НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Рыбинского городского суда (Ярославская область) от 09.09.2020 № 12-300/20

Дело № 12-300/2020

76RS0013-01-2020-001915-74

РЕШЕНИЕ

9 сентября 2020 года город Рыбинск

Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Сизова В.В.,

с участием:

защитника Беляевой Елены Анатольевны – Корякова Евгения Владимировича,

представителя Управления Федерального казначейства по Ярославской области Сидневой Наталии Николаевны,

рассмотрев жалобу Беляевой Елены Анатольевны на постановление Управления Федерального казначейства по Ярославской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера Управления строительства Администрации городского округа город Рыбинск Беляевой Елены Анатольевны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Управления Федерального казначейства по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер Управления строительства Администрации городского округа город Рыбинск Беляева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Беляева Е.А. обратилась в Рыбинский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.

В судебном заседании защитник Беляевой Е.А. – Коряков Е.В. доводы жалобы поддержал, полагал, что поскольку искажение бюджетной отчетности было незначительным, возможно переквалифицировать действия Беляевой Е.А. по ч.2 ст. 15.15.6 КоАП.

Представитель Управления Федерального казначейства по Ярославской области Сиднева Н.Н. просила постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя Управления Федерального казначейства по Ярославской области, изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к скудеющим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Инструкция 157н).

Согласно пункта 3 раздела 1 Инструкция № 157н при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование; бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета в обозримом будущем; данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - событие после отчетной даты); в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую.

Согласно пункту 351 Инструкции 157н счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств» предназначен для учета имущества, за исключением денежных средств, полученного учреждением в качестве обеспечения обязательств (залог), а также иных видов обеспечения исполнения обязательств (поручительство, банковская гарантия и т.д.). Принятие к забалансовому учету имущества осуществляется на основании оправдательных первичных учетных документов в сумме обязательства, в обеспечении которого получено имущество.

В соответствии с абзацем 2 пункта 351 Инструкции от 01.12.2010 № 157н принятие банковской гарантии на забалансовый счет 10 производится в сумме обязательства, в обеспечение которого предоставлена банковская гарантия.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Статьей 264.1 БК РФ, предусмотрено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетный учет представляет собой упорядо4епную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.

В соответствии со статьей 264.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно статьи 14 Закона о бухгалтерском учете в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности входит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним.

Годовая бюджетная отчетность составляется в порядке, установленном Инструкцией «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция №191н).

Пунктом 7 Инструкции № 191н предусмотрено, что бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и других регистров бюджетного учета.

Согласно пункту 20 Инструкции № 191н Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (Справка в составе Баланса (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам: счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств» в разрезе видов обеспечения (задаток, залог, банковская гарантия, поручительство, иное обеспечение) (коды строк 100 - 105).

Часть 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно примечанию к указанной статье под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов.

Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо с ненадлежащим исполнение своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Управление строительства Администрации ГО г. Рыбинск является получателем средств федерального бюджета и создано в целях решения вопросов местного значения, относящихся к ведению Администрации в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства для муниципальных нужд в рамках адресной инвестиционной программы и улучшения жилищных условий граждан (статья 35 Устава городского округа город Рыбинск).

В рамках муниципальных программ «Развитие водохозяйственного комплекса городского округа город Рыбинск», утвержденных Постановлениями Администрации городского округа город Рыбинск от 28.08.2019 № 2224, от 27.08.2018 Управлением был заключен муниципальный контракт ДД.ММ.ГГГГ между Управлением строительства Администрации ГО г. Рыбинск и ООО
«Управляющая компания Авторейс» на выполнение комплекса работ по
организации строительства объекта капитального строительства «<адрес>

Обеспечение исполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ предусматривалось в виде безотзывной банковской гарантии от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Срок действия данной банковской гарантии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Беляева Е.А. являясь главным бухгалтером Управления строительства Администрации ГО г. Рыбинск, в должностные обязанности которого входит осуществления контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдением технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота, обеспечение формирования и своевременного предоставления полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности Управления (пункт 4.7, пункт 4.8 должностной инструкции), прием годовых и текущих бухгалтерских отчетов и финансовых планов от подведомственных предприятий, составление сводной отчетности и предоставление ее в соответствующие органы (п.4.12 должностной инструкции), т.е. должностным лицом ответственным за предоставление бюджетной отчетности, находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес>, не поставила в 2019 году на учет банковскую гарантию от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей и предоставила недостоверную бюджетную отчетность главному распорядителю по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, тем самым не проявила должную степень заботливости и осмотрительности и не предприняла всех мер для выполнении своих должностных обязанностей в сфере осуществления контроля и учета хозяйственных операций, для соблюдения требований бюджетного законодательства и бухгалтерского учета, чем нарушила требования статей 162, 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13, статьи 14 Закона о бухгалтерском учете, пункта 3 раздела 1 Инструкции № 157н.

Не отражение надлежащим образом в бюджетном учете на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» и отчетности в форме (ф. 0503130) «Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах» в составе «Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» на 01.01.2020г. является нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и заключается в 100% искажении показателя «строки 103» бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении: <данные изъяты> руб., поскольку указанная строка содержит значение «0,00».

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, в действиях Беляевой Е.А. установлен, ее действия квалифицированы правильно, оснований для переквалификаций по ч.2 ст.15.15.6 КоАП РФ не имеется.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что допущенное нарушение устранено. Согласно представленной Управлением карточке счета 10 «Обеспечение исполнения обязательств» за 2019 год банковская гарантия по контракту от ДД.ММ.ГГГГ поставлена ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Как указано в Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, институт освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения направлен на избежание чрезмерного ограничения прав и законных интересов граждан и юридических лиц при назначении административного наказания. Использование этой возможности не зависит от вида (состава) совершенного административного правонарушения и распространяется на случаи, когда действие или бездействие физического или юридического лица, формально содержащее все признаки состава административного правонарушения, фактически - с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, размера вреда и тяжести вредных последствий - не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что позволяет компетентному субъекту административной юрисдикции освободить физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием

Таким образом, основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Таким образом, принимая во внимание, что Беляевой Е.А. приняты все зависящие от нее меры по устранению допущенного нарушения, учитывая объект посягательства, причины и условия, способствующие совершению правонарушения, характер правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также то обстоятельство, что выявленное нарушение на момент рассмотрения дела устранено и правонарушением существенный вред охраняемым правоотношениям не причинен (нарушение не оказало влияние на финансовое состояние и деятельность Управления, на исполнение контракта), суд делает вывод о малозначительности совершенного административного правонарушения.

При таком положении, на основании ст. 2.9. КоАП РФ суд освобождает правонарушителя от административной ответственности и ограничивается в отношении него устным замечанием.

Руководствуясь статьями 30.2-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Отменить постановление Управления Федерального казначейства по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении главного бухгалтера Управления строительства Администрации городского округа город Рыбинск Беляеву Елену Анатольевну к административной ответственности по ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера Управления строительства Администрации городского округа город Рыбинск Беляевой Елены Анатольевны прекратить в связи с малозначительностью совершенного деяния, ограничиться устным замечанием.

Решение вступает в законную силу с момента принятия.

Судья В.В. Сизова