Дело № 2-138/2020
76RS0013-02-2019-000779-21
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Абсалямовой А.В.,
при секретаре Спириной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске 18 февраля 2020 года гражданское дело по иску Воронцовой Веры Владимировны к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск, МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Молодые таланты», МУ СШОР № 8 о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Воронцова В.В. обратилась с иском в Рыбинский городской суд с уточненными требованиями о взыскании на специальный счет, открытый собственниками дома в ПАО «Сбербанк», задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт с 2017 года.
В иске указала, что в собственности городского округа город Рыбинск находятся нежилые помещения, расположенные в городе <адрес>. Решением собрания собственников от 28.04.2019 года определено, что Воронцова В.В. имеет право взыскивать задолженность по взносам за капитальный ремонт, а также из собственных средств уплачивать судебные расходы с их последующим взысканием. Собственник передал нежилое помещение в оперативное управление сначала в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Молодые таланты», потом- МУ СШОР № 8. Просит взыскать задолженность с указанных лиц или Департамента имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежаще, направила для представления ее интересов Соколову Л.А., которая иск поддержала по изложенным выше мотивам.
Представитель ответчиков - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск, Администрации городского округа город Рыбинск, действующая на основании доверенности, Крылова А.С. не согласна с иском, поддерживает доводы отзыва, где указано о том, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт должны нести лица, которым помещение передано в оперативное управление, а также полагают, что у Воронцовой отсутствуют соответствующие полномочия на обращение с иском в суд.
Представители ответчика МУ СШОР № 8 Чепурная Л.Р., Кормилицын А.Н. с иском не согласны, соглашений по оплате взносов на капитальный ремонт не заключалось. Воронцова ненадлежащий истец. Судебные расходы на представителя завышены, иск составлен с ошибками. Они часто проводили ремонт помещения за счет собственных средств.
Представитель ответчика- МОУ ДОД Центр «Молодые таланты», действующая на основании доверенности, Бурцева И.В. с иском не согласна, поскольку у Воронцовой отсутствуют соответствующие полномочия, организация проводила ремонт помещений за счет выделенных ей средств.
Представитель третьего лица МКУ городского округа город Рыбинск «Жилкомцентр», действующая на основании доверенности Степанова О.В. с иском не согласна, полномочия на взыскание имеет только региональный фонд.
Третье лицо- Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области представителя в суд не направил, в материалы дела представлен отзыв (т. 1л.д. 152), в котором возражений относительно полномочий истца на обращение с иском отсутствуют.
Третье лицо- ООО УК «Центр» извещен о слушании дела надлежаще, представителя не направили, в отзыве на (т.1 л.д. 117) указывают, что поддерживают иск Воронцовой В.В.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению в части.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Бремя доказывания обстоятельств, на которых основаны исковые требования и возражения, лежат на истце и ответчике по делу.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 2 ст. 39 Жилищного кодекса РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в данном доме, определяется долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
На основании пункта 5 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность собственника по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у него с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт.
Как установлено судом и следует из материалов дела, городской округ город Рыбинск является собственником нежилого помещения площадью 819, 3 кв.м., расположенного в городе <адрес>.
В период с 2012 года по 12.06.2018 года данное помещение передано МОУ ДОД «Центр «Молодые таланты» на праве оперативного управления. С 13.06.2018 года право оперативного управления в отношении спорного имущества было зарегистрировано за муниципальным учреждением спортивной школой олимпийского резерва № 8.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса РФ вещным правом наряду с правом собственности является, в частности, право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК РФ).
На основании п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), п. 1 ст. 296 ГК РФ имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (абз. 2 п. 6 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
В ходе судебного заседания представитель МОУ СШОР № 8 пояснил, что денежные средства на содержание вверенного ему имущества выделяются учредителем на основании заявок, составляемых лицом, владеющим помещением на праве оперативного управления.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае муниципальные учреждения не являются собственником, но осуществляет финансовое обеспечение с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
Из анализа статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, следует, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования части 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Право оперативного управления согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
С момента возникновения права оперативного управления имущества обладатель такого права обязан нести расходы на содержание указанного имущества.
Таким образом довод о возложении обязанности по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт с лиц, у которых на праве оперативного управления находилось имущество, является обоснованным.
Расчет размера задолженности произведен истцом на основании выписки, предоставленной АО «<данные изъяты>» с учетом периодов возникновения соответствующего права, а также с учетом произведенных платежей, которые в соответствии с указанием в платежных поручениях зачислены за период, находящийся за пределами периода возникновения спорной задолженности.
Возражений относительно расчета, составленного истцом, стороны не имели.
Суд признает необоснованным довод ответчика об отсутствии у Воронцовой В.В. полномочий на предъявление иска в интересах собственников дома.
В соответствии с. 3 ст. 20 Закона Ярославской области от 28.06.2013 года № 32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 7.1 ст. 22 Закона. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2043 г.г. утверждена Постановлением Правительства ЯО от 31.12.2013 года № 1779-п.
Собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор.
Протоколом внеочередного общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> избран вышеуказанный способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
Протоколом общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: <адрес> от 28.04.2019 года полномочиями на взыскание задолженности по взносу на капитальный ремонт наделена Воронцова Вера Владимировна.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Как следует из материалов дела собственники помещения многоквартирного жилого дома приняли решение об образовании специального резервного фонда для накопления денежных средств на капитальный ремонт дома, в связи с чем, в ПАО «Сбербанк России» открыт специальный счет № для сбора средств в качестве взносов на капитальный ремонт МКД.
Денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт принадлежат на праве собственности всем собственникам помещений многоквартирного дома (ч. 1 ст. 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, задолженность по взносам на капитальный ремонт может быть взыскана только на тот счет, на котором формируется фонд капитального ремонта многоквартирного дома.
Поскольку взносы на капитальный ремонт не являются платой за оказанные услуги, выполненные работы, а направлены на аккумулирование средств фонда, который является неделимой величиной, взысканием занимается лицо, в текущий момент управляющее домом или иное лицо, специально уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в МКД, каковым является истец по настоящему спору. Нет оснований считать его ненадлежащим истцом по требованиям о взыскании взносов за период до вступления в силу решения об изменении способа формирования фонда.
Ссылка на необходимость соблюдения претензионного порядка в соответствии с положениями ст. 173 ЖК РФ необоснованна, поскольку данная норма регулирует порядок изменения способа формирования фонда капитального ремонта. Кроме того обращение к собственнику о наличии и необходимости погашения задолженности было направлено и получено им.
Таким образом иск с учетом уточнений подлежит удовлетворению за счет ответчиков МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «молодые таланты», МУ СШОР № 8.
Расчет, произведенный истцом, содержится на л.д. 32-35 т. 2 материалов гражданского дела и произведен с учетом периода нахождения имущества у каждого из ответчиков согласно действующим в соответствующий период тарифам.
В пользу истца, уполномоченного на обращение с иском в суд и оплату судебных расходов, подлежат взысканию понесенные им расходы на оплату государственной пошлины (ст.98 ГПК РФ) и услуг представителя (ст.100 ГПК РФ).
Истцом заявлены требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей, представлен договор на предоставление юридических услуг от 9.08.2019 года, расписка Соколовой Л.А. (л.д. 29-31 т.1).
С учетом требований разумности, справедливости, возражений ответчика о завышенном размере расходов на оплату услуг представителя, сложностью и длительностью спора, суд полагает возможным взыскать в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 13 000 рублей.
Из общего размера задолженности по взносам (143 244,71) 33,3 % (47 761 рубль 81 коп.) удовлетворено за счет МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Молодые таланты»,66,7%- за счет ответчика –МУ СШОР № 8.
Истцом оплачена государственная пошлина в размере 4064,89 рублей, из которых 1353,61 (33,3%) подлежат взысканию в МОУ ДОД «Центр «Молодые таланты», а оставшаяся часть- 2711,28- за счет МУ СШОР № 8.
Расходы по оплате услуг представителя в размере 13000 рублей подлежат взысканию следующим образом. С ответчика МО ДОД «Центр Молодые таланты» в размере -4329 рублей, с МУ СШОР № 8- 8671 рубль.
Поскольку судом иск удовлетворен за счет двух вышеуказанных ответчиков, в иске к Департаменту имущественных и земельных отношений следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр «Молодые таланты» задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 47 761 рубль 81 коп. за период с сентября 2017 года по 12.06.2018 года с перечислением указанных денежных средств на специальный банковский счет №, открытый в ПАО «Сбербанк России» для формирования и использования фонда капитального ремонта многоквартирного дома <адрес>.
Взыскать с муниципального учреждения спортивная школа олимпийского резерва № 8 задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 95 482 рубля 90 коп. за период с 13.06.2018 года по октябрь 2019 года с перечислением указанных денежных средств на специальный банковский счет №, открытый в ПАО «Сбербанк России» для формирования и использования фонда капитального ремонта многоквартирного дома <адрес>.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр «Молодые таланты» в пользу Воронцовой Веры Владимировны расходы по уплате государственной пошлины в размере 1353 рублей 61 коп., расходы на оплату услуг представителя- 4329 рублей.
Взыскать с муниципального учреждения спортивная школа олимпийского резерва № 8 в пользу Воронцовой Веры Владимировны расходы по уплате государственной пошлины в размере 2711 рублей 28 коп., расходы на оплату услуг представителя- 8671 рубль.
В иске к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Рыбинск- отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированном виде.
Судья А.В. Абсалямова