в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 №1662-р и Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504.
ФИО1 не согласен с решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области, с решением Управления ФНС по Ярославской области, так как плата в СВП, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 №1662-р и Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504, за данные транспортные средства была внесена его партнёром, ФИО2, действующим по договорённости с истцом, за счёт собственных средств административного истца.
В судебном заседании истец ФИО1 административный иск поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области по доверенности ФИО3 административный иск не признала.
Представитель административного ответчика УФНС России по Ярославской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании административный иск не признала.
Заинтересованное лицо ФИО2 согласился с административным иском.
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 361.1 Кодекса освобождаются от налогообложения транспортным налогом физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - плата в счет возмещения вреда), уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, жревышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.
В соответствии с пунктами 4, 11 статьи 85 НК РФ сведения о транспортных средствах и их владельцах представляются в налоговые органы органами ГИБДД У МВД России по Ярославской области.
Согласно представленным сведениям налогоплательщик является владельцем следующих грузовых транспортных средств:
- с 02.04.2013 по настоящее время - <данные изъяты> (государственный регистрационный знак - №);
- с 09.06.2015 по настоящее время - <данные изъяты> (государственный регистрационный знак - №);
с 23.09.2015 по настоящее время - <данные изъяты> (государственный регистрационный знак - №).
В соответствии с частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами. При этом вышеуказанная плата вносится собственниками (владельцами) транспортных средств (часть 6 статьи 31.1 Закона № 257-ФЗ).
Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 56, части 1 статьи 357, пунктов 1, 3 статьи 361.1 НК РФ, по мнению Управления, правом на получение льготы по транспортному налогу обладает лишь налогоплательщик транспортного налога, самостоятельно уплативший суммы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Судом установлено, что 29.05.2018 ФИО1 обратился в Инспекцию с заявлениями о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу в отношении грузового автомобиля <данные изъяты> (государственный регистрационный знак - №) за периоды с 01.01.2016 по 31.12.2016, 01.01.2017 по 31.12.2017; грузовых автомобилей <данные изъяты> (государственный регистрационный знак - №) за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, <данные изъяты> (государственный регистрационный знак - №) за период с 01.01.2016 по 31.12.2016; автомобилей <данные изъяты> (государственный регистрационный знак - №) за период с 17.11.2015 по 31.12.2015, <данные изъяты> (государственный регистрационный знак - №) за период с 17.11.2015 по 31.12.2015. Дополнительно к вышеуказанным заявлениям налогоплательщиком представлены:
- в отношении грузового автомобиля <данные изъяты> (государственный регистрационный знак - №) - отчёты №, №; договор безвозмездного пользования имуществом от 11.11.2015 № (далее - Договор 1); заявление о зачёте суммы, уплаченной в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, в счёт транспортного налога, исчисленного за 2016 год;
- в отношении грузового автомобиля <данные изъяты> (государственный регистрационный знак - №) - отчёты №, №; договор безвозмездного пользования имуществом от 11.11.2015 № (далее - Договор 2); заявления о зачёте суммы, уплаченной в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, в счёт транспортного налога, исчисленного за 2015, 2016 годы;
- в отношении грузового автомобиля <данные изъяты> (государственный регистрационный знак - №) - отчёты №, № договор безвозмездного пользования имуществом от 11.11.2015 № 4 (далее - Договор 3); заявления о зачёте суммы, уплаченной в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, в счёт транспортного налога, исчисленного за 2015, 2016 годы.
14 июня 2018 года Межрайонная ИФНС России № 3 по Ярославской области предоставила ответ № от 14.06.2018, согласно которому в предоставлении льготы отказано в связи с тем, что истец самостоятельно не вносил плату в СВП в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 №1662-р и Постановлением Правительства РФ от14.06.2013г. №504.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области истец подал жалобу на данное решение в Управление Федеральной Налоговой Службы по Ярославской области, в которой выразил свою позицию и просил зачесть транспортный налог за счёт сумм, выплаченных в СВП. 22 октября 2018 года Управление ФНС по Ярославской области предоставило ответ № от 12.10.2018, в соответствии с которым отказано в представлении льготы по транспортному налогу по тем же основаниям.
Не согласившись с решениями Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области и Управления ФНС по Ярославской области истец обратился с административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований истцом представлены: заявления о проведения зачета транспортного налога на грузовые автомобили <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> государственный регистрационный знак - №, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак - № (л.д.14-18), отчеты о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в отношении указанных автомобилей (л.д.19-23), договоры безвозмездного пользования имуществом от 11.11.2015 года, согласно которым указанные грузовые автомобили переданы ФИО1 в безвозмездное пользование ФИО2 (л.д. 24-38), договор поручения № от 01.11.2015 года, согласно которому ФИО2 в качестве поверенного обязуется от имени ФИО1, доверителя, производить выплаты в систему взимания платы в соответствии с распорядением Правительства РФ от 29.08.2014 года № 1662-р и постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 года № 504 по автомобилям доверителя (л.д.39-42), а также дополнительно представлены расписки о получении ФИО2 денежных средств от ФИО1 для осуществления выплат в систему взимания «Платон», дополнительные соглашения к договорам безвозмездного пользования транспортными средствами, в соответствии с которыми обязанность по несению расходов по содержанию имущества, уплате штрафов, выплате налоговых платежей возложена на ФИО1 как ссудодателя по договору.
Оценив позиции сторон и представленные ими доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований с учетом следующего.
Согласно сведениям, представленным в Отчетах №№ «Сведения о транспортных средствах, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также сведениям о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения», собственником транспортных средств <данные изъяты>№,<данные изъяты>№, <данные изъяты>№ в 2015, 2016 указан ФИО2.
Легальная дефиниция понятия «владелец транспортного средства» закреплена в статье 1 Федерального закона от 25.04.2002* № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Под таковым, в частности, понимаются собственник транспортного средства либо иное лицо, владеющее транспортным средством на законном основании.
В соответствии со статьей 1 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владельцем транспортного средства признается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).
Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил оператор системы взимания платы осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее - реестр), представляющим собой информационный реестр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств.
Пунктом 13 Правил установлено, что собственник (владелец) транспортного средства вносит плату в соответствии с банковскими реквизитами, полученными им при регистрации в реестре, указывая номер своей расчетной записи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 362 НК РФ сведения из реестра представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Судом установлено, что по данным сведений из реестра взимания платы в систему "Платон" усматривается, что плата за транспортные средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак - №, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак - №) поступала не от ФИО1, а от ФИО2
Как поясняли в судебном заседании истец и заинтересованное лицо ФИО2, действующим законодательством, в частности Налоговым кодексом РФ, не предусмотрено условие внесения платы за возмещение вреда автомобильным дорогам и уплаты транспортного налога одним и тем же лицом.
Однако, из положений статей 357, 362 НК РФ, а также письма ФНС России от 08.06.2017 N БС-4-21/10954@, следует, что льгота (вычет) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщикам транспортного налога в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, платы в счет возмещения вреда, следовательно, если в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных на собственника транспортного средства, плата в счет возмещения вреда уплачивается иным лицом, то указанный собственник транспортного средства не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную иным лицом сумму платы в счет возмещения вреда.
Из системного толкования положений главы 28 НК РФ следует, что воспользоваться правом уменьшения суммы налога на сумму платы за вред автомобильным дорогам могут только плательщики транспортного налога, причем такая плата должна быть уплачена непосредственно этими налогоплательщиками, а не иными лицами.
Если в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных на собственника транспортного средства, плата в счет возмещения вреда дорогам уплачивается иным лицом, то такой собственник транспортного средства не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную иным лицом сумму платы за вред автомобильным дорогам.
В соответствии с материалами дела в данном случае плата в счет возмещения вреда поступала от ФИО2, который плательщиком транспортного налога не являлся. Сведения о том, что плата в счет возмещения вреда вносится собственником транспортных средств ФИО1, в документах, представленных в налоговую инспекцию, не нашли своего отражения. С учетом изложенного ФИО1, являющийся собственником транспортных средств, не вправе уменьшить транспортный налог за 2015-2016 год на уплаченную иным лицом сумму платы в счет возмещения вреда.
При этом плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, является обязательным публичным индивидуально-возмездным платежом компенсационного фискального характера, а не налогом или сбором.
Согласно статье 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования данного имущества.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" устанавливает компенсационный характер платы, суть которой состоит в возмещении экономического ущерба, причиняемого крупнотоннажными автомобилями федеральным трассам (затраты на капитальный ремонт дорог, их содержание, плата на эксплуатацию системы "Платон").
По правилам статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий в виде платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения крупнотоннажными фурами (максимальной массой свыше 12 тонн), зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100%. Следовательно, транспортный налог и рассматриваемая компенсационная плата за ущерб дорогам имеют различную правовую природу.
Доказательства, с достоверностью подтверждающие факт несения расходов виде указанной платы административным истцом, то есть самим налогоплательщиком за счёт собственных средств, своевременно, на момент внесения платежей в систему «Платон», в налоговую инспекцию не были представлены, в связи с чем суд приходит к выводу, что в предоставлении льготы ФИО1 при уплате транспортного налога за 2015-2016 годы отказано правомерно.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области и Управлению ФНС России по Ярославской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - Г.С. Ломановская.